BPM в компаниях ТЭКа – фокус на точечной автоматизации - Энергетика и промышленность России - № 10 (270) май 2015 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/270/124675.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 10 (270) май 2015 года

BPM в компаниях ТЭКа – фокус на точечной автоматизации

Информационные технологии Петр РЫБАКОВ, директор департамента по управлению процессами и сервисами ЗАО «Эр-Стайл»

В компаниях топливно-энергетической отрасли для автоматизации бизнес-процессов используют системы класса ERP. При таких условиях, несмотря на очевидные преимущества от грамотно выстроенной системы управления бизнес-процессами, говорить о полномасштабном внедрении BPM (Business Process Management) пока еще рано.

Однако текущая нестабильная экономика, как внешняя, так и внутренняя, совместно с непониманием концепции BPM как методологии со стороны ответственных за бизнес-процессы сотрудников заставляет искать альтернативные возможности динамичного и гибкого изменения работы всей компании, для того чтобы минимизировать негативные последствия.

Развитие BPM сегодня необходимо начинать с автоматизации отдельных бизнес-процессов. Объекты BPM, а именно – бизнес-процессы, которые требуют автоматизации, – есть в любой топливно-энергетической компании. Начав с решения локальных проблем, результаты которых будут видны в краткосрочной перспективе, проще переходить к их объединению в группы более сложных бизнес-процессов, связывающих различные . Тем, кто заинтересован в долгосрочном развитии и кому не чужды нововведения и применение на практике всевозможных передовых технологий, термин BPM будет понятен в первую очередь. При выборе этого подхода такие факторы, как нехватка времени для знакомства с новыми, непроверенными концепциями, текущая кризисная ситуация на рынке, которая устанавливает курс на увеличение оборота и удержание текущих позиций, но не на перспективное развитие, уже не будут являться существенными.

Базовый функционал каждой современной BPM-системы удовлетворяет основным потребностям любой компании, не исключая компании топливно-энергетического сектора. В них должны присутствовать такие компоненты, как основа для рабочих процессов (workflow), позволяющая объединять задачи различных структурных единиц в понятный бизнесу язык, пользовательский портал, предоставляющий единый доступ для всех сотрудников компании, аналитический модуль, дающий четкое представление руководству компании о текущем положении компании, и интеграционная составляющая, которая помогает соединить разрозненные ИС.



Особый подход к заказчику

Специфика рынка определяет вектор развития сферы предоставления услуг в области систем бизнес-автоматизации. Современные российские компании ТЭКа не всегда готовы ответить на вопрос, какие бизнес-процессы они хотят автоматизировать, при этом они имеют четкое представление о слабых местах, наличие которых подвергает компанию риску потерять деньги.

Одним из таких узких мест на сегодняшний момент является процесс сопровождения проектно-сметной документации (ПСД) от этапа проектирования до строительства и эксплуатации. Обеспечение объектов строительства топливно-энергетических компаний напрямую зависит от обеспечения актуальности ПСД. На каждом этапе формирования и использования документации присутствуют как минимум следующие участники – это и Проектный институт, и Заказчик, и Оператор, и Строители. Каждый из этих участников вносит свой вклад в изменение ПСД. И зачастую ПСД в самом начале этого маршрута от Проектного института имеет расхождение по содержанию с ПСД в конце маршрута у непосредственных участников стройки.

Это существенно влияет на процессы дальнейшей эксплуатации объекта строительства, закупки материально-технического обеспечения, выполнение ремонтных работ, процессы модернизации объекта. Ведь в случае модернизации объекта компания заказывает изменение проекта у Проектировщика, у которого спецификация проекта является неактуальной из‑за того, что были произведены изменения в процессе строительства, но ввиду отсутствия четкого бизнес-процесса сопровождения жизненного цикла актива эти изменения не отразились в проектной документации на стороне Проектировщика. В итоге, это часто приводит к простоям оборудования или объекта в целом, что выражается в потере продукции.

Стратегическое развитие в компании ТЭКа зависит от надлежащего исполнения среднесрочных и долгосрочных планов. Наиболее полным функционалом для реализации данных задач обладает процесс управления крупными проектами. Повышение эффективности бизнеса напрямую зависит от того, насколько хорошо организован данный бизнес-процесс, насколько сильно вовлечены и понимают свою роль все участники – от высшего руководства до непосредственных исполнителей. Качественные коммуникации между всеми бизнес-пользователями и ИТ-системами различных по сложности процессов управления крупными проектами (расчет экономического эффекта от реализации проекта, подготовка технико-коммерческого предложения с возможностью использования ретроспективного анализа, разработка подробной проектной документации, контроль жизненного цикла управления проектом) позволяют в результате достичь одной из основных целей ТЭКа – иметь отлаженный механизм формирования портфелей проектов, положительно влияющих на стратегическое развитие.

Плохо выстроенный бизнес-процесс или его отсутствие влияет на контроль эффективности показателей компании, на качество и сроки предоставления данных от территориально-распределенных подразделений, на эффективное управление рисками, на невозможность использования исторических данных в силу разрозненности данных в большом количестве ИТ-систем и, как следствие, наличие дублирования информации и ее искажения. Потери бизнеса в данном случае могут быть колоссальными, особенно на этапе непосредственного управления жизненным циклом проекта, когда информация о выполнении работ от субподрядчика может поступать спустя месяцы после их фактического завершения.

Для поставщика решений BPM уже этой информации должно быть достаточно для того, чтобы предложить единую систему, которая позволит сотрудникам работать не в нескольких окнах, а в одном, чтобы все данные сохранялись централизованно, были доступны различным сотрудникам и регулярно анализировались специальными инструментами для поиска наиболее эффективных решений. Основная задача исполнителя проекта – правильно задавать вопросы, навести заказчика на верную мысль, что в итоге прояснит ситуацию как для него, так и для поставщика решений.



Правила и регламенты

В основе методологии BPM лежат прозрачные и согласованные бизнес-процессы. Фундаментом успешного исполнения бизнес-процессов служит фиксация целей различного уровня. Любая компания в той или иной степени регламентирует свою деятельность, при этом чем крупнее организация, тем больше у нее регламентов.

Система BPM имеет функцию автоматического создания регламентной документации по бизнес-процессу. Регламентирование деятельности уже внутри компании даст возможность более жестко контролировать выполнение задач сотрудниками и как следствие дать более четкое представление о проблемах, возникающих за границами компании. И это попадание в потребности заказчика дает основание предполагать широкое развитие BPM в России.

Если стремиться получить максимальную отдачу от BPM в будущем, методология должна внедряться полномасштабно, затрагивая все бизнес-процессы и каждого сотрудника в отдельности. При этом начинать внедрение предпочтительно с самого верхнего уровня: руководство компании должно понимать, что при внедрении методологии BPM они начинают управлять не конкретными людьми или отделами, а процессами, в рамках которых осуществляется деятельность всех подразделений компании.



Другие приоритеты

Повышение прозрачности деятельности компании за счет внедрения BPM позволит в том числе решить озвученную выше проблему взаимодействия нескольких не связанных между собой участников, объединенных одной общей целью, а именно: обеспечение объектов строительства качественным МТР в срок. Пока же подобные вопросы решаются вне какой‑либо системы, не согласовываясь с ключевыми показателями конечного результата. На фоне сложной политической и экономической ситуации в стране многие представители высшего руководства видят основной целью удержание текущей позиции компании. Это оказывается несовместимым с выстраиванием новой методологии, подразумевающей четкое определение целей и результатов.

Автоматизация подобных проблемных участков – другое дело. Если такой проект поможет компании в краткосрочной перспективе экономить деньги, его одобрят и сегодня, и даже в более сложной экономической ситуации.

BPM в компаниях ТЭКа – фокус на точечной автоматизации

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 10 (270) май 2015 года:

  • Гидроэнергетики обеспокоены маловодьем Волги
    Гидроэнергетики обеспокоены маловодьем Волги

    На Волжской ГЭС в начале мая состоялся круглый стол на тему «Прохождение половодья на Нижней Волге в условиях повышенной водности». ...

  • Мощность подстанции «Алмазово» в Балашихе возрастет в два с половиной раза
    Мощность подстанции «Алмазово» в Балашихе возрастет в два с половиной раза

    Подстанция расположена в городском округе Балашиха – одном из динамично развивающихся муниципальных образований восточного Подмосковья. Увеличение ее мощности в два с половиной раза после реконструкции позволит удовлетворить возрастающий спрос потребителей на электроэнергию и повысить надежность энерго­снабжения. Подстанция «Алмазово» питает значительную часть жителей Балашихи, а также крупное предприятие «Мосводоканал», котельные, шко...

  • Энергетика: «точки роста»
    Энергетика: «точки роста»

    В рамках III Российского энергетического форума в Санкт-Петербурге газета «Энергетика и промышленность России» совместно с ООО «ЭФ-Интернэшнл» провела круглый стол «Изменившаяся реальность: новые точки роста в энергетике, проблемы и возможности». ...

  • Елена Вишнякова, пресс-секретарь ОАО «РусГидро»
    Елена Вишнякова, пресс-секретарь ОАО «РусГидро»

    – ГЭС работают в режиме, установленном для них Министерством природных ресурсов РФ (Росводресурсы) и Системным оператором – Центральным диспетчерским управлением Единой энергетической системы. Непосредственно установлением расходов воды через станции занимается региональное бассейновое водное управление (БВУ), которое принимает решения об установлении уровня воды в водохранилищах, объемах пропуска (сбросах) воды через плотины гидростанц...

  • Мини-ТЭЦ для «свечного заводика»
    Мини-ТЭЦ для «свечного заводика»

    Непрекращающийся рост энерготарифов для промышленных предприятий и недавние предложения крупных генераторов по ужесточению платежной дисциплины заставили реальный сектор обратить свои взоры в сторону автономной генерации. ...