16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/29/1909.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 1 (29) январь 2003 года

«ТЭК России в ХХI веке»: посидели, поговорили... разошлись

Энергетика Алексей Кольцов

Проблемы соотношения государственной и частной собственности, пути реформирования энергетики, а также последствия реформ РАО ЕЭС обсуждались в рамках Всероссийского энергетического форума «ТЭК России в ХХI веке. Актуальные вопросы и стратегические ориентиры». Форум проходил в Москве 18-19 декабря 2002 года.

Несмотря на большое количество выступающих и актуальность поднимаемых проблем, участники форума выразили сожаление, что на форуме не оказалось лиц, которые непосредственно принимают решения. По словам специалистов, получилась такая милая дружеская беседа друг с другом, информирование коллег о наболевшем, однако никакого «конструктивного» продолжения этот разговор не получил по той простой причине, что не было представителей власти, способных что-либо изменить.



Государство и бизнес

Тем не менее, позиция специалистов в области энергетики достойна внимания. И одним из главных, требующих серьезного и взвешенного решения стал вопрос о том, должно ли государство быть собственником на энергетическом рынке или оно должно уступить место частному бизнесу. Аргументы приводились самые разные. По мнению сотрудника аппарата правительства, департамента культуры, образования и науки, отдела науки, высоких технологий и экспертиз Анатолия Афанасьева, соотношение государства и частных компаний в энергетике должно быть сбалансированным. Особенно в России. «Мне кажется, что в нынешней ситуации государство должно охватывать большую долю энергетического рынка, нежели бизнес. Потому что невозможно одним скачком перейти от государственного регулирования к рыночному, когда речь идет о крупнейших ресурсоемких сферах. Спешка и резкое отлучение государства от собственности могут обернуться тяжелыми последствиями для страны».

С тем, что не стоит так оперативно устранять государство с энергетического рынка, согласился и заведующий лабораторией экономических проблем энергетики Центрального экономико-математического института РАН Сергей Чернавский.

- Мне кажется, что государство должно постепенно уходить из бизнеса. Но это не сиюминутный процесс. Потому что, прежде чем уйти из бизнеса, надо создать условия для того, чтобы у государства в руках оказались сильные контролирующие рычаги. Государство должно постепенно уходить из бизнеса, сохраняя за собой и усиливая контролирующие и регулирующие функции. Если это произойдет, энергетический рынок сможет нормально развиваться. Государство, в свою очередь, ограничится тем, что будет устанавливать цены там, где нужно, вырабатывать правила игры на рынках, следить за их соблюдением и т. д.

Аргументы, почему это должно быть именно так, очень простые. Каждая часть общества должна заниматься тем, что она делает наиболее эффективно. Частный корпоративный капитал, если он правильно организован, является более эффективным, чем государственный. Если частный капитал лучше работает в бизнесе, значит, государство, как менее эффективный работник, должно уступить ему место. Если рынок не может контролировать и регулировать сам себя и следить за своим поведением и государство делает это лучше, значит, оно и должно этим заниматься.



Стратегия развития

Аналогичное мнение высказал и генеральный директор компании Энергетический центр «Президент-Нева» Михаил Антипов. По его словам, влияние государства должно быть в выработке правил игры и стратегии развития. Например, не частные компании, а именно государство должно заниматься вопросами развития технологий, которые на сегодня не продвигаются. Вопрос стратегии также нельзя доверять частным компаниям, потому что они действуют в собственных интересах и ставят в зависимость государство от самих себя. Пример тому, нефтяные компании, газовый монополист. Роль, которую играют эти компании в политике государства, чрезвычайно велика на сегодня. Кроме того, очень высокая удельная стоимость энергозатрат в валовом продукте страны - это, по сути, выгодно производителям энергоресурсов. Потому что больше продают — больше прибыль, но невыгодно государству. Государство должно диктовать условия монополистам, а не наоборот. Их нужно не только держать в рамках, но и развивать направления, которые будут работать во благо государства. То есть сосредоточиться не только на зарабатывании денег, но и на реализации тех социальных целей, которые существуют и декларируются государством.

В свою очередь специалисты, работающие в горной отрасли, считают, что социальными вопросами должно заниматься не только государство, но и частные собственники. По мнению вице-президента Российской академии естественных наук, заслуженного деятеля науки РФ Исаака Гейхмана, угольная промышленность почти полностью приватизирована, и уже ничего нельзя поменять. Поэтому новые владельцы угольной промышленности должны уделять внимание не только прибыли предприятия, но и поддерживать и горную науку, приобретать современное оборудование создавать комфорт и безопасные условия труда для шахтеров. Это долг каждого нового хозяина.



Мнения специалистов разделились

Против того, чтобы государство ушло из бизнеса в сфере энергетики, выступил председатель экспертного совета атомной энергетической компании Украины Владимир Фукс.

- Пока на первых этапах государственная роль должна быть большая и регулирующая в большей степени. Потому что по многим вопросам Россия, как и Украина, пребывает в диком развивающемся состоянии, если нас отпустить, то культура мышления активных людей может ввергнуть страну в пропасть. Хотя в идеале государственная роль должна сводиться к регулирующим, но не хозяйствующим функциям.

По мнению заведующего отделом института высоких температур Российской академии наук Виктора Масленникова, контрольный пакет акций в электроэнергетике должен оставаться за государством. Как показывает опыт, приватизация в России принесла олигархов, но не дала профессиональных управленцев этой собственностью. Эффективных собственников в России очень мало. Поэтому не нужно в очередной раз наступать на собственные грабли, изгоняя государство из энергетического бизнеса.



С кого будем брать пример?

Участники форума попытались дать оценку, по какому же пути все-таки стоит пойти России, развивая энергетику, и чей опыт необходимо взять за основу. Наиболее грамотная система электроэнергетики существует в Норвегии, Казахстане и Германии, считает вице-президент Российской академии естественных наук, заслуженный деятель науки РФ Исаак Гейхман, - есть чему поучиться. Но насколько это должно быть примером для РАО ЕЭС, вряд ли можно оценить. «У нас есть все предпосылки для того, чтобы с нас брали пример». Что касается угольной промышленности, то достойные примеры для подражанию можно найти в Китае, где угольная промышленность развивается «семимильными шагами». Поднимается угольная промышленность Вьетнама. «У нас есть достаточно светлые и грамотные ученые-горняки, которым вовсе не нужно заимствовать опыт за рубежом, которые могли бы реализовать свои идеи и разработки. Если на это было бы должное финансирование. Китайцы впитывают все лучшие разработки, в том числе и российских ученых. И это очень печально».

Выбирая пути реформирования, стоит ориентироваться на Единую европейскую энергетическую систему, считает сотрудник аппарата правительства РФ, департамента культуры, образования и науки, отдела науки, высоких технологий и экспертиз Анатолий Афанасьев. В работе данной системы наблюдается баланс между частными интересами отдельных компаний и государства. «Мне кажется, роли атомной энергетики должно уделяться больше внимания».

По мнению генерального директора компании Энергетический центр «Президент-Нева» Михаила Антипова, энергосистемы, похожие на российские, действуют во Франции, отчасти в Германии, но в этих странах действует иное законодательство. И по тем условиям, по которым работают западные системы, они значительно опережают Россию. Это как раз касается и генерирующих компаний. Когда есть возможность создавать частные генерирующие компании, то последние не определяют собственную энергетическую политику.



Заметки по поводу...

Анализируя опыт зарубежных стран, участники форума высказались и по поводу реформирования РАО ЕЭС. Большинство специалистов считают, что прежде чем что-то реформировать, надо разработать законодательство, но без общего понимания цели, стратегии это невозможно. Кроме того, помимо законодательства, существуют вопросы оперативного управления. Необходим контроль за энергетической компанией РАО ЕЭС, в том числе и за ее влиянием на другие отрасли топливно-энергетического рынка, а также на политическую жизнь регионов. Надо, чтобы в рамках стратегии решались и тарифная политика, и тарифное управление.

Заведующий лабораторией экономических проблем энергетики Центрального экономико-математического института РАН Сергей Чернавский предположил, что после реформирования РАО ЕЭС распадется на части. По его словам правительство встало на путь создания рынка электроэнергии и оставления за РАО ЕЭС сетей. Видимо, будет создана сетевая компания и отдельные региональные сетевые компании. В области генерации пройдет слияние мелких компаний с крупными. Например, АО Ифэнерго в Ульяновской области слишком маленькая компания, чтобы туда привлекали инвестиции. Значит, она должна слиться с более крупным игроком на рынке. Но таких крупных компаний должно быть достаточно много. Потому что вместо рынка электроэнергии конкурентного получится олигаполистический рынок, и тогда у государства будет сложное положение, потому что олигополия - это рынок, на котором цены могут меняться в самые короткие сроки - в два-три и так далее раза. Цены зависят от поведения игроков на рынке, следовательно, государство, имея дело с олигаполистическим рынком, находится, с точки зрения контроля, в более сложной ситуации, т.к. оно должно следить за поведением, а не просто устанавливать правила. Если поведение неблагоприятное и цены отклоняются от конкурентного рынка в сторону других ценоравновесий, то государство должно управлять поведением участников рынка и иметь для этого рычаги. Если же государство имеет дело с конкурентным рынком, где много участников, то такая функция ослабевает.

«Компаний должно быть много, - говорит Сергей Чернавский, - чем больше, тем лучше. С другой стороны должна быть изменена полностью процедура регулирования. Они должны быть такими, как в Европе. В частности, должны быть публичные слушания. Эти слушания имеют некую судебную форму, где компании и оппоненты дают показания под присягой, отвечают за свои действия. На слушаниях создается информационный рынок. И затем принимаются решения. Таким образом, в результате у нас создается несколько рынков. Есть рынок информационный, который касается сферы естественных монополий, который формируется за счет публичных открытых слушаний. А другой - электроэнергии и тепла.

Последнюю точку в этом вопросе поставил ярый противник реформирования энергетики в том виде, какой предложила компания РАО ЕЭС, заведующий отделом Института высоких температур Российской академии наук Виктор Масленников. По его прогнозам, реформа просто разрушит энергетику России. По его словам, есть программа реформирования, но, кроме создания негосударственных генерирующих компаний и повышения тарифов, в ней почти ничего не прописано. Ни о том, кто будет разрабатывать газовые турбины, кто будет выступать заказчиком на них, какова роль науки и как сохранить научный потенциал, кто будет реализовывать и оплачивать новые технологии и многое другое. Абсолютно не определена и роль государства в энергетической сфере. «Мы разрушим государственную систему управления, - говорит Виктор Масленников, - но мы не знаем, что появится вместо нее. Все очень скользко, неопределенно и стихийно. И принятие таких легкомысленных решений может дорого стоить государству».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 1 (29) январь 2003 года:

  • Саудовская Аравия: Арабские страны - крупнейшие поставщики газа?

    Учитывая огромные запасы природного газа и разработку новых месторождений, арабские государства могут начать играть одну из ключевых ролей на быстро растущем мировом рынке газа так же, как это произошло в нефтяном секторе за последние три десятилетия. По данным Организации арабских стран-экспортеров нефти (ОАПЕК), Объединенные Арабские Эмираты, их партнеры по Совету сотрудничества арабских государств Персидского залива (СС АГПЗ) и дру...

  • Техническое перевооружение: критерии выбора

    Во времена СССР критерием выбора техники являлось максимальное качество любой ценой. Сегодня это правило не по карману. Нужны другие подходы. ...

  • Сланцы: избавление от зависимости

    В г. Сланцы Ленинградской области будет создано предприятие по переработке сланцев. Как говорится в информационном сообщении комитета по экономике и инвестициям, это позволит, с одной стороны, сохранить сланцевую промышленность, а с другой избавит ее от невыгодной экспортной зависимости, так как до сих пор переработка ведется в Эстонии, а получаемая энергия слишком дорога для области, которая является энергоизбыточным регионом. В каче...

  • Черная полоса

    Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) на экстренной встрече в Вене приняла решение увеличить квоты на добычу на 1,5 млн. баррелей нефти в сутки. Так картель надеется остановить рост цен на «черное золото», которые за 2001 год выросли почти в полтора раза. Однако принятые меры могут оказаться недостаточными, так как рынок сырья лихорадят угроза войны в Ираке и забастовка нефтяников в Венесуэле. Впрочем, краткосрочная реакция рын...

  • Как очистить трубопроводную арматуру

    Мы продолжаем серию публикаций о ремонте трубопроводной арматуры. Несмотря на разнообразие типов арматуры, процесс ее ремонта выполняется в одной последовательности. И первое, что необходимо сделать - очистить ее от загрязнений. Для этого предназначены разработанные ПКТБА моечные установки УМ и УММ. Обе установки погружного типа, что обусловлено необходимостью обрабатывать изделия различных типоразмеров и их сложной конфигурацией. ...