УК об аспектах ЖКХ - Энергетика и промышленность России - № 01-02 (309-310) январь 2017 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/309-310/6232110.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 01-02 (309-310) январь 2017 года

УК об аспектах ЖКХ

Известно, что в последнее время появились изменения в правилах оплаты услуг ЖКХ. Некоторые из них вызывают у потребителей непонимание и протесты.

Так, постановление правительства от 6 мая 2011 года № 354 усложнило расчет затрат на перечисленные коммунальные услуги, которые до этого учитывались проще. А чего стоит попытка ввести в оплату за отопление жилых помещений двухставочный тариф вместо одноставочного? К счастью, она не осуществилась. Вспомним также неудавшуюся попытку ввести с 1 июля 2014 года либерализацию оплаты потребленной электроэнергии в жилых домах. Не оправдал себя и эксперимент по вводу с 1 июля 2016 года социальной нормы на потребление электричества в жилом секторе. Есть и другие идеи, целесообразность и экономичность аврального внедрения которых вызывает сомнение.

Об этом мы побеседовали с генеральным директором управляющей компании ООО «Строитель» (Санкт-Петербург) Светланой Платоновой.

– Светлана Геннадьевна, одним из самых дорогих видов коммунальных услуг остается отопление. Еще в 2014 году в публикации «ЭПР» (№ 10 (246)) «Отопительные игры» было показано, что в двух случаях из восьми наблюдалось превышение расхода тепла по узлу учета к нормативу. В представленных вами данных по сравнительному расходу тепловой энергии за отопительные периоды 2014‑2015 и 2015‑2016 годов (без данных по декабрю 2016 года) для пяти домов наблюдается такая картина: 2014‑2015 – превышение по нормативу от 1,04 до 1,35 раза для пяти домов, 2015‑2016 – превышение по нормативу от 1,09 до 1,24 раза для трех домов и фактическое превышение по узлу учета 1,05 и 1,07 для двух домов. С чем это связано?

– Представленная по пяти домам (в которых общедомовые приборы учета тепловой энергии обычные, без автоматического погодного регулирования) и имеющаяся по другим домам статистика показывает, что расход тепловой энергии на отопление по прибору учета близок или процентов на 5‑7 ниже норматива (в отопительный период 2014‑2015 года). По некоторым домам в отопительный период 2015‑2016 года ситуация изменилась, что обусловлено изменением в Санкт-Петербурге самих нормативов на отопление (их снижением). Однако при этом фактические расходы тепловой энергии остались на прежнем уровне, то есть наличие общедомового прибора учета оказалось не всегда выгодным для жителей дома. В отопительный период 2016‑2017 года ситуация снова изменилась, так как в отсутствие общедомового прибора учета тепловой энергии на отопление и при наличии технической возможности его установки ресурсо­снабжающие организации вправе применять при расчетах за тепло повышающие коэффициенты. Наличие общедомового прибора учета теперь стало выгодным для жильцов.
Следует обратить внимание, что наличие или отсутствие общедомового прибора учета само по себе не гарантирует экономии тепловой энергии. Прибор учета – это измерительный прибор, задача которого – зафиксировать объем. Экономия тепловой энергии обеспечивается за счет проведения определенных и всем известных мероприятий: замены дверных и оконных заполнений на энергоэффективные; утепления фасадов; замены инженерных коммуникаций; установки прибора учета с автоматическим погодным регулированием. Таким образом, установка приборов учета в наших домах позволила ресурсоснабжающим организациям получить фактические, а не нормативные (расчетные) данные об объеме тепловой энергии, отпускаемой ими потребителям.

– В вашем ответе прозвучало, что ресурсоснабжающие организации вправе при расчетах за тепло применять повышающие коэффициенты. На основании чего?

– Постановления правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года № 603 «О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг». В нем отмечается, что в случае наличия технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии определяется при осуществлении оплаты в течение отопительного периода с учетом повышающего коэффициента. В 2016 году его величина составляла 1,4, а с 1 января 2017‑го стала равна 1,5.

– Какова, на ваш взгляд, цель применения таких повышающих коэффициентов?

– Это стимул для установки приборов учета коммунальных ресурсов – как общественных, так и индивидуальных.

– Расскажите, пожалуйста, о порядке оплаты за коммунальные ресурсы, идущие на общедомовые нужды.

– Действительно, до вступления в силу постановления правительства № 354 от 6 мая 2011 года расходы (я бы не сказала, на общедомовые нужды, а на технологические нужды – освещение, уборку мест общего пользования, расходы воды на технологические нужды, например промывку) были учтены в плате за содержание общего имущества дома. Со вступлением этого постановления в силу появилось понятие «коммунальные услуги на общедомовые нужды». Но это фактически арифметическая разница между показаниями общедомового прибора учета коммунального ресурса и расходом в жилых (нежилых) помещениях. И она включает в себя не только расходы на технологические нужды, а в большой степени погрешности, обусловленные разными факторами. Это погрешность всех приборов учета – общедомовых и квартирных; отсутствие синхронности в снятии показаний с общедомовых и квартирных приборов учета; возможность расчета расхода коммунальных услуг «по среднему», предусмотренная постановлением № 354; расчет по нормативам в квартирах без счетчиков и т. п.

Все это создает ситуацию, когда расход на общедомовые нужды превышает установленный норматив, а в отдельные месяцы, наоборот, показания общедомового счетчика оказываются меньше, чем потребление коммунального ресурса в жилых (нежилых) помещениях. Ведь в доме не могут потребить коммунального ресурса больше, чем показал общедомовый счетчик. Этим подтверждается, что по постановлению № 354 общедомовые расходы – это арифметическая разница, размер которой обусловлен многими факторами. Конечно, он может быть обусловлен и плохим состоянием инженерных сетей (протечки) в аварийных домах или в домах, где плохо работают управляющие компании. На мой взгляд, ввод постановления правительства № 354 должен был в определенной степени простимулировать в том числе и УК к повышенному контролю за расходом коммунальных ресурсов. Но сделано это неудачно. В конце 2016 года уже вышли изменения в законодательстве (постановление № 1498 от 26.12.2016), согласно которым расходы на общедомовые нужды должны быть снова включены в расходы на содержание общедомового имущества. Это, на мой взгляд, должно упростить порядок расчетов для граждан и при этом по‑прежнему стимулировать УК к сбережению коммунальных ресурсов, так как каждая УК должна «уложиться» в установленные нормативы расходов коммунальных ресурсов на общедомовые нужды. Как это будет работать, мы увидим. Нас сейчас волнует вопрос правильного расчета и установления обоснованного норматива.

– Светлана Геннадьевна, каково ваше мнение об идее перехода на оплату по отдельным квитанциям непосредственно ресурсоснабжающим организациям, без компаний-посредников?

– Для честно работающих управляющих компаний это плюс, в первую очередь потому, что примерно 65 % в стоимости квартирной платы – это именно коммунальные услуги, которые не идут на обслуживание дома. УК – посредник, который только собирает и перечисляет деньги в ресурсоснабжающие организации. При этом долги граждан полностью «повисают» на плечах управляющих компаний. Это создает дополнительные риски в непосредственной деятельности УК по обслуживанию домов. Чего стоит только тот факт, что УК, ТСЖ, ЖСК должны проводить досудебную и судебную работу с собственниками и нанимателями каждой конкретной квартиры, взыскивая, а во многих случаях и не взыскивая за неимением у должника денежных средств, долги по копеечке, при этом отдавая ресурсо­снабжающим организациям долги полновесным рублем (или миллионами рублей) по одному-единственному иску, поданному ресурсоснабжающей организацией (РСО) против УК, ТСЖ, ЖСК.

Для «нечестно» работающих управляющих компаний, в случаях когда деньги граждан за коммунальные услуги попадают не по назначению, переход на прямые платежи – это минус. В этом случае, на мой взгляд, уже сами ресурсо­снабжающие организации заинтересованы в переходе на прямые платежи.

– Расскажите о работе ООО «Строитель» и его планах.

– Мы, как и другие серьезные и честные управляющие компании, хотим работать не один год. Поэтому нам желательно получить определенную стабильность в нормативной базе, регулирующей порядок расчетов за коммунальные платежи, которые исключали бы необоснованные убытки у УК; упростить и четко определить ответственность ресурсосберегающих организаций за качество поставляемых коммунальных ресурсов; получить определенность в требованиях к деятельности УК, а именно четко определить не только обязанности и ответственность, но и права УК. Например, купив машину в автосалоне, в случае ее угона мы не идем в автосалон и не требуем выдать вторую, не так ли? А с УК зачастую возникает ситуация, что работа выполнена, сдана, завтра кто‑то сломал, испортил, а послезавтра – УК получила штраф за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Вообще, если углубляться в эту тему, то это отдельный разговор, длительный и большой.

Наши планы – постараться в сложных экономических условиях повышать уровень обслуживания домов в нашем управлении.

УК об аспектах ЖКХ

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 01-02 (309-310) январь 2017 года:

  • Сбыт по расчету
    Сбыт по расчету

    Сбытовой бизнес в электроэнергетике сегодня вызывает много вопросов. Основной и наиболее частый из них – это значительные неплатежи, объемы которых неуклонно растут. ...

  • В Минэнерго подвели итоги работы Совета по профквалификациям в энергетике
    В Минэнерго подвели итоги работы Совета по профквалификациям в энергетике

    В Министерстве энергетики РФ подведены предварительные итоги работы Совета по профессиональным квалификациям в электроэнергетике в 2016 году. На повестке дня – вопросы развития профессионального образования в отрасли, задачи Экспертно-методического центра при ЭСПК, планы на 2017 год. ...

  • Трансформация неизбежна
    Трансформация неизбежна

    Эксперты выяснили, кого коснется реформа энергоаудита и почему предыдущий опыт оказался неудачным. ...

  • Конвертировать специфику в преимущество
    Конвертировать специфику в преимущество

    В селе Менза Красночикойского района Забайкальского края 26 января открыли первую на территории края гибридную дизель-солнечную энергоустановку. ...

  • Точки силы
    Точки силы

    Карта объектов, оснащенных оборудованием «Силовых машин», поражает своими масштабами и охватывает буквально весь мир: Россия, Европа, Азия, Африка, Латинская Америка… ...