Причины аварий и эффективные способы ликвидации нефтеразливов - Энергетика и промышленность России - № 03-04 (311-312) февраль 2017 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/311-312/7704271.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 03-04 (311-312) февраль 2017 года

Причины аварий и эффективные способы ликвидации нефтеразливов

Согласно статистике ежегодно растет число аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. По информации «Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса», только за 2015-й год в России произошло более 10 000 эпизодов. Одной из основных причин называют изношенность оборудования – на сегодняшний день 60% нефтепроводов требуют замены, но так как это является дорогостоящей инициативой, то километры новой инфраструктуры появляются катастрофически медленно.

Законопроект об административной ответственности. Штрафы за нарушение

Решить проблему нефтеразливов можно только с помощью повышения штрафных санкций вдвое – считают некоторые эксперты. Идея проста – сделать так, чтобы компаниям было дешевле предупреждать аварии (заменяя инфраструктуру), чем ликвидировать последствия и оплачивать штрафы. По заявлению пресс-секретаря Минприроды Николая Гудкова, нужно изменить правила эксплуатации на объектах и ужесточить административную ответственность. Уже подготовлены поправки к КоАП и закону «Об охране окружающей среды», согласно которым работы по добыче и транспортировке нефти (на море и на суше) должны проводиться исключительно в соответствии с Планом по предупреждению и ликвидации нефтеразливов. В случае отсутствия и невыполнения Плана нарушителям будут грозить штрафы: от 100 до 300 тысяч рублей – юридическим лицам (либо приостановление работ на срок до 90 суток). При повторном нарушении – от 150 до 500 тысяч рублей. Также за непредоставление либо предоставление в органы госэконадзора недостоверных сведений о нефтеразливах будут налагаться санкции в размере от 150 до 500 тыс. рублей, за повторное нарушение – от 300 тыс. до 1 млн. рублей. Законопроект еще находится на стадии рассмотрения, однако у него есть все шансы быть принятым Госдумой и одобренным Советом Федерации.

Эффективная ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов

Следует отметить, что Росприроднадзор совместно с Ростехнадзором разрабатывают совместный план экспертизы технического состояния объектов транспортировки и перекачки нефти, а также проверку соблюдения учетной дисциплины, предоставления соответствующей информации и принятия иных мер. Усиление административной ответственности – также является одним из ключевых пунктов документа. План по предупреждению и ликвидации нефтеразливов предполагает оснащенность и постоянную готовность аварийно-спасательных групп. Для проведения эффективных работ в таких ситуациях существует четкий запротоколированный сценарий действий бригады ЛАРН.

Общий план ликвидации разлива на воде

1. Для предотвращения распространения нефти и нефтепродуктов зона разлива купируется бонами. Если есть угроза пожара, то место загрязнения заливают, чтобы перекрыть доступ кислорода.



synergysorb_1.jpg


Проведение полевых испытаний сорбента для нефтепродуктов SynergySorb™ и сорбирующих изделий на его основе.



 
2. С помощью скиммера убирают основную часть нефти.

synergysorb_2.jpg





3. Финальный этап – очистка при помощи сорбента. Это могут быть маты, подушки, боны на базе древесного лигнина, сорбирующий порошок. Такие сорбирующие изделия оптимальны для ликвидации водного загрязнения.

Преимущества гидрофобных матов:
а) Скорость поглощения жидких нефтепродуктов (бензин, дизтопливо, керосин) – считанные секунды; на сорбцию более густых нефтепродуктов (сырая нефть, машинное масло) необходимо 20 секунд.
б) долго держатся на плаву – более 5 суток.


synergysorb_3.jpg


Изделия приобретают характерный коричневый цвет, что означает – сорбент впитал углеводород. Изначально цвет – светлый, как у объекта справа.  




synergysorb_4.jpg


Проведенные испытания показали, что мат при исходном состоянии в 5,8 г., в насыщенном состоянии набрал 19,7 кг., то его сорбционная емкость составила 3,4 кг/кг (или 340%). Стандартный мат (4 кг) в нефтенасыщенном состоянии имеет вес 14 кг., то есть его нефтеемкость достигает 350%.



Опыт показал, что ни одно механическое устройство не может на 100% очистить воду, загрязненную нефтью. Другой результат демонстрируют боны с адсорбентом, которые позволяют практически полностью устранить углеводород с водной глади.

Поэтому такие сорбенты как, например, SynergySorb можно применять не только в качестве основного инструмента очистки ЛАРН, но и для доочистки зоны разлива.

Что очень важно – при проверке нормы ПДК после очистки адсорбентом не будет выявлено превышений. В ходе рекультивации пораженный загрязнением грунт смешивается с сорбентом на базе древесного лингина – таким образом, запускается естественная регенерация почвы.

Учитывая частотность аварийных эпизодов и масштабы разливов в последние годы, компании-поставщики должны быть готовы оперативно предоставить резервный запас сорбента, оптимальный срок – в течение 1-3 суток.

synergysorb_5.jpg




4. Утилизация – острый вопрос для многих компаний. Как правило, период биодеградации углеводородов у многих отработанных сорбентов – от полугода и более (для тех, что предполагают био- и термодеструкцию). Но при таком сроке получается, что загрязнение никуда не устранено, и, по сути, насыщенный сорбент выступает в качестве загрязнителя, только в другом форма-факторе. В этом случае есть опасность превышения ПДК по газообразным выбросам в процессе сжигания.

В отличие от своих аналогов нефтенасыщенный сорбент на основе древесного лигнина – пример «зеленой технологии», не дает превышения ПДК, его можно сжигать даже на открытом воздухе и без применения дорогостоящих устройств.

Для сокращения количества аварийных ситуаций и минимизации вреда от нефтеразливов необходимо, чтобы комплексно сработали два направления. Первое (на законодательном уровне) – это утверждение поправок, увеличивающих ответственность за аварийные нефтеразливы. Второе направление – принятие всех необходимых превентивных мер и применение наиболее действенных методов ликвидации.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 03-04 (311-312) февраль 2017 года:

  • МРСК Северо-Запада добилась блокировки сайтов, рекламирующих энерговоровство
    МРСК Северо-Запада добилась блокировки сайтов, рекламирующих энерговоровство

    В конце прошлого года специалисты «Новгородэнерго» – филиала МРСК Северо-Запада (дочерней компании ПАО «Россети»), обратили внимание прокуратуры Новгородской области на активность интернет-ресурсов, провоцирующих граждан на незаконные действия. ...

  • Лучшее освещение с меньшими затратами
    Лучшее освещение с меньшими затратами

    ООО «Краснокамский ремонтно-механический завод» заключил энергосервисный контракт на модернизацию системы освещения с ПАО «Пермэнергосбыт» сроком на 2 года. ...

  • Курс на энергосбережение в ЖКХ
    Курс на энергосбережение в ЖКХ

    Представители регионов и эксперты в области энергосбережения и жилищно-коммунального хозяйства встретятся в апреле в Санкт-Петербурге на Всероссийском совещании по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в сфере ЖКХ, чтобы обсудить проблемы отрасли, рассмотреть последние изменения в законодательстве, обменяться опытом и практикой успешно реализованных проектов. (На фото – глава оргкомитета совещания, генеральный директ...

  • Забайкалье подключается к Солнцу
    Забайкалье подключается к Солнцу

    В приграничном поселке Забайкальского края заработала гибридная установка на основе возобновляемого источника энергии – солнечной генерации. ...

  • Причины аварий и эффективные способы ликвидации нефтеразливов
    Причины аварий и эффективные способы ликвидации нефтеразливов

    Согласно статистике ежегодно растет число аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. По информации «Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса», только за 2015-й год в России произошло более 10 000 эпизодов. Одной из основных причин называют изношенность оборудования – на сегодняшний день 60% нефтепроводов требуют замены, но так как это является дорогостоящей инициативой, то километры новой инфраструктуры ...