16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/292/1645921.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 08 (292) апрель 2016 года

Сколько стоит надежность?

Выставки и конференции Елена ВОСКАНЯН

Минэкономразвития России выступило с инициативой создания совета по надежности и развитию энергосистемы

ЧТО: конференция «Формирование стратегии развития электроэнергетики» в рамках Недели российского бизнеса Российского союза промышленников и предпринимателей.
ГДЕ: Москва, гостиница «Ритц-Карлтон» (Тверская ул., 3).
СОСТОЯЛОСЬ: 26 марта 2016 года.

Проблем в российской энергетике немало: несовершенство нормативно-правовой базы, профицит мощности, обеспечение надежности поставок, снижение издержек и себестоимости производства. Чтобы решить эти и другие задачи, необходимо, прежде всего, сбалансировать интересы генерации, инфраструктурных организаций, регулятора и бизнеса. Кроме того, сообща можно выстроить приемлемую и эффективную модель взаимодействия бизнеса и власти по регулированию вопросов надежности и безопасности, принимаемых системных решений. К такому выводу пришли участники конференции «Формирование стратегии развития электроэнергетики», организованной Комитетом по энергетической политике и энергоэффективности Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), Комиссией РСПП по ЖКХ и ассоциацией «Совет производителей энергии».


В поисках баланса

За последние шесть лет объем электропотребления в нашей стране вырос на 10 процентов. При этом коэффициент использования мощности сократился с 53 до 47 процентов. Наблюдается серьезный дисбаланс избытка мощности системы, который, в зависимости от территории, колеблется от 17 до 32 процентов.

Еще одна существенная проблема отрасли – вынужденная генерация за пять лет привела к двукратному росту издержек, которые приходится компенсировать конечным потребителям. Только в 2015‑м на них было переложено 19 миллиардов рублей дополнительной нагрузки.

– В ситуации, когда определенные нормативно-правовые акты еще больше расширяют полномочия федеральных органов исполнительной власти и Системного оператора с точки зрения регулирования вопросов надежности, качества, перспективного развития, издержки на эти мероприятия ежегодно превышают 100 миллиардов рублей. Это серьезная нагрузка на систему, заставляющая задуматься: правильный ли вектор нами выбран, – заявил директор Департамента государственного регулирования тарифов Министерства экономического развития РФ Ярослав Мандрон.

Он обратил внимание, что сегодня участники рынка фактически не имеют возможности участвовать в выработке решений по перспективному развитию энергосистемы, в том числе в части нормативного и технического регулирования отрасли.

– Мы часто слышим, что краеугольным камнем всей системы является вопрос безопасности, но его нередко путают с вопросом надежности. С нашей точки зрения, надежность в большей степени подразумевает качество товара, за который платит потребитель. В данном случае – электроэнергии. В энергосистеме нужно найти баланс между необходимым уровнем качества и стоимостью электроэнергии. Действующая сегодня модель устарела, требует пересмотра и актуализации, и нам представляется правильным создание некоммерческого партнерства совета по надежности и развитию энергетической системы как инструмента прозрачной современной системы нормативного регулирования в электроэнергетике, – отметил спикер.

Новая модель, считают в Мин­экономразвития, будет представлять собой баланс интересов, где недопустимо доминирование одного из участников процесса. Данная площадка должна быть максимально публичной, чтобы каждый из участников отрасли мог обозначить свою позицию, высказать замечания по тому или иному вопросу, что впоследствии позволит принять взвешенные решения и определить ресурсы для достижения результата. Еще один важный аспект – необходимость создания механизма обязательного согласования с данной площадкой решений, в том числе по вопросам перспективного и технического регулирования, до окончательного их принятия.

– Мы считаем этот инструмент жизнеспособным, поскольку есть положительный пример ассоциации «НП «Совет рынка», помогающей принимать более качественные решения, да и отрасль готова перейти к более сложной модели организации процессов, – подчеркнул господин Мандрон. – Вопросы, обсуждаемые нами сегодня, не уникальны – в большинстве отраслей те же проблемы – часто регулятор принимает решение по надежности в ущерб экономической целесообразности. Отсутствие баланса между решениями регулятора и имеющимися потребностями рынка по всем отраслям ежегодно обходится государству в круглую сумму, превышающую триллион рублей. Поэтому в будущем опыт электроэнергетического рынка можно будет транслировать и на другие отрасли.


Добрые ли побуждения?

Не все участники дискуссии поддержали идею Минэкономразвития о создании площадки, на которой осуществлялось бы госрегулирование вопросов надежности и безопасности.

– Хорошо, что Минэкономразвития поднимает разговор об эффективности, надежности, снижении давления на экономику, но не хотелось бы, чтобы эта инициатива, которая вроде бы идет из добрых побуждений, превратилась в очередную кампанию по снижению тарифа, – говорит генеральный директор ОАО «Э. ОН Россия» Максим Широков. – Непреложный факт – цены на электроэнергию в конкурентных областях, имею в виду рынок на сутки вперед, балансирующий рынок, растут ниже, чем цены на топливо. Поэтому говоря об обуздании тарифов, нужно смотреть на ситуацию в комплексе. Да, за последние годы сделано многое: работает Совет рынка, появился долгосрочный КОМ, но одновременно с этим очевидным фактором появляется все большее желание регулятора в широком смысле слова участвовать в технической стороне жизни генерирующих компаний. На фоне декларации верховного руководства страны о необходимости сокращения расходов стало проводиться все больше проверок, и система штрафов становится все более жесткой. Но это не поможет вернуть деньги в отрасль, которые уходят в том числе из‑за ситуации с неплатежами. Мы и так знаем все имеющиеся проблемы и по мере возможности стараемся принимать участие в их решении, поэтому создавать еще одну площадку не имеет смысла, нужно использовать уже имеющиеся и зарекомендовавшие себя площадки.

Заместитель председателя правления ОАО «СО ЕЭС» Андрей Полоус добавил: прежде чем создавать подобную структуру, нужно четко обозначить ее задачи и функционал. Одно дело, если она будет отвечать за выработку общих стратегических направлений развития отрасли, но если целью ее создания станет оперативный контроль действий Минэнерго и Системного оператора, это приведет к коллапсу.

Неоднозначное мнение у исполнительного директора проектной группы «Открытое правительство» Некоммерческого фонда Аналитический центр «Форум» Игоря Шленского:

– Учитывая, с какой настойчивостью Минэнерго и Системный оператор пытаются не слушать экспертное сообщество, то, конечно, чтобы услышать друг друга, такая площадка нужна. За последние полтора года нами было направлено несколько писем на разные адреса в Минэнерго и аппарат правительства, на совещаниях у вице-премьеров звучали рекомендации ведомству и Системному оператору прислушаться к замечаниям экспертов и ответить на них, – комментирует он. – Сегодня мы видим продвижение понятия «надежность» и инициативу по созданию группы для управления ею, однако до сих пор не имеем четкого определения надежности, и каждый подразумевает под этим термином то, что хочет. На мой взгляд, общая площадка должна быть. Мы обсудим с коллегами, где она должна быть: на базе совета по надежности или на базе совета рынка, главное, чтобы нам действительно удалось выстроить диалог, в котором бы учитывались аргументы разных сторон, в том числе экспертного сообщества, и они не были, как сейчас, голосом вопиющего в пустыне.



На что собираемся тратить?
Возвращаясь к вопросу обеспечения надежности, Андрей Полоус подчеркнул: любая надежность стоит определенных денег, и, желая обеспечить в отрасли абсолютную надежность, нужно понимать, сколько финансовых вложений на это потребуется.

– Снижение надежности приведет к останову предприятий, без электроснабжения могут остаться социально значимые объекты – больницы, детские сады, образовательные учреждения. Будучи Системным оператором, мы в полной мере осознаем лежащую на нас ответственность, – подчеркнул господин Полоус. – Когда существовало РАО ЕЭС России, было много внутренних регламентов и нормативных документов, регулировавших систему надежности в электроэнергетике. После ликвидации РАО ЕЭС России многие документы утратили силу, что привело к определенному провалу в отрасли. В электроэнергетике нужны новые документы, регламентирующие требования, в том числе к генерирующим и сетевым компаниям, Системному оператору. Сегодня, принимая те или иные технологические решения, связанные со спецификой работы оборудования, мы вынуждены доказывать их обоснованность. Мы уже выступали с предложением к Минэнерго о необходимости выпуска правил технического функционирования электроэнергетической системы.

В ходе конференции прозвучали разные суждения относительно обсуждаемого вопроса. Выслушав коллег, заместитель генерального директора по операционной деятельности – главный инженер ОАО «Фортум» Парвиз Абдушукуров развел руками:

– Говоря о надежности, мы подразумеваем способность энергосистемы обеспечивать бесперебойным электроснабжением потребителя в заданных параметрах. Статистика последних лет доказывает, что система работает достаточно надежно. Так на что в таком случае мы собираемся потратить деньги, говоря об увеличении и улучшении надежности?! Важно, чтобы вложенные средства уходили не в воздух, давали реальный эффект в виде повышения надежности. Другой вопрос – откуда взять эти деньги? Опять с потребителя?


Два разных пути

Ежегодно в России увеличивается число источников генерации, собственниками которых зачастую становятся частные компании, не всегда готовые слаженно работать в рамках Единой энергетической системы – они сами решают, когда им работать, на какую нагрузку и для какого потребителя. Можно сказать, мы становимся свидетелями трансформации ЕЭС, которая когда‑то задумывалась именно как целостная система, работающая с максимальным экономическим эффектом, обеспечивающая высокий уровень надежности электроснабжения и минимизацию стоимости электроэнергии для конечного потребителя.

Эту проблему поднял заместитель председателя правления ассоциации «НП Совет рынка» Владимир Шкатов. Он напомнил: в 30‑е годы прошлого века в нашей стране впервые начали создаваться комплексы – пока еще не энергосистемы, а линии электропередачи от станций к потребителям. Спустя двадцать пять – тридцать лет, когда число комплексов увеличилось, начали появляться первые энергосистемы. На Западе выстраивалась другая схема – источники генерации работали по параллельной схеме. Наши же пришли к выводу, что работа в рамках ЕЭС эффективнее.

– С появлением большого количества источников генерации, в том числе объектов малой энергетики, не все из которых готовы интегрироваться в Единую энергосистему, принимая условия регулятора, мы оказались перед непростым выбором, – комментирует спикер. – Нам придется организовать параллельную работу разных источников генерации, как частных, так и государственных, основанную на принципах равенства: собственник вправе принимать решения о работе в ЕЭС или вне ее либо попробовать объединить системные эффекты на базе ЕЭС, заложенной нашими предками. Перед нами два разных пути развития. Какое бы мы ни приняли решение, оно должно быть взвешенным и обдуманным, торопиться в этом вопросе не стоит, поскольку надежность в каждой из этих систем будет разной.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 08 (292) апрель 2016 года:

  • Новые рецепты для старых долгов
    Новые рецепты для старых долгов

    Для экономики, особенно если в ней и без того далеко не все благополучно, неплатежи – тяжелое заболевание. Причем нередко – с серьезными осложнениями. ...

  • Дурной глаз
    Дурной глаз

    Выражение «словно сглазили» знакомо, пожалуй, каждому. Приписывать тотальные неудачи и череду болезней сглазу и порче люди начали с незапамятных времен. ...

  • Испытания доступны всем

    В России потребности в испытаниях высоковольтного оборудования удовлетворены лишь наполовину....

  • Рынок интересуется учетом – компании покупают ПО 
    Рынок интересуется учетом – компании покупают ПО 

    Российские предприятия обязаны ежегодно снижать потребление ресурсов на три процента – это стало не просто требованием Закона «Об энергосбережении и энергоэффективности», но и возможностью избежать серьезных сокращений инвестпрограмм, которые за последние два года коснулись многих отечественных компаний. ...

  • Распродажа, или Как ТГК избавляются от неэффективных активов
    Распродажа, или Как ТГК избавляются от неэффективных активов

    Локальные энергообъекты становятся для теплогенерирующих компаний разменной монетой при оптимизации своей работы. ...