16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/263/859750.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 03 (263) февраль 2015 года

Выстоять сможем: эксперты оценили ситуацию в отрасли

Выставки и конференции Елена ВОСКАНЯН

ЧТО: XI Профессиональный энергетический форум «Генерация, сети, сбыт: сценарии развития». ГДЕ: Москва, Международное информационное агентство «Россия сегодня». СОСТОЯЛОСЬ: 10 декабря 2014 года.

Оценивая ситуацию в отрасли, специалисты отметили, что кризис, безусловно, повлиял на энергетику, однако она продолжает развиваться и совершенствовать модель взаимоотношений между энергетическими компаниями.



Сдерживать финансовые разрывы

В контексте нынешних политических и экономических условий одной из важнейших тем форума стало развитие электроэнергетики России до 2035 года. Об этом эксперты говорили во время пленарного заседания. В частности, председатель правления НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая в своем выступлении сделала акцент на энергосбытовом секторе, который является неотъемлемой составляющей рынков электроэнергии и играет значимую связующую роль между оптовым и розничным рынком. Очевидно, что энергосбытовой сегмент не может существовать без развития этих рынков.

– Несмотря на все сложности, связанные с изменениями системы ценообразования, с банкротством достаточно большой группы компаний и последующим лишением их статуса гарантирующих поставщиков, передачей этого статуса сетевым организациям, энергосбытовой сегмент показал себя вполне живучим, спрос на эту деятельность все равно существует, конкурсы состоялись. Хотя современный этап является довольно непростым для энергосбытового сегмента, – отметила она.

По словам госпожи Невмержицкой, в 2014 году задолженность сбытовых компаний на оптовом рынке сократилась и сегодня имеется только у энергосбытов Северного Кавказа, ситуация с которыми постепенно улучшается.

– Оптовый рынок с точки зрения взаимодействия с энерго­сбытовым сектором в настоящий момент ощущает себя вполне комфортно, полностью работает система финансовых гарантий, крайне редко возникают ситуации с неплатежами, которых сбытовые компании всячески стараются избежать, – подчеркнула глава некоммерческого партнерства.

Она отметила, что нередко звучит критика – мол, сбытовые компании не платят сетевым, но анализ доказывает обратное: уровень расчета за услуги по передаче энергоресурса выше, чем уровень расчета розничного потребителя с гарантирующими поставщиками.

– То есть, так или иначе, наш энергосбыт старается сдерживать финансовые разрывы, возникающие в результате оплаты между конечным потребителем, нами и сетевой организацией. В отличие от потребителей, мы стараемся платить сетям лучше, без задержек. Как правило, существующие задержки не превышают десяти-двадцати дней. Сумма нашего долга сетевой организации может казаться большой, но она соответствует ежемесячному начислению, – заверила Наталья Невмержицкая.

Очевидно, что в результате работы между организациями возникают разногласия.

– Мы получаем от них встречные требования. Это связано с тем, что объем потерь электроэнергии в сетях напрямую зависит от величины полезного заказанного отпуска, – пояснила она. – Почти во всех регионах существует механизм авансового расчета – так называемый «котел сверху» за передаваемую электроэнергию, когда сбытовые компании рассчитываются в полном объеме за услуги по передаче.

Несмотря на все сложности, уровень исполнения обязательств энергосбыта и на оптовом, и на розничном рынках перед сетевыми компаниями очень высок.

Отдельно эксперт остановилась на перспективах энергосбытового сектора, напомнив, что в течение прошедшего года активно обсуждалась модель эталонного сбыта.

– Это следующий шаг к регулированию взаимоотношений между компаниями, поскольку в условиях развивающейся конкуренции данная мера позволит запустить механизмы повышения эффективности и уйти от пресловутой «петли регулирования», при которой чем больше издержек будет доказано регулятору, тем выше будут доходы компании на тарифах, – отметила Наталья Невмержицкая.

По ее словам, применение модели эталонного сбыта можно рассматривать как способ перехода к регулированию величин, напрямую не зависящих от издержек данной компании, а средних по рынку. Такой способ заставит компании сокращать свои издержки и постепенно снижать уровень, в том числе, регулируемых тарифов.



Нельзя снижать инвестиции

Генеральный директор Института проблем энергетики Булат Нигматулин напомнил, что затраты конечного потребителя в России на электроэнергию в 2013‑2014 годах составили 4,9 процента от всего ВВП. Данный показатель включает всех потребителей нашей страны с учетом всех налогов. В то же время в США это же соотношение равно 2,1 процента, а в Германии – 4,2 процента. – Получается, в России цена на электроэнергию ориентировочно на 14‑15 процентов выше, чем в Германии, и на 34 процента, чем в США, – отметил эксперт.

Он также обратил внимание, что основными потребителями энергии, особенно тепловой, сегодня являются бытовые потребители, при этом цены на энергоносители для них достаточно высоки. Об угрозах и рисках для российской энергетики рассказал советник президента компании «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» Виктор Кудрявый. Он подчеркнул, что невозможно рассматривать энергетику в отрыве от экономики, поскольку от продуктивности каждой отрасли зависит общее состояние экономики страны.

– Электроэнергетика, как промышленный комплекс, относится к большим управляемым системам. Это значит, что в нем происходят непрерывные взаимосвязанные и взаимозависимые процессы. Энергетику не стоит рассматривать локально, – отметил Виктор Кудрявый. – Энергетика – основа жизнеобеспечения. Если в каком‑то регионе нарушается электроснабжение, то прекращается теплоснабжение от всех источников – как крупных, так и небольших котельных. Такой удар может нарушить социальную стабильность любого государства.



В королевстве кривых зеркал

Большие надежды эксперты возлагают на Энергетическую стратегию развития России на период до 2035 года. О дорабатываемом документе рассказала руководитель Информационно-аналитического центра ООО «Газпром энергохолдинг» Наталья Гриб.

– В 2014 году Стратегия претерпела серьезные изменения, стала более актуальной. Если предыдущая версия документа базировалась на данных 2010 года, то новая версия представляет собой более детализированный документ, в основе которого статистика уже 2012 года, – прокомментировала эксперт.

Она отметила, что за год с момента появления первой версии в мировой энергетике и российской экономике произошли серьезные перемены. Падение мировых цен на нефть и продолжающаяся стагнация экономики ключевых стран Европы как основного рынка российских энергоносителей ограничивают возможность для увеличения валютных поступлений. Кроме того, динамично меняются условия развития энергетического сектора. Чтобы избежать чрезмерных затрат на производство энергоресурсов и повышения цен для потребителей, необходимо оперативно принимать меры. В частности, сделать акцент на совершенствовании институциональной среды энергетического сектора.

– Можно сказать, все это и подтолкнуло к более детальной проработке энергостратегии России до 2035 года, и новый вариант документа гораздо ближе к реальности, – считает Наталья Гриб. – Он более проработан, что важно для всех участников отрасли и является шагом вперед, потому что первый вариант был скорее рамочной декларацией, которая не давала нам понимания, как строить свое производство.

Наталья Гриб отметила, что в последней версии энергостратегии обозначено три варианта развития отрасли. Базовым остается инновационный сценарий развития, но в нем пересчитан такой основополагающий параметр, как ВВП.

– Когда прогноз ВВП некорректен, остальные значения и прогнозы просто размываются, не давая адекватной картины. В результате мы попадаем в королевство кривых зеркал и не можем адекватно отреагировать на вызовы, принять необходимые меры для преодоления кризиса, дефицита или профицита энергии. Дабы этого не происходило, все базовые понятия макроэкономики должны отражать происходящие в России и в мире процессы. Для такого знакового документа, как Энергостратегия, это крайне важно.

Эксперт подчеркнула, что, обсудив предыдущую версию документа, «Газпром энергохолдинг» внес замечания. Суть одного из них заключалась в том, что в прежней версии Стратегии не был указан вывод старых генерирующих мощностей по годам. Таким образом, открывались возможности для спекуляции: у системного администратора одни аргументы, у генераторов другие, оборудование не выводится, из‑за чего происходит много негативных последствий. При этом оборудование продолжает стареть. Еще одно основополагающее замечание заключалось в том, что прежняя версия предусматривала снижение удельного расхода условного топлива (расходов топлива для выработки электроэнергии) практически вдвое по сравнению с уровнем 2010 года.

– С точки зрения газовой и угольной генерации это технологический нонсенс. Сегодня не существует технологий, даже нет предпосылок для того, чтобы можно было резко снизить потребление энергоресурсов в два раза, – обратила внимание руководитель Информационно-аналитического центра ООО «Газпром энергохолдинг».



Капкан для потребителей

Интерес участников форума вызвал и доклад руководителя Группы по проектам в ТЭКе юридической фирмы VEGAS LEX Александра Лаврентьева, рассказавшего о «капкане для потребителей».

– Ранее считалось, что гарантирующий поставщик по энерго­снабжению не имеет правовой возможности отказаться от договора. В пункте 53 постановления правительства РФ от 4 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» говорится о том, что гарантирующий поставщик может отказаться от договора, если потребителем не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, – комментирует Александр Лаврентьев.

Он акцентировал внимание на том, что это было сделано из благих целей: для установления приоритета договорных отношений, чтобы был договор, который всегда исполнялся бы в срок.

– Гарантирующий поставщик является субъектом на оптовом рынке; если ему не платят, у него создаются кассовые разрывы, он может потерять статус субъекта оптового рынка и т. д. Более того – это реальный рычаг давления на злостных неплательщиков (такие у нас также присутствуют, в том числе осознанно злостные), которые по‑прежнему считают, что их нельзя или сложно ограничить. К ним, в частности, относятся водоканалы, котельные и подобные муниципальные объекты, генерирующие дебиторскую задолженность и живущие на этом, – пояснил специалист.

В результате нововведений появляется некое «интересное решение», которое начинает понемногу реализовываться. Например, потребитель, не исполняющий надлежащим образом свои обязательства, сформировал какую‑то незначительную задолженность. Гарантирующий поставщик в дальнейшем пишет и отправляет ему уведомление об отказе исполнения договора по 53-му пункту и после этого ничего не делает: не отключает, не ограничивает поставку ресурсов, а потребитель благополучно потребляет электрическую энергию дальше. В дальнейшем через три-шесть месяцев к нему приходит сетевая организация, составляет акт о бездоговорном потреблении и уходит. Соответственно, затем приходят претензии, иск о факте бездоговорного потребления и расчет объема бездоговорного потребления. А расчет объема бездоговорного потребления определяется на основе величины допустимой длительности такой нагрузки каждого вводного кабеля по сечению исходя из работы 24 часа в сутки, но не более 26280 часов, то есть не более трех лет.

О том, что происходит в таком случае, эксперт рассказал на конкретном примере: одна из столичных компаний около четырех месяцев не платила за энергоресурсы, их задолженность составляла 5 миллионов рублей. Решением суда в пользу сетевой компании с этого учреждения был взыскан 871 миллион рублей. В итоге предприятие, оказавшееся в стадии банкротства, попыталось признать отказ гарантирующего поставщика от исполнения договора незаконным и восстановить его действие с момента направления заявления ГП об отказе от исполнения договора, восстановив действие договора на энерго­снабжение. Если с гарантирующим поставщиком договориться удалось, то с сетевой компанией, уже взыскавшей 871 миллион рублей, пришлось договариваться в суде. Может быть, это единичный случай или исключение?

– Нет, это уже «поставлено на конвейер», – утверждает Александр Лаврентьев. – Сетевые компании объявляют уже конкурентные закупки по привлечению организаций на взыскания объемов бездоговорного потребления. Это происходит во многих регионах страны. В технических заданиях фигурируют конкретные потребители с конкретными актами. Размер вознаграждения объявляется в процентах от взысканного объема бездоговорного потребления и может доходить до 20 процентов. И до 50 процентов от взысканных процентов по статье 396 Гражданского кодекса РФ. Ни к какой реальной стоимости электрической энергии это отношения не имеет и выражается в огромных штрафных санкциях.

Подводя выводы, представитель компании VEGAS LEX подчеркнул, что отказ генерирующего поставщика от исполнения договора реален и неприкасаемых практически нет. Соответственно, разногласия по объемам поставки электроэнергии или объемам задолженности для потребителя могут стать поводом для применения 53-го пункта постановления № 442. Отказ от исполнения договора может быть оспорен. Также возможно рассмотреть вариант скорейшей замены гарантирующего поставщика при наличии предпосылок применения 53-го пункта – требуется соблюдение необходимых процедур и подготовка мотивированных обращений в суд ФАС (УФАС) при получении оспоримого отказа.



Две стороны медали

О проблемах технологического присоединения заявителей мощности до 15 кВт рассказал руководитель Департамента исследований ТЭКа Института проблем естественных монополий Александр Григорьев.

– Если промышленность может позволить себе обратиться за профессиональной помощью, то огромному числу простых бытовых потребителей приходится надеяться на себя. Практика доказывает, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Мы провели исследование, подтверждающее, что люди «выплывают» достаточно успешно и пользуются возможностями, предоставленными им государством. Речь идет о льготном присоединении, – уточнил эксперт.

Он подчеркнул, что жизнь простых бытовых потребителей в нашей стране делится на то, что было до известного постановления правительства № 118, согласно которому можно подключить 15 кВт за 550 рублей, и после него.

– До этого документа все было очень плохо. Мы наблюдали произвол со стороны энергетиков, которые извлекали максимальную и не всегда легальную пользу для себя из‑за беззащитности бытовых потребителей, – комментирует Александр Григорьев. – Данное постановление и несколько последующих правовых документов, которые уточняли дальнейшие нормы, дали простым потребителям возможность действительно обеспечить свое право на электроэнергию по цене, которую население считает обоснованной, а сетевые компании имеют противоположное мнение. После принятия этого постановления люди начали пользоваться своими правами, и мы столкнулись с ситуацией, при которой, изучив практику, люди стали самостоятельно протаптывать дорожку к своему личному счастью за 15 кВт.

Александр Григорьев подробно рассказал о проведенном исследовании, базой которого послужили специализированные форумы, где люди делятся своими историями, рассказывая, сколько времени ушло на подключение и какие круги ада им пришлось пройти. Так, удалось выявить сто один случай, касающийся нарушения антимонопольного законодательства, в том числе по делам об административных правонарушениях.

– Мы выяснили, что бытовые потребители, которые решили воспользоваться возможностью подключиться за 550 рублей и столкнулись с несправедливостью сетевых компаний, в первую очередь обращаются в ФАС. Это действительно очень эффективный инструмент, позволяющий грамотному потребителю только одной фразой «Я буду жаловаться в ФАС» решить множество проблем, поскольку сетевые компании стали бояться ФАС. Однако так было не всегда. Изначально эта система работала очень тяжело: ФАС выписывал предупреждения, решения, предписания, затем постановления и какой‑то штраф. Интересно, что ФАС налагал штрафы от 100 тысяч до 230 миллионов рублей, – рассказал эксперт.

Многим потребителям пришлось дойти до арбитражного суда, но удалось добиться своего.

Препятствия, которые чинят энергетики, связаны с навязыванием излишних затрат: потребитель хочет подсоединиться за 550 рублей, но сетевая компания принуждает его к закупке оборудования и проведению строительных работ за пределами участков, что является незаконным и подлежит оспариванию. В результате опроса выявлено тридцать два подобных случая.

– Еще один способ борьбы энергетиков с населением – отказ в заключении договора техприсоединения и игнорирование заявок. Мы насчитали четырнадцать таких случаев. Потребителю предлагают обращаться к другой сетевой организации или говорят, что линия бесхозная, а потом выясняется, что за деньги к ней совершенно спокойно подключают, – посетовал Александр Григорьев.

Далее потребитель сталкивается с нарушением сроков выдачи договора и технических условий – самое распространенное нарушение, на которое пожаловались в тридцати пяти случаях. Средняя продолжительность среди случаев нарушения сроков – более 170 дней, а максимальная – более 700.

– Люди у нас терпеливые, и те, кому удается добиться своего, прождав 700 дней,сталкиваются с нарушением сроков осуществления ТП. Выявлено сорок три подобных случая. Очевидно, что простые потребители ведут эффективную борьбу с энергетиками. Казалось бы, население свои права обеспечивает, а сетевики и энергетики такие плохие,только мешают им. Однако нельзя игнорировать обратную сторону этой медали. Подключение за 550 рублей не покрывает затрат энергетиков на подключение. Выпадающие доходы, образующиеся в результате повышенных расходов на подключение льготников, должны компенсироваться. Но этого не происходит, и выпадающие доходы выливаются в десятки миллиардов рублей! Причем с каждым годом данная цифра будет расти, как и нагрузка на сетевые компании. Если вовремя не компенсировать выпадающие расходы, ни к чему хорошему мы не придем. В данном случае стоило бы повысить льготную ставку и ограничить круг тех, кто имеет право ею пользоваться, – заключил эксперт.

Ирина Есипова, советник Министерства энергетики РФ по развитию связей с общественностью и СМИ, председатель Комитета по коммуникациям в ТЭКе Российской ассоциации по связям с общественностью, выступавшая модератором дискуссии, подытожила ее так:

– Электроэнергетика и вообще весь топливный энергетический комплекс все время работают в ситуации кризиса. Он связан, в том числе, с неплатежами по электроэнергии, с недостаточным уровнем межотраслевого взаимодействия. Одну из основных ролей в преодолении этих кризисов занимает коммуникационный блок. Именно коммуникаторы отрасли и, в частности, компаний отвечают за эффективность отраслевой деятельности в период кризисных явлений. Роль стратегических коммуникаций начала возрастать давно, но именно сейчас, в эпоху информационных технологий, новых методов взаимодействия с разными целевыми аудиториями начинает играть основополагающую роль.

Подводя итоги форума, его участники подчеркнули значимость обсуждения актуальных проблем энергетики на подобных статусных мероприятиях и выразили надежду, что, несмотря на санкции, кризис и некоторую нестабильность, российская энергетика сможет выстоять.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 03 (263) февраль 2015 года: