16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/264/975889.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 04 (264) февраль 2015 года

Автоматика не сработала: техногенные катастрофы XXI века

Тема номера Антон КАНАРЕЙКИН

Человеческая цивилизация постоянно развивается. Однако технический прогресс, как и многое в нашем мире, имеет две стороны: он делает нашу жизнь комфортнее, но его постоянный спутник – техногенные катастрофы. Причем чем дальше мы идем по пути технического прогресса, тем масштабнее последствия катастроф.

Но я вовсе не хочу сказать, что человечество выбрало неверный путь. Ведь если разбирать причины техногенных катастроф, то выяснится: в большинстве случаев виноват человеческий фактор, а не ненадежность техники. Возьмем для примера одну из крупнейших в истории техногенных катастроф – аварию на Чернобыльской АЭС, где к трагедии привели действия персонала станции, который сам отключил автоматику, способную предотвратить беду. А на печально известном химическом заводе в индийском Бхопале, где в 1984 году от ядовитого выброса пострадали полмиллиона человек, автоматика была неисправна или вообще демонтирована для ремонта…

К сожалению, и в XXI веке аварии, в которых автоматика не послужила надежной защитой от человеческого фактора, все еще случаются. Ежегодно в мире происходят десятки техногенных катастроф разного масштаба. Мы решили рассмотреть крупнейшие из них.



Блэкауты по‑американски и по‑русски

Бытует мнение, что техногенные катастрофы происходят только в развивающихся странах, где должным образом не следят за техникой безопасности, используется устаревшее оборудование, не отвечающее современным нормам. Однако практика показывает, что это не так и аварии случаются даже в такой цитадели прогресса, как США.

Именно там в августе 2003 года случилась авария в энергосистеме, которую потом назвали «блэкаутом». Все началось 14 августа, когда наблюдатели в Кливленде, Толедо, Нью-Йорке, Олбани, Детройте и части штата Нью-Джерси сообщили о перебоях в подаче электроэнергии. Позже последовали проблемы в изначально не затронутых регионах, включая все пять районов города Нью-Йорка и прилегающую к нему часть Лонг-Айленда, штаты Нью-Джерси, Вермонт и Коннектикут и юг канадской провинции Онтарио, включая Торонто. В итоге без электричества остались около 10 миллионов человек в Канаде и 40 миллионов в США.

Были закрыты многие аэропорты, включая международный аэропорт в Торонто и все аэропорты Нью-Йорка, прекратило работу метро. Застрявших в метро пассажиров пришлось эвакуировать. В отдельных местах, в частности в Детройте, были перебои с водой. Мобильные телефоны работали очень плохо, с большими перебоями, но стационарная телефонная связь продолжала функционировать. В результате у телефонных автоматов на улицах выстроились огромные очереди. Поскольку транзисторных приемников у многих жителей США и Канады не было, они остались без возможности узнать новости. Жара в Нью-Йорке достигла 33 °C в тени, но кондиционеры и вентиляторы не работали.

Как показало расследование, причины аварии были таковы: деревья под линиями электропередачи периодически подстригают. В Кливленде этого сделано не было. Из-за очень высокого потребления электроэнергии линии электропередачи в Кливленде нагрелись, провисли (из‑за теплового расширения проводов) и коснулись деревьев. Произошло короткое замыкание, и электростанция в Кливленде вышла из строя. Из-за ошибки в компьютерной системе автоматика не сработала, и другие центры управления не были извещены. Произошло цепное отключение около ста других электростанций. В итоге, как подсчитали власти США и Канады, денежный ущерб составил 6 миллиардов долларов США.

Похожая авария, хотя и меньших масштабов, произошла 25 мая 2005 года в энергосистеме Москвы. В результате «столичного блэкаута» на несколько часов была отключена подача электроэнергии в нескольких районах Москвы, Подмосковья, а также Тульской, Калужской и Рязанской областей. Несколько десятков тысяч человек оказались заблокированы в остановившихся поездах московского метро и лифтах, было нарушено железнодорожное сообщение и парализована работа многих коммерческих и государственных организаций. На предприятиях Москвы, Подмосковья и близлежащих областей произошел сброс очистных вод.

Техногенная авария, от которой, по некоторым подсчетам, пострадали около 2 миллионов человек, началась на электроподстанции № 510 «Чагино», расположенной на юго-востоке Москвы, на Чагинской улице в районе Капотня. Непосредственной причиной аварии, как считают, стало сочетание нескольких факторов, среди которых – износ оборудования, отсутствие резервных мощностей и высокая температура, сохранявшаяся в Москве в течение нескольких дней (свыше 30 °C). Кроме того, как отмечали специалисты, в Москве очень сложная топология электрических схем. Это единственный регион, в котором к тому времени не появился САОН (специальная автоматика отключения нагрузки). Еще в сентябре 2004 года «Вестник Мосэнерго» писал: «Возможности усиления отключающей способности масляных и воздушных выключателей, установленных на подстанциях «Мосэнерго», исчерпываются». По мнению экспертов, повышенная уязвимость московской электросети сыграла важную роль в произошедшем.

В итоге Москва оценила потери от «блэкаута» в 1,708 миллиарда рублей, а Московская область – в 503,94 миллиона рублей.



Аварии на шахтах

И все же при всех своих масштабах и тяжелых экономических последствиях эти аварии официально не повлекли за собой человеческих жертв. К сожалению, так происходит далеко не всегда. Одной из самых масштабных по количеству человеческих жертв стала техногенная катастрофа на шахте «Суньцзявань» в Китае. Там 14 февраля 2005 года в результате взрыва метана погибли 214 горняков. К несчастью, аварии на шахтах в Китае не редкость, в результате аварий и несчастных случаев каждый год в КНР гибнет более 6 тысяч шахтеров. Еще 5 тысяч человек умирает от пневмокониоза (возникает из‑за систематического проникновения угольной пыли в легкие) – профессиональной шахтерской болезни. Однако авария на шахте «Суньцзявань» стала крупнейшей в Китае за последние пятьдесят лет.

Как объясняют специалисты, причина такого количества аварий в том, что большинство шахтеров в Китае – это обычные крестьяне из соседних деревень, не имеющие специальной подготовки. Поэтому китайские шахты остаются крайне неэффективными. Так, по данным аналитических компаний, выработка китайского шахтера составляет всего 2 процента от выработки американского. Ради того, чтобы добыть больше угля, китайские шахтеры часто идут на нарушение норм безопасности. На многих шахтах не ставят датчики загазованности и не устанавливают автоматические системы безопасности либо отключают их. Впрочем, после этой аварии китайские власти предприняли ряд усилий для улучшения ситуации в отрасли. В частности, была введена персональная ответственность руководителей шахт за аварии и увеличены размеры компенсаций пострадавшим.

Похожая авария случилась 19 марта 2007 года на шахте «Ульяновская» в Кемеровской области. В результате аварии погибло 110 человек, в том числе 10 руководителей различного уровня, один подданный Великобритании и его переводчик. Еще 7 человек получили травмы различной степени тяжести. Согласно официальной версии, причиной аварии стало грубое нарушение техники безопасности и технической эксплуатации шахты.

Надо отметить, что незадолго до аварии эта шахта была оборудована современной системой газовой защиты Davis Derby, которая постоянно отслеживала концентрацию метана и при появлении угрозы возгорания должна была отключать электричество. Однако по указанию руководства шахты в систему были внесены изменения, и показания загазованности были многократно занижены. Руководство шахты пошло на такой шаг ради выполнения завышенных планов и извлечения максимальной выгоды. Неработоспособность газовой системы привела к тому, что при выбросе метана шахта не была обесточена и возникшая искра привела к взрыву метана.

Согласно другой версии, метан вспыхнул из‑за скрытого источника огня. На протяжении многих месяцев в шахте наблюдалась повышенная концентрация угарного газа, который поступал из отработанного пространства. Наличие угарного газа могло свидетельствовать о наличии скрытого очага пожара – вероятно, в выработке тлели остатки угля, и лишь недостаток кислорода не позволял пожару стать открытым. При обвале кровли закрытый очаг вскрылся, и при поступлении воздуха появилось открытое пламя, которое и стало причиной взрыва. Существует версия, что руководство шахты знало о повышенной концентрации угарного газа из отработанного пространства, однако никаких мер для решения проблемы не предпринимало. Дело в том, что по правилам пространство, из которого поступает угарный газ, необходимо затопить водой, что в случае «Ульяновской» потребовало бы остановку работ на неопределенный срок. Что для руководства вылилось бы в недополученную прибыль.

В результате следствием были выявлены грубые нарушения технической эксплуатации со стороны руководства шахты, ее технических специалистов и рядовых рабочих. Государственная комиссия установила вину 42 человек, однако официальное обвинение было вынесено 11 сотрудникам шахты, в том числе ее директору, ряду инженеров, инспекторам и рядовым электрослесарям. В отношении 5 руководителей шахты дело не было возбуждено по причине их гибели, а позднее в отношении 6 из подсудимых дело было прекращено за истечением срока давности.

Стоит отметить, что авария на шахте «Ульяновская» стала крупнейшей в России за последние восемьдесят лет, поэтому эта катастрофа имела самые серьезные последствия для всей угольной промышленности. Кроме того, той же весной произошла авария на шахте «Юбилейная», в результате которой погибли 39 шахтеров. Все это привело к тому, что все шахты Кузбасса и многие шахты в других регионах России подверглись тотальным проверкам, множество шахт столкнулось с угрозой закрытия. В последующие годы были ужесточены меры безопасности и контроль за деятельностью угледобывающих предприятий. В целом, как докладывали контролирующие органы, ситуация в отрасли в целом стала лучше. Однако катастрофа на «Распадской» в мае 2010 года, в результате которой погиб 91 горняк, показала, что лучше стало не везде.

Как отмечают специалисты, авария имела и еще одно негативное последствие. Государственная комиссия, проведя расследование, постановила прекратить использование на шахтах автоматических систем взрывоподавления – локализации взрывов (АСВП-ЛВ). Несмотря на то что эта система при аварии на шахте «Ульяновская» сработала в штатном режиме, она была признана неэффективной. Это решение вызвало недоумение экспертов и специалистов, так как данная система хорошо показала себя во время аварий на шахтах Кузбасса и Донбасса, а в «Ульяновской» она остановила распространение огня во многие штреки, обеспечив спасение людей.



Катастрофы на воде

Опыт крупных техногенных катастроф показывает, что в большинстве случаев вопрос о причинах аварий остается не до конца выясненным, а иногда и вовсе составляет загадку. Однако в случае с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС все совсем не так: причины аварии известны и все виновные установлены.

17 августа 2009 года в машинном зале Саяно-Шушенской ГЭС произошла техногенная авария. В этот момент в работе находились девять гидроагрегатов, гидроагрегат под станционным номером 6 был в ремонте. В результате повреждения гидроагрегата № 2 произошли выброс воды из кратера турбины и затопление машинного зала. Из-за удара воды повреждения различной тяжести получили все гидроагрегаты ГЭС, были обрушены строительные конструкции перекрытия машинного зала на участке от первого до пятого гидроагрегатов, несущие колонны здания, оборудование систем регулирования, управления и защит гидроагрегатов, получили механические повреждения различной степени пять фаз силовых трансформаторов.

Как выяснила комиссия, главная причина катастрофы была чисто технической. Из-за особенностей конструкции гидроагрегата № 2 в его креплениях (шпильках) образовались усталостные напряжения, что при повышенной вибрации привело к их разрушению. Но не обошлось здесь и без причин «организационного и нормативно-правового характера». Начальство СШГЭС вовремя не позаботилось о ремонте, главный инженер не обратил внимания на критические показания датчиков, обслуживающий персонал не точно выполнял должностные инструкции. Все это сыграло свою роль в возникновении чрезвычайной ситуации, и, может быть, роль даже большую, чем просто износ оборудования.

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС стала крупнейшей в российской истории техногенной катастрофой на гидроэнергетическом объекте. По оценкам «РусГидро» стоимость восстановления ГЭС составила 41 миллиард рублей.

Трагедия на СШГЭС имела различные последствия, однако они не были катастрофическими. Наиболее пагубные последствия авария имела для самой станции – напором воды и последующими короткими замыканиями было разрушено или выведено из строя до 90 процентов оборудования и конструкций машинного зала. Значительное влияние катастрофа оказала на объединенную энергосистему Сибири, которая в момент аварии сразу «просела» на 4500 МВт. Из-за этого полностью обесточенными оказались пять крупных промышленных предприятий, многие объекты и населенные пункты в Хакасии, Алтайском крае, Новосибирской, Кемеровской и Томской областях.

Самыми серьезными были последствия для людей, которые на момент аварии находились на станции. Всего катастрофа унесла жизни 75 человек.

Вред был нанесен попавшим в реку роторным маслом из разрушенных гидроагрегатов – всего в водах Енисея оказалось около 45 кубометров масла, которые растеклись по реке, образовав пятно протяженностью порядка 130 километров. К 24 августа эта проблема была решена. Удивительно, что из‑за разлива масла в самой реке не было зафиксировано гибели рыб и животных, но ущерб получили расположенные ниже по течению рыбоводческие хозяйства – в них погибло почти 400 тонн промышленной форели. К счастью, как отмечают эксперты, катастрофа имела незначительные экологические последствия.

Чего не скажешь о другой техногенной катастрофе на воде, которая произошла на следующий год. Речь идет об аварии на нефтяной платформе «Дип Вотер Горизонт» в 80 километрах от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе. Платформа была арендована компанией BP для разработки перспективного месторождения Макондо.

Интересно, что было проведено сразу несколько параллельных расследований причин катастрофы, которые привели к неодинаковым выводам. Так, в докладе, сделанном BP, указывается всего шесть основных причин аварии, а главной причиной аварии назван человеческий фактор. А более авторитетный доклад, сделанный Бюро по управлению, регулированию и охране океанских энергоресурсов и Береговой охраной США, называет уже тридцать пять основных причин, и в двадцати одной из них вина полностью ложится на BP. Независимые эксперты склоняются к мнению, что во взрыве «Дип Вотер Горизонт» и последующей экологической катастрофе виновата прежде всего компания BP, которая гналась за прибылью и в этой погоне пренебрегала элементарными правилами техники безопасности и технологиями глубоководного бурения. В частности, были нарушены технологии цементирования скважины, а специалисты, прибывшие сделать анализ цемента, просто были выдворены с буровой. Также были отключены важные системы контроля и безопасности, поэтому никто не знал, что же на самом деле происходит под океанским дном.

В результате – взрыв и пожар на платформе, колоссальный разлив нефти и звание одной из крупнейших экологических катастроф за всю историю цивилизации.

В момент взрыва на платформе «Дип Вотер Горизонт» из 126 человек, находившихся на платформе, погибли 11 и пострадали 17. В конце июня 2010 года появились сообщения о гибели еще 2 человек при ликвидации последствий катастрофы. Главной причиной экологического бедствия стал разлив нефти. Нефть из поврежденной скважины (а также сопутствующие газы) беспрерывно вытекала на протяжении 152 дней (до 19 сентября 2010 года), и за это время океанские воды приняли более 5 миллионов баррелей нефти. Эта нефть нанесла непоправимый ущерб океану и многим прибрежным районам Мексиканского залива. Всего нефтью было загрязнено почти 1800 километров побережий, белые песочные пляжи превратились в черные нефтяные поля, а нефтяное пятно на поверхности океана было видно даже из космоса. Нефть стала причиной гибели десятков тысяч морских животных и птиц. Основные последствия разлива нефти были устранены только к ноябрю 2011 года.

У аварии были не только экологические, но и колоссальные экономические последствия. Так, компания BP потеряла около 22 миллиардов долларов США (это и убытки от потери скважины, и выплаты пострадавшим, и затраты на устранение последствий катастрофы). Но еще более значительные убытки понесли прибрежные районы Мексиканского залива. Это связано с крахом туристической сферы, с запретом рыбной ловли и другого промысла и т. д. В результате разлива нефти без работы остались десятки тысяч человек. Впрочем, у катастрофы были и совсем неожиданные последствия. Например, при изучении разлива нефти были открыты неизвестные науке бактерии, питающиеся нефтепродуктами. Сейчас считается, что эти микроорганизмы значительно уменьшили последствия катастрофы, так как поглотили огромное количество метана и других газов. Однако это, конечно, стало слабым утешением для экологов, которые заверяют, что последствия разлива нефти в цМексиканский залив и прилегающие к нему районы будут ощущать еще очень долго.


К несчастью, список техногенных катастроф на этом не заканчивается, аварии, пусть и не такого масштаба случаются в мире фактически ежегодно. Так что в скором времени, если только люди не станут уделять больше внимания технике безопасности, этот перечень можно будет продолжить.

Автоматика не сработала: техногенные катастрофы XXI века

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 04 (264) февраль 2015 года:

  • Вьетнам: ТЭС за 2,4 миллиарда долларов
    Вьетнам: ТЭС за 2,4 миллиарда долларов

    Российское ОАО «Интер РАО» достигло соглашения в рамках протокола о намерениях с властями провинции Куангбинь на севере Вьетнама и построит там ТЭС стоимостью 2,4 миллиарда долларов США. Вьетнамское издание Saigon Times со ссылкой на власти провинции сообщило, что «Интер РАО» планирует строительство ТЭС на площади в 150 гектаров. Проектная мощность будущей ТЭС составит 2,4 ГВт. Ожидается, что станция будет запущена в 2024 или 2025 году...

  • Новый генеральный директор назначен в ГК «Севкабель»
    Новый генеральный директор назначен в ГК «Севкабель»

    Генеральным директором группы компаний «Севкабель» назначен Артем Пидник. ...

  • Штурман прокладывает курс
    Штурман прокладывает курс

    Могучая эскадра, объединившая крупнейшие энергетические компании КНР, достигла желанной цели – готовых к сотрудничеству обширных рынков Российской Федерации и других стран СНГ. ...

  • Нужны дизайнерские мысли
    Нужны дизайнерские мысли

    Со светодиодными технологиями связано будущее целого ряда секторов экономики. Эксперты отрасли считают, что светодиодное освещение стремительно завоевывает позиции на мировом рынке, постепенно вытесняя традиционные осветительные приборы. ...

  • Российский уголь оценили в Германии
    Российский уголь оценили в Германии

    Российские угольные компании, осуществляющие поставки на рынок Германии, добились рекордных за последние девять лет показателей, обеспечив более четверти всех поставок угля. ...