16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/265/450283.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 05 (265) март 2015 года

Подряд на атомную станцию

Атомная энергетика Борислав ФРИДРИХ

Как заявил в прошлом году глава госкорпорации Сергей Кириенко, «Росатом» принял решение не создавать собственный мощный строительный комплекс, а выстраивать эффективную модель взаимодействия с крупными строительными компаниями.

Таким образом, планируется сделать ставку на конкурентный подход. Однако возможно ли это, ведь строительство объектов ядерной энергетики имеет свою специфику? Пока прошедший год однозначного ответа на этот вопрос не дал.

Но в «Росатоме» по‑прежнему считают такую стратегию в целом выигрышной. По мнению экспертов компании, несмотря на кризис, вопрос либерализации этого рынка не уходит с повестки дня, поскольку объем заказов у «Росатома» растет как в России, так и за рубежом. По словам директора по капитальным вложениям госкорпорации «Росатом» Геннадия Сахарова, сегодня важно понять, как двигаться вперед в сложившихся условиях, избегая потерь для строительной сферы, нужно понимать стратегию развития строительной отрасли. Например, сейчас в «Росатоме» задумались об облегчении условий подрядчикам, участвующим в тендерах, – к примеру, может быть отменено обязательное предоставление банковских гарантий.

Как отмечают в госкорпорации, если говорить о капитальном строительстве, то подрядчики будут привлекаться «Росатомом» в такие крупные проекты, как строительство Курской и Смоленской АЭС-2 (по четыре энергоблока каждая), энергоблоки № 3 и № 4 Ленинградской АЭС-2, а также перспективные проекты сооружения многофункционального исследовательского реактора на быстрых нейтронах (МБИР) и опытно-промышленного энергоблока с реакторной установкой СВБР. Для того чтобы стимулировать приход на объекты атомной отрасли сторонних подрядчиков, «Росатом» в ближайшее время планирует разработать отраслевую систему мотивации подрядчиков, предусматривающую выплату премий как за ввод объекта в срок, так и за ввод объекта с опережением намеченных сроков.

Что касается проблем в сфере подрядов на строительство объектов «Росатома», то, как говорит заместитель директора Отраслевого центра капитального строительства (ОЦКС) «Росатома» Владимир Малахов, одним из главных вопросов (что характерно и для всей строительной отрасли) является вопрос ценообразования. «Я убежден, что нужно законодательно перевернуть ситуацию с ценообразованием в строительстве – последней ценой должна быть цена условного рабочего с мастерком, то есть цена конечного исполнителя, а генподрядчик должен конкурировать за генподрядную маржу, которая не должна превышать 20 процентов», – подчеркивает господин Малахов. Он также отмечает, что новый закон о закупках необходим, поскольку закупки строительных услуг кардинально отличаются от закупок материалов и любых других товаров. «На практике у нас сначала государство объявляет, что хочет объект по такой‑то цене, а потом приглашает подрядчиков, чтобы они доказали, что объект стоит дешевле. Это довольно абсурдная ситуация. И здесь надо проверять, почему объект, стоящий, например, 100 миллионов, может стоить в два раза дешевле – пусть подробно покажут, как и почему. Я считаю, что такое ценообразование надо повернуть буквально на 180 градусов. Мое предложение для проекта закона простое − цена должна образовываться снизу вверх. На Западе, кстати, принято говорить, что к смете прибавляется 20 процентов − это маржа генподрядчика, а все получат ту зарплату, что указана в смете. У нас же в России один выиграл тендер, образно говоря, за 100 рублей, отдал другому, который пообещал выполнить его за 50, этот отдал готовому строить за 25 и так далее. Поэтому генподрядчики должны конкурировать за маржу», – объяснил свою позицию Малахов. Поэтому, по его словам, он выступает за то, чтобы у строителей появился новый закон, а не доделывались старые. Но для начала хорошо было бы четко определить концептуальные положения нового закона.

Наконец, как отмечает Владимир Малахов, в России предложено создать централизованного технического заказчика. В соответствии с нашим законодательством, технический заказчик либо несет ответственность деньгами, репутацией за то, что сделает нанятый им подрядчик, субподрядчик, изыскатель, проектировщик или пусконаладчик, либо не несет вообще, но свое вознаграждение все равно получает. Есть два договора – договор генерального подряда (с ответственностью) и агентский договор (без ответственности). «Я предлагаю убрать термин «технический заказчик» из Градостроительного кодекса, потому что технический заказчик, отвечающий за результаты строительства, – это генеральный подрядчик. У технического заказчика по кодексу есть около тридцати функций, и только четыре из них − собственно технические, связанные с получением лицензий и разрешений на строительство объекта. Все остальное – это консалтинг в чистом виде. Получается, технического заказчика заставляют выполнять ту работу, которую делают инженеры-консультанты, технические консультанты. Это их непосредственная работа», – говорит он.

Сейчас, как объясняют специалисты «Рос­атома», в соответствии с действующим законодательством получается, что госкорпорация (а это единственный заказчик в стране, который точно знает, как строить атомные станции) должна выбирать подрядчиков на рынке, то есть искать тех, кто лучше «Росатома» умеет строить АЭС. А ведь есть еще исследовательские ядерные объекты, в сооружении которых ни подрядчики, ни проектные организации не из контура «Росатома» просто не разбираются. Вместе с тем, по мнению экспертов строительной отрасли, доля общестроительных задач в общем объеме строительства такого объекта, как атомная станция, – 60‑70 процентов, и для них на конкурсной основе можно и нужно привлечь и субподрядчиков, и субпроектировщиков, для того чтобы повышать конкуренцию в отрасли и в конечном счете удешевления цены строительства АЭС.

Кроме того, по мнению специалистов рынка, еще одной проблемой выступает недостаточный объем загрузки на объектах «Росатома» для прихода крупных компаний. То есть, проще говоря, слишком маленькие и раздробленные лоты, которые непривлекательны для солидных компаний. Кстати, Сергей Кириенко говорил, что «Росатом» точно будет двигаться в сторону укрупнения лотов на строительно-монтажные и другие виды работ, выставляемых на конкурсы, однако пока результатов нет. А что касается возможности для внешних подрядчиков брать крупные объекты на генподряд, то в этом направлении работа еще только начинается. Позиция госкорпорации «Рос­атом» состоит в том, чтобы обязательно «проверять» компании, которые впервые приходят на рынок атомной отрасли, – подрядчик, даже крупный, может быть успешен в других проектах, но работа в атомной сфере имеет особую специфику. Таким образом, взять и отдать новому подрядчику сразу всю атомную станцию – это непомерный риск, считают в госкорпорации.

Наконец, еще одним моментом, тормозящим приход строительных компаний в сферу атомного строительства, является несовершенство отечественного законодательства. По мнению Владимира Малахова, отдельный закон о закупках в строительстве будет касаться многих других законов, например закона о госкорпорации «Рос­атом», норм, действующих внутри корпорации, а также Градостроительного кодекса. «Хотелось бы, конечно, чтобы Градостроительный кодекс со временем превратился просто в Строительный кодекс – чтобы мы не забывали, что мы не только города строим, но и масштабные промышленные объекты, такие, как АЭС, к примеру. А правила закупок в строительной отрасли надо либо отдельным законом оформлять, либо изменять Градостроительный кодекс», – отметил специалист.

По его словам, безусловно, необходимо разрабатывать типовые контракты. В мире существует более пятидесяти вариантов строительных контрактов. Два ключевых из них – по объявлению цены и по компенсации затрат либо по способу выбора исполнителя. Когда «Росатом», «Газпром», «Роснефть» или любая другая компания с гос­участием выступает заказчиком, она точно знает, что ей нужно. А вот муниципальные заказчики выглядят иначе. Но не везде. «Проблема вот в чем: все контракты, где заказчик непрофессионален, требуют простой вещи − комплексного контракта, на которых и строится вся западная строительная индустрия. Заказчику нужно только назвать назначение здания и размер-объем. И оно априори будет соответствовать лучшим стандартам по экологии, СанПИНам, будет учитывать замкнутый цикл и т. д. В этом случае и непрофессионал получит качественный продукт», – говорит господин Малахов. Что касается ситуации в России, то у нас заказчик страхуется от своего непрофессионализма привлечением служб госэкспертизы или Ростехнадзора. В системе ФИДИК (Международная федерация инженеров-консультантов) собрано много типов контрактов, но даже у них, как они сами признаются, нет пока типовых контрактов для инфраструктуры и промышленности и уж тем более для атомной отрасли.

Как отмечают в «Росатоме», когда будут решены все эти вопросы и, главное, когда будут решены вопросы компетенции подрядчика, количество подрядов на строительство в атомной отрасли, переданных строительным компаниям, возрастет многократно; именно в этом и состоит задача компании.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 05 (265) март 2015 года:

  • Министерство энергетики Турции заявило о получении от «Газпрома» скидки
    Министерство энергетики Турции заявило о получении от «Газпрома» скидки

    Министерство энергетики Турецкой Республики и российский «Газпром» пришли к соглашению о размере скидки на поставляемый в эту страну российский газ – она составит 10,25 процента, заявил министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз. В 2014 году «Газпром» экспортировал в Турцию 27,4 миллиарда кубометров газа. Газ транспортируется по трубопроводу «Голубой поток», проложенному по дну Черного моря, а также по Трансбалканскому...

  • Минпромторг поддержит локализацию производства
    Минпромторг поддержит локализацию производства

    Министерство промышленности и торговли РФ подготовило предложения по государственной поддержке производителей не имеющих аналогов в стране промышленных продуктов, в том числе входящих в состав международных консорциумов. ...

  • Петербургскую энергетику сократили

    Несмотря на кризис, петербургская энергетика подвергнется лишь незначительным корректировкам. ...

  • Автомобилизация: от «Руссо-Балта» до «Ё-мобиля»
    Автомобилизация: от «Руссо-Балта» до «Ё-мобиля»

    Кроме добывающей промышленности, земледелия и обрабатывающей промышленности, существует еще четвертая сфера материального производства, которая в своем развитии проходит различные ступени производства: ремесленную, мануфактурную и машинную. Это – транспортная промышленность, все равно, перевозит ли она людей или товары. Карл Маркс ...

  • Куда дует ветер: показатели ветроэнергетической отрасли по итогам 2014 года
    Куда дует ветер: показатели ветроэнергетической отрасли по итогам 2014 года

    В ушедшем году ветроэнергетическая отрасль, после некоторого снижения темпов роста в 2013‑м, снова обеспечила рекордный ввод мощностей. ...