16+
Регистрация
РУС ENG

Статьи компаний

http://www.eprussia.ru/epr/28/1852.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 12 (28) декабрь 2002 года

Фальсификаторы наносят удар по энергетике, и не только

Энергетика Вячеслав Ефимов 1358

России предрекают всплеск техногенных катастроф. «Проблема 2003 года», обусловленная высоким износом фондов, может обернуться большими потерями. Но всплеск катастроф может наступить еще по одной причине - бешеными темпами увеличиваются объемы эксплуатации фальсифицированной продукции: трубопроводной арматуры, электроприводов, приборов АСУ ТП, расходометрии и т.д. Множится по этой причине число отказов. А ведь эта техника применяется, как правило, на объектах, к которым предъявляются повышенные требования безопасности. Аварии на них могут привести к серьезным человеческим жертвам, экологическим катастрофам.

Добропорядочные производители до последнего момента пытались защищаться в одиночку. В июне 2002 года ОАО «ЗЭиМ» (г.Чебоксары) публично заявило о введении комплекса мер по защите потребителей от поддельной продукции, о намерении активно бороться с фальсификаторами.

Энергетики, в частности РАО «ЕЭС России» (региональные компании, ТЭЦ, ГРЭС, АЭС и т.д.), - традиционно одни из основных клиентов предприятия. Его специалисты прекрасно осознают, к каким последствиям может привести установка на этих объектах поддельной техники. В адрес «ЗЭиМа» поступил ряд рекламаций на продукцию, которая была поставлена потребителям под его маркой. При их изучении выяснялось, что компания данную продукцию не производила, она носит признаки фальсификации.

Подобные рекламации, в частности, поступили от НПП «Энергомонтаж» (Пермь), «Чебоксарская ТЭЦ-1» - на ультразвуковые расходомеры UFM-001, НПФ «ПРОСОФТ-Е» (Екатеринбург) - на пускатели ПБР-3, РАО «Норильский никель» - на партию микропроцессорных контроллеров Ремиконт Р-130, предприятия «Когалымнефтегаз» ООО «Лукойл-Западная Сибирь» - на партию электроприводов МЭОФ-40 во взрывозащищенном исполнении. И этот список можно продолжить.

Информационные сообщения о позиции предприятия получили резонанс в СМИ, вызвали незамедлительную реакцию. Выяснилось, что проблема - наиострейшая для многих отечественных предприятий.

Неудивительно, что одними из первых и наиболее дружно откликнулись арматуростроительные предприятия, объединенные в Ассоциацию арматуростроителей России и стран СНГ (НПАА, «ЗЭиМ» - тоже член НПАА, т.к. производит электроприводы и механизмы для арматуры). В сентябре на Украине, в Киеве, в рамках традиционной конференции состоялось специальное коллективное обсуждение. В нем приняли участие представители украинских властей - администрации президента, кабинета министров, Минпрома, ТПП, а также предприятий России и Украины. Его итоги можно считать знаковыми. Были не только обрисованы масштабы угрозы, но и приняты решения о совместном противодействии.



В чем еще угроза фальсификации?

С одной стороны, рынок в России становится более цивилизованным, формируется правовое поле, в котором начинают работать законы. Это создает условия для успеха в борьбе с фальсификаторами. Но, с другой стороны, он дезорганизуется недобросовестными конкурентами. Недобросовестность выражается в том, что ради сиюминутной выгоды по демпинговым ценам выбрасывается продукция сомнительного происхождения. Это серьезно деформирует рынок и наносит ущерб как добросовестным производителям поставщикам, так и непосредственным потребителям. Естественно, страдает и экономика страны в целом.

Ущерб можно разделить на несколько составляющих. Во-первых, добропорядочные производители теряют деньги из-за сокращения объёмов продаж. Во-вторых, фальсификаторы могут позволить себе продавать продукцию по заниженным на 20% и более ценам. Такой демпинг ведет к тому, что игроки на рынке ведут себя труднопрогнозируемо. Как следствие, предприятию сложно выстраивать финансовые,производственные планы выплаты налогов, социальные программы. Рынок дезорганизуется.

В-третьих, если клиент получает вдруг предложение, что некто может поставить ему продукцию на 20% дешевле и быстрее, он меняет поведение. Недобросовестный конкурент, как правило, в этом случае блефует, поскольку у него нет всей требуемой номенклатуры. Поэтому поставляет только часть, а далее заказчика просто «водят за нос». Клиент же, получив часть, начинает выжидать льготных предложений. Он откладывает решения, а добросовестные предприятия теряют деньги, время.

В-четвертых, приобретая подделки, клиент теряет доверие к отечественному производству. По его имиджу наносится мощнейший удар. Маркетологи говорят о правиле «6/20»: довольный сотрудничеством с компанией клиент расскажет об этом шестерым своим партнерам, недовольный же - по двадцати разнесет весть о том, что нужно избегать сотрудничества с фирмой. Значит, придется дополнительно затратить в 3,5 раза больше средств на мероприятия по восстановлению позиций.



Откуда берутся и как попадают на рынок подделки?

Один из самых распространенных источников - скупается бывшая в употреблении продукция, которая полностью или частично отработала свой ресурс. Подкрашивается, иногда снабжается рядом новых узлов, украденных откуда-либо или изготовленных кустарным способом и по дешевке купленных. К ней прилагаются поддельные таблички, паспорта с печатями, подписями, номерами предприятия, и она продается со скидкой. Естественно, продукция не проходит контроля качества, испытаний. Нет гарантий как ее безопасной эксплуатации, так и сервисной поддержки.

Благоприятный фактор роста подделок - воровство с отечественных предприятий. Для эффективного противодействия здесь компаниям приходится тратить значительные средства на техническое оснащение служб безопасности, работу с персоналом. Эта политика результативна, когда проводится сознательно.

На «ЗЭиМе» в связи с противодействием фальсификации усиление и активизация СБ реально помогает предотвращать ущерб. В частности, доведено до логического конца, т.е. не развалилось в суде и вынесен приговор, дело по факту хищения в отношении ряда лиц.



Почему фальсификаторы переигрывают добропорядочных производителей?

Фальсификацией занимаются, как правило, небольшие фирмы или фирмы - однодневки, которые спешат снять сливки и исчезнуть. Зачастую многие из них работают в сером или теневом секторах рынка. Они могут позволить себе сбывать продукцию по заниженной цене, поскольку у них отсутствуют расходы на рекламу (особенно марки), разработку новой техники, выплату налогов, сертификацию, обучение персонала и т. д.

Естественно, что товар на базаре дешевле, чем в магазине, который заботится о своей марке. За качество принято платить. Однако на рынке есть сегменты (желанные клиенты фальсификаторов), где цена - единственный фактор при принятии решений о закупках оборудования. Ими могут быть, например, как доведённые до отчаяния скудным финансированием главные энергетики ТЭЦ, латающие дыры чем придется, так и недобросовестные снабженцы, работающие на «откатах». Тем не менее, тенденции таковы, что все сильнее формируется та группа клиентов, которые готовы работать по формулам цивилизованного общества.

Всем добропорядочным производителям нужно объединиться и действовать согласованно. В рамках НПАА создана рабочая группа для выработки политики противодействия фальсификации продукции. Предусматривается и выход на крупных потребителей, таких, как РАО «ЕЭС России», «Газпром», нефтяные компании, - для включения их предложений.

Ассоциация планирует осуществлять комплекс согласованных действий в различных областях: права, организационной, специальных технических средств. Они предполагают публичность, широкое взаимодействие со всеми производителями, органами власти, общественными организациями, крупнейшими потребителями, заинтересованными в противодействии недобросовестной конкуренции. Возможности для эффективного противодействия существуют, есть и практика, в т.ч. самого «ЗЭиМа». Все эти меры должны осуществляться под эгидой ассоциации, чтобы снизить риск давления со стороны разоблачаемых структур.

Провод, АЭС, Газпром, ГРЭС , ЕЭС , ТЭЦ, Кабельная арматура

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.