Чересчур хороший аппетит - Энергетика и промышленность России - № 1 (29) январь 2003 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/29/1889.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 1 (29) январь 2003 года

Чересчур хороший аппетит

Власть Сергей Фомин

В середине декабря кабинет министров рассматривал вопросы, сопоставимые по важности разве что с формированием федерального бюджета. Речь идет об индексации тарифов на услуги естественных монополий, а также об инвестиционных программах «Газпрома», РАО «ЕЭС России», госконцерна «Росэнергоатом» и Министерства путей сообщения.

В минувшем году чиновники довольно тщательно готовились к обсуждению этих вопросов - уже летом монополисты представили свое видение тарифной и инвестиционной политики в Минэкономразвития и Федеральную энергетическую комиссию (ФЭК). Однако и после столь длительной доработки конфликт интересов между государством, с одной стороны, и РАО, МПС и «Газпромом», с другой, сохранился. Несмотря на предупреждение Владимира Путина о том, что тема о повышении тарифов чрезвычайно щепетильная, лидеры естественных монополий решили запросить у правительства их увеличения по максимуму.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер предлагает увеличить тарифы на газ на 37%, председатель правления РАО Анатолий Чубайс хочет увеличить абонентную плату (взимаемую с региональных энергокомпаний для инвестиций) на 18,97%, а главный железнодорожник страны Геннадий Фадеев считает, что тарифы на перевозки должны вырасти на 20,6%.

Однако желания монополистов, видимо, сильно разойдутся с их возможностями. И ФЭК, и МЭРТ против столь серьезного повышения тарифов на услуги естественных монополий. Министр экономразвития Герман Греф настроен самым решительным образом: он считает, что максимальное увеличение тарифов для «Газпрома» может составить 20%, для РАО «ЕЭС России» - 11,72%, для МПС - 12%. Кроме того, главный экономист страны будет настаивать на том, чтобы это повышение прошло уже с 1 января 2003 года и на протяжении всех 12 месяцев оставалось неизменным.

Помимо болезненной тарифной проблематики, правительство рассмотрело не менее остросюжетную тему - инвестиционные программы монополистов. Минэкономразвития настроено на то, чтобы существенно урезать аппетиты «Газпрома», МПС и РАО «ЕЭС России». По мнению министерства, программа газового монополиста может быть сокращена с 188 млрд. до 180 млрд. руб., МПС - со 145 млрд. до 123 млрд. руб., РАО - с 31,6 до 23,5 млрд. руб. МЭРТ будет рекомендовать руководителям естественных монополий сокращать издержки и расходы. Г-н Греф очередной раз заявил, что «Газпром» так и не избавился от непрофильных активов. Из 9 млрд. руб., которые «Газпром» должен был получить от продажи непрофильных активов, на сегодняшний день получено лишь 500 млн. Правда, как сообщил источник, близкий к концерну, до 1 января эта сумма должна была возрасти до 4,4 млрд. руб. При этом он не смог уточнить, за счет чего будет достигнут заявленный уровень.

Претензии правительства ко всем трем инвестиционным программам практически одинаковы: завышенные аппетиты, отсутствуют оценки эффективности проектов, непонятны сроки ввода в действие объектов. Видимо, особо будет обсуждаться вопрос о том, почему РАО «ЕЭС России» в прошлом году не выполнило свою инвестиционную программу. Г-н Чубайс, судя по всему, будет говорить о том, что не смог привлечь достаточно денег из-за введения моратория на продажу активов. На фоне «Газпрома» и РАО чуть лучше обстоят дела у МПС. Железнодорожники в ушедшем году обеспечили при исполнении своей инвестиционной программы экономию в 10 млрд. руб. И уж совсем пока нет претензий у правительства к атомщикам: их инвестпрограмма сформирована в объеме 22,2 млрд. руб., и, по словам гендиректора концерна «Росэнергоатом» Олега Сараева, есть уверенность, что эта цифра не изменится.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 1 (29) январь 2003 года:

  • Европа: Неразбериха с прохождением танкеров

    Запрет на прохождение танкеров с одним резервуаром в водах Евросоюза может привести к серьезным перегрузкам российских портов и росту цен на перевозку нефти на 40%. Погрузка нефти на танкеры с двумя резервуарами и их разгрузка занимает гораздо больше времени, так что транспортная артерия, проходящая через Балтийское море, будет перегружена. Запрет ЕС стал ответной реакцией на аварию танкера «Престиж» и загрязнение нефтью побережья Исп...

  • Почем в России туркменский газ?

    Заместитель министра энергетики России Геннадий Устюжанин надеется на подписание в феврале этого года межправительственного соглашения и контракта между «Газпромом» и «Туркменгазом» о долгосрочных поставках туркменского газа в Россию. Об этом он заявил в субботу российским информационным агентствам, подводя итоги своей поездки в Туркменистан в составе делегации Совета безопасности России 2-3 января. Проекты документов, представленные ...

  • «Газпром» доберется до Британии

    Глава «Газпрома» Алексей Миллер лично представил на суд общественности новый проект газовой монополии - строительство Северо-Европейского газопровода. Решение о его реализации правление компании приняло 18 ноября, и все последнее время топ-менеджеры «Газпрома» провели в переговорах с потенциальными партнерами на Западе. А на днях, как сообщает The Financial Times, Алексей Миллер предложил поучаствовать в финансировании проекта Европей...

  • Снижение ставок не повлияет на цены

    Правительство РФ внесет в Госдуму законопроект «О внесении изменения в ст. 4 ФЗ «О плате за пользование водными объектами». Как сообщает департамент правительственной информации, соответствующее распоряжение премьер-министр Михаил Касьянов подписал 8 января. Официальным представителем правительства при рассмотрении законопроекта Госдумой и Советом Федерации назначен статс-секретарь, первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов. ...

  • 1421244658

    Американские чиновники и бизнесмены считают, что строительство новых путей экспорта нефти из России приведет к обострению конкуренции со Средним Востоком на мировом рынке нефти. Например, незамерзающий морской порт в Мурманске сможет обслуживать супертанкеры емкостью 300 тыс. тонн и российские нефтяные компании таким образом получат доступ к рынкам Северной Америки круглый год. Поставки из России - это реальная альтернатива нефти из Пе...