16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/261/16665.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 01-02 (261-262) январь 2015 года

Перспективы использования дистанционного обучения для подготовки кадров в сфере энергетики

В настоящее время консервативный подход к обучению претерпевает изменения, связанные с расширением форм и методов обучения, а также изменением образовательных стандартов, рабочих программ переподготовки специалистов и уменьшением сроков их информационного обновления.

Наряду с традиционными формами получения образования – очной и заочной – все большее распространение получает такая инновационная форма, как дистанционное обучение.

В 2012 году был подписан Федеральный закон 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В законе под электронным обучением понимается «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей», в том числе интернета. В документе закреплено законодательное понятие дистанционных образовательных технологий как реализуемых «в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии педагогических работников и обучающихся». При этом учебные заведения высшего и среднего специального образования могут применять указанные технологии обучения во всех реализуемых ими образовательных программах независимо от форм получения образования.

В связи с развитием интернета дистанционное обучение становится доступным и востребованным. Целесообразность дистанционного обучения уже доказана применением различных его видов и программ в учебных процессах при получении профессиональных навыков и курсах повышения квалификации специалистов разных направлений.

Дистанционная форма обучения имеет серьезные преимущества: это возможность обучающегося работать по индивидуальному плану и регулировать свой темп изучения материала; выбор наиболее подходящего для себя носителя информации; простота и удобство модернизации программ обучения с учетом последних достижений науки и техники и быстро меняющейся нормативно-правовой базы; возможность получения консультаций, чтение лекций и аттестации обучаемых с использованием программ, позволяющих обучающимся общаться с преподавателем в режиме реального времени, используя интернет.

К недостаткам дистанционного обучения на этапе развертывания можно отнести относительную дороговизну необходимого для учебного процесса технического оснащения: подготовки специальных программ обучения; создание программного обеспечения процесса; наличия индивидуальных компьютеров у обучающихся; высокие требования к стабильности работы интернета и трудности из‑за отсутствия непосредственного контакта с преподавателем. Одной из задач, стоящих перед организаторами дистанционного обучения, является поиск возможностей минимизировать перечисленные недостатки.

Современная нормативно-правовая база Российской Федерации в части, касающейся дистанционного обучения, определена в первую очередь Федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» с внесенными дополнениями, касающимися применения методов и технологий дистанционного обучения в образовательном процессе. Использование дистанционных образовательных технологий также регулируется «Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», утвержденным Приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 года № 2.

Энергетическая отрасль является основой экономики любой страны. В силу специфики производственной деятельности предприятий энергетики, а также в условиях ускоряющегося процесса развития науки и техники и постоянных изменений в области законодательства, особенно остро встает вопрос своевременного обучения и повышения квалификации работников энергетической отрасли. Только кадры, подготовка которых будет полностью соответствовать потребностям, вытекающим из особенностей реализации стратегии компании, могут обеспечить качественную и продуктивную деятельность данной отрасли.

Наибольшее влияние на объемы, темпы и качество обучения и повышения квалификации оказывает динамичность внешней среды, включающая в себя изменение условий ведения хозяйственной деятельности, постоянное внедрение новых технологий, методов управления и организации производства. Указанные причины делают процесс обучения необходимым для повышения конкурентоспособности компании и вынуждают предприятия более серьезно относиться к формированию необходимых компетенций персонала и практически непрерывно повышать его квалификацию.

Особое место в создании систем дистанционного обучения, повышения квалификации и аттестации специалистов должна занять подготовка инженерно-технических работников в областях действия Государственного надзора (Ростехнадзор, Санэпиднадзор, Роспотребнадзор и т. п.). В настоящее время на обучение и переаттестацию специалистов профильных предприятий в данных областях, особенно на объектах промышленной безопасности, предприятия тратят огромные средства и отвлекают специалистов от работы на значительное время. Создание региональных центров по дистанционному обучению и аттестации в вышеуказанных областях сэкономит значительные материальные и человеческие ресурсы для решения более важных задач по подъему и модернизации экономики России.

Сегодня в России успешно осуществляют образовательную деятельность значительное количество учреждений дополнительного профессионального образования, предлагая курсы повышения квалификации для специалистов предприятий энергетики и энергетического строительства.

Дистанционное обучение в Санкт-Петербурге представлено в отдельных образовательных учреждениях, в основном входящих в систему высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования, таких, как Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербургский энергетический институт повышения квалификации и др.

Так, Петербургский энергетический институт повышения квалификации Министерства энергетики (ФГАОУ ДПО «ПЭИПК») является одним из ведущих учреждений в сфере дополнительного профессионального образования. Ежегодно в институте и его филиалах повышают квалификацию более 4,5 тысячи специалистов-энергетиков.

Для успешного осуществления профессионального обучения и повышения квалификации в институте четко сформулированы цели обучения. В соответствии с ними разработаны учебные программы и методы обучения, а также выработаны критерии, по которым оценивается результативность процесса и качество усвоенных специалистом знаний.

Кроме традиционных форм обучения, очного и очно-заочного, ФГАОУ ДПО «ПЭИПК» предлагает и дистанционное обучение, технологии которого позволяют проходить обучение, не прерывая процесс производственной деятельности, и организовать процесс самообучения специалиста-энергетика наиболее эффективным образом. В Постановлении Госкомитета РФ по высшему образованию № 6 от 31 мая 1995 года «О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России» указывалось, что «система дистанционного образования интегрируется в существующие образовательные системы, дополняя и развивая их; способствует созданию мобильной образовательной среды; является наиболее перспективной формой образования…»

 Нормативно-правовые документы в области дистанционного обучения в законодательстве Российской Федерации



Внутрифирменная подготовка не всегда обеспечивает необходимый уровень и системность знаний специалистов отрасли. Высшие учебные заведения в связи с отсутствием новых преподавательских кадров и переходом на западную двухуровневую систему образования потеряли способность готовить полноценных специалистов.

Поэтому наиболее эффективным способом сохранения высокого уровня подготовки персонала энергокомпаний являются образовательные учреждения дополнительного профессионального образования. Причем именно дистанционное обучение дает возможность энергокомпаниям системно и непрерывно совершенствовать компетенции сотрудников предприятия.

Опыт применения дистанционных технологий в ФГАОУ ДПО «Петербургский энергетический институт повышения квалификации» позволяет укрупнено выделить 3 этапа создания системы дистанционного обучения:

1. Выделение сфер для дистанционного обучения.

Области применения дистанционных технологий обучения определяются потребностями предприятий энергетики в подготовке кадров, а также объемом необходимых для персонала знаний.

2. Определение целей и особенностей обучения различных специалистов.

Повышение квалификации персонала технических и экономическо-управленческих специальностей имеет свои особенности, связанные с тем, что для оперативно-производственного персонала наиболее значимыми являются узкая направленность знаний и выработка навыков как автоматизированных компонентов сознательного действия человека, необходимых для возможности переключения контроля за действием в контроль за результатом действия с учетом внешней ситуации. Для специалистов в экономике и управлении важны системность знаний и умения, то есть возможность на профессиональном уровне осуществлять принятие решений, в том числе при работе в команде.

3. Создание электронных учебно-методических материалов.

По выполняемым задачам их можно разделить на следующие группы.

• электронные учебники;

• электронные тренажеры;

• системы тестирования.

Эти виды учебно-методических материалов позволяют осуществить полноценное и качественное обучение, причем для специалистов, связанных с управлением и эксплуатацией технологической подсистемой предприятия особенно значимым является использование электронных тренажеров.

В случае выбора формы дистанционного обучения ФГАОУ ДПО «ПЭИПК» организовывает слушателям лекции и семинары, используя современные информационные технологии, в том числе онлайн-семинары. Благодаря им имеется возможность приглашать лучших преподавателей вне зависимости от их местонахождения, ведущих специалистов предприятий энергетики, имеющих многолетний опыт, а также работников надзорных органов, которые обладают наиболее полной оперативной информацией относительно действующей нормативно-правовой базы в области энергетики. Слушатели не только могут видеть лектора, но и задавать и получать на свои вопросы компетентные ответы, вести дискуссию.

С помощью дистанционного обучения имеется возможность экономить значительные ресурсы, как временные, так и материальные.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» (СПбГАСУ) – крупный учебный и научный центр, единственный в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации вуз, осуществляющий комплексную подготовку специалистов в области энергетики, строительства, архитектуры, транспорта и инженерно-экологических систем. СПбГАСУ имеет давние профессиональные и педагогические традиции и постоянно обновляет технологии обучения. В университете представлено более девяноста дополнительных образовательных программ. Их реализацией занимаются созданные для этих целей подразделения дополнительного образования: Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, Центр повышения квалификации ИБДД, Учебно-консалтинговый центр по управлению проектами и др.

Ярким примером служит курс повышения квалификации «Проведение энергетических обследований с целью повышения энергетической эффективности и энергосбережения», программа которого разработана в соответствии с Федеральным законом № 261‑ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года. Курс направлен на решение актуальной проблемы повышения энергоэффективности зданий на стадии проектирования и эксплуатации. Его программа рассчитана на специалистов, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля. Преимуществом дистанционного курса является возможность определения сроков обучения самим слушателем и более низкая его стоимость (по сравнению с очной и вечерними формами).

Кроме задач, стоящих перед организациями дистанционного обучения в целом, существует ряд особенностей, которые нужно учитывать при разработке курсов профессионального образования и повышения квалификации.

В России находится большое число предприятий, деятельность которых тесно связана с добычей, распределением и использованием природных ресурсов. Такие предприятия относятся к опасным объектам, и особого внимания требует вопрос промышленной безопасности. В связи с этим необходима своевременная подготовка и переподготовка инженерно-технического состава и экспертов по промышленной безопасности.

При организации программы профессионального обучения и повышения квалификации есть смысл максимизировать количество аспектов, решаемых дистанционно. Процесс обучения будет наиболее эффективен, если программы и методы, разработанные для него, будут рассчитаны на определенный уровень подготовки слушателей. Во избежание разброса в уровне профессиональной подготовки на начальном этапе обучения, необходимо осуществлять предварительный отбор, направленный на формирование групп, однородных по составу. В связи с этим встает вопрос разработки такой системы тестирования, которая позволит свести к минимуму разницу в знаниях слушателей той или иной группы. Данная ступень проходится каждым потенциальным слушателем курса на сайте учебного заведения дистанционно, что реализуемо с помощью веб-технологий. Этот этап применяется в классической педагогике и относится к дифференцируемому подходу к обучению. Таким образом, можно определить квалификацию специалиста и организовать обучение при любом уровне подготовки наиболее эффективно.

При профессиональном обучении и повышении квалификации, приоритет дистанционного образования перед традиционным состоит в возможности обучения слушателей, проживающих в географически отдаленных от крупных учебных заведений регионах. Наиболее значимые промышленные предприятия энергетического комплекса России расположены на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, на значительном расстоянии от учебных центров, соответствующих современным требованиям и стандартам и имеющих право выдавать соответствующие сертификаты.

Используя богатейший опыт заочного образования в нашей стране, можно с уверенностью сказать, что современное дистанционное обучение для таких предприятий –оптимальное решение, позволяющее сочетать обучение сотрудников и их производственную деятельность.

Достаточно эффективной формой обучения при повышении квалификации специалистов является комбинирование дистанционного и традиционного обучения. При таком подходе ставится задача повышения экономической эффективности посредством увеличения доли дистанционного обучения, не понижая при этом качество обучения и уровень подготовки выпускаемых специалистов. В решении Коллегии Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ от 9 июня 1993 года № 9 / 1 «О создании системы дистанционного образования в Российской Федерации» отмечалось, что «сеть образовательных учреждений дистанционной формы, обеспечивающая использование новейших технических средств и информационных технологий… должна стать неотъемлемым элементом системы высшего образования Российской Федерации».

В 2012 году президент РФ подписал федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». В законе под электронным обучением понимается реализация образовательных программ частично или в полном объеме с использованием информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе интернета. В документе закреплено также законодательное понятие «дистанционные образовательные технологии». При этом учебные заведения высшего и среднего специального образования страны смогут применять такую форму обучения во всех реализуемых ими образовательных программах. «При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии», говорится в пояснительной записке к закону. Вузы и техникумы должны сформировать «информационную образовательную среду, обеспечивающую учащимся освоение образовательной программы вне зависимости от их местонахождения».

Кроме того, данный нормативный акт определяет процедуру лицензирования образовательных учреждений, применяющих электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.

Первый зампред комитета Госдумы по образованию, разработчик первых в России законов об электронном образовании О. Смолин отметил, что сегодня Россия отстает в вопросе электронного образования от других развитых стран даже после принятия нового закона. Там повышение квалификации посредством интернет-технологий проходят около 60 процентов специалистов, в то время как в нашей стране – всего 10 процентов. Без развития электронного образования, а также открытия соответствующих федеральных университетов поручение президента по созданию в стране 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест и их кадровому наполнению выполнить будет невозможно.

Успешный опыт использования информационных технологий в учебном процессе в российских и иностранных учебных заведениях позволяет говорить о дистанционном обучении как о достаточно перспективном методе получения образования. Таким образом, для наиболее эффективной и своевременной подготовки и переподготовки кадров в сфере энергетики целесообразно в той или иной степени включать в учебный процесс элементы дистанционного обучения. При этом нужно понимать, что разработка элементов дистанционного обучения – трудоемкий процесс, требующий как серьезных технических ресурсов, так и слаженной работы специалистов – разработчиков курса, среди которых помимо специалиста в той области, по которой разрабатывается курс, должны присутствовать специалисты в области методики преподавания и информационных технологий.

Перспективы использования дистанционного обучения для подготовки кадров в сфере энергетики
К. ф.‑м. н. Станислав ШИМАНСКИЙ, доцент Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, к. э. н. Сергей ЧЕКМАРЕВ, проректор по дистанционному обучению Санкт-Петербургского энергетического института повышения квалификации, магистр Галина ШИМАНСКАЯ

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 01-02 (261-262) январь 2015 года:

  • СОГАЗ застрахует МРСК Центра и Приволжья на 140 миллиардов рублей
    СОГАЗ застрахует МРСК Центра и Приволжья на 140 миллиардов рублей

    Страховая группа «СОГАЗ» застрахует движимое и недвижимое имущество ОАО «МРСК Центра и Приволжья» cроком на три года и с годовым лимитом страховой ответственности в 139,6 миллиарда рублей, говорится в сообщении страховщика. ...

  • «Севкабель» – привлекательный работодатель
    «Севкабель» – привлекательный работодатель

    Группа компаний «Севкабель» признана привлекательным работодателем 2014 года. ...

  • «Силовые машины» опровергли факт продажи компании
    «Силовые машины» опровергли факт продажи компании

    Концерн «Силовые машины» в очередной раз опубликовал опровержение появившихся в СМИ слухов о возможной сделке по продаже акций «Силмаша». ...

  • Солнечное импортозамещение
    Солнечное импортозамещение

    Компании Solar Systems (ООО «Солар Системс», Россия), SCHMID Group (Германия) и Pekintas Group (Турция) подписали соглашение о строительстве завода по производству солнечных модулей на территории особой экономической зоны «Алабуга» в Татарстане. ...

  • Иран приступает к строительству двух атомных электростанций
    Иран приступает к строительству двух атомных электростанций

    Президент Ирана Хасан Рухани объявил, что в ближайшее время страна приступит к строительству двух новых атомных электростанций. Об этом глава государства заявил в своем выступлении перед представителями общественности и деловых кругов провинции Бушер. «АЭС в Бушере является символом нации…Это строительство продемонстрировало всему миру: если у людей есть желание достичь конкретной цели, на этом пути они добьются успеха», – отметил Ру...