16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/29/1903.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 1 (29) январь 2003 года

Заложники прогресса

Энергетика А.Ф. Исачкин

Россия всегда славилась морозами, морозы спасли Россию от Наполеона в 1812 году и от фашистов во Второй мировой войне.

Русские люди никогда не боялись морозов!

Они заготавливали топливо на зиму и топили Русскую печь, согревая себя в самые лютые морозы.

Однако прогресс в виде центрального отопления, которое избавило людей от необходимости заготавливать топливо на всю зиму, где-то хранить его, а также от необходимости ежедневно, по нескольку раз в день протапливать печь, быстро заставил людей забыть прежние заботы.

Сначала котельные строились одна - на несколько домов, а потом, в больших городах, решили, что выгоднее использовать тепло, остающееся на больших тепловых электростанциях при выработке электроэнергии паровыми турбинами, КПД которых 30-40%, поэтому около 30% тепловой энергии топлива можно использовать на отопление. Учитывая, что электростанции вырабатывали десятки тысяч мегаватт электроэнергии, можно понять, сколько тепловой энергии оставалось неиспользованной, поэтому стали прокладывать десятки, сотни километров трубопроводов, чтобы использовать дешевое тепло.

Прошли десятки лет эксплуатации этих трубопроводов, и если раньше, при плановом хозяйстве, находились средства для профилактического ремонта и обслуживания теплотрасс, то в настоящее время, когда трубопроводы из-за длительной эксплуатации почти полностью пришли в негодность и когда все денежные средства оказались у «конкретных» людей в руках, а проще сказать — в карманах, ремонтировать планово (профилактически) оказалось невозможно, т.к., даже если были рабочие и техника (что тоже не всегда бывает), то выудить деньги из «карманов» «конкретных» людей часто очень трудно. Поэтому в зиму теплотрассы из года в год уходили чуть-чуть залатанными, и, пока зимы были мягкими, теплотрассы держались, но вот выдалась суровая зима с тридцати - сорокаградусными морозами, и вся застарелая гниль теплотрасс сразу выявилась, а люди - заложники прогресса остались в замороженных квартирах. Вдобавок ко всему не выдержали нагрузки и электросети, т.к. все стали обогреваться электричеством, а электросети рассчитаны на определенную нагрузку.

Так люди остались в замороженных квартирах и без электричества.

На выход из чрезвычайной ситуации тратятся миллионы рублей в каждом регионе, а по всей стране получается миллиарды незапланированных рублей.

А нужно ли все это сейчас, при рыночных отношениях?

КПД электростанций, использующих часть тепла сгоревшего топлива на отопление, порядка 60%, из которых часть теряется при прохождении по теплотрассам, на стоимость тепла накладываются неизвестно какие расходы, неизвестно каких организаций, стоимостью электроэнергии, отопления и теплой воды сейчас стараются оплатить всю безалаберность обслуживающих систем, т.к. им нет конкуренции.

В то же время существуют мини-котельные, они хорошо работают, обслуживая несколько домов, теплотрассы при этом длиной всего несколько десятков метров, обслуживают котельные постоянные конкретные люди, поэтому жильцы домов, которые обогревает мини - котельная, знают, за что они платят деньги и с кого спросить за плохое обслуживание .

КПД мини-котельных порядка 80-90%, и если в них установить «радиальные турбомашины», которые можно выполнять на мощность от 200 кВт и выше, КПД которых около 30%, то жильцы будут обеспечены своим теплом и своим электричеством, более дешевым, чем при централизованном обеспечении, т.к. стоимость топлива одинаковая, а «накрутки» минимальные, стоимость эксплуатации оборудования и обслуживания, все это легко проверяется.

Вот это и будет здоровая конкуренция!

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 1 (29) январь 2003 года:

  • Чубайса заподозрили в алчности

    Пакет законов о реформировании электроэнергетики, разработанный РАО ЕЭС России, может сделать очередной переворот в экономике страны. Однако, успешно миновав первое чтение в Государственной Думе РФ, законопроекты неожиданно застряли на втором этапе рассмотрения. Формально депутаты Госдумы РФ объяснили эту отсрочку слишком большим количеством внесенных поправок. Но, согласно другой точке зрения, нет политической воли для принятия решения...

  • Наш конкурс

    Газета «Энергетика и промышленность России» продолжает конкурс на лучший информационный материал по теме «Новые российские технологии: разработки и исследования», предназначенный для сотрудников научно-исследовательских институтов и проектных организаций, российских промышленников, частных изобретателей. Напоминаем условия конкурса: 1. Объем материала не должен превышать 10 000 знаков (одна полоса газеты). Редакция оставляет за собо...

  • Россия реконструирует болгарскую энергетику

    Москва и София намерены подготовить совместную программу сотрудничества в развитии и реконструкции болгарской энергетики. Об этом заявил журналистам заместитель министра экономического развития и торговли России Роальд Пископпель. Он находится в Софии в связи с подготовкой к очередному заседанию межправительственной болгаро-российской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которое пройдет в Санкт-Пете...

  • «Электромобиль» Тесла

    Письмо в номер: В октябрьском номере «Энергетики и промышленности России» за 2002 год была статья «Истории из истории», в которой говорится об электромобиле чешского инженера Теслы, якобы он взял серийный автомобиль, поставил на него серийный электродвигатель мощностью 80 л.с., сделал из радиоламп и радиодеталей «Устройство», которое извлекало электроэнергию из «Эфира» (из окружающего воздуха), поставил это устройство в автомобиль и ...

  • Техническое перевооружение: критерии выбора

    Во времена СССР критерием выбора техники являлось максимальное качество любой ценой. Сегодня это правило не по карману. Нужны другие подходы. ...