16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/29/1893.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 1 (29) январь 2003 года

Приватизация - национальный вид спорта

Власть По материалам газет «КоммесантЪ» и «Веломости»

Недавно ряд СМИ сообщил о новом скандале между администрацией Петербурга и ОАО «Ленэнерго».

Как выяснилось, в канун Нового года и Дня энергетика (22 декабря) компания получила сразу три «подарка» в виде исков - от Смольного, городской прокуратуры и 000 «Независимые эксперты».

Они известили энергетиков о том, что считают приватизацию компании незаконной и будут доказывать это в суде.

Глубокий антагонизм между топ-менеджментом «Ленэнерго» и администрацией города уже давно ни для кого не секрет. Яркая тому иллюстрация - серия скандалов вокруг созданной городом компании «Санкт-Петербургские электрические сети». Напомним, что, поделив сетевое хозяйство, стороны никак не могут договориться о том, как взаимовыгодно и согласованно снабжать город электричеством. Противостояние энергетиков и чиновников во многом объясняется сложными отношениями господ Яковлева и Лихачева. Дело в том, что они оба хотят быть губернаторами Петербурга: Владимир Яковлев мечтает о третьем сроке, а Андрей Лихачев о первом. При этом и тот и другой настроены весьма решительно. Заметим, что оба руководителя всячески отрицают политическую составляющую конфликта.

Как удалось выяснить журналистам, в конце декабря прошлого года городская прокуратура, горадминистрация и некая фирма ООО «Независимые эксперты» подали в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти три иска. Во всех трех случаях истцы требуют признать незаконным план приватизации «Ленэнерго», утвержденный 22 декабря 1992 года. При этом ответчиком выступает «Ленэнерго», а заинтересованной стороной Комитет по управлению горимуществом (КУГИ). По заявлению начальника арбитражного отдела КУГИ Даниила Петрова, поводом для претензии истцов явилось невыполнение «Ленэнерго» требований госпрограммы по приватизации организаций энергетического комплекса на 1992 год. Согласно этому циркуляру, для акционирования «Ленэнерго» необходимо было соответствующее постановление правительства. Однако приватизация предприятия происходила согласно указу президента, что, по мнению юристов, вероятно, и будет основным доводом «Ленэнерго» при рассмотрении дела в суде.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Анна Маркова объяснила, что городские власти настаивают на приведении приватизации «Ленэнерго» в соответствие с законодательством. В частности, говорит она, администрацию интересуют доставшиеся «Ленэнерго» электрические сети, которые, по мнению чиновников, должны принадлежать городу. Осенью 2001 г. администрация города учредила ОАО «Санкт-Петербургские электрические сети» (СПбЭС), которому уже переданы городские объекты энергохозяйства примерно на 150 млн руб. «Ленэнерго» же неоднократно пыталось оспорить это в суде. .

Журналистам удалось ознакомиться лишь с иском петербургской администрации, но в РАО ЕЭС говорят, что все иски «написаны словно под копирку». Городские власти оспаривают план приватизации «Ленэнерго» и саму приватизацию компании, поскольку она прошла без распоряжения правительства, по решению Комитета по управлению городским имуществом (КУГИ). План приватизации, как сказано в иске, не был согласован с советом народных депутатов и трудовым коллективом, и в него были включены объекты инженерной инфраструктуры городов и районов, что запрещено госпрограммой приватизации на 1992 г. Истцы уверены, что 10-летний срок давности по этой сделке не истек.

Но старший юрист компании «Рейм Консалтинг» Алексей Скворцов считает, что на момент приватизации «Ленэнерго» специального решения правительства не требовалось, «Я не вижу судебных перспектив у этого дела», - говорит юрист. Энергетики тоже надеются на победу в суде, «Ленэнерго» не является надлежащим ответчиком по этому иску. Отвечать по нему должен КУГИ, который утверждал план приватизации», - отмечает руководитель департамента по работе со СМИ РАО ЕЭС Андрей Егоров.

«Если детально разбираться в том, что предлагают питерские власти, то речь идет не о национализации, а о конфискации имущества, - заявил «Ведомостям» член правления РАО ЕЭС Андрей Трапезников. - Истинная основа [исков] - это политические мотивы.

«Все это рабочие моменты. Пусть все идет своим чередом. И нечего об этом в газетах писать», - прокомментировал действия Смольного губернатор Владимир Яковлев. Господин Лихачев ответил на вопрос журналистов более красноречиво: «Мы иск проанализировали. Никакой угрозы для нас нет. Происходящее лишь свидетельство деградации горадминистрации - лучше бы занялись городским хозяйством и не морозили людей».

Как бы то ни было, если суд удовлетворит требования истцов, «Ленэнерго» может превратиться в госпредприятие, а его нынешние совладельцы останутся ни с чем. Впрочем, до сих пор деприватизировать столь крупное предприятие никому не удавалось.

Акционеры «Ленэнерго» также не верят в возможность деприватизации своего предприятия. «Иск не имеет перспектив, это очередная попытка создать политический скандал вокруг „Ленэнерго». Несколько таких безуспешных попыток уже было», - заявил вчера член совета директоров «Ленэнерго», гендиректор «Просперити кэпитал менеджмент» Александр Бранис. Того же мнения придерживаются фондовые аналитики. Впрочем, они констатируют, что, независимо от исхода дела, иски гарантированно сыграют на руку недоброжелателям энергетиков. «Из-за неопределенности с реформированием компании рынок акций «Ленэнерго» недостаточно силен, чтобы такие новости проходили на нем бесследно. Угроза пересмотра итогов приватизации может повлечь за собой задержку процесса реформирования компании до окончания всех судебных разбирательств, что также повредит акционерам. Сохранить текущие котировки акциям будет тяжело. Впрочем, значительного падения не предвидится», - считает аналитик брокерской фирмы «Ленстройматериалы» Михаил Григорьев.

Судебные тяжбы стартуют в конце января.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 1 (29) январь 2003 года:

  • «ТЭК России в ХХI веке»: посидели, поговорили... разошлись

    Проблемы соотношения государственной и частной собственности, пути реформирования энергетики, а также последствия реформ РАО ЕЭС обсуждались в рамках Всероссийского энергетического форума «ТЭК России в ХХI веке. Актуальные вопросы и стратегические ориентиры». Форум проходил в Москве 18-19 декабря 2002 года. Несмотря на большое количество выступающих и актуальность поднимаемых проблем, участники форума выразили сожаление, что на форуме...

  • Черная полоса

    Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) на экстренной встрече в Вене приняла решение увеличить квоты на добычу на 1,5 млн. баррелей нефти в сутки. Так картель надеется остановить рост цен на «черное золото», которые за 2001 год выросли почти в полтора раза. Однако принятые меры могут оказаться недостаточными, так как рынок сырья лихорадят угроза войны в Ираке и забастовка нефтяников в Венесуэле. Впрочем, краткосрочная реакция рын...

  • Приводная техника: взгляд в будущее

    Современные системы приводов и средства промышленной автоматизации производства играют первостепенную роль во всех отраслях промышленности. Передовая электроника, сенсорные системы и высокоскоростные технологии обработки данных повышают производительность, гибкость и эффективность производственных систем и определяет их перспективный рост. Интеграция программного обеспечения и дальнейшего расширения границ применения сетевых технологий ...

  • Россия реконструирует болгарскую энергетику

    Москва и София намерены подготовить совместную программу сотрудничества в развитии и реконструкции болгарской энергетики. Об этом заявил журналистам заместитель министра экономического развития и торговли России Роальд Пископпель. Он находится в Софии в связи с подготовкой к очередному заседанию межправительственной болгаро-российской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которое пройдет в Санкт-Пете...

  • «Электромобиль» Тесла

    Письмо в номер: В октябрьском номере «Энергетики и промышленности России» за 2002 год была статья «Истории из истории», в которой говорится об электромобиле чешского инженера Теслы, якобы он взял серийный автомобиль, поставил на него серийный электродвигатель мощностью 80 л.с., сделал из радиоламп и радиодеталей «Устройство», которое извлекало электроэнергию из «Эфира» (из окружающего воздуха), поставил это устройство в автомобиль и ...