16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/27/1820.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 11 (27) ноябрь 2002 года

Подготовка персонала энергопредприятий: О целесообразности использования "Компьютерных тренажеров"

Производство для энергетики Магид С. И., д. т. н., профессор, директор департамента ЮНЕСКО "Технические обучающие системы в энер

В энергетике, являющейся частью мировой техногенной культуры, время от времени наблюдаются нештатные ситуации и крупные аварии, в том числе и по вине обслуживающего (оперативного) персонала.

Задача руководящего персонала электрических станций, энергосистем и отрасли в целом, состоит в том, чтобы обеспечить надлежащую подготовку и тренаж подчиненного ему оперативного персонала, так или иначе участвующего в производстве и распределении электрической энергии и тепла /1/.

В связи с этим вызывает настороженность публикация в "Вестнике Мосэнерго" №141 (www.mosenergo.ru) под оптимистичным названием: "Московская энергетика повышает свою надежность".

В сравнительно небольшой по объему публикации автор (анонимный корреспондент) в довольно лихом, кавалерийском стиле с начальственным апломбом полностью, как ему кажется, развенчивает существующую, внедренную и разрабатываемую в Мосэнерго систему обучения оперативного персонала.

Указанную систему в течение десятилетий разрабатывали сотни видных ученых и специалистов крупнейших в СССР научно-исследовательских институтов проектных, наладочных и международных организаций, заводов, таких как ВТИ, ОРГРЭС, Мосэнерго, Московский энергетический институт, Ивановский энергетический институт, Киевский институт автоматики, Мосэнергоналадка, ОЗАП, Южтехэнерго, UNESCO и др.

В настоящее время российское энергетическое тренажеростроение - это наука, обладающая собственной оригинальной методологией и методическим аппаратом, учебниками и монографиями, массой публикаций, изобретениями, патентами и оригинальным программным обеспечением /1-17/.

Результаты разработок внедрены и с успехом эксплуатируются в Мосэнерго и широко известны как в России, так и за рубежом /1/.

Затраты, понесенные на создание наиболее развитой в России системы подготовки кадров, аналогов которой нет даже в странах Запада, довольно значительны. Тем не менее, законы рынка, понимаемые у нас как вседозволенность, потакание власть имущим чиновникам, по неизвестным (?) причинам принимающим волюнтаристские решения для внедрения "принципиально новых" разработок, приводят к новым неоправданным затратам, противоречащим основному принципу - "не навреди".

Смысл упомянутой выше публикации в интенсивной рекламе, так называемых, "компьютерных тренажеров" и противопоставление их полномасштабным тренажерам. Причем складывается впечатление, что "анонимным корреспондентом" здесь выступают или сами разработчики "компьютерных тренажеров" или их не совсем компетентные и информированные комментаторы, в связи с чем дискуссия носит скорее не научный, а антирекламный и разъяснительный характер.

В связи с тем, что указанная публикация изначально предназначалась для размещения в Интернете на сайте Мосэнерго, где она доступна неограниченному кругу специалистов, как РФ так и за рубежом, подход авторов к тщательности подготовки материалов, уровню оформления и их объективности должен был быть принципиальным. Однако "получилось как всегда", и в связи с этим, хотя бы для частичной реабилитации анонимных авторов, именующих себя "московскими энергетиками", к обществу которых относимся и мы, а также для поддержания "чести мундира", необходимо предварительно привести хотя бы основные определения, а затем рассмотреть доводы по существу вопроса.

Итак, определения.

Полномасштабный тренажер - это такое устройство для обучения персонала, которое по условиям выполнения психологических и дидактических требований, исключающих возможность приобретения и переноса на объект управления отрицательных навыков, должно иметь три принципиальные и необходимо важные части:

* конструктивную (точную копию рабочего места оператора);

* программную (адекватную модель оборудования и процессов);

* дидактическую (рабочее место инструктора с программой оценки и контроля действий оператора и прочих не менее важных сервисных программ).



Причем при отсутствии хотя бы одной из указанных составляющих устройство уже не может называться тренажером. (Редакция TEST UNESCO) /1/.

"Компьютерный тренажер" - тренажер, в составе которого как модель объекта управления, так и рабочее место обучаемых и инструктора реализуются на базе компьютерных средств. (Редакция "Норм годности программных средств подготовки персонала энергетики") /18/, (далее "Нормы").

Из анализа этих определений следует, что "компьютерный тренажер" в связи с отсутствием конструктивного признака (точной копии рабочего места) не может называться тренажером, что, впрочем, не расходится с определением "Норм" если считать "компьютерный тренажер" - моделирующим устройством.

Так, согласно "Нормам":

Моделирующее устройство - программное средство профессиональной подготовки персонала, реализующее модель объекта управления, но не обеспечивающее в полной мере выполнение требований, предъявленных к тренажерам.

Таким образом "компьютерный тренажер" со всех точек зрения не может называться тренажером, а согласно тем же "Нормам" является лишь "моделирующим устройством", то есть не может использоваться в роли тренажера в учебном процессе.

Далее, для возможности технического общения будем обозначать определение "компьютерный тренажер" в кавычках.

Для более полной оценки пригодности тренажеров различных типов к решению задач, связанных с моделированием условий работы оператора, рассмотрим основные этапы деятельности оператора при управлении реальными объектами на реальном рабочем месте.

Первый этап - восприятие информации - процесс, включающий операции обнаружения объекта, восприятия, выделения в объекте отдельных признаков, отвечающих стоящей перед оператором задаче; ознакомления с выделенными признаками и опознание объекта восприятия. (Обнаружение и опознание объекта).

Второй этап - оценка информации, ее анализ и обобщение на основе заранее заданных или сформированных в процессе обучения критериев оценки. Оценка проводится сопоставлением воспринятой информационной модели со сложившейся у оператора внутренней образно-концептуальной моделью процесса. (Идентификация объекта).

Третий этап - принятие решения о действиях - акт, формируемый на основе проверенного анализа информационной и образно-концептуальной моделей обстановки. (Принятие решения: решение о ситуации и решение о методе).

Четвертый этап - исполнение принятого решения посредством определенного действия или отдачи соответствующих распоряжений. (Реализация решения: выбор действия и действие).

Пятый этап - контроль за результативностью исполнения принятого решения. (Контроль исполнения).

Первые два этапа представляют собой информационный поиск, последние три - объединяются понятием обслуживания. В реальной работе оператора информационный поиск и обслуживание взаимообусловлены, так как от принятого решения зависит направление следующего шага информационного поиска. Все эти этапы необходимо наиболее полно воспроизводить на тренажере.

Из анализа этапов деятельности оператора при решении задач управления объектом видно, что для формирования и совершенствования профессиональных навыков оператора на тренажерах необходимо создать такую информационную модель воспроизводимых условий в реальном масштабе времени, чтобы зрительное восприятие и моторная реакция оператора не отличались от таковых в реальных условиях.

Последнее положение однозначно определяет требование предъявления оператору полного подобия щита (для адекватного получения информации об объекте управления) и полного подобия пульта (для выработки адекватных моторных навыков). Причем отказ от выполнения указанных требований приводит к приобретению оператором отрицательных навыков и снижению общей надежности человеко-машинной системы.

Первые два этапа в работе оператора, объединенных понятием информационного поиска или этапа приема информации, обуславливают около 80% ошибочных действий операторов. Это обстоятельство налагает определенные требования на адекватность предъявления оператору формы передачи информации об объекте управления, а также на характер упражнений, которые должны быть предложены оператору в период его специальной подготовки. Таким образом, замена реального щита и пульта управления на их компьютерные изображения и тренировки с ними, по нашему мнению, совершенно недопустимы, так как приводят к полной дезориентации человека в его профессиональной деятельности.

В работе оператора есть две формы принятия решений: логические решения и уровень замыкания. В первом случае логические решения принимаются в результате рассуждений, строящихся на законах формальной логики. С точки зрения управляющей функции можно рассматривать суждения описательные и суждения-инструкции. Описательные суждения, объединенные в логическую систему, образуют понятие, раскрывающее содержание ситуации. Суждения-инструкции выражают логику осуществления того или иного процесса управления, определяя, какие действия должны быть выполнены при наличии определенных условий. Суждения-инструкции, доведенные до автоматизма, образуют уровень "замыкания", т.е. образуют четко выраженные связи "вход-выход".

Эффективность работы, в первую очередь, принятие и реализация решений, определяется психологической структурой операторской деятельности, иначе говоря, структурой ориентировки в условиях выбора и исполнения профессиональной деятельности.

Ориентировка оператора формируется и функционирует на четырех уровнях:

* "информационном" (уровне адекватного восприятия информации);

* "смысловом" (уровне основных целей, реализуемых в деятельности оператора);

* "функциональном" (уровне выбора способов изменения режимов функционирования технической системы);

* "операционном" (уровне условий исполнения принятого решения).

В реальной деятельности оператора, упомянутые уровни выступают одновременно и неразрывно. В процессе обучения на тренажере каждый уровень должен формироваться отдельно в форме специфических "учебных деятельностей", а затем должны отрабатываться взаимосвязи и взаимопереходы между ними.

Таким образом, в основе системы обучения с использованием технических средств должно лежать управляемое формирование у оператора целостной ориентировки в восприятии информации, целях, условиях выбора и исполнения профессиональной деятельности.

В процессе тренировок имеет место замена одного уровня другим, логические решения, выполнив свою функцию образования прямых связей между сигналами и ответами, исчезают в тех случаях, когда ситуации повторяются, т.е. образуется жесткая связь "выход-вход".



Успешная работа оператора может быть, таким образом, обеспечена исключительно за счет высокой тренированности на полномасштабных тренажерах, доведенных до автоматизма приемов восприятия информации и приемов безошибочной работы с необходимыми органами управления, что, естественно, не может быть достигнуто на "компьютерном тренажере".

Значимость каждого из этапов в деятельности оператора зависит от состояния и режима работы энергоустановки.

При работе на номинальной или частичной нагрузке и при номинальных параметрах, когда режим поддерживается средствами автоматики, человек-оператор выполняет только наблюдательские функции. Однако в этом режиме не исключена возможность выхода из строя тех или других систем или появления возмущений со стороны потребителя энергии, требующих от оператора быстрого перехода от наблюдательских функций к функциям принятия решения и выработке управляющих воздействий. Поэтому оператор должен всегда находиться в состоянии высокой готовности к действию. Степень готовности к действию - важный показатель надежности человека как звена системы управления, так как определяет эффективность и своевременность управления процессом при появлении отклонений технологических параметров.

При переходе энергоустановки из одного состояния в другое (пуск, останов, переход с одной нагрузки на другую) деятельность оператора, как правило, полностью регламентирована соответствующими инструкциями, т.е. оператор работает по детерминированному алгоритму. Каждый последующий этап работы оценивается на основе анализа поступающей информации о состоянии энергоустановки. Этот вид деятельности вызывает высокое напряжение всех психофизиологических процессов (особенно памяти) вследствие необходимости анализа большого потока информации, осуществления большого числа управляющих воздействий в определенной последовательности в заданные промежутки времени. Учитывая сложность алгоритмов управления, в этих условиях необходимо постоянно поддерживать готовность оператора к действию по управлению в этих режимах, что также может быть достигнуто только на тренировках на полномасштабных тренажерах.

Наиболее сложной и ответственной функцией деятельности оператора считается управление установкой при появлении отклонений технологических параметров, особенно в случаях резких изменений режимов, приводящих к аварийному состоянию.

Оператор здесь выполняет функции принятия решения по управлению системой, как правило, в условиях неполной информации о процессе, отсутствия известного алгоритма управления и высокой психической напряженности, вызываемой большой ответственностью за принимаемые решения, опасностью и дефицитом времени. В этом случае у него (в зависимости от квалификации и опыта) может отсутствовать ясное представление о том, как восстановить нормальный режим. У некоторых операторов появляется состояние эмоционального стресса, при котором они допускают ряд серьезных неоправданных ошибок в своих действиях, ухудшая положение на объекте управления, или не принимают никаких мер по устранению возникшей аварии.

Развитие и закрепление способности оператора правильно работать в условиях эмоционального стресса достигается целенаправленным обучением только на полномасштабном тренажере в условиях предаварийных и аварийных ситуаций, максимально приближенных к реальным.

Таким образом, рассмотрев деятельность оператора в контуре АСУ энергоустановки, можно кратко сформулировать требования к его профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Оператор должен обладать способностью:

* приема информации с наименьшим количеством ошибок;

* логического мышления и доведения навыков мышления до суждений-инструкций, т.е. доведения навыков принятия решений до стереотипного уровня, до четко выраженных связей "вход-выход";

* быстро и четко реализовать принятые решения с помощью органов управления.

Рассматривая человека-оператора как звено в замкнутом контуре управления, можно сформулировать задачу оператора как согласование звеньев системы управления с учетом возможностей и ограничений как человека, так и техники, входящей в систему управления.

Анализ оперативной деятельности операторов энергоустановок показал, что оператор должен иметь:

* определенный объем теоретических знаний, необходимых для понимания оперативных ситуаций, возникающих при эксплуатации оборудования;

* навыки:

o обнаружения, опознавания и идентификации сигналов,

o логического мышления, т.е. навыки построения причинно-следственных связей между теми или иными значениями параметров и положением исполнительных органов регулирующей аппаратуры (как систем автоматического, так и дистанционного управления),

o дистанционного управления (регулирования) технологическими параметрами,

o взаимодействия с аппаратурой автоматического регулирования,

o взаимодействия с аппаратурой вычислительного комплекса.

Рассмотрев приведенные навыки, необходимые для успешной работы оператора в нормальных, регулировочных и особенно в аварийных ситуациях, можно сделать вывод о том, что ни один из них не может быть приобретен при обучении и тренировках на, так называемых, "компьютерных тренажерах", и в связи с этим, приобретение каких-либо других навыков оператором в этом случае делает их отрицательными (то есть мешающими) по отношению к оперативной деятельности на реальном оборудовании и неизбежно ведет к резкому снижению надежности и безопасности работы электростанций и энергосистем.

Несмотря на очевидность приведенных положений, рассмотрим, тем не менее, основные доводы анонимного автора публикации, касающиеся "недостатков" полномасштабных тренажеров и "достоинств" "компьютерных" тренажеров. Sine ira et studio.

1. Аноним. "Полномасштабные тренажеры постепенно себя изживают. Основное оборудование электростанций стареет, и его реконструируют. Особенно это касается систем управления, которые заменяются полностью. Сейчас на электростанциях вводятся автоматизированные системы управления - АСУТП. Они основаны на широком использовании компьютеров и совершенно не похожи на оборудование, которое ставилось на щитах еще 10 лет назад и которое продолжает использоваться сегодня".

TEST. Оставляя без изменения и на совести авторов стилистику, орфографию и пунктуацию, тем не менее, отсутствие в высказываниях авторов логики опустить мы не можем.

Да - оборудование стареет и его меняют, да - меняются и вводятся новые АСУ ТП, но также и "да", что в связи с этим, меняются и полномасштабные тренажеры и разрабатываются новые, например, основанные на применении системы "Квинт". К сведению авторов публикации, рекомендуемые ими "компьютерные тренажеры" так же не моделируют новые АСУ, как они не моделируют и старые АСУ и старую систему отображения информации.

Таким образом, авторы публикации, внедряя "компьютерные тренажеры" оставляют свой персонал фактически без тренажеров и системы подготовки, которые вырабатывали бы у персонала необходимые профессиональные навыки. Есть "игрушка", на которой можно проводить и выигрывать никому не нужные соревнования у других станций, где нет такой "игрушки". Но к обучению и подготовке персонала к работе на реальных щитах и пультах, "которые продолжают использоваться сегодня", она, к сожалению, никакого отношения не имеет. Неясно только одно: кто будет нести ответственность за увеличение аварийности по вине персонала? (как обслуживающего, так и руководящего).

2. Аноним. "Сейчас строить дорогостоящие полномасштабные тренажеры не имеет смысла. Они не только почти на порядок дороже компьютерных, но и не отвечают реальным условиям управления энергоблоков. Основной принцип полномасштабного тренажерного комплекса: одновременно с тренировкой знаний еще тренировать моторные реакции оператора. Но поскольку даже на одной станции энергоблоки, их оборудование, их системы управления заметно отличаются друг от друга, то невозможно построить полномасштабные тренажеры, имитирующие все эти особенности. Сделать их трансформирующимися очень дорого, а часть просто практически невозможно".

TEST. По порядку изложения. Полномасштабные тренажеры по мнению авторов публикации "не только почти на порядок дороже компьютерных, но и не отвечают реальным условиям управления энергоблоков".

О стоимости.

По данным "Киевэнерго" заявленная стоимость компьютерного тренажера ЗАО "Тренажеры для электростанций" теплофикационного энергоблока 250 МВт (без генератора) составила 250 тыс. долларов США или 7,5 млн. руб. Стоимость полномасштабного тренажера аналогичного энергоблока, изготавливаемого заводом ОЗАП "Мосэнерго" (котел ТГМП-314, турбина Т250-240, генератор ТВФ-320) и поставляемого в комплекте - щиты, пульты, компьютеры с программным обеспечением составляет 3,7 млн. руб., то есть в 2 раза дешевле. Так что, оставляя на совести авторов публикации утверждение "на порядок дороже" (а это, что может быть и неизвестно им, в 10 раз!!!), не будем также и рассматривать вопрос о демпинговых ценах, применяемых для внедрения на рынок некоторыми неразборчивыми компаниями и подвергаемых международному запрету (в том числе и в РФ), как нарушающих международное законодательство.

О несоответствии полномасштабных тренажеров реальным условиям эксплуатации.

Здесь авторы публикации явно выдают черное за белое, так как именно "компьютерные тренажеры", в которых и приборы и органы управления изображены на экране дисплея и не соответствуют реальным условиям управления (то есть реальным щитам и пультам).

В полномасштабном тренажере, имеющем полное подобие рабочего места оператора, данное условие полностью соблюдается.

О невозможности получения и тренировки на полномасштабных тренажерах моторных навыков.

Этот довод явно надуман. Где же еще можно получить моторные навыки как не на полномасштабном тренажере? И делается алогичный вывод: если моторные навыки невозможно получить на полномасштабном тренажере, то зачем их вообще производить. Яркий пример отрицательной рекламы. Кстати, происхождение этого довода нам хорошо известно. Впрочем, завод ОЗАП и департамент TEST производят практически все типы тренажеров, соответствующих всему парку котлов, турбин и генераторов энергетического оборудования (как Мосэнерго, так и РФ).

3. Аноним. "Куда более проще и дешевле создать компьютерные тренажерные комплексы. Во-первых, компьютерные технологии включают в себя все особенности режимов энергоблоков. Во-вторых, они являются, с одной стороны, отражением современной системы управления, с другой - перебрасывают "мост" в будущую систему. Такая создана сегодня на ТЭЦ-27, где АСУ ТП охватывает практически все технологические процессы. В недалеком будущем, лет через 5-6, аналогичные системы появятся и на других ТЭЦ АО МОСЭНЕРГО. Люди, обучаясь на компьютерных тренажерах, будут постепенно привыкать к новой системе управления и переход к ней пройдет быстрее".

TEST. О "дешевизне" "компьютерных тренажеров" мы уже говорили, а о том, что они "проще", так это скорее недостаток, чем достоинство, так как любой тренажер должен отвечать основному требованию, а именно, "всережимности". В этом случае, если тренажер не всережимный, справедлива поговорка: "простота хуже воровства".

Далее идут чисто рекламные и, никак не связанные с предыдущим текстом и с реальностью, утверждения: "во-первых, компьютерные технологии включают в себя все особенности режимов энергоблоков". Во-первых, причем здесь - "во-первых", а во-вторых, "уважаемые оппоненты" должны были бы знать (или хотя бы поинтересоваться прежде, чем публиковать материал), что на современных полномасштабных тренажерах полное подобие режимов прототипа достигается именно путем применения компьютерных технологий с воспроизведением всех без исключения режимов работы оборудования (пусковые, регулировочные, остановочные и аварийные). Причем в отличие от так называемых "компьютерных тренажеров", где адекватность моделирования оборудования и процессов не контролируется вообще, на полномасштабных тренажерах применяется запатентованная методика количественной оценки точности идентификации оборудования и процессов.

"Во-вторых, они (очевидно, компьютерные технологии) являются, с одной стороны, отражением современной системы управления, с другой - перебрасывают "мост" в будущую систему".

Здесь авторы публикации опять таки выдают желаемое за действительное. Применяемые ими мнемосхемы с изменяющимися параметрами никак не являются "отражением современной системы управления" (например, системы "Квинт"), а являются доморощенными компьютерными изображениями нигде не применяемой, т.е. не имеющей аналогов, технологической мнемосхемы, и уж тем более, не "перебрасывают мост в будущую систему". То есть "благие намерения" авторов и есть те намерения, которыми вымощена дорога в ад.

Да, на ТЭЦ-27 Мосэнерго создана АСУ типа "Квинт". Так, "уважаемые" господа, "компьютерные тренажерщики", и делайте же тренажеры, полномасштабно отражающие в вашем "изделии" систему "Квинт", то есть реальное рабочее место оператора и вопросов не будет.

А поскольку Вы этого делать не можете, или не хотите, так и не претендуйте на роль внедрения "качественно другого уровня в подготовке энергетиков".

Что будет с персоналом "в недалеком будущем, лет через 5-6, когда аналогичные системы появятся и на других ТЭЦ АО Мосэнерго", нам предельно ясно. Ведь Вы, господа хорошие, уже сейчас предлагаете фактически не обучать персонал как это положено, а "в недалеком будущем, лет через 5-6" он у Вас окончательно разучится работать, если, правда, до этого времени что-то не произойдет, или это "произойдет быстрее".

3. Аноним. "Компьютерные тренажеры, сделанные ЗАО "Тренажеры для электростанций", использующиеся во время последующих соревнований, были положительно оценены как участниками, так и судейской комиссией. Я считаю целесообразным закупить их и на этой основе оборудовать тренажерные центры наших ТЭЦ".

TEST. Этот потрясающий пассаж уж точно принадлежит перу автора "компьютерных тренажеров" или его ближайшего родственника по благоглупости. Впрочем, чего не сделаешь для рекламы и сбыта "залежалого товара". Можно и Закон нарушить. И не один, но об этом позднее.

А сейчас названный автор спешит, пользуясь только одному ему доступной логикой и тем, что его изделия где-то "во время последующих соревнований" (никто и не узнает - где? и когда?) "были положительно оценены как участниками, так и судейской комиссией", продать их в Мосэнерго. А его партнер "считает целесообразным закупить их и на этой основе оборудовать тренажерные центры наших ТЭЦ". Do ut des.

Ну чем не идиллическое содружество? И волки сыты, и овцы целы. А о подготовке персонала ни слова. Главное с одной стороны продать, а с другой организовать закупку. И тишина. А где деньги? Какие деньги? Cui prodest. И провести соревнования.

Кстати о соревнованиях. Мы провели специальные исследования и обнаружили, что нигде, ни в одной стране мира не проводят соревнований оперативного персонала электрических станций. Обучение персонала проводится везде. Соревнования нигде. Кроме России. Соревнуются спортсмены. Это да. Это престиж. Правда в Австралии все же есть соревнования по профессии. Стригут баранов. На время. В смысле - кто быстрее. И премии большие. В США соревнуются - кто дальше плюнет, кто больше съест пирожков. В Германии, Австрии - пиво. Книга Гиннеса с рекордами и т.д.

У нас же по неуточненным данным РАО ЕЭС на соревнования оперативного персонала тратится порядка 500 млн. рублей на 2-х годичный цикл. Соревнования - внутрисистемные, региональные, общероссийские. Задействованы десятки тысяч человек. Командировочные, проездные, гостиницы, призы, банкеты, судейские комиссии, заработная плата и, наконец, смета на проведение соревнований. И никакого обучения. На месяцы люди оторваны от родной электростанции, от дома. И не последние, а, как правило, лучшие люди. И никакого правового обоснования. А потом еще надо восстанавливать здоровье от большой дозы выпитого молока. Quos vult perdere...

И ведь постоянно идут разговоры - полномасштабные тренажеры очень дорогие. Да если не проводить эти злосчастные и никому не нужные социалистические соревнования, то за 2 года можно установить их в каждой энергосистеме, а за 4 года на каждой электростанции РАО ЕЭС.

Проведение Всероссийских, региональных и внутрисистемных соревнований оперативного персонала электрических станций согласно бывшим министерским, а ныне раовским циркулярам призвано решить следующие задачи:

1. Определить фактический уровень подготовки персонала.

2. Провести обмен передовым опытом организации обучения.

3. Выявить недостатки в подготовке профессиональных кадров и наметить возможные пути повышения их квалификации.

Согласно современной российской практике проведения соревнований оперативного персонала, основной этап - этап профессионального мастерства проводится на тренажере, моделирующим один из распространенных типов энергооборудования, как правило, установленном на электростанции - организаторе соревнований. И немудрено, что, как правило, практически без исключений, первое место занимает принимающая электростанция. И все это знают.

Так что же это за соревнования, когда заранее известно, кто будет чемпионом? Те же остатки социализма с заранее известным победителем на выборах. Или абстракция в духе Льюиса Кэрролла из "Алисы в стране чудес".

В случае проведения соревнований на "компьютерном тренажере" абстрактный (или "жульнический" - согласно высказываниям участников) характер соревнований значительно усугубляется, в связи с тем, что компьютерная "игрушка", в отличие от полномасштабного тренажера не имеет более или менее общих для всех участников информационного и моторного полей, а компьютерные их отображения знакомы только владельцу "игрушки", то есть станции - организатору.

О каком же объективном (фактическом) определении уровня подготовки персонала в таком случае может идти речь?

Правда, для того, чтобы хоть как-то, сгладить изначальное неравенство участников соревнований, организуются предварительные ознакомительные занятия на "компьютерном тренажере", естественно не бесплатно, а в пользу разработчиков. Таким образом, прежде чем участников соревнований допустят к заплыву, неумеющим плавать могут за деньги вкратце показать, как это делается.

Как уже говорилось, о результате заплыва можно не гадать.

Согласно мировой практике (которая хорошо известна и у нас), фактический уровень профессиональной подготовки персонала электрических станций определяется по статистическому количеству отказов в работе оборудования, происходящих по вине персонала.

Вопрос - насколько объективны эти данные? Может быть у них (на Западе) они более объективны, а у нас менее объективны, - мы не знаем. Но из-за этого вряд ли нужно устраивать дорогостоящий чемпионат России для объективизации статистических оценок профессионального мастерства операторов электростанций, поскольку норма статистической составляющей ошибки примерно у всех одинакова.

Остальные задачи соревнований, такие как, обмен опытом организации обучения, выявление недостатков в подготовке профессиональных кадров и определение путей их преодоления являются задачами работников руководящего звена, отвечающих за подготовку и обучение кадров, а вовсе не оперативного персонала. Все эти задачи можно спокойно разрешить, допустим, на периодически собирающейся (раз в два года) конференции на уровне Минэнерго РФ или РАО ЕЭС работников, отвечающих за подготовку кадров, разработку и изготовление технических средств обучения.

Таким образом, профессиональные соревнования оперативного персонала электрических станций в настоящем виде и сами по себе являются полным абсурдом с организационной, психолого-дидактической и правовой точек зрения.

Однако с одним положением автора публикации можно пожалуй согласится - "Компьютерные тренажеры были положительно оценены участниками соревнований". Здесь уместно задать риторический вопрос: "Почему операторам нравятся компьютерные тренажеры?" И ответить на него.

Многим операторам просто нравится работать или играть на компьютере (как и многим детям), а на рабочем месте им быть (и трудиться) за многие годы откровенно надоело. И по-человечески это понятно. Компьютер они воспринимают как новую (причем живую, и отзывающуюся) игрушку, а блочный щит управления (даже и на тренажере) как старый, надоевший и довольно опасный метод зарабатывания денег. Поэтому они с восторгом воспринимают "компьютерный тренажер" и соответственно отзываются о нем. А не совсем адекватно мыслящие разработчики принимают эти восторги на свой счет. И уж совсем непонятно, когда некоторые руководители электростанций присоединяются к ним.

Почти с такой же негативно-эмоциональной подоплекой относятся военные летчики к авиационному тренажеру. Значительно легче слетать на пару часов в небо на реальном самолете, в спокойный патрульный полет, чем это же время потеть на тренажере, десятки раз попадая в аварийные ситуации, а иногда и не справляться с ними с известным итогом. Но раз надо, так надо. А ведь руководителю электрической станции как раз и нужно учить людей работать и тренироваться на неприятных, но приносящих необходимые навыки тренажерах, а не играть на бесполезных (вредных) игрушках, пусть даже и приятных. Volens - nolens.

И каждый руководитель электростанции и энергосистемы это должен понимать.

Дальнейшую дискуссию с Анонимом с целью рационализации целесообразно организовать в виде диалоговой таблицы или двудольного комментирующего графа. Комментирует оригинальная и правда несколько грубоватая и неотредактированная программа в операционной системе Windows Me.



Аноним

Программа

Канонический текст

Комментарии

Где появится первый такой компьютерный тренажерный центр?

С ужасом: no comment!

На мой взгляд он должен быть на каждой электростанции.

Не дай Бог, тогда вся система обучения рухнет. И мы увидим "Россию во мгле".

Тогда можно добиться, чтобы все особенности ее оборудования учитывались при подготовке и переподготовке операторов.

Расскажи-ка нам, как влияют "особенности оборудования" на подготовку, а особенно на переподготовку операторов? А вообще-то добивайся.

Но это задача будущего.

Ну и хорошо. Молодец. Я сказала бы очень далекого будущего.

Пока можно создать такой центр на одной ТЭЦ с расчетом, что он будет обслуживать несколько станций.

Опять ты за свое! Ты думаешь, что если радость на всех одна, то и беда одна. Не шали! Болезни заразительны.

Первый такой комплекс может быть организован на нашей ТЭЦ, где для него уже подготовлено помещение.

Опять за рыбу деньги!

Впрочем, если есть помещение, то лучше уж там установить полномасштабные столы для пинг-понга. Хоть какая-то польза. А на сэкономленные деньги обучим на твоем компьютерном тренажере пилота и полетишь ты с ним в отпуск. А?

Он должен в методическом плане входить в Московский центр подготовки кадров. Это позволит обеспечить высокий уровень проведения занятий по единой для АО Мосэнерго методической системе.

Ну ты, Аноним, и даешь! Неужели ты думаешь, что есть методики по понижению квалификации? И есть нормальные инструкторы, которые будут работать над дисквалификацией персонала. Думай!

Но потом, как я уже говорил, такие комплексы должны появиться на каждой электростанции.

Опять ты за свое! Третий раз! Это у тебя idefix. Впрочем, это не опасно. Многие с этим живут.

Это позволит не только уменьшить число аварийных ситуаций, но и повысить будущую культуру производства.

Опять пальцем в небо! Начал за упокой и кончил за упокой. Как это ты, шалун, позволил себе уменьшить число аварийных ситуаций с необученным персоналом? И кто тебе разрешил повысить в этом случае культуру? Да еще и будущую!

Однако, пора от приятного и развлекающего диалога с Анонимом (он постепенно начинает нам нравиться своей непосредственностью и неподражаемой легкостью ума) перейти к вещам более приземленным, а следовательно и печальным.

Использование "компьютерных тренажеров" для обучения оперативного персонала электростанций категорически противоречит требованиям нормативных и законодательных актов, применяемых в РФ для регламентации технических и психологических требований к тренажерам и программным средствам для подготовки персонала /19-24/.

В связи с требованиями упомянутых стандартов и норм совершенно очевидно, что, управляя "компьютерным тренажером", нельзя научиться управлять самолетом, подводной лодкой, автомобилем, электрической станцией и т.п. Управляя работой компьютера, можно приобрести моторные навыки только для управления компьютером, а вовсе не реальным объектом. Более того, согласно исследованиям психологов, обучение операторов на тренажере с отличающимися от реальных информационным и моторным полям, приводит к приобретению и переносу на реальный объект отрицательных навыков и резкому повышению аварийности по вине персонала.

Таким образом, единственным вариантом обучения персонала без переноса на объект управления отрицательных навыков является применение полномасштабных тренажеров, точно имитирующих рабочее место оператора и нашедших строго регламентированную роль в авиации, космонавтике, морском флоте, атомной энергетике и др. Именно такие тренажеры широко используются на зарубежных тепловых электростанциях (США, Англия, Япония, Китай, Франция, Германия и др.)

Ни одному зарубежному чиновнику не придет в голову нарушать законодательство, обеспечивающее надежность и экологическую безопасность при обслуживании различных техногенных объектов и систем.

Однако, ни многочисленные научно-технические публикации, ни нормативно-законодательные акты, ни произошедшие в последнее время техногенные катастрофы национального и транснационального характера не могут остановить ретивых отечественных чиновников, внедряющих безграмотные, и более того, опасные разработки, а также не соблюдающих требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов, и ,в конце концов, Законов РФ.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 11 (27) ноябрь 2002 года:

  • Блиц

    События, связанные с захватом заложников в Москве, могут стать толчком для наметившейся тенденции снижения цен на нефть в РФ, полагает аналитик ИБГ «НИКойл» Алексей Козаков. По его мнению, это событие, которое можно отнести к носящему политический характер, совпало с ожиданиями «технической коррекции» цен на нефтяном рынке, снижение которых наметилось еще в конце прошлой недели. Однако аналитики не исключают в дальнейшем, напротив, ро...

  • Подготовка персонала энергопредприятий: О целесообразности использования "Компьютерных тренажеров"

    В энергетике, являющейся частью мировой техногенной культуры, время от времени наблюдаются нештатные ситуации и крупные аварии, в том числе и по вине обслуживающего (оперативного) персонала. Задача руководящего персонала электрических станций, энергосистем и отрасли в целом, состоит в том, чтобы обеспечить надлежащую подготовку и тренаж подчиненного ему оперативного персонала, так или иначе участвующего в производстве и распределении ...

  • Роботы и компьютеры вытеснили человека

    Джереми Рифкин, один из известных американских политологов и экономистов, утверждает: «В начале промышленной революции мы имели 72-часовую рабочую неделю. Потом было 60 часов, сегодня - около 40. Оплата постоянно росла, как и росла конкуренция. Работники в развитых странах работают сегодня почти в два раза меньше, чем их деды сто лет назад, и зарабатывают во много раз больше. Этот путь испытанный, и надо по нему идти». Несколько менее...

  • «АИСТ»: появились новые базы данных по промышленному оборудованию

    Промышленная информация от «АИСТа» Проектировщикам, снабженцам промышленных предприятий и фирмам-посредникам необходимо оперативно получать достоверную информацию об оборудовании, только владея ей, можно эффективно управлять сложными технологическими процессами. В этом Вам поможет Автоматизированная Информационная Система Технолога (АИСТ). Автоматизированная Информационная Система Технолога (АИСТ) Система АИСТ представляет с...

  • Автономное энергоснабжение на примере газопоршневых мини-ТЭЦ

    При всем многообразии способов производства электрической и тепловой энергии все более широкое использование индивидуальных установок показывает рост тенденции ухода от традиционной централизованной системы энергоснабжения. Причин тут несколько: рост цен на энергоносители от централизованных источников; значительная часть основных фондов энергетики дорабатывает проектный ресурс; отсутствие необходимых инвестиций в строительство новых ...