У КТК появился банк качества нефти - Энергетика и промышленность России - № 10 (26) октябрь 2002 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/26/1751.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 10 (26) октябрь 2002 года

У КТК появился банк качества нефти

Первый на территории бывшего СССР банк качества нефти (БКН) открыт Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК). Правда, на первых порах воспользоваться БКН смогут лишь казахские акционеры КТК.

КТК - трубопровод, соединяющий месторождение Тенгиз (Казахстан) с портом Новороссийск. Его акционеры - Россия (24%), Казахстан (19%) и султанат Оман (7%), а также компании Chevron (15%), LUKARCO B V (12,5%), «Роснефть-Shell» (7,5%), Mobil (7,5%), Agip (2%), BG Overseas Holding (2%), Oryx (1,75%). С момента первой загрузки (13 октября 2001 г.) КТК отгрузил на экспорт 8 млн. т нефти, с начала 2002 г. - 7,3 млн. т. Сегодня КТК отгружает 1,1 млн. т нефти в месяц.

До недавнего времени КТК транспортировал нефть лишь одного своего акционера - Chevron, разрабатывающего месторождение Тенгиз в Казахстане. Но в конце минувшей недели в трубе КТК появилась нефть еще одного производителя - казахстанско-американского СП «Арман» (осваивает одноименное месторождение на западе Казахстана). Для транспортировки своей нефти «Арман» использует квоту компании Oryx и до конца года планирует прокачать и отгрузить через Новороссийск свыше 100 000 т нефти. Подготовлен договор о транспортировке с еще одним поставщиком - ОАО «Эмбамунайгаз» (ему уступит свою квоту правительство Казахстана).

«Появление в трубопроводе КТК нефти нового грузоотправителя означает начало работы банка качества нефти, первого на территории бывшего СССР», - говорит генеральный директор КТК Иен Макдоналд.

Банк качества - давний предмет обсуждений нефтяников. Российские компании, добывающие легкую сибирскую нефть, давно жаловались правительству на убытки, которые они несут из-за того, что их нефть смешивается с менее качественной и более дешевой сернистой башкирской нефтью. Поэтому нефтяники предлагали ввести механизм БКН, предусматривающий компенсационные расчеты между компаниями-поставщиками в зависимости от качества нефти. Однако в России эту идею до сих пор воплотить в жизнь не удалось.

Как сообщили журналистам представители КТК, в ближайшее время банк качества будет работать только для казахстанской нефти, но уже в следующем году он заработает и для российских поставщиков. По их словам, в середине 2003 г. в трубе КТК должна появиться нефть из Калмыкии (около 300 000 т в год). Все финансовые расчеты будут вестись через ABN Amro Bank, в который участники БКН должны заблаговременно внести средства.

Замминистра энергетики Владимир Станев не берется предсказать, когда банк качества нефти заработает и для российских компаний, участвующих в КТК. «Две калмыцкие компании просят, чтобы им предоставили технические условия, на которых они могут войти в КТК, - подтвердил он, но, насколько я знаю, еще ни одной из них не выдвинули каких-либо условий».

«Мы можем только порадоваться за КТК, - говорит вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев. - Им сделать это (внедрить БКН) проще, чем «Транснефти»: у КТК мало поставщиков, а у нас их 250». «Для внедрения банка качества повсеместно в России нужно законодательное решение, - отмечает аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Дружинин. - Понятно, что от введения БКН пострадают «Башнефть» и «Татнефть», зато добывающие сибирскую нефть «ЮКОС» и «Сибнефть» могли бы дополнительно получать $1 на каждый баррель».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 10 (26) октябрь 2002 года:

  • Конференция министров

    Генеральный секретарь Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) Альваро Сильва Кальдерон начинает подготовку к внеочередной конференции министров нефти и энергетики стран-членов ОПЕК. Конференция состоится 12 декабря в Вене. На 12-14 октября намечены визиты Альваро Сильвы Кальдерона в Катар и Объединенные Арабские Эмираты, где он проведет серию переговоров о состоянии мировых нефтяных рынков и по проблеме подготовки проекта решения в...

  • BMW осваивает новую технологию

    Как сообщили управляющие второго в мире производителя роскошных автомобилей, компания планирует в ближайшее время запустить в массовое производство автомобили на топливных элементах, по их мнению, именно такая замена автомобилям на бензиновом топливе наиболее оптимальна. BMW уже подготовил 15 прототипов автомобилей на топливных элементах, сообщил Мэнфред Хеллер (Manfred Heller), управляющий BMW по экологическим вопросам, на саммите Ор...

  • Результаты розыгрыша призов

    На выставке «Российский промышленник - 2002», прошедшей 24-27 сентября в Санкт-Петербурге, редакция газеты «Энергетика и промышленность России» проводила аналитическое анкетирование среди гостей и экспонентов. Заполнившие анкеты автоматически становились участниками розыгрыша призов от нашей газеты. Победителями стали ЗАО «ВКП Технология», ООО «Элефант+», ЗАО «Ленточные пилы». ООО «ЭнергоАрм» получает приз за находчивость и оригинальнос...

  • Как обучают энергетиков?

    Как и было обещано в предыдущем номере нашей газеты, редакция вновь обращается к теме качественной подготовки специалистов, к вопросу использования полномасштабных тренажеров в обучающих программах. Напомним, что в конце статьи «Какие тренажеры нам нужны?» мы попросили читателей ответить на несколько вопросов. Предлагаем ознакомиться с некоторыми из представленных отзывов. ...

  • Иран: Каспий: «делить по справедливости»

    Иран выступил против соглашений о разделе Каспия, которые Россия заключила с двумя прикаспийскими странами по формуле «Делим дно - вода общая», сообщает Иран. Ру. Представитель правительства Ирана заявил, что при проведении морских границ нужно учитывать интересы всех прибрежных государств. Напомним, что в апреле этого года «каспийская пятерка» - Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркмения и Иран - не смогла прийти к единому мнению о ра...