16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/278/3608845.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 18 (278) сентябрь 2015 года

Мониторинг безопасности гидротехнических сооружений в электроэнергетике

Энергетика: наука Василий СТЕПЧЕНКО, Антон ЗЮБАНОВ, Дмитрий ЛЕНШИН, Михаил СТЕПАНОВ, Дмитрий ЗОНОВ

В настоящее время общее количество поднадзорных Ростехнадзору комплексов гидротехнических сооружений (далее ГТС) в России составляет более 37 000 объектов.

Из них в топливно-энергетическом комплексе – более трехсот. Это плотины (гидроэлектростанции), дамбы, ограждающие хранилища жидких отходов (сброс золы, шлаков угольных электростанций), водоспускные и водовыпускные сооружения, тоннели, каналы, насосные станции, а также другие сооружения, предназначенные для предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов на окружающую среду.

Наиболее резонансная и повлекшая тяжелые последствия авария ГТС произошла 17 августа 2009 года, в черный день энергетики – 75 погибших и колоссальный материальный ущерб при трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС. И хотя начальные причины аварии – переходные режимы оборудования и неудовлетворительное техническое состояние гидроагрегата (обрыв шпилек) – не относятся напрямую к ГТС, но ее развитие, обусловленное несвоевременным закрытием затворов водоприемников гидроагрегатов, игнорировать нельзя.



Принципы работы службы эксплуатации

В случае с тепловыми станциями, на экспертизе промышленной безопасности которых специализируется ОАО «Инженерный центр» (Оренбург), конечно, нет таких напоров воды, но последствия неправильной эксплуатации ГТС ТЭС также могут быть существенными.

Контроль за безопасностью ГТС на каждой ТЭС должен быть строго регламентирован и отлажен. Контроль за безопасностью ведется в объемах и сроках, предусмотренных проектом и местными инструкциями, по годовым графикам, утвержденным руководителем объекта.

Мониторинг состояния ГТС проводится службой эксплуатации ГТС и ведется визуальными и инструментальными методами.

Важным условием безаварийной работы ГТС является ответственное отношение владельца ГТС к службе эксплуатации ГТС: комплектование ее квалифицированным персоналом, оборудованием, обеспечение исполнительной дисциплины в части реализации технологий эксплуатации и мониторинга.

К основным видам наблюдений, проводимых на ГТС, относятся:

• инструментальные наблюдения за уровнем и химическим составом грунтовых вод в районе ГТС с использованием скважин режимной сети;
• инструментальные наблюдения за осадкой ГТС по поверхностным маркам с привязкой к исходному реперу;
• наблюдения за уровнем воды ГТС по водомерной рейке;
• визуальные наблюдения за состоянием ГТС;
• контроль состояния и работоспособности механического оборудования ГТС – коррозионный износ, повреждение конструктивных элементов, наличие трещин;
• предпаводковые обследования ГТС паводковыми комиссиями, определенными приказами по станции, весенние и осенние обследования;
• регулярные комиссионные (преддекларационные) обследования ГТС;
• разработка декларации безопасности ГТС (является обязательной для гидротехнических сооружений первого, второго и третьего класса, входящих в состав электростанций, а также иных гидротехнических сооружений электростанций, если их аварии и повреждения могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации).

В типовой состав документации по ведению мониторинга безопасности ГТС входят:

• проект мониторинга безопасности ГТС;
• инструкция о порядке ведения мониторинга безопасности ГТС, накопителей жидких промышленных отходов;
• аналитические сведения по результатам ведения мониторинга безопасности ГТС.

Ведение мониторинга и фиксация периодических изменений необходимы для того, чтобы на основании данных, накопленных за прошедшие периоды, можно было делать более достоверные прогнозы о дальнейшей эксплуатации объекта (прогноз паводкового притока, сроков перехода на летний / зимний режим эксплуатации и т. д.).

Каждый объект ГТС имеет свои индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать при организации его мониторинга и эксплуатации. Поэтому для каждого ГТС утверждается свой перечень контролируемых во время мониторинга критериев. Основной принцип отнесения элемента ГТС к перечню контролируемых критериев – степень его влияния на безопасность ГТС.



Состав и количество

Для каждого контролируемого параметра устанавливается способ его мониторинга и периодичность (с указанием условий, влияющих на периодичность контроля).

Для каждого контролируемого параметра устанавливаются предельно допустимые значения (ПДЗ) по уровням безопасности. При ухудшении уровня безопасности частота контроля увеличивается. Также должны быть разработаны и утверждены методики измерения (контроля) контролируемых параметров. Делается это для обеспечения идентичности и сопоставимости измерений.

Нормативными документами определяются три состояния безопасности ГТС:

• надежное – можно эксплуатировать;
• удовлетворительное – можно эксплуатировать, но необходимо разрабатывать и исполнять компенсирующие мероприятия с усиленным контролем текущего состояния;
• аварийное – эксплуатация в проектном режиме запрещена.

При оценке критериев безопасности ГТС (таких, как плотины, дамбы золошлакоотвалов и др.) учитывается, что при контроле технического состояния ГТС необходимо также анализировать показатели, которые характеризуют взаимодействие элементов в системе «основание – сооружение».

Кроме того, необходимо отметить, что критерии безопасности данного ГТС не являются чем‑то незыблемым, неизменным. Изначально они устанавливаются на основании проектной документации, далее корректируются по результатам эксплуатации и возможных изменений в ГТС. Действие критериев безопасности устанавливается на срок действия декларации безопасности ГТС, но не более чем на пять лет. После истечения пяти лет, а также в случае изменения условий эксплуатации или выявившихся дефектов, требующих дополнительного контроля, они должны уточняться.

Опыт проверок состояния мониторинга безопасности ГТС на энергообъектах показывает, что основными выявленными нарушениями (зоны, на которые эксплуатирующей организации надо обратить особое внимание) являются:

• отсутствие соответствующей рабочей документации;
• наличие различных неисправностей (шлам, снижение пропускной способности);
• отсутствие разработанных и утвержденных в установленном порядке критериев безопасности ГТС, деклараций безопасности, инструкций и проектов мониторинга безопасности;
• несоответствие проекту и нормативным документам квалификационного уровня службы эксплуатации;
• отсутствие согласованного плана ликвидации возможных аварий и инцидентов;
• отсутствие или несоответствие проекту мониторинга безопасности контрольно-измерительной аппаратуры и контрольно-измерительных приборов.

Из вышеуказанного перечня считаем наиболее тревожным фактором несоответствие нормативным документам квалификационного уровня службы эксплуатации, проще говоря – слабый уровень подготовки персонала, поскольку именно служба ГТ обеспечивает безопасную эксплуатацию и снабжает руководителей организации достоверной информацией о состоянии ГТС. От достоверности, обоснованности и достаточности этой информации зависит своевременность и правильность принимаемых эксплуатационных, ремонтных, технологических решений, а следовательно – безопасность ГТС.

Инженерный центр лого.jpg


ОАО «Инженерный центр»

460023, г. Оренбург, Манежная ул., 26.

Для корреспонденции: 460052, г. Оренбург, ул. Энергетиков, 1.

Тел. / факс (3532) 404131

е-mail office@ingenercenter.ru

ingenercenter.ru

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 18 (278) сентябрь 2015 года: