Хозяин угольного края - Энергетика и промышленность России - № 07 (267) апрель 2015 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/267/297064.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 07 (267) апрель 2015 года

Хозяин угольного края

Личность Ольга МАРИНИЧЕВА

Ближайшие недели внесут ясность в судьбу одного из политических долгожителей РФ – главы шахтерского Кузбасса Амана Тулеева.

Начиная с февраля этого года практически все российские СМИ обсуждают слухи о возможном уходе в почетную отставку человека, возглавившего Кузбасс в 1997 году, на волне сотрясавших регион и страну шахтерских бунтов, и сумевшего привести угольный край если не к процветанию, то к уверенному росту.

Основная версия причин возможного ухода – почтенный возраст семидесятилетнего главы региона и соответствующие проблемы со здоровьем. В качестве наиболее вероятных преемников Амана Гумировича называют людей из команды Тулеева – главу Новокузнецка Сергея Кузнецова и первого вице-губернатора Кузбасса Максима Макина, а также других известных в области лиц – в частности, долларового миллиардера, президента успешного холдинга «Сибирский деловой союз» Михаила Федяева.

Другие версии возможной отставки главы Кузбасса – риск ухудшения экономической конъюнктуры в регионе, зависящем от рыночной привлекательности угля и металла, плюс нежелание создавать прецеденты, связанные с назначением главы региона на пятый срок (четвертый губернаторский срок Амана Тулеева завершается 20 апреля 2015 года).



Достижения без пиара

В минувшие годы российские СМИ и популярные медийные персоны не раз отправляли губернатора Кузнецкого края в отставку. В предпоследний раз это произошло в октябре 2013 года в связи с плохим самочувствием Амана Гумировича. Двумя годами ранее кузбасский блогер Богдан Сухих выложил на своей страничке фальшивое сообщение о смерти Тулеева, а лидер ЛДПР Владимир Жириновский призвал правительство РФ снять кузбасского губернатора с его поста. В ответ кузбасские СМИ провели кампанию по поддержке позитивного имиджа губернатора, напомнив о его вкладе в решение повседневных проблем рядовых граждан и кузбасских предприятий – о помощи семье мальчика, погибшего при нападении бойцовых собак, о решении проблемы вывоза угля, об актуальности которой говорил сам президент РФ Дмитрий Медведев.

Впрочем, для того, чтобы напомнить жителям Кузбасса об известных всем достижениях, связанных с именем Амана Тулеева, не нужны пиар-кампании, не слишком нужны и чувствительные истории. Именно при Тулееве состоялся приход в угольную отрасль частного капитала, который «оживил казавшиеся бесперспективными шахты» (спикер Совета Федерации Сергей Миронов). Именно Тулеев одержал победу в борьбе с федеральным центром за право проведения аукционов по новым участкам недр. До середины 2003 года торги по новым участкам в Кузбассе практически не проводились – головной офис Роснедр не включал кузбасские месторождения в график торгов. Главным аргументом в пользу губернатора Кузбасса стала возможность новых забастовок горняков, которые рискуют стать безработными после того, как шахты выработают угольные запасы. В актив Амана Тулеева можно записать и действующую в регионе систему социальных льгот и гарантий, и программу поддержки АПК, усвоившую печальные уроки продовольственного кризиса девяностых, победы кузбасских спортсменов, рост популярности нового бренда региона – зимнего туризма в Горной Шории и даже новый символ столицы Кузбасса – поставленный на берегу реки Томи монумент Эрнста Неизвестного «Память шахтерам Кузбасса» в виде ангела-хранителя в облике горняка с пылающим угольком-сердцем в руках.



Лояльность в обмен на бизнес

Но для того, чтобы вести бизнес в Кузбассе, необходимо согласиться с действующими здесь правилами «ручного управления», включающими и ежегодные соглашения крупных компаний о социально-экономическом партнерстве с регионом, и давление на проштрафившихся бизнесменов, и волевую смену собственников. Классический пример из недавнего прошлого – продажа топ-менеджерами «Южкузбассугля» своих акций в пользу Evraz Group (после крупных аварий на шахтах «Ульяновская» и «Юбилейная» Тулеев настоял на том, чтобы у компании был один собственник). Запомнилась и поучительная история смены собственников на знаменитом Юргинском машиностроительном заводе – в 2005 году глава Кузбасса, недовольный темпами роста производства и увеличением налоговой задолженности, пригрозил сменить собственников «Юрмаша». Уже через два месяца после губернаторского предупреждения ЗАО «Анграм-групп» продал завод новому собственнику – упомянутой выше компании «Южкузбасс­уголь». Новые владельцы завода сразу повысили зарплату рабочим на 27 процентов, в первый же месяц вложили в предприятие около 500 миллионов рублей, а за 10 месяцев владения «Юрмашем» инвестировали в его развитие почти миллиард рублей.

«Прежде чем дать согласие на организацию деятельности предприятия на территории Кузбасса, мы заключаем с руководителем соответствующее соглашение, в том числе и по решению социальных вопросов, – подтверждает сам Тулеев. – Если собственник не выполняет обязательств, то мы находим способы борьбы с ним, вплоть до выдворения из Кузбасса». В ответ на лояльность интересам Кузбасса бизнесмены вправе рассчитывать на весомые преференции – такие, как содействие в отводе земельных участков, в оформлении документов и даже налоговые послабления.



Путь к власти

Критики Амана Тулеева напоминают не только о положительных сторонах партнерства власти и бизнеса по‑кузбасски, но и о слухах насчет лоббирования интересов дружественных губернатору угольных компаний – в частности, «Кузбассразрезугля», который контролируется якобы близкими к губернатору корпорациями УГМК и «Евразхолдинг», о жесткой политике в отношении независимых и оппозиционных СМИ, о подавлении шахтерских волнений в городе Междуреченске после крупнейшей в истории Кузбасса аварии на шахте «Распадская» (как заявил тогда глава Кузбасса в телеинтервью, беспорядки в Междуреченске устроили «уголовники и наркоманы»).

С другой стороны, именно новоизбранный губернатор Кузбасса отказался применять силу в отношении возмущенных закрытием шахт и невыплатой зарплат бастовавших горняков, перекрывших в мае 1998 года Транссиб. Деньги тогда все же поступили, забастовщики разблокировали железную дорогу, а осенью того же тревожного года глава региона отправился в столицу и добился выхода постановления, согласно которому кузбасская власть была обязана контролировать денежные потоки угольщиков. Это была первая победа в возрождении отрасли, которой посодействовали многие другие счастливые обстоятельства – как сложившиеся благодаря экономической конъюнктуре, так и достигнутые путем привлечения инвесторов и «ручного» руководства. В результате менее чем полтора десятилетия спустя – в 2012 году – шахтеры Кузбасса впервые добыли рекордные в истории региона 200 миллионов тонн «черного золота».

«Я бы сказал, что сложившийся в Кемеровской области стиль управления – не жесткость, а требовательность, – признался Аман Тулеев в одном из недавних интервью. – По первой специальности я железнодорожник – инженер путей сообщения. Железная дорога – это точность, слаженность, дисциплина, ответственность, жесткий спрос. Если кто‑то один в большой цепочке не выполнил свою задачу, может начаться всеобщий хаос. И сейчас, когда я вижу, что человек недобросовестно выполняет свои обязанности или руководствуется принципом «и так сойдет», когда он использует свое служебное кресло для личной выгоды, то здесь я принимаю жесткие меры. Меня нередко называют и максималистом, и авторитарным руководителем, и покруче ярлыки навешивают. Но когда за твоей спиной три миллиона кузбассовцев и ты лично отвечаешь и за сегодняшний, и за завтрашний день своих земляков, которые оказали тебе доверие, тут уж будешь максималистом в квадрате».



Один из миллионов

Именно работа на железной дороге привела уроженца Туркменистана Амана Тулеева в сибирские края, ставшие его «малой родиной». «После окончания техникума я сам попросился в Сибирь, хотя мог поступить в Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта, тем более что диплом у меня был с отличием. Но в то время строились мощнейшие ГЭС на Ангаре, Енисее, началась добыча нефти в Тюмени, возводился Запсиб. Я не мог и не хотел оставаться в стороне. Потом уже, работая на железной дороге в поселке Мундыбаш Таштагольского района, с лихвой повидал всяких трудностей. Но я никогда, ни на секунду не пожалел о своем выборе. И до сих пор Кузбасс для меня – самое любимое место на земле».

Собственно говоря, биография «хозяина Кузбасса», которого сравнивают с самовластными и лукавыми восточными правителями былых времен, – типичная биография советского человека, родившегося во времена дружбы народов и возглавляющего угольный Кузнецкий край – настоящий «плавильный котел» России, в котором проживают представители более ста национальностей. «Моя мама – наполовину татарка, наполовину башкирка, родной отец – казах, а воспитывал с малых лет, фактически заменил мне отца русский – Власов Иннокентий Иванович. В ясли я ходил русские, в детсад русский, учился в русской школе, окончил техникум в Тихорецке, Университет путей сообщения – в Новосибирске, Академию общественных наук – в Москве, все – на русском языке, в русской культуре. Жена у меня – русская. И таких людей, как я, со смешанной кровью – миллионы в России. Конечно, в детстве ощущалось, что ты не такой, потому что не так выглядишь, не тот разрез глаз. Когда повзрослел, стал смотреть на эти вещи философски. Хотя, честно говоря, мне и в зрелом возрасте еще не раз напоминали мое казахское происхождение – например, во время президентских выборов в 1991, 1996, 2000 году доводилось слышать: «Как вы, казах, смеете претендовать на высший государственный пост России?» И в правительстве, когда я был министром по сотрудничеству со странами СНГ, звучало немало язвительных замечаний по поводу моего имени. Но не эти люди были для меня истинно русскими. Для меня русские – это прежде всего мой отчим, мои товарищи по работе на транспорте, офицеры и солдаты инженерно-саперных войск Забайкальского военного округа, с которыми я служил. И, конечно, это земляки, которые на выборах губернатора в 1997 году отдали мне 95 процентов своих голосов. Ощущать себя сыном России – моя душевная потребность. Но и от корней своих отказываться я не собираюсь, я горжусь ими. Когда бываю в Москве, обязательно кладу цветы на могилу Неизвестного Солдата. Ведь знаменитая Панфиловская дивизия формировалась в Алма-Ате, и в ее рядах плечом к плечу бились и русские, и татары, и казахи. Поэтому я считаю каждого из панфиловцев своим дальним родственником».



Факты и мифы об Амане Тулееве

Вхождение будущего губернатора Кузбасса в большую политику началось в годы Перестройки – время больших надежд и больших обещаний. В марте 1989 года Аман Тулеев, занимавший тогда пост заведующего отделом транспорта и связи Кемеровского обкома КПСС, баллотировался по Центральному избирательному округу в Кемерове в народные депутаты СССР, но проиграл выборы университетскому доценту Юрию Голику, хотя и с незначительным отставанием. В своих предвыборных речах будущий глава Кузбасса высказывал осторожные симпатии к опальному Борису Ельцину, обещал построить в Кемерово метро и ввести всевозможные льготы и дотации пенсионерам, ветеранам войны и труда, многодетным семьям. Оппоненты подсчитали, что для того, чтобы выполнить предвыборную программу Амана Тулеева, потребовалось бы 40 миллионов рублей в ценах 1989 года. Не став народным депутатом, он все же выполнил одно из своих предвыборных обещаний – открыл в железнодорожном детском садике специализированные группы для детей, больных церебральным параличом.

Как подчеркивает сам глава Кузбасса, борьба с коррупцией в угольной отрасли региона началась раньше, чем на уровне федерального центра. «Когда Борис Николаевич Ельцин послал меня в Кузбасс, в области работало 2100 посредников между угольными предприятиями. Между конкретной шахтой и конечным потребителем была цепочка из семи-восьми фирмешек, в результате цена на уголь была дутая, а вся прибыль не доходила до шахт, оседала где‑то в карманах у этих мерзавцев. Меня спасло то, что я знал практически всех руководителей угольных предприятий, приглашал их к себе по одному. Давайте сядем, говорю, подумаем, как распутать эти цепочки и в живых остаться, давайте продумаем вашу охрану. Аман Гумирович, отвечают, только не надо милицию подключать. Милиции тогда боялись больше, чем бандитов, настолько она была коррумпированной. Постепенно дело пошло. А внутри области мы в ручном режиме выстроили прямые цепочки поставок: шахта – ТЭЦ или шахта – котельная. Вот сейчас в стране мы кричим про кризис. Какой кризис? Деньги надо вернуть наши из офшоров, и ничего бы не было».

Одна из составляющих имиджа кузбасского губернатора – способность принимать волевые решения буквально на грани жизни и смерти. Так, в 1991 году кандидат в президенты Аман Тулеев ждал машину, чтобы отправиться на встречу с избирателями. К нему подошел сотрудник госбезопасности и сообщил о террористе, который захватил девочку-заложницу, требует деньги и представителя власти. Тулеев предложил себя в заложники вместо девочки, отвлек внимание террориста и тем самым позволил сотрудникам КГБ выхватить у преступника нож и арестовать его. В 1995 году Тулеев вновь участвовал в освобождении еще одного захваченного террористом автобуса с пассажирами – на этот раз на кемеровском автовокзале. Как и в 1991 году, он предложил себя в заложники, отвлек внимание террориста и тем самым помог сотрудникам ФСБ обезоружить вооруженного гранатой и самодельным взрывным устройством двадцатитрехлетнего Евгения Жеренкова. После этого нанял Жеренкову адвоката, оказывал финансовую помощь его семье и выступал за его освобождение как жертвы несправедливой экономической политики правительства.

В 2001 году избранный к тому времени губернатором Кузбасса Аман Тулеев уговорил сдаться Андрея Пангина, взявшего в заложники водителя такси в кемеровском аэропорту. В 2007 году он вел телефонные переговоры с прапорщиком милиции Шаталовым, угрожавшим взорвать жилой дом в Новокузнецке, в 2009 году способствовал освобождению трех женщин-кассиров и двух охранников в банке, которых удерживал грабитель. Позже губернатор признался, что сохранить выдержку и самообладание в противостоянии с преступниками помог жизненный опыт, умение «трезво и разумно оценить обстановку и попытаться принять адекватные меры».

Человек, имя которого ассоциируется с руководством шахтерским Кузбассом, трижды баллотировался на пост президента РФ. Так, в 1996 году выдвижение Тулеева рассматривалось как запасной вариант на случай возможного провокационного отстранения от участия в выборах Геннадия Зюганова. Тулеев с самого начала агитировал за Зюганова и не взял положенных для агитации за себя бюджетных денег, которые после снятия кандидатуры пришлось бы возвращать. За четыре дня до первого тура выборов он снял свою кандидатуру в пользу Зюганова, напечатанная в избирательных бюллетенях фамилия Тулеева была зачеркнута.

Одна из самых интригующих страниц биографии Амана Тулеева, активно поддерживающего возрождение православной церкви в Кузбассе, – его религиозные воззрения. В 1999 году Агентство политических новостей опубликовало сообщение о том, что губернатор Кузбасса, совершивший в начале девяностых хадж в Мекку, отрекся от ислама, принял обряд крещения и стал членом местного церковного прихода. Сообщалось, что Шура алимов (духовных лиц) Чечни и Дагестана якобы приговорила Тулеева к смертной казни за вероотступничество. Возмущенный губернатор подал на журналистов в суд, объявив, что в злополучном сообщении АПН есть «признаки подготовки к совершению умышленного убийства по политическим мотивам». Он опроверг «сенсацию» АПН, сообщив, что никогда не склонялся к какой‑либо конкретной религии. Его семья действительно несколько лет назад приняла православие, сам он бывал в Саудовской Аравии, но не как паломник, а в качестве обычного любознательного туриста, не имеющего никакого отношения к поклонению святыням.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 07 (267) апрель 2015 года:

  • Светлые люди Заполярья
    Светлые люди Заполярья

    Село Ловозеро – столица кольских саами – манит туристов своей отдаленностью, красотой и экзотикой, а для местных жителей – это центр Земли, где тепло, светло и уютно. Сюда они возвращаются из дальних походов по тундре. ...

  • «Лисма»: к замещению импорта готовы
    «Лисма»: к замещению импорта готовы

    Крупнейший в России производитель светотехнической продукции – государственное унитарное предприятие «Лисма» (Мордовия, Саранск) – в апреле выводит на рынок инновационную продукцию, не имеющую аналогов в России: светодиодную филаментную лампу. ...

  • Крепеж

    Крепежные изделия представляют собой различные детали, служащие для соединения и скрепления между собой элементов конструкций. Сфера применения крепежа весьма широка — они используются фактически во всех видах строительных и ремонтных работ, применяются в самых разных сферах промышленности. Крепежные изделий нужны для решения самых разных технологических задач. Крепежные изделия делятся на несколько видов по формам, сфере применения ...

  • ООО «КомплектЭнерго» десять лет
    ООО «КомплектЭнерго» десять лет

    Компания «КомплектЭнерго» была образована в 2005 году научно-производственным предприятием «ЭКРА» для осуществления комплексных поставок электротехнического оборудования....

  • Солнечные электростанции в индийских аэропортах
    Солнечные электростанции в индийских аэропортах

    Управление аэропортов Индии (Airports Authority of India, AAI), которое находится в собственности индийского правительства, планирует довести мощность солнечных электростанций, установленных в тридцати аэропортах страны, до 50 МВт к концу 2015 года. ...