16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/286/3862731.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 01-02 (285-286) январь 2016 года

В поисках инвестиций: почему инвесторы неохотно идут в теплоэнергетику?

Энергетики бьют тревогу: теплоэнергетическая инфраструктура страны устарела и нуждается в серьезной модернизации.

Однако не секрет, что для проведения модернизации любых коммунальных систем, в том числе теплоснабжения, требуются дополнительные инвестиции. При этом, если верить аналитикам, отрасль недофинансирована почти на три триллиона рублей. Возможные пути решения данной проблемы эксперты обсудили на конференции «Теплоэнергетика в поисках инвестиций», организованной медиахолдингом РБК.


Разумная цена и стабильность отношений


– Теплоэнергетика действительно очень нуждается в финансировании. Мы понимаем, что необходимо искать дополнительные механизмы и способы повышения интереса потенциальных инвесторов к этой отрасли, – подтвердил значимость обозначенной темы заместитель министра энергетики России Вячеслав Кравченко.

Представитель ведомства заметил: основное требование, предъявляемое инвестором, входящим в отрасль, – это разумная цена, которая позволит ему осуществлять инвестиции, и стабильность отношений. Однако уже на этом этапе возникает загвоздка: Минэнерго не один год занимается внедрением модели альтернативной котельной, рассчитывает возможные ценовые параметры и понимает, что цены на тепло, имеющиеся сейчас, примерно в половине случаев придется повышать достаточно существенно, в первую очередь для потребителей-граждан.

Разумеется, увеличение тарифов на энергоресурсы позволит не только извлекать хорошую прибыль и легко покрывать издержки компаний, но и привлечь больше инвесторов, для которых, в первую очередь, важна быстрая окупаемость проекта и его высокая прибыльность при низких рисках. Очевидно, что, не имея прозрачных правил игры, инвестор вряд ли придет в отрасль, где, ко всему прочему, неоднородная ситуация и с системой теплоснабжения. В некоторых регионах уровень цен на тепловую энергию в разы превысил уровень цен на тепло при производстве от альтернативной котельной, и в данном случае вариант использования метода альтернативной котельной выглядит весьма привлекательным, считает Минэнерго.

– Было бы разумно, если бы Единая теплоснабжающая организация, как мы и предусматривали в рамках модели альтернативной котельной, занималась оптимизацией источников теплоснабжения, выстраивала систему взаимоотношений с тепловыми сетями, таким образом, минимизируя свои затраты, – прокомментировал господин Кравченко. – Если у ЕТО появятся возможности подобного рода, то в рамках существующих тарифов, экономически выгодных для ЕТО, нужно вести речь о повышении уровня ответственности теплоснабжающих организаций за качество оказываемых услуг. А также необходим определенный контроль исполнения ими обязательств по поддержанию хозяйства в надлежащем состоянии.


Светлое будущее или отсутствие альтернативы?

Два возможных варианта развития событий в теплоэнергетике прогнозирует Министерство экономического развития России.

Первый и наиболее вероятный – сохранение имеющихся отношений в регуляторике, обусловлен желанием государства в ближайшие два-три года оставить все как есть.

– Мы считаем этот вариант неправильным, – отметил заместитель директора департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития РФ Дмитрий Вахруков. – Проблемы нынешнего регулирования и возможности привлечения инвестиций заключаются в том, что государство как регулятор не очень верит в то, что рост инвестиционного потенциала за счет увеличения тарифов приведет к модернизации основных фондов, увеличению показателей надежности и качества. Кроме того, будем откровенны: государство опасается, что увеличение тарифов приведет к росту прибыли организаций, но не создаст необходимых условий для продолжительного взаимовыгодного сотрудничества.

Сегодня, считает господин Вахруков, необходимо реально оценить инвестиционные потребности отрасли, ведь прежде чем включить инвестиционный проект в тариф, нужно обосновать его цену и последующий эффект. Известно немало примеров нерационального использования инвестиций, когда, например, средства направлялись не на устранение износа электрических сетей, а на строительство новых объектов. Возможно, стоит пересмотреть подход к обоснованию инвестиций и проводить анализ не через призму снижения издержек, а через оценку рисков прекращения функционирования обьектов.

Второй вариант развития событий, который, уверены в ведомстве, не только максимально понятный, но и правильный, предполагает переход на метод альтернативной котельной.

– Чем проще метод, тем меньше возможностей после его «подкрутить», поменять и тем больше гарантий для инвестора прогнозировать свою выручку и возврат вложенных средств. Мы считаем, на сегодняшний день это единственный перспективный вариант, который позволит привлечь инвестиции в теплоснабжение, – говорит Вахруков. – У нас сложилось понимание организационного подхода к реализации модели альтернативной котельной и административной части этого перехода, но пока нет понимания по цене проекта, хотя этот вопрос ключевой, без него модель не заработает. Причем еще полгода назад мы были настроены не очень позитивно относительно будущего альтернативной котельной, нам казалось, эта тема потихоньку начала умирать после того, как появилось обязательство согласовывать переход на альтернативную котельную с регионами. Новый законопроект Минэнерго подарил некую надежду на то, что мы придем к тому будущему, которое хотим получить. Самое важное сейчас – договориться и дать правильный сигнал в регионы относительно того, что альтернативная котельная – это неизбежность, нет смысла ее отрицать, – резюмировал представитель Минэкономразвития.

Его поддержал директор по работе с государственными органами ОАО «Фортум» Александр Павленко:

– Метод альтернативной котельной изначально задумывался таким образом, чтобы соблюсти баланс интересов потребителя и инвестора. Потребитель должен был быть доволен тем, что тариф посчитан и ограничен, а инвестор – отсутствием барьеров для ведения бизнеса в теплоэнергетике. Однако ситуация несколько изменилась: в ходе обсуждения разработанного Минэнерго законопроекта стало ясно, что инвестор потеряет часть преимуществ. Поскольку полномочия по реализации данного законопроекта будут делегированы местному органу исполнительной власти, существуют риски торможения процесса. Приведу пример из практики «Фортума»: в Челябинске и Тюмени до сих пор нет схемы теплоснабжения. Под разными предлогами регионы затягивают этот процесс. Тюмень вообще схему не разработала, а Челябинск получил массу замечаний, занимается их устранением. Словом, инвестор не может прийти в поле, которое ему абсолютно непонятно. Мы считаем, согласование региональных и муниципальных властей в части альтернативной котельной, которое сегодня предлагается в законопроекте, существенно усложнит его реализацию.


Дешевле не платить

Еще одна проблема, о которой в последнее время говорится много и часто, – рост неплатежей за тепло на фоне кризиса ощущается наиболее остро.

Безусловно, непрекращающийся рост задолженности потребителей связан со многими причинами: несовершенством законодательства, наличием оптовых продавцов в цепочке расчетов, непрозрачностью расчетов, нецелевым использованием денежных средств и наличием различных мошеннических схем ухода от долгов в сфере ЖКХ. Сыграл свою роль и кризис: сегодня потребителю дешевле не платить, чем брать кредиты. На этом заост­рил внимание генеральный директор, председатель правления ПАО «Квадра» Владлен Александрович, который сообщил, что представляемая им компания, работающая в десяти регионах страны и имеющая 21 тепловую станцию, около 300 котельных, свыше пяти тысяч километров сетей, также столкнулась с проблемой неплатежей. На 1 ноября 2015 года консолидированная задолженность компании составила 8,8 миллиарда рублей. Причем половина задолженности приходится на теплоснабжающие организации и муниципальные предприятия.

В сложившейся ситуации компания видит необходимость в поддержке и продвижении законодательных инициатив. В частности, по мнению господина Александровича, требуется осуществить переход на прямые договоры поставки коммунальных ресурсов в многоквартирные дома, активно взаимодействовать с органами исполнительной власти на региональном и федеральном уровнях по принятию совместных мер, направленных на нормализацию текущих платежей и снижение дебиторской задолженности. Еще одна мера – законодательный запрет владения и управления компаниями в сфере ЖКХ для служащих органов власти и их родственников напрямую или через аффилированных лиц. Кроме того, требуется разработать типовую модель реструктуризации задолженности в сфере ЖКХ.

– С одной стороны, мы обеспокоены проблемой бесперебойного теплоснабжения, с другой – ни для кого не секрет, что в 2015 году дебиторская задолженность перед ресурсо-снабжающими организациями пробила отметку в один триллион рублей, – обратила внимание коллег управляющий директор «ЭнергосбыТ Плюс» Юлия Чернявская.

Действительно, несмотря на то что в прошлом году тему неплатежей поднимали на многих конференциях и разнообразных мероприятиях, проблема никак не решается. Самым значимым шагом в этом направлении стало принятие в 2015 году закона об ужесточении платежной дисциплины, призванного помочь в борьбе с недобросовестными потребителями. Однако, по мнению сообщества, одного закона недостаточно, нужны кардинальные меры, которые бы позволили системно решить проблему и не возвращаться к ней из года в год. Одной из таких мер мог бы стать переход на пред­оплату – понятно, что этот метод не будет популярным, но к нему быстро привыкнут, либо разрешение государства отключать недобросовестных плательщиков.

Председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая заметила, что наиболее сложной категорией неплательщиков являются управляющие компании, ТСЖ / ЖСК. При этом их нельзя отключить, взыскать с них нечего, да и собственная доля управляющей компании в платеже граждан – 20‑40 процентов, неплатежи граждан – убытки управляющих компаний. Поэтому управляющие компании также заинтересованы в том, чтобы платежи выполнялись вовремя. Тем более что количество неплатежей в кризис, как правило, растет и необходимо искать новые пути решения проблемы по увеличению собираемости.

Безусловно, энергетическая отрасль нуждается в решении важных вопросов, связанных с модернизацией систем энергоснабжения, введением новых технологий, выводом старого оборудования и установкой нового. Участники конференции согласились, что не стоит откладывать решения на потом, поскольку теплоэнергетической отрасли нужны качественные преобразования, которые и помогут привлечь инвесторов.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 01-02 (285-286) январь 2016 года: