16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/291/466005.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 07 (291) апрель 2016 года

Интернет-шопинг: бдительность — прежде всего

Каждый из нас хотя бы раз в жизни пользовался услугами интернет-магазинов.

Подобный шопинг значительно экономит время, позволяет найти оптимальную цену, сравнить понравившийся товар с аналогичным и получить его с доставкой на дом.

Несколько лет я активно пользуюсь услугами российских и зарубежных интернет-магазинов, и мне всегда везло – претензий к приобретаемому товару, будь то бытовая техника или косметика, ни разу не возникло. Именно поэтому, оформляя очередной заказ, я со спокойным сердцем нажала кнопку «подтвердить», не догадываясь, к чему это приведет.


Закон на стороне потребителя

Оформила заказ едва не в полночь, и мне сразу перезвонили: были готовы доставить товар сиюминутно. Наверное, уже в тот момент стоило обратить внимание на чрезмерную настойчивость продавца, но моя бдительность, которая обычно требует сто раз перепроверить информацию о магазине, почитать отзывы и задать тысячу вопросов по товару, уточнив мельчайшие детали, в этот раз «спала».

Электрочайник известной марки я выбрала в подарок, поэтому на высокую цену закрыла глаза. Получая заказ вечером после работы, признаюсь, невнимательно проверила товар и только после ухода курьера обнаружила, что он несколько отличается от заявленного на сайте. Связалась с продавцом и, описав ситуацию, попросила обменять на другой или вернуть деньги, ведь сделка произошла только что. В ответ услышала: мол, данный товар не подлежит обмену и возврату, если что‑то не подошло, это мои проблемы. Замечания о том, что товар приобретен сегодня, в употреблении не был, сохранены бирки и товарный чек, да и стоит он, на минуточку, недешево, не подействовали, как, впрочем, и обещание подать в суд.

В подобной ситуации я оказалась впервые и как действовать дальше не знала. Успокоил знакомый юрист: не огорчайся, направим продавцу претензию, если не отреагирует – подадим в суд, и продавец будет обязан не только вернуть деньги за товар, но и выплатить компенсацию за моральный ущерб, поскольку в данном случае правда на стороне покупателя.

Дело в том, что при покупке товара через интернет действуют несколько иные правила. Согласно закону «О защите прав потребителей», потребитель вправе отказаться от товара, приобретенного дистанционным способом, в любое время до его передачи, после передачи – в течение семи дней. Кроме того, если информация о порядке и сроках возврата товара не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, можно отказаться от него в течение трех месяцев с момента передачи товара. Не буду вдаваться в юридические тонкости, но суть в том, что покупатель вправе вернуть в интернет-магазин даже нижнее белье, если оно не подошло по размеру, расцветке или качеству. Просто не все, включая продавцов, об этом знают.

Чтобы отстоять свои права, мне потребовалось несколько месяцев. В некоторые моменты хотелось опустить руки, однако юрист все‑таки смог урегулировать ситуацию до суда. Поверьте, ни одному продавцу не захочется доводить дело до суда, тем более понимая, что он заведомо нарушил закон.


Скупой платит дважды?

Пообщавшись со знакомыми, выяснила: проблемы при интернет-шопинге возникали у многих. Некоторым, как, например, Юлии, повезло решить вопрос быстро и мирно: «Муж подарил на годовщину свадьбы комплект нижнего белья, приобретенный в интернет-магазине. Правда, с размером ошибся. Зная, что нижнее белье относится к категории «невозвратных» товаров, без особой надежды позвонила в магазин и объяснила ситуацию. Удивительно, но мне пошли навстречу и с легкостью обменяли на другой комплект».

Другая ситуация у Артема: «Решил приобрести новый телефон. Поскольку в обычных магазинах цена значительно выше, выбрал подходящий вариант по интернету. Отсутствие отзывов о магазине меня не насторожило, и за новомодный смартфон я отдал половину месячного оклада. Про гарантию, кстати, не уточнил. Через несколько дней после покупки гаджет стал зависать. Обратился к продавцу с просьбой заменить товар, но мне отказали, якобы все вопросы – к производителю. В итоге я был вынужден обратиться в сервисный центр и заплатить за ремонт нового телефона несколько тысяч. Больше по интернету не покупаю, поскольку скупой платит дважды, да и приобретя товар в обычном магазине, всегда знаешь, с кого можно спросить».

Регулярно заказывает разно­образные товары через интернет и одногруппница Татьяна. Практически всегда она довольна услугами интернет-магазинов, однако и ей пришлось столкнуться с недобросовестными продавцами: «Увидела на одном из сайтов распродажу обуви известных брендов. Сразу закралась мысль о подделках – ну, не могут туфли модного дома стоить так дешево! По условиям продавца необходимо было сделать полную предоплату, поскольку он приобретает товар за рубежом и рассчитывается за него сразу, а после привозит в Россию. После оплаты оказалось, что желаемых босоножек нет в наличии, когда будут, неизвестно, но продавец готов предложить другой товар. На просьбу вернуть деньги ответил отказом. Выбрала более-менее подходящий вариант, но, получив через неделю посылку, была в шоке – такую некачественную обувь я не носила даже во время безденежного студенчества! На мои замечания продавец ответил, что, безусловно, товар может отличаться от фотографии, да и что я хотела за 100 долларов? Была мысль подать в суд, но не захотелось ввязываться в долгую историю».


Репутация важнее

Что ж, справедливости ради стоит дать слово второй стороне, которая иногда «забывает» золотое правило торговли «покупатель всегда прав». Все ли продавцы готовы расторгнуть выгодную сделку?

Рассказывает директор интернет-магазина бытовой электротехники Евгений: «Веду свой небольшой бизнес несколько лет, заказы поступают со всей России. Отправка оборудования в регионы – занятие неблагодарное, ведь, даже сделав все возможное со своей стороны, чтобы к покупателю приобретаемое оборудование приехало в целости и сохранности, я не могу отвечать за качество работы службы доставки. Несколько месяцев назад отправил заказ во Владивосток, хорошо упаковал и попросил сделать на коробке пометку «осторожно». Тем не менее, получив товар, покупатель пожаловался, что оборудование работает не должным образом и снял видео, подтверждающее его претензии. Я признал правоту покупателя, отметив, что, вероятно, оборудование повредили во время доставки, и предложил вернуть деньги.Продавец должен понимать лежащую на нем ответственность и быть готовым урегулировать ситуацию в пользу покупателя, ведь даже один недовольный клиент может повлиять на репутацию, которая формируется годами».

У Вероники два интернет-магазина профессиональной косметики. Предлагаемые ею товары попадают в категорию «невозвратных». «В моей практике были случаи, когда просили обменять товар, и я иду навстречу, если не нарушена оригинальная упаковка, товар не был в употреблении, ведь ошибиться может каждый. На днях девушка заказала серию средств по уходу за лицом, но сразу после получения позвонила и сообщила, что ошиблась, не увидела пометку о том, что средства антивозрастные, а ей двадцать один год. В этот же день мы произвели обмен на подходящую ей линию средств. Однако я точно откажу в возврате и обмене, если после покупки прошло несколько дней или нарушена упаковка».


Как не обжечься при покупках в интернете?

Юрист, помогавший мне, советует перед покупкой внимательно изучить сайт, где вы собираетесь оформить заказ, обратить внимание на условия доставки, оплаты и возврата товара. Если какой‑то раздел отсутствует или прописан размыто, не стесняйтесь уточнить детали. Кроме того, в некоторых случаях при использовании на сайтах фотографий из каталога, стоит попросить оригинальные фото товара во избежание последующих недоразумений. Не поленитесь изучить отзывы о магазине, причем не только те, что размещены на данном сайте, но и на других.

Конечно, внимательно проверяйте товар при доставке: если в чем‑то не уверены, лучше отказаться от покупки. Если же покупка совершена, но товаром вы недовольны, обращайтесь с просьбой о его возврате либо обмене. Как показала моя история, вернуть можно даже те товары, которые при покупке в обычном магазине являются невозвратными. «Если продавец отказывается идти на контакт, составляйте претензию и будьте готовы обратиться в суд. Не бойтесь отстаивать свои права. Кроме того, выбирая между известным интернет-магазином, где нужный товар стоит немного дороже, и маленьким магазинчиком без фактического адреса, но где можно купить дешевле, отдайте предпочтение первому. Переплата будет не столь велика, зато крупные магазины дорожат репутацией», – советует юрист Диана.



История из интернета

«Заказала товар по интернету (ИК-обогреватель), отзвонились, сказали: есть, приходите, забирайте. Пришла. Во-первых, товар принесли в сильно помятых коробках. Во-вторых, на самом товаре (на лицевой стороне) обнаружила царапины. Обратила внимание работника, выдававшего товар, на это. А мне в ответ, что это, мол, технологические царапины, так как расположены они по одной линии. Ага, хоть и несимметрично. Спросила, сделают ли мне скидку в связи с утерей товарного вида самого изделия и упаковки. Мне сказали, что скидки не делают, только могут вернуть деньги. В результате вынуждена была отказаться от товара, так как при дальнейшем осмотре обнаружился еще один механический дефект (одна из пластмассовых деталей расколота на две части). Неприятно, что пытаются продать товар явно ненадлежащего качества».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 07 (291) апрель 2016 года: