16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/290/8534138.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 06 (290) март 2016 года

Современная спецодежда: красиво и безопасно

Тема номера Борислав ФРИДРИХ

Большинство руководителей энергетических компаний понимают, как важно обеспечить персонал надежными средствами индивидуальной защиты и качественной спецодеждой, ведь от этого зависят здоровье и жизнь людей.

Важно постоянно быть в курсе новинок, предлагаемых производителями спецодежды, поскольку в этой области регулярно появляются новые, более эффективные материалы и технологии.


Веяния времени

Руководитель подразделения, отвечающего за технику безопасности, обязан не только хорошо знать нормативы по безопасности производственных процессов, но и наладить контакт с лидерами производства спецодежды. Следует понимать, что хорошая спецодежда и качественные средства индивидуальной защиты не могут стоить дешево, ведь для их изготовления применяются дорогие сертифицированные материалы, обладающие целым рядом уникальных свойств: термостойкостью, химической инертностью, высокой фильтрующей способностью, отсутствием статического электричества, светоотражающими свойствами и экологической чистотой.

Как подчеркивают специалисты в области охраны труда, экономить на безопасности людей недопустимо, поэтому не следует приобретать дешевую несертифицированную спецодежду от неизвестных или сомнительных производителей. Это может обернуться серьезными экономическими потерями в случае производственного травматизма и финансовыми санкциями контролирующих инстанций, проводящих расследование его причин.

«Когда мы говорим об условиях работы, то всегда должны иметь в виду охрану здоровья и обеспечение безопасности сотрудников. Автоматизация, переход в digital-формат предоставляют компаниям огромные возможности для роста производительности и эффективности, позволяют обеспечить лучшие условия труда и гибкий рабочий график сотрудникам. Между тем риски сохраняются. Серьезнейшими из них становятся психическое перенапряжение и стресс», – отмечают в компаниях, работающих на этом рынке.

Говоря о тенденциях на рынке спецодежды, эксперты отмечают: в том, что касается производства спецодежды, средств защиты лица и головы, все сильнее прослеживаются тенденции к персонификации и внесению дополнительного эмоционального элемента. Современные средства индивидуальной защиты становятся все больше похожи на модную спортивную или повседневную одежду в том, что касается разнообразия фасонов и цветов. Тем не менее функциональные аспекты по‑прежнему приоритетны. Например, сейчас в России, несмотря на кризис, значительно выросло число компаний, предлагающих огнестойкую и термостойкую одежду, а также разные виды специальных волокон для изготовления тканей, выдерживающих сверхвысокие температуры. Причем речь идет не об отдельных образцах продукции, а о создании целых коллекций, отличающихся большим числом моделей, сложной конструкцией и кроем. Появляются и более сложные по составу и структуре материалы, обеспечивающие многофункциональную защиту.

Кстати, любопытный момент. Как отмечают производители, теперь многие из заказчиков обращают внимание не только на защитные свойства спецодежды, но и на ее внешний вид. Работник в спецодежде должен все равно выглядеть прилично. Поэтому, например, многие производители делают брюки для спецодежды зауженными и максимально короткими, повторяя тенденции моды. При этом они сохраняют свою основную функцию. Кроме того, многие компании теперь просят, чтобы спецодежда их сотрудников соответствовала корпоративному стилю – была выполнена в соответствующих цветах и т. д.


Самогреющая обувь и не только

Среди новинок на российском рынке можно упомянуть об актуальных в наших условиях технологиях сохранения тепла. Например, разработаны теплые стельки, заранее нагревающиеся по команде с мобильного телефона. Их заряда хватает на всю рабочую смену – восемь часов. В течение этого времени владелец изобретения может регулировать температуру нагрева от 20 до 45° С. По словам представителей французской компании Digitsole – изобретателя данной технологии, стельки могут продаваться отдельно либо встраиваться в обувь на этапе производства. Их зарядка осуществляется через обычный USB-порт, а с мобильным устройством они общаются посредством Bluetooth.

Еще один удивительный продукт – пластизоль. В обычных условиях это пастообразная масса, не прилипающая к рукам, а при нагревании она превращается в монолитный пластикат с хорошими физико-механическими свойствами, способный гасить удар большой силы. Щитки из пластизоля обеспечат отличную защиту локтей, коленей и других частей тела, на которые часто приходится ударная нагрузка.

Впрочем, стоит отметить, что мировые инновационные тренды традиционно приходят в Россию с опозданием на два-пять лет. В то же время, в некоторых сферах отечественные разработчики нисколько не отстают.

Так, группа компаний «Энергоконтракт» в прошлом году представила летний дугостойкий костюм, который обеспечивает защиту как от клещей, так и от летающих кровососущих насекомых, гарантируя безопасность энергетиков в регионах, эндемичных по клещевому энцефалиту и другим инфекциям, распространяемым насекомыми. Кстати, защитные свойства термостойкой и дугостойкой продукции ГК «Энергоконтракт» были подтверждены в ходе серии тестов на мобильной испытательной установке Thermo-Man в рамках крупнейшей международной выставки средств индивидуальной защиты «А+А» в Германии. Тот самый летний дугостойкий комплект из корпоративной коллекции ОАО «Россети» подвергся воздействию двенадцати газовых горелок. Датчики, фиксировавшие температуру в под­одежном пространстве на протяжении 4 секунд эксперимента и одной минуты после его завершения, засвидетельствовали: риска ожогов нет.

Если говорить о других инновационных разработках этого производителя, то обязательно стоит упомянуть костюм «Армэкс», защищающий от порезов ручной цепной пилой, и комплект «Сварщик-Термолюкс». Выполненный из термоогнестойкой арамидной ткани со специальным полимерным покрытием, с которого искры и брызги расплавленного металла скатываются, не задерживаясь, костюм третьего класса защиты активно эксплуатируется на предприятиях нефтяной отрасли и в структуре ОАО «РЖД». В прошлом году «Энергоконтракт» расширил продуктовую линейку, выведя на рынок костюм второго класса защиты. В нем арамидные ткани впервые использованы в комбинации с хлопковыми (из хлопка выполнены детали костюма, не подвергающиеся серьезным температурным и механическим нагрузкам).

Взгляд в будущее

Если говорить о будущем спецодежды, то, отмечают эксперты, главная тенденция рынка средств индивидуальной защиты такова: большинство компаний движется по пути эволюции, а не революций. Принципиально новых решений сейчас почти не предлагается, однако заметно выросла конкуренция во всех сегментах: появляются новые производители обуви, спецодежды, комплектующих. При этом именно новые производители нередко предлагают очень интересные решения.

Одной из важнейших тенденций, определяющих развитие мирового рынка средств индивидуальной защиты, становится активное проникновение интернет-технологий. Заказчики все чаще задумываются о переводе в электронный формат снятия мерок одежды и обуви, а производители – о введении штрих-кодов, содержащих полную информацию об изделии (срок эксплуатации, соответствие сертификатам, техническое описание), а также – там, где это возможно – датчиков-индикаторов, определяющих состояние защитного комплекта.

Одновременно все острее стоит задача сделать рабочие профессии более привлекательными среди молодежи, а современный стильный дизайн спецодежды может сыграть в этом немалую роль. Усложняется крой, тщательно прорабатываются даже самые незначительные детали, используются новые материалы, в том числе с комбинированным типом защиты. Обострение конкуренции и кризисные явления выводят на первый план комплексность защиты: производители все чаще стремятся объединить защиту от разных видов рисков в одном изделии.

В целом рынок средств индивидуальной защиты в России активно развивается: так, по данным Министерства промышленности и торговли РФ, в 2015 году этот сегмент легкой промышленности продемонстрировал рост порядка 9 процентов. Оно и понятно, спецодежда нужна и в кризис.

Современная спецодежда: красиво и безопасно

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 06 (290) март 2016 года: