16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/29/1889.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 1 (29) январь 2003 года

Чересчур хороший аппетит

Власть Сергей Фомин

В середине декабря кабинет министров рассматривал вопросы, сопоставимые по важности разве что с формированием федерального бюджета. Речь идет об индексации тарифов на услуги естественных монополий, а также об инвестиционных программах «Газпрома», РАО «ЕЭС России», госконцерна «Росэнергоатом» и Министерства путей сообщения.

В минувшем году чиновники довольно тщательно готовились к обсуждению этих вопросов - уже летом монополисты представили свое видение тарифной и инвестиционной политики в Минэкономразвития и Федеральную энергетическую комиссию (ФЭК). Однако и после столь длительной доработки конфликт интересов между государством, с одной стороны, и РАО, МПС и «Газпромом», с другой, сохранился. Несмотря на предупреждение Владимира Путина о том, что тема о повышении тарифов чрезвычайно щепетильная, лидеры естественных монополий решили запросить у правительства их увеличения по максимуму.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер предлагает увеличить тарифы на газ на 37%, председатель правления РАО Анатолий Чубайс хочет увеличить абонентную плату (взимаемую с региональных энергокомпаний для инвестиций) на 18,97%, а главный железнодорожник страны Геннадий Фадеев считает, что тарифы на перевозки должны вырасти на 20,6%.

Однако желания монополистов, видимо, сильно разойдутся с их возможностями. И ФЭК, и МЭРТ против столь серьезного повышения тарифов на услуги естественных монополий. Министр экономразвития Герман Греф настроен самым решительным образом: он считает, что максимальное увеличение тарифов для «Газпрома» может составить 20%, для РАО «ЕЭС России» - 11,72%, для МПС - 12%. Кроме того, главный экономист страны будет настаивать на том, чтобы это повышение прошло уже с 1 января 2003 года и на протяжении всех 12 месяцев оставалось неизменным.

Помимо болезненной тарифной проблематики, правительство рассмотрело не менее остросюжетную тему - инвестиционные программы монополистов. Минэкономразвития настроено на то, чтобы существенно урезать аппетиты «Газпрома», МПС и РАО «ЕЭС России». По мнению министерства, программа газового монополиста может быть сокращена с 188 млрд. до 180 млрд. руб., МПС - со 145 млрд. до 123 млрд. руб., РАО - с 31,6 до 23,5 млрд. руб. МЭРТ будет рекомендовать руководителям естественных монополий сокращать издержки и расходы. Г-н Греф очередной раз заявил, что «Газпром» так и не избавился от непрофильных активов. Из 9 млрд. руб., которые «Газпром» должен был получить от продажи непрофильных активов, на сегодняшний день получено лишь 500 млн. Правда, как сообщил источник, близкий к концерну, до 1 января эта сумма должна была возрасти до 4,4 млрд. руб. При этом он не смог уточнить, за счет чего будет достигнут заявленный уровень.

Претензии правительства ко всем трем инвестиционным программам практически одинаковы: завышенные аппетиты, отсутствуют оценки эффективности проектов, непонятны сроки ввода в действие объектов. Видимо, особо будет обсуждаться вопрос о том, почему РАО «ЕЭС России» в прошлом году не выполнило свою инвестиционную программу. Г-н Чубайс, судя по всему, будет говорить о том, что не смог привлечь достаточно денег из-за введения моратория на продажу активов. На фоне «Газпрома» и РАО чуть лучше обстоят дела у МПС. Железнодорожники в ушедшем году обеспечили при исполнении своей инвестиционной программы экономию в 10 млрд. руб. И уж совсем пока нет претензий у правительства к атомщикам: их инвестпрограмма сформирована в объеме 22,2 млрд. руб., и, по словам гендиректора концерна «Росэнергоатом» Олега Сараева, есть уверенность, что эта цифра не изменится.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 1 (29) январь 2003 года:

  • Письма сближают

    Российские нефтяники, чуть не перессорившиеся из-за аукциона по приватизации «Славнефти», в преддверии нового года сплотились и продолжили традицию совместных писем в правительство. Волнующей всех темой оказался порядок экспорта - по этому вопросу было написано сразу два письма. Первое - вице-премьеру Виктору Христенко по поводу увеличения объемов транзита казахской нефти по системе магистральных трубопроводов «Транснефти», в результа...

  • Бельгия: В Бельгии закрывают АЭС

    Нижняя палата парламента Бельгии проголосовала за закрытие атомных станций страны к 2025 г. Планы по закрытию семи бельгийских реакторов, которые на две трети обеспечивают страну электроэнергией, были предложены двумя партиями «зеленых», входящими в состав правительственной коалиции. Однако представители промышленности опасаются, что принятие подобного законопроекта может привести к нехватке электроэнергии, так как четкой альтернати...

  • Россия реконструирует болгарскую энергетику

    Москва и София намерены подготовить совместную программу сотрудничества в развитии и реконструкции болгарской энергетики. Об этом заявил журналистам заместитель министра экономического развития и торговли России Роальд Пископпель. Он находится в Софии в связи с подготовкой к очередному заседанию межправительственной болгаро-российской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которое пройдет в Санкт-Пете...

  • «Мы за активное противодействие...»

    Письмо в номер: Добрый день! С интересом прочитал статью в номере 26 «За пределом ресурсов надежности». И интерес вызван не столько тем, что в статье затрагиваются разработки предприятий, которые работают в нашем регионе (всегда интересно читать о соседях, партнерах). Тема «проблемы 2003», на мой взгляд, наиактуальнейшая. Для нашей компании - ОАО «ЗЭиМ» - энергетики - традиционно одни из основных клиентов. И «проблему 2003» мы бы р...

  • Голландия: Внеплановые отключения электричества

    Жители нескольких районов Роттердама, второго по величине города Нидерландов, в первых числах декабря оставались без электричества. Также было прервано и движение электропоездов между Гаагой и Роттердамом, в городе остановилось метро, многие люди застряли в лифтах высотных зданий. Причиной перебоев в энергоснабжении стала авария тяжелого грузовика, врезавшегося в опору линии электропередач. Из-за отсутствия электричества в Роттерд...