16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/291/458205.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 07 (291) апрель 2016 года

Под контролем профсоюзов

Участники традиционной Северной межрегиональной конференции обсудили недостатки спецоценки условий труда.

В Сургуте 23‑24 марта состоялась III Северная межрегиональная конференция «Совершенствование трудового законодательства в сфере охраны труда».

На повестку дня был вынесен актуальный вопрос – внесение необходимых изменений в нормативно-правовые акты, связанные с применением Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Мероприятие организовали Нефтегазстройпрофсоюз России, Общественное объединение «Всероссийский Электропрофсоюз», Сургутская районная организация Нефтегазстройпрофсоюза России при поддержке Минтруда России, правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.

Приветствуя собравшихся, председатель Нефтегазстройпрофсоюза России Лев Миронов подчеркнул: за время своего проведения Северная конференция стала эффективной площадкой взаимодействия трех сторон – государства, работодателей и профсоюзов. Миронов напомнил: на первой конференции в 2014 году речь шла о необходимости государственной поддержки социально ответственного бизнеса через стимулирование работодателей к участию в отраслевых соглашениях, отраслевых и региональных объединениях работодателей. Серьезный импульс к тому, чтобы это проявилось в нормах федерального закона, был дан именно в Сургуте. В 2015‑м шла борьба за сохранение действующих норм определения районных коэффициентов с сохранением пенсий работающим северянам, одним из центров консолидации этой борьбы стала Северная конференция.


Безопасность – на бумаге

В текущем году в центре внимания не менее важная проблема: хотя действующее законодательство по проведению специальной оценки условий труда разрабатывалось на принципах социального партнерства, на практике опасные и вредные рабочие места нередко становятся «безопасными», правда, только на бумаге. При этом работники, без какого‑либо снижения воздействия вредных факторов, теряют гарантированные им ранее сокращенный рабочий день, дополнительные дни к отпуску, досрочные пенсии.

– Многие из присутствующих сегодня осенью 2013‑го участвовали в сборе подписей против принятия проекта закона о специальной оценке условий труда. В результате итоговая редакция документа кардинально отличается от первоначального варианта: в законе четко прописан профсоюзный контроль и процедура его применения, в комиссии по проведению спецоценки включены представители профсоюзов. Эти нормы позволяют профсоюзам контролировать добросовестность проведения работодателем спецоценки, – отметила председатель Сургутской районной организации Нефтегазстройпрофсоюза России Татьяна Зайцева. – Вместе с тем, принятая методика не может в полной мере оценить степень вредного воздействия всех факторов на рабочих местах с учетом специфики каждого из них. Нас ждет большая работа по совершенствованию этой нормативно-правовой базы, поиску разумного компромисса между реальным снижением степени влияния вредных факторов в связи с развитием современных технологий производства и уровнем представляемых компенсаций. Сделать это можно только сообща.


Голос регионов

В рамках конференции представители регионов обозначили основные замечания относительно СОУТ и внесли предложения о возможных изменениях в нормативные акты, затрагивающие вопросы проведения СОУТ с учетом специ­фики регионов с особыми климатическими условиями.

Только Ямало-Ненецкий автономный округ, где по результатам спецоценки выявлено свыше 95 тысяч работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, внесено 83 предложения. Делегаты от данной территории обеспокоены в том числе тем, насколько профессионально проводится спецоценка, ведь от ее результатов в следующие пять лет зависит здоровье и жизнь работников. В связи с этим, считают представители ЯНАО, не стоит игнорировать важность специального обучения комиссии, отвечающей за СОУТ.

Тюменская область в числе прочего предложила внести поправку в ст. 17 Федерального закона о СОУТ, в соответствии с которой при назначении внеплановой спецоценки результаты ранее проведенной СОУТ признаются недействительными. Это связано с тем, что нынешнее прочтение статьи закона приводит к тому, что при отсутствии прямого указания о признании недействительными результатов ранее проведенной СОУТ при принятии решения о назначении внеплановой СОУТ Пенсионный фонд РФ отказывает работникам в пересчете льготного стажа и в период между принятием решения о внеплановой СОУТ и ее завершением продолжает руководствоваться спецоценкой, проведенной с нарушениями.

Представители Астрахани акцентировали внимание на необходимости внесения изменений в ст. 9 ФЗ в части подготовки к проведению СОУТ. Учитывая, что на крупном предприятии, имеющем в своем составе структурные подразделения большой численностью, расположенные в разных регионах, невозможно своевременное и качественное проведение СОУТ одной комиссией, необходимо внести уточнение о том, что комиссии образуются и в структурных подразделениях организации и формируются из числа специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам СОУТ.


Профсоюзы хотят участвовать

Многие говорили о необходимости полного профсоюзного контроля проведения СОУТ. Заместитель председателя Всероссийского электропрофсоюза Юрий Офицеров заметил: по закону профсоюзы имеют право участвовать в проведении оценки условий труда на всех ее этапах.

– Для нас небезразлично, как реализуются положения закона, насколько объективно и качественно проводятся процедуры спецоценки условий труда, свое­временно ли предоставляются предусмотренные законом льготы и компенсации работникам, – говорит Офицеров.

Данную инициативу поддержал начальник отдела политики охраны труда Минтруда РФ Владимир Солдунов:

– На сайте Минтруда указано порядка 250 организаций, имеющих право проводить СОУТ. Разрешение имеют и организации, ранее аккредитованные на аттестацию рабочих мест по условиям труда и имеющие аттестаты аккредитации их лаборатории. Однако часть из них представляет собой микроорганизации и предлагает провести СОУТ за 300 рублей. Разу­меется, реальная стоимость таких работ в разы выше, поэтому с подобными организациями нужно быть осторожными, по возможности не пользоваться их услугами. Не обойтись и без тщательного контроля со стороны профсоюза. Подобная практика имеется в ОАО «Сургутнефтегаз», где все конфликтные вопросы решаются в полном взаимодействии с проф­союзом.

Представитель ведомства заметил: с 8 апреля 2014 года, когда методика проведения спецоценки вступила в силу, до конца 2015‑го СОУТ проведена на более 3 миллионах рабочих мест, доля работников, занятых во вредных условиях труда, составляет примерно 25,5 процента. Тем не менее регионы ставят под сомнение объективность СОУТ.

– При составлении Минтрудом методики не в полной мере учитывались государственные нормативные акты, отражающие требования в части охраны труда и определяющие вредные производственные факторы, – считает главный технический инспектор труда ТМООП «Тюменский облсовпроф» Виктор Залуцкий. – В результате сокращается количество рабочих мест, ранее признанных вредными. Например, в Тюменской области после проведения спецоценки 30‑35 процентов рабочих мест перешли в категорию оптимальных. Выходит, методика Минтруда создана не для выявления факторов, негативно влияющих на состояние здоровья работников. Понятно, что сейчас над государством довлеет экономическая составляющая, но это не повод рисковать жизнью и здоровьем людей.

Не должно быть двойных стандартов

Юрий Офицеров вообще считает, что закон о СОУТ противоречит духу и смыслу охраны труда, а его реализация провоцирует дискриминационные последствия, которые уже создают прецедентную практику.

– Система двойных стандартов по классификации условий труда, так называемые «санитарная» и «минтрудовская», породила конфликты субъектов предпринимательской деятельности и надзорных органов. Роспотребнадзор часто игнорирует признание закона в санитарно-гигиенических целях и небезосновательно: при искусственно заниженной классификации условий труда в СОУТ государство получает скрытую профзаболеваемость, что порождает социальное недовольство работающих. Требование Трудового кодекса РФ об организации обязательных медосмотров работников, занятых во вредных условиях труда, позволяет при искусственно полученном классе условий труда «2» вывести значительное количество работающих из‑под медицинского наблюдения, – акцентировал внимание представитель ВЭПа.

Все поступившие предложения будут направлены в Минтруда, Владимир Солдунов пообещал взять их под контроль, отметив: по итогам мониторинга реализации СОУТ, очевидно, некоторые положения ФЗ «О специальной оценке условий труда» нуждаются в корректировке, поэтому предложения профессионального сообщества будут внимательно изучены.

Также в резолюции конференции отмечена необходимость создания рабочих групп по мониторингу результатов проведения СОУТ на постоянной основе с привлечением всех сторон социального партнерства.

Подводя итоги, Лев Миронов подчеркнул: вопросы совершенствования трудового законодательства в сфере охраны труда актуальны не только для северян, но и для жителей южных регионов, в частности Тюменской и Астраханской областей.

– Создавая первую региональную группу в Астраханской области в июле 2015‑го, мы планировали, что данная инициатива, где основой является система социального партнерства на региональном уровне, поможет решить локальные проблемы региона. Такие группы стали создаваться и в других субъектах, и Минтруда заявил об эффективности подобной практики мониторинга ситуации на рабочих местах и готовности обсуждать с региональными группами их предложения. Можно сказать, речь идет о новом механизме совершенствования трудового законодательства в части охраны труда на федеральном уровне. Уверен, результаты конференции, как и в прошлые годы, будут носить практический характер, – заключил глава Нефтегазстройпрофсоюза России.


Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 07 (291) апрель 2016 года: