16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/268/914523.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 08 (268) апрель 2015 года

Дмитрий Наумов: «Некоторые решения приходится адаптировать под региональные особенности»

Тема номера Беседовала Елена ВОСКАНЯН

Мы живем в век информационных технологий, и он диктует свои правила. Неудивительно, что сегодня многие компании, особенно сетевые, заинтересованы во внедрении единой системы, которая позволила бы работать с большими объемами данных и оптимизировать бизнес-процессы.

В то же время возникает немало вопросов: насколько надежной окажется эта система, будет ли она эффективно работать? Об этом не понаслышке знает директор по информационным технологиям ОАО «МРСК Сибири» Дмитрий Наумов, ведь несколько лет назад МРСК Сибири совместно с компанией SAP начали реализацию совместного проекта. О его результатах, внедренных решениях и в целом о том, как строится ИТ-архитектура сетевой компании, Дмитрий Наумов рассказал корреспонденту «ЭПР». Интервью состоялось в рамках SAP Форума-2015, прошедшего в апреле в Москве.

– Дмитрий Владимирович, как началось сотрудничество ОАО «МРСК Сибири» и компании SAP?

– После реформирования РАО «ЕЭС России» МРСК Сибири состояла из разрозненных подразделений, разных региональных сетевых компаний, каждая из них имела свою систему организации работы, свое видение реализации процессов. Тогда остро ощущалась необходимость внедрения единой системы, которая позволила бы сформировать единую бизнес-политику, ввести единые системы учета и оптимизировать бизнес-процессы. В 2007 году было принято решение об установке системы SAP. Ее преимущества в том, что она позволяет работать с большими объемами данных распределенных систем, при этом охватывает множество процессов: не только бухгалтерию и финансы, но и производственный блок.

К реализации проекта приступили в 2008 году. На первом этапе автоматизировали финансово-хозяйственную деятельность. Хотя это сложный и кропотливый процесс, оценить эффект от него удалось не сразу. Дело в том, что практически во всех компаниях финансовая деятельность автоматизирована и при запуске новой системы только в финансовую деятельность может сложиться впечатление, что ничего особенного не произошло, просто одну систему поменяли на другую, никаких эффектов от этого не увидели. В полной мере мы смогли оценить преимущества SAP после внедрения решений в производственные блоки. Например, запустив блок технического обслуживания и ремонта оборудования, получили полную картину всего сетевого хозяйственного оборудования и поняли, что можно попутно решать и другие задачи. Так, сейчас в стадии реализации по нашей основной деятельности проект по расчету полезного отпуска и формированию балансов электроэнергии.

Сегодня уже можно говорить о том, что многие задачи, которые стояли перед нами ранее, выполнены. Проведенные оценки доказывают эффективность системы SAP. На мой взгляд, главный показатель эффективности заключается в том, что люди пользуются этой системой и извлекают из нее реальную пользу. Преимущества SAP оценили и наши филиалы, поскольку теперь все бизнес-процессы налажены и унифицированы, что положительно отражается на производственных показателях компании. Кроме того, на основании проводимого бенчмаркетинга мы видим, какие филиалы работают более эффективно, а каким нужно подтянуться.

Безусловно, за последние семь лет мы провели большую работу, и реализация такого масштабного проекта, охватившего все наши филиалы, стала возможна благодаря поддержке менеджмента компании и генерального директора, который лично курировал весь процесс, настаивал на необходимости этого проекта.

– Когда планируете полностью завершить внедрение системы SAP?

– Внедрение системы продолжается. Нельзя сразу объять необъятное, охватить полностью все процессы. Система уже внедрена и успешно работает в финансово-хозяйственной деятельности. Мы подходим к финишной прямой по внедрению системы в части технического ремонта и обслуживания оборудования. Остаются только изменения, связанные с изменением законодательства и системой непрерывных улучшений, когда бизнес хочет оптимизировать и улучшить некоторые процессы.

Также внедрена система по управлению технологическими присоединениями к электрическим сетям. Сейчас в разработке на внедрение система управления инвестиционной деятельностью и система управления транспортом электроэнергии. Эти проекты планируется завершить в текущем году. Уже летом планируем запуск в опытную эксплуатацию данных систем и с 1 января 2016 года полностью охватить все филиалы переходом в промышленную эксплуатацию.

– Насколько надежна эта сис­тема?

– Надежна. Не случайно на ней работают мировые компании с огромными объемами данных. С запуска системы SAP никаких проблем, связанных с надежностью, не было.

– Пришлось ли столкнуться со сложностями при внедрении инновационных решений?

– Существенные задачи связаны с необходимостью перестраивания мышления. Административный и технический персонал, который привык годами работать по сложившемуся алгоритму, не всегда готов смотреть на многие вещи по‑новому и принимать инновации. Здесь очень важна роль топ-менеджмента и руководства компании, которые должны быть готовы к этим инновациям и усовершенствованиям. В противном случае, каким бы идеальным ни был продукт, он разобьется о нежелание переходить на что‑то новое. Кроме того, в регионах различается квалификация персонала. В европейской части России ситуация с этим обстоит лучше, чем на территориях Сибири. Поскольку у нас большая компания, мы стараемся помочь тем, кто послабее, путем перераспределения сотрудников и переобучения силами других подразделений.

Еще одна большая техническая проблема заключается в том, что в дальних регионах не все населенные пункты охвачены интернетом, а в некоторых нет даже сотовой связи. Сложностей очень много, и чтобы устранить их, нам иногда приходится менять бизнес-процессы, адаптировать инновации под определенные территории. Другой пример – реализуя проект по транспорту электроэнергии, мы столкнулись с тем, что в регионах используются разные подходы по методике учета электроэнергии и с ними нельзя не считаться. В таком случае нам приходится адаптировать решения и алгоритмы под региональные особенности. Тем не менее мы стараемся, чтобы бизнес-процесс был одинаков везде.

Идеальных систем, к сожалению, не бывает. Например, вместе с вводом системы SAP изменилась нагрузка на персонал, поскольку SAP требует порядка: вводить информацию нужно очень досконально, со ссылкой на другие данные. В свою очередь мы стараемся максимально автоматизировать эти процессы, чтобы пользователю было легче работать с системой.

– Какие инновационные решения вы сейчас внедряете?

– Одна из востребованных современных тенденций связана с модным термином «умные сети». Сегодня много говорится о некоем симбиозе датчиков контроллеров, установленного на местах оборудования и информационных систем. Я считаю это направление одним из приоритетных в нашей работе, поскольку оно позволит интегрировать данные, полученные с приборов АСУТП и АСКУЭ) с системой SAP. У нас уже стартовал интересный пилотный проект по вводу данных с мобильных устройств, который охватывает все регионы присутствия МРСК Сибири. Как правило, приезжая на объект, сотрудник записывает данные в журнал, потом переписывает их себе или коллеге, чтобы передать оператору. Неудивительно, что в итоге мы не всегда получали достоверную информацию, что‑то терялось. Теперь же, используя мобильное устройство, можно моментально передать точные данные в систему SAP, не нужно записывать их на бумажке. Более того, по координатам мы видим, что специалист действительно был на этом объекте, он эти данные не придумал.

Кроме того, активно развиваются геоинформационные системы. Если раньше энергетикам приходилось самостоятельно делать чертежи сетей и объектов, то сейчас мы снабдили сотрудников мобильными устройствами, и им достаточно подойти к нужному объекту, определить координаты, и они автоматически попадают в систему. На основании отснятых координат сеть будет нарисована автоматически. Таким образом, заметно упрощается работа и мы получаем достоверную информацию.

Еще одно направление работы – организация системы по учету электроэнергии. У нас есть собственная разработка, но сейчас мы поняли, что с переходом на новую систему, на единую базу данных, можем получить синергетический эффект и между разными подразделениями возникает, в хорошем смысле слова, конфликт интересов. Он позволяет ввести достоверизацию: подразделения будут заинтересованы в том, чтобы довести до коллег, которые зависят от них в части бизнес-процессов, достоверную информацию и работать более эффективно. Поэтому мы приняли решение о переводе продуктов, которые ранее были разрознены, в единую интегрированную систему: когда это работает в комплексе, можно получить реальный эффект.

Например, раньше у нас была обособленная система технического обслуживания и ремонта оборудования, и работники, которые отвечали за наполнение базы данных, были уверены, что данная система абсолютно полная, в ней все правильно. Однако когда другие бизнес-направления начали работать и решать свои задачи на основании этих данных, в частности, по технологическому присоединению, мы обнаружили несоответствия и недостаток данных. Оказалось, что не все данные соответствуют действительности, некоторые моменты требуют существенной доработки. Тогда мы приняли решение о создании единой системы, единой базы данных. Хотя это очень сложно, и многие предприятия идут по другому пути: каждый отдельный процесс автоматизируют в разных системах, потому что в таком случае между IT и различными бизнес-подразделениям не возникает конфликта интересов, когда начинают выявляться несоответствия и некоторые процессы нужно менять.

– Планируете ли вы продолжать сотрудничество с компанией SAP?

– Думаю, да. Если ранее мы были наиболее заинтересованы в программных решениях, неких решениях по автоматизации бизнес-процессов, то сейчас готовы расширять наше сотрудничество на технологическом уровне. Например, мы запустили совместный пилотный проект по передаче части расчетных функций в SAP HANA. Это позволяет увеличить производительность некоторых операций системы в несколько раз. Компания SAP не стоит на месте, предлагая своим клиентам актуальные современные решения, способные усовершенствовать многие бизнес-процессы, и мы можем выбрать из них те, которые требуются нам в повседневной деятельности.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 08 (268) апрель 2015 года: