16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/288/6202287.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 03-04 (287-288) февраль 2016 года

«Сименс» расширяет сервисный бизнес в России

Тема номера Беседовала Ирина КРИВОШАПКА
Руководитель подразделения «Сервисный инжиниринг» ООО «Сименс Технологии Газовых Турбин», доктор технических наук Ростислав Тетерук

Иностранные компании переносят свои технологии на российскую плоскость, и это логично, ведь то, что уже опробовано во многих странах на разных объектах, служит хорошей иллюстрацией и гарантией успешности применения технологий.

В области энергоэффективности компания «Сименс» обладает богатым опытом, который по достоинству оценивается и российскими заказчиками. Многие разработки компании с полным правом можно назвать открытиями, не имеющими аналогов в мире.

Мы побеседовали с руководителем подразделения «Сервисный инжиниринг» ООО «Сименс Технологии Газовых Турбин», доктором технических наук Ростиславом Тетеруком, который рассказал о новых направлениях компании в области сервиса, призванных работать на пользу заказчиков турбин «Сименс» по всей стране.

– В основе создания газовых турбин «Сименс»» уже заложена эффективность, не так ли? Поясните, пожалуйста, в чем суть новых технологий, применяемых для турбин «Сименс».

– Если мы говорим об энерго­сберегающих технологиях в газотурбинном бизнесе, то наша компания внедряет самые передовые и эффективные мировые разработки, существующие сегодня в линейке продукции компании. При этом могу с гордостью отметить, что «Сименс» – ведущая компания на мировом рынке в плане технологичности в сегменте турбиностроения. Приведу пример: на днях на электростанции в немецком Дюссельдорфе был официально зарегистрирован мировой рекорд по уровню КПД для газовой турбины класса Н в составе ПГУ – 61,5 процента. На сегодня это самое высокое достижение для данного класса турбин.

К классу Н относятся турбины с наиболее высокой мощностью, эффективностью и температурой сгорания. Сегодня в России таких турбин в коммерческой эксплуатации пока еще нет. Тем не менее это иллюстрация постоянного развития технологий газовых турбин, «Сименс» постоянно вкладывает средства и привлекает лучших специалистов, чтобы при реализации наших проектов на станциях у заказчиков был экономический эффект от использования наших продуктов, обладающих высокими техническими характеристиками и выходными параметрами. Повторюсь: в настоящее время 61,5 процента – это самый высокий подтвержденный КПД для машин цикла ПГУ. В отрасли постоянно ведутся работы по наращиванию этого показателя, и следующее поколение турбин, несомненно, будет обладать КПД, увеличенным еще на несколько процентов.

– В чем заключается экономический эффект от применения данных турбин для электростанций? Уместно ли говорить о сокращении расходов на топливо, ремонты и обслуживание?

– КПД и включает в себя получение единицы мощности и тепла при меньшем расходе топлива. Эти решения в современных технологиях крайне предпочтительны. Что же касается проведения ремонтных работ и сервисного обслуживания, то, безусловно, речь о полном отсутствии ремонта не идет – любое оборудование требует сервисного обслуживания. Можно говорить об увеличении межремонтных интервалов за счет внедрения инновативных продуктов, которые мы предлагаем в рамках наших сервисных концепций.

– Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

– Использование самых последних версий турбин с более высокими прочностными характеристиками материалов и защитных покрытий при производстве деталей и узлов, подверженных в процессе эксплуатации наибольшим нагрузкам, позволяет нам увеличивать интервалы межремонтных периодов. Например, для самой распространенной в России газовой турбины «Сименс» Е-класса SGT5-2000E (ГТЭ-160) в свое время мы начинали с интервалов в 25 000 эквивалентных часов между большими инспекциями, тогда как сегодня стандартом для наших машин считается эквивалентный межремонтный интервал в 33 000 часов. Есть концепции и на большее количество часов – 41 000, а при определенных параметрах – еще больше. Иными словами, мы даем заказчику определенную гибкость при выборе концепции сервисного обслуживания, оптимально соответствующую условиям эксплуатации. Увеличение межремонтных интервалов позволяет заказчику сокращать временные и финансовые расходы на простои оборудования при проведении больших инспекций.

– А климатические или географические особенности объекта влияют на межремонтный интервал?

– Технология газовых турбин такова, что они работают при различном уровне нагрузки в зависимости от внешних условий, в частности от влажности и температуры. Таким образом, внешняя среда оказывает определенное влияние на выходные параметры. Наши технологии приспособлены под самые различные, в том числе и температурные, режимы внешней среды. Например, Няганская ГРЭС, крупнейшая в мире парогазовая электростанция, работающая выше 62 градусов северной широты, на сегодняшний день – одна из самых современных и высокотехнологичных ТЭС в стране. На всех трех блоках ПГУ установлено оборудование «Сименс»: газовые турбины SGT5-4000F, паровые турбины SST5–3000, генераторы SGen5-2000H, системы АСУТП. Мы же осуществляем в рамках шестилетнего контракта и техническое обслуживание данного оборудования.

– Известно, что одним из ваших недавних нововведений стали мониторинговые комнаты, в которых происходит сбор, обработка и хранение данных о состоянии турбин? Для чего они нужны и как используются?

– Не совсем так… Дело в том, что начиная уже с 1998 года в компании «Сименс» используется технология по сбору и обработке в мониторинговом центре эксплуатационных данных газовых и паровых турбин, работающих на всех континентах земного шара. В России мы также готовим такой проект, и весной 2016 года на базе предприятия «Сименс Технологии газовых турбин» (СТГТ) в Санкт-Петербурге планируем открытие так называемой мониторинговой комнаты. Она будет оснащена самым современным и высокотехнологичным оборудованием, которое позволит собирать, анализировать и визуализировать ключевые параметры работы газотурбинного оборудования производства «Сименс» в России. Современная система передачи данных позволит передавать данные в этот центр вне зависимости от местонахождения объекта. Таким образом, мы сможем предложить нашим заказчикам дополнительный сервис и достичь более высокой степени надежности работы оборудования.

На основе многолетнего анализа подобных баз данных и международного опыта, связанного с работой турбин различных классов на объектах по всему миру, мы получили возможность четко определять те статистически обоснованные значения параметров работы турбин, которые являются некритичными для их надежной эксплуатации. Другими словами, во время работы турбины отслеживается множество эксплуатационных параметров, среди которых температура на выходе, уровень вибрации, давление и другие. Эти значения не постоянны, они колеблются в определенных пределах. Процесс мониторинга позволяет своевременно определить те на первый взгляд незначительные изменения в поведении газовой турбины, которые могут потребовать каких‑то дополнительных действий и вмешательства персонала для предотвращения аварийной ситуации. Речь идет о диагностике на раннем этапе, позволяющей с помощью математических моделей и широкой базы данных поведения турбин определенного класса c очень высокой степенью вероятности идентифицировать отклонения в работе турбины на самой ранней стадии и дать заказчику рекомендации по проведению технических мероприятий для предотвращения нежелательных последствий. Или, наоборот, определить полную статистическую нормальность того или иного отклонения в значении определенного параметра, что позволит заказчику продолжить дальнейшую эксплуатацию оборудования без каких‑либо непредусмотренных прерываний процесса его работы.

Таким образом, основная задача мониторинговых комнат – проводить своевременную диагностику и исключать аварийные ситуации путем разработки технических рекомендаций в случае выявленных отклонений. Кстати, по опыту подключения оборудования «Сименс» к мониторинговому центру в других странах отмечу, что если в начале функционирования центра мы говорили о десятках турбин, включенных в процесс мониторинга, то сейчас это уже сотни станций и их количество с каждым годом увеличивается. И для нас это одно из самых убедительных подтверждений пользы и целесо­образности сервисной услуги, которая в самом ближайшем времени будет предоставляться локально на территории России силами российских специалистов.

– Сколько человек работает у вас в департаменте сервиса, включая мониторинговый центр, и как распределяются обязанности по другим направлениям?

– Если говорить о мониторинговом центре, то предполагается для начала работа относительно небольшой команды специалистов (три человека), которая по мере увеличения подключенного к процессу мониторинга флота турбин будет расширяться. Центр будет полностью локализован. Полученная со станций информация будет обрабатывается специальными программами, использующими последние разработки «Сименс» в этой области.

В принципе, этого достаточно для дееспособности мониторингового центра. Специально предусмотренный канал передачи информации для связи со станциями налаживается таким образом, что функционирует только в одном направлении, что исключает возможность любого несанкционированного доступа извне. Таким образом, информация надежно защищена.

A вообще, в сервисном департаменте в настоящее время задействовано около семидесяти человек, распределенных по пяти основным направлениям: полевой сервис (его сотрудники осуществляют выездные работы на объектах и проводят ремонты); проектный менеджмент (работает с заказчиком, координируя проведение инспекций и своевременную доставку запасных частей на объект); сервисный инжиниринг, который находится под моим руководством (предоставляет всестороннюю техническую поддержку); группа маркетинга и продаж, работающая напрямую с заказчиками в области координации новых продуктов и проектов; а также высокопрофессиональная команда бизнес-администраторов, помогающая решать все коммерческие вопросы и находить вместе с заказчиком пути решения в теперешних непростых экономических условиях.

– Можете ли вы обслуживать или предоставлять услуги, допустим, мониторингового центра по турбинам других производителей или консультировать заказчика, если он работает не только с вашим оборудованием, но и с другим?

– Такие запросы поступают, но это не согласуется со стратегической политикой «Сименс» – мы обслуживаем исключительно машины либо собственного производства, либо лицензионные, к технологиям которых у нас имеется доступ, в связи с чем мы можем предоставить максимально компетентную техническую поддержку. Кроме того, мы очень уважительно относимся к интеллектуальной собственности других производителей и поэтому не считаем для себя возможным проникать в технологии других компаний, имеющих собственные разработки, спецификации и расчетные характеристики. Не хочу прозвучать наивно, но в условиях цивилизованного бизнеса, каковым мы его видим в России, мы также рассчитываем на аналогичное корректное отношение и к нашей интеллектуальной собственности со стороны сторонних организаций.

– Были ли в вашей практике случаи подделки оборудования или каких‑либо его элементов?

– Наиболее привлекательный объект для пиратских компаний – это технологически сложные и потому наиболее дорогостоящие компоненты, коими являются, например, турбинные лопатки, их пытаются воспроизводить с использованием разных реинжиниринговых технологий, – от литейных заготовок до нанесения защитных покрытий. «Реинжиниринг» сегодня достаточно интенсивно развивается, и с этим, к сожалению, сталкивается все большее число производителей. Затрагивая тему «пиратства», мы также говорим о подделке не только деталей, но и о некачественно выполненных ремонтно-монтажных работах и об установке оборудования. Проведение таких работ компаниями, не имеющими официальных разрешений и спецификаций на подобные процедуры, безусловно, идет вразрез с нашей политикой. Поэтому мы предлагаем выполнение ремонтных работ не только в соответствии со всеми спецификациями, но и руками нашего локального персонала полевого сервиса, что делает их с коммерческой точки зрения вполне конкурентоспособными по сравнению с другими сторонними организациями.

– Какие новые программы в области сервиса вы планируете реализовать в ближайшее время?

– Наряду с предстоящим введением в эксплуатацию мониторингового центра у нас есть планы новых программ по сервису. Один из проектов – в активной проработке, но о конкретных сроках его реализации говорить пока преждевременно. Однако могу с уверенностью сказать, что планы «Сименс Технологии Газовых Турбин» направлены на дальнейшее расширение сервиса энергетического оборудования в России.

«Сименс» расширяет сервисный бизнес в России

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 03-04 (287-288) февраль 2016 года: