16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/265/443530.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 05 (265) март 2015 года

Владимир Гутенёв: Санкции помогут развитию энергетики и машиностроения в России

Энергетика: тенденции и перспективы Беседовала Вера ОЛЕЩУК

О проблемах в экономике России, санкциях и их последствиях говорится со всех трибун. Порой создается впечатление: мы не сможем выбраться из кризиса еще долгие годы. Но Владимир Гутенёв, первый зампред Комитета Госдумы по промышленности, считает: издержки курса на изоляцию нашей страны неизбежно превысят для Запада тактические результаты.

О том, как на самом деле обстоят дела в нашей экономике, что уже сделано, что предполагается сделать, рассказывает первый заместитель председателя Государственной Думы, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенёв.

– Владимир Владимирович, велико ли влияние западных санкций на промышленность и импортозамещение? Можно ли говорить о плюсах и минусах?

– Конечно, западные санкции осложняют экономическое положение России. Тем более что они направлены, в первую очередь, на наиболее успешные сектора экономики – оборонный, сырьевой и финансовый. Не следует забывать и того, что украинский кризис породил и непосредственные угрозы национальной безопасности России.

Но стратегические издержки курса на изоляцию нашей страны неизбежно превысят для Запада тактические результаты. Диалектика процесса такова, что минусы, так или иначе, превратятся в плюсы.

Во-первых, у нас взаимозависимые экономики. Россия является важным рынком сбыта для западных компаний. И деловыми кругами весьма болезненно воспринимается возможность его потерять.

Во-вторых, несмотря на определенные издержки, мы получаем большие преференции для импортозамещения и мощный импульс для проведения реиндустриализации. Ослабленный рубль, конечно, наносит ущерб российским гражданам, но перед промышленностью открывает новые возможности, делая товар конкурентоспособным не только на российском рынке, но и для внешней экспансии. Достаточно назвать пример «Рособорон­экспорта», который достиг 15‑миллиардного показателя прибыли.

Если говорить об импортозамещении, то и здесь всепоглощающей зависимости от Запада не наблюдается, мы вполне можем поменять партнера. Это позволит в значительной степени перейти на доверенное оборудование, без каких бы то ни было «недекларированных возможностей». То есть будет исключена ситуация, когда, допустим, закупленное электронное оборудование в критический момент может быть отключено недобросовестным партнером.

– На ваш взгляд, в каких отраслях российской экономики проще и быстрее восстановить импортозамещающее производство, а где сложнее?

– В сложившихся обстоятельствах главное состоит в том, чтобы стратегия импортозамещения не свелась к поддержке «вчерашних технологий», а была направлена на высокотехнологичное развитие индустриального сектора и повышение его инновационности.

Причем необходимо обеспечить государственную поддержку, прежде всего, критически важных технологий – электронных компонентов, станкостроения, оборудования для нефтегазового комплекса, нефтехимии и др.

Если говорить о сегментах экономики, то приоритет должен быть отдан тем из них, которые обеспечивают устойчивость социально-экономической системы страны. Очевидно, что это, прежде всего, оборонно-промышленный комплекс. Второй приоритет – высокотехнологичные отрасли промышленности, развитие которых обеспечивает технологическую независимость и технологическую безопасность.

Правда, разделение ОПК и высокотехнологичной промышленности во многом условно. Наибольшая часть российского потенциала инноваций сосредоточена именно в оборонном комплексе. Здесь сосредоточены и лучшие кадры ученых, специалистов и рабочих.

Поэтому эти стратегически важные отрасли и должны, на мой взгляд, являться основным «полигоном» для импортозамещения. Собственно, так и поставлена президентом России задача перед оборонно-промышленным комплексом – добиться по понятным причинам полной импортонезависимости.

– Производители жалуются на отсутствие своей элементной базы для электроники, например. Каков выход?

– Да, эта проблема носит довольно острый характер, особенно в ОПК. Так, применение зарубежной электронной компонентной базы для ракетной техники достигает от 5 до 10 процентов, по системам управления комплексами вооружений от 10 до 20 процентов, а в производстве спутников «Глонасс-М» – около 75 процентов.

При этом качество комплектующих часто бывает низким, что является основным фактором снижения технической надежности вооружения, военной и специальной техники и отказов ее работы. Выход очевиден. Необходимо срочно налаживать отечественное производство электронной компонентной базы. Понятно, что на это потребуется определенное время, на которое следует создать соответствующий запас импортных комплектующих.

Союз машиностроителей России недавно обратился к руководству страны с рядом инициатив, направленных на поддержку промышленности. Среди них есть и предложение кредитовать предприятия в иностранной валюте по ставке 5 процентов сроком на пять лет, как раз для создания запасов импортной электронной компонентной базы.

– Как влияет разрыв хозяйственных связей с Украиной?

– Конечно, влияет. Особенно негативно сказывается эмбарго на поставки украинских комплектующих для российских военных изделий.

Судите сами. Так, тридцать пять наименований комплектующих для тяжелого военно-транспортного самолета Ил-476 производятся предприятиями на Украине. В самолетах – Ан-70, Ан-140, А-148, которые уже производятся на территории России, доля украинских комплектующих составляет 50 процентов.

Практически все российские вертолеты оснащены двигателями украинского производства, которые производит запорожский завод «Мотор Сич».

Серьезные последствия вызвал отказ николаевского предприятия поставлять в Россию газотурбинные двигательные установки для фрегатов новых проектов. Ожидается, что НПО «Сатурн» аналогичную российскую установку сможет создать через два – два с половиной года. Есть подобные моменты и в области ракетной техники, и по некоторым другим направлениям.

По оценкам экспертов для устранения зависимости от украинских комплектующих России понадобится около двух лет. А в целом на реализацию плана импортозамещения в ОПК придется затратить около 50 миллиардов рублей.

Вместе с тем, характерной особенностью программы импортозамещения является то, что узлы и блоки украинского производства будут воспроизведены у нас на качественно новом технологическом уровне.

– Владимир Владимирович, существуют ли на практике случаи, когда санкции остаются просто на бумаге?

– Конечно, существуют. Приведу наиболее показательный пример. НПО «Энергомаш» заключило контракт на поставку ракетных двигателей РД-181 для американской корпорации Orbital. Двигатели будут использоваться на первой ступени ракеты «Антарес» начиная с 2015 года. Сумма контракта близка к 1 миллиарду долларов.

Предложения о новых проектах звучат от компаний Boing, Lockheed. Кроме того, НАСА желает продлить сотрудничество по международной космической станции.

Так что, несмотря на нынешнее давление политики на экономику, американские деловые круги демонстрируют прагматичность. Во всяком случае, они понимают, что санкции санкциями, а такую грандиозную тему, как тот же космос, в одиночку не поднять.

Но самое интересное состоит в том, что если в 2014 году наш товарооборот с Евросоюзом упал на 4,5 процента, а импорт уменьшился на 7‑10 процентов, то с США он, напротив, вырос на 7 процентов, а импорт – на 23 процента.

– Есть ли у Крыма шансы на зарубежные инвестиции?

– Безусловно, есть. Факты показывают, что кампания против капиталовложений в Крым фактически не состоялась. Интерес к нему не снижается. По последним официальным данным, общее число стран – инвесторов в крымскую экономику превысило двадцать. На сегодняшний день в республике реализуется свыше восьмидесяти инвестиционных проектов стоимостью около 9 миллиардов долларов США.

Крым по всем параметрам является местом для выгодного вложения денег в различные сектора экономики: энергетику, транспортную сеть, портовое и рыбное хозяйство, курортно-туристическую сферу и т. п.

Но главное состоит в том, что на полуострове создается свободная экономическая зона, участники которой получат снижение ставки отчислений во внебюджетные фонды с 21‑27 до 7,6 процента. То есть он вполне может превратиться в подобие внутригосударственного офшора.

Так что инвестиционные перспективы Крыма можно рассматривать только в позитивном ключе.

– Каковы, по вашему мнению, перспективы энергомашиностроения и международного энергетического сотрудничества в сегодняшней сложной обстановке, которая, не исключено, продлится довольно долго?

– Полагаю, что перспективы российского энергетического машиностроения связаны, прежде всего, с решением проблемы зависимости отраслей топливо-энергетического комплекса страны от поставок импортных технологий и оборудования.

В настоящее время доля импортного оборудования при оснащении предприятий нефтепереработки, нефтехимии и электроэнергетики, а также в секторе добычи нетрадиционных углеводородов составляет более 70 процентов. И решение этой проблемы невозможно без инновационного развития отечественного энергетического машиностроения. Только оно может обеспечить международную конкурентоспособность и высокую энергетическую эффективность отечественных технологий, оборудования и материалов. В этом смысле санкции, на мой взгляд, будут способствовать развитию электроэнергетики и энергетического машиностроения в России. В том же сельском хозяйстве активизация отечественного производителя повлечет за собой рост производственных мощностей и потребление электроэнергии.

Помимо этого, Россия, Белоруссия и Казахстан рассматривают проект концепции единого энергетического рынка, согласно которой будут отменены границы для электричества между странами Евразийского экономического союза. Это объединение, по подсчетам разработчиков концепции, даст дополнительный прирост ВВП на 7 миллиардов долларов.

Прорабатываются вопросы по созданию совместных производств энергетического и электротехнического оборудования с Китаем, Южной Кореей и другими странами.

Владимир Гутенёв: Санкции помогут развитию энергетики и машиностроения в России

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 05 (265) март 2015 года:

  • Российские генераторы пересматривают инвестпланы
    Российские генераторы пересматривают инвестпланы

    Российские энергокомпании корректируют инвестиционные программы, отделяя неотложные задачи от планов, которые можно перенести на ближайшее будущее. ...

  • Новый нефтепровод порождает споры
    Новый нефтепровод порождает споры

    Президент США Барак Обама наложил вето на одобренный ранее в Конгрессе законопроект о строительстве нефтепровода Keystone XL из Канады к побережью Мексиканского залива в американском штате Техас. Законопроект ранее был одобрен Сенатом и Палатой представителей, но его сторонники не сумели набрать двух третей голосов, необходимых для преодоления президентского вето. Обама и прежде открыто предупреждал, что не подпишет документ, поскольку ...

  • Решение для городских подстанций
    Решение для городских подстанций

    В рамках научно-технического совета руководители технического блока ОАО «МРСК Северо-Запада» по традиции изучили предложения российских производителей электротехнического оборудования по строительству и комплектованию электросетевых объектов. ...

  • Новая солнечная генерация
    Новая солнечная генерация

    Enel Green Power – дочерняя компания итальянского энергоконцерна Enel, специализирующаяся на технологиях возобновляемой энергетики, начала строительство двух солнечных электростанций на Северо-Востоке Бразилии. На выбранной площадке в штате Пернамбуку уже расположена ветровая электростанция Fontes dos Ventos мощностью 80 МВт, также построенная Enel Green Power. Новые солнечные электростанции будут синхронизированы с данной ВЭС. Fontes...

  • Автомобилизация: от «Руссо-Балта» до «Ё-мобиля»
    Автомобилизация: от «Руссо-Балта» до «Ё-мобиля»

    Кроме добывающей промышленности, земледелия и обрабатывающей промышленности, существует еще четвертая сфера материального производства, которая в своем развитии проходит различные ступени производства: ремесленную, мануфактурную и машинную. Это – транспортная промышленность, все равно, перевозит ли она людей или товары. Карл Маркс ...