16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/29/1885.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 1 (29) январь 2003 года

Черная полоса

Первая полоса Владимир Александров

Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) на экстренной встрече в Вене приняла решение увеличить квоты на добычу на 1,5 млн. баррелей нефти в сутки. Так картель надеется остановить рост цен на «черное золото», которые за 2001 год выросли почти в полтора раза. Однако принятые меры могут оказаться недостаточными, так как рынок сырья лихорадят угроза войны в Ираке и забастовка нефтяников в Венесуэле.

Впрочем, краткосрочная реакция рынка на решение ОПЕК оказалась вполне предсказуемой: нефть марки Brent на торгах подешевела и к концу торговой сессии в Лондоне стоила уже 29,67 долл. за баррель. Россию такой сценарий устраивает. Накануне саммита глава Минэнерго Игорь Юсуфов провел серию встреч с лидерами арабских стран, в ходе которых обсуждался вопрос стабилизации цен в коридоре 22-28 долл. за баррель. Именно тогда начался откат цен с рекордной отметки в 33 долл.

Россия, вторая по добыче и экспорту страна, в прошлом году воспользовалась благоприятной конъюнктурой и увеличила добычу нефти до 380 млн. тонн, а экспорт - до 156 млн. тонн, потеснив на рынке опековских конкурентов. Наши нефтяники намерены и дальше наращивать темпы, чтобы к 2020 году выйти на 460 млн. тонн добычи. Так что политика ОПЕК на этот раз совпадает с намерением России увеличивать поставки «черного золота» на мировой рынок.

Но проблема в том, что мощности нашей нефтетранспортной системы практически исчерпаны. «Транснефть» по максимуму использует свои магистральные трубопроводы, а морские терминалы не способны переваливать дополнительный поток. В 2003 году экспорт нефти должен вырасти за счет увеличения Балтийской трубопроводной сети с терминалом в Приморске до 30 млн. тонн в год и роста мощностей порта в Новороссийске на 2-3 млн. тонн. Но этого явно недостаточно, чтобы возместить потери рынка в случае перебоев с поставками аравийской нефти.

Не случайно нефтяные компании объявили о намерении строить трубопровод Западная Сибирь - Мурманск и терминал на Кольском полуострове с пропускной способностью 60 млн. тонн в год. Правда, пока все это не более чем проекты. А нефть в 2003 году может подешеветь и без помощи ОПЕК. Забастовка в Венесуэле не будет продолжаться вечно, а война в Ираке если и случится, то тоже вряд ли затянется. А восстановление любого из этих экспортных потоков способно быстро уронить цены до нижнего уровня установленного картелем коридора. К тому же отопительный сезон в большинстве стран-потребителей подходит к концу, что станет дополнительным стимулом к снижению стоимости топлива.

Но в России климат суровый, к тому же развал системы ЖКХ требует все больше топлива на обогрев. Отопительный сезон продолжается до поздней весны, так что потребность в мазуте остается довольно высокой. И если цены на мировом рынке упадут, то нефтяникам не с руки будет гнать на экспорт топливо и придется переориентироваться на внутренний рынок. К тому же эксперты считают, что правительство может отказаться от поддержки экспортных устремлений нефтяников. Динамика изменения структуры производства в стране свидетельствует о быстром возврате к экспорт-ориентированной экономике, которая сложилась в канун дефолта. Неприятным итогом прошлого года стало сокращение выпуска продукции в конечных отраслях, прежде всего в машиностроении и легкой промышленности. В результате в 2002 году две трети четырехпроцентного промышленного роста были обеспечены экспортом, в основном сырьевым. При том, что годом раньше экспорт давал только четверть прироста экономики.

Впрочем, в Белом доме могут быть свои взгляды на предвыборный год, когда хороши все «курочки», несущие «золотые яйца» в бюджетную корзину. Тем более что серьезные структурные реформы в экономике России так и не начались. Это означает, что наше благополучие снова зависит от колебаний нефтяных цен.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 1 (29) январь 2003 года:

  • 1421244671

    В Балакове прошел семинар по обеспечению качества с участием французских энергетиков. Он посвящен подготовке Балаковской АЭС к получению международного сертификата в соответствии со стандартом ИСО. Как сообщает ИА «Саратовбизнесконсалтинг», концерн «Росэнергоатом» намерен провести сертификацию всех станций страны. Первой станет Балаковская. Отсутствия сертификата по Международному стандарту ИСО помешал БАЭС получить премию Российского...

  • 1421244680

    В строительстве нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан» (БДТ) будет участвовать немецкая компания «OIPEC». Напомним, что последние вопросы в подготовке реализации проекта БДТ были сняты после того, как Тбилиси разрешил проведение маршрута нефтепровода по Боржомскому ущелью. Ранее грузинская сторона по экологическим соображениям выступала за изменение маршрута трубопровода в обход этой местности. Начало строительства БДТ намечено на п...

  • Как очистить трубопроводную арматуру

    Мы продолжаем серию публикаций о ремонте трубопроводной арматуры. Несмотря на разнообразие типов арматуры, процесс ее ремонта выполняется в одной последовательности. И первое, что необходимо сделать - очистить ее от загрязнений. Для этого предназначены разработанные ПКТБА моечные установки УМ и УММ. Обе установки погружного типа, что обусловлено необходимостью обрабатывать изделия различных типоразмеров и их сложной конфигурацией. ...

  • ООО «Ишлейский завод высоковольтной аппаратуры»

    ООО «Ишлейский завод высоковольтной аппаратуры» является одним из крупнейших российских предприятий по выпуску электротехнического оборудования. Постоянными партнерами предприятия являются нефтеперерабатывающие заводы, городские электросети, предприятия химической промышленности. ...

  • Чересчур хороший аппетит

    В середине декабря кабинет министров рассматривал вопросы, сопоставимые по важности разве что с формированием федерального бюджета. Речь идет об индексации тарифов на услуги естественных монополий, а также об инвестиционных программах «Газпрома», РАО «ЕЭС России», госконцерна «Росэнергоатом» и Министерства путей сообщения. В минувшем году чиновники довольно тщательно готовились к обсуждению этих вопросов - уже летом монополисты предст...