Как упорядочить оплату электроэнергии для линейных объектов? - Энергетика и промышленность России - № 10 (246) май 2014 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/246/16103.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 10 (246) май 2014 года

Как упорядочить оплату электроэнергии для линейных объектов?

Энергетика: тенденции и перспективы Алексей ПАХАЛКОВ, старший юрист Практики по проектам в энергетике юридической фирмы VEGAS LEX

Существующая в России структура цены на электроэнергию включает в себя не только ставку за киловатт-час, но и ставку за киловатт мощности. Мощность рассматривается как отдельный товар, имеющий свою цену и оплачиваемый за определенный объем.

От величины мощности зависит множество показателей, влияющих, в конечном счете, на стоимость электрической энергии. Так, от величины максимальной мощности энергопринимающих устройств – менее либо свыше 670 кВт – зависит возможность выбора первой ценовой категории для расчетов за электроэнергию (пункт 97 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением правительства РФ от 4 мая 2012 года № 442 (далее – Основные положения)), обязанность по оборудованию точек поставки интервальными (почасовыми) приборами учета и последствия невыполнения такой обязанности (пункт 139 Основных положений) и дифференцированная по подгруппам потребителей сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, применяемая при расчете стоимости электроэнергии (пункт 65 (1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178; пункт 4 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 30 октября 2012 года № 703‑э). Величина фактически потребленной мощности рассчитывается при определении обязательств потребителя по оплате электроэнергии на розничном рынке (пункт 88 Основных положений) и по оплате услуг по передаче электроэнергии по двухставочному варианту тарифа (пункт 15 (1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861).



Споры о мощности

Крупные потребители, как правило, имеют несколько энергопринимающих устройств, включающих в себя большое количество точек поставки, в которых определяются обязательства по оплате электроэнергии. На практике у таких потребителей возникают сложности как при определении величины максимальной мощности, так и при расчете величины фактически потребленной мощности.

Величину максимальной мощности можно определять либо отдельно в каждой точке поставки (для каждого энергопринимающего устройства) либо совокупно по всем точкам поставки (энергопринимающим устройствам) потребителя. Очевидно, что во втором случае величина максимальной мощности будет больше.

Применяя разные подходы к определению величины максимальной мощности, можно отнести одного и того же потребителя к разным категориям: менее или свыше 670 кВт – что приведет к применению более дорогой ценовой категории; до 150 кВт, либо от 150 до 670 кВт, либо от 670 кВт до 10 МВт, либо не менее 10 МВт – что приведет к применению более высокой сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.

Величину фактически потребленной мощности также возможно рассчитывать как в каждой точке поставки отдельно, так и в совокупности точек поставки. При этом, поскольку величина фактически потребленной мощности рассчитывается как среднее арифметическое значение из максимальных фактических почасовых объемов потребления электроэнергии, расчет по каждой точке поставки всегда будет приводить к большим величинам мощности, чем по совокупности точек. Сумма максимумов больше максимума суммы.

Применение различных подходов к определению величин мощности, учитываемых при расчетах на розничных рынках электроэнергии, порождает многомиллионные судебные споры между потребителями, сбытовыми и электросетевыми компаниями (см., например, дела Арбитражного суда города Москвы №А40–4501/2012, А40–130669/2012, А40–144457/2012, Арбитражного суда Вологодской области №А13–765/2013, А13–3215/2013 и др.).



Попытка упорядочить

13 августа 2013 года вступило в силу постановление правительства РФ от 31 июля 2013 года № 652, которым были внесены изменения в отдельные нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики в части уточнения порядка определения максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителей. В частности, были внесены изменения в пункт 15 (1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и в пункты 2, 97 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.

Суть изменений сводится к тому, что мощность (как максимальную, так и фактическую) необходимо определять по всем точкам поставки, относящимся к энергопринимающему устройству потребителя. А если у потребителя несколько энергопринимающих устройств – по всем точкам поставки, относящимся к совокупности энергопринимающих устройств потребителя, имеющих между собой электрические связи через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства.

Таким образом, основным критерием объединения энергопринимающих устройств потребителя в совокупность, по которой будет определяться величина мощности, законодатель установил наличие электрических связей через электросети самого потребителя.

Необходимо отметить, что указанный подход ранее был закреплен в пункте 7 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 30 октября 2012 года № 703‑э, однако затрагивал только вопрос определения величины максимальной мощности для целей дифференцированной сбытовой надбавки по подгруппам гарантирующего поставщика. При этом в качестве критерия совокупности энергопринимающих устройств определено не только наличие электрических связей, но и единство границ балансовой принадлежности энергопринимающих устройств.



Специфика линейных объектов

Однако внесение указанных изменений не поставило точку в спорах о величинах мощности и о подходах, которые применимы для их определения. Такие споры продолжаются в тех случаях, когда речь идет об энергоснабжении потребителей, имеющих большое количество территориально рассредоточенных энергопринимающих устройств и развитую электросетевую инфраструктуру. К их числу относятся владельцы линейных объектов, расположенных на территориях нескольких регионов, – железных дорог, автомагистралей, газо- и нефтепроводов и т. д.

Во-первых, не всегда очевидно, имеются ли электрические связи между энергопринимающими устройствами линейного объекта. Действительно, если между двумя подстанциями мощностью по 500 кВт каждая натянута воздушная линия низкого напряжения с пропускной способностью не более 100 кВт (например, для обеспечения освещения), можно ли считать, что электрическая связь между этими подстанциями установлена, ведь такая связь не обеспечит в полном объеме перетоков электроэнергии от одной подстанции к другой? Имел ли законодатель в виду под электрическими связями только такие связи, которые обеспечивали бы в полном объеме перетоки электроэнергии между энергопринимающими устройствами? Четкого ответа на вопрос, что понимать под электрическими связями, действующее законодательство не дает.

Во-вторых, даже если энергопринимающие устройства линейного объекта имеют электрические связи через объекты электросетевого хозяйства потребителя, законом не урегулировано, как определять мощность в случаях, когда энергопринимающие устройства расположены на территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Можно обратиться к критерию «единства границ балансовой принадлежности», установленному пунктом 7 Методических указаний ФСТ России № 703‑э. Однако какие границы балансовой принадлежности энергопринимающих устройств считать «едиными», действующее законодательство также не описывает, и данный критерий формально установлен только для определения сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.

Вероятно, под едиными границами балансовой принадлежности законодатель имел в виду границу с одной сетевой организацией, то есть если одна подстанция потребителя имеет границу балансовой принадлежности с сетевой компанией А, а другая подстанция – с сетевой компанией В, такие подстанции не находятся в единых границах балансовой принадлежности (рис. 1).



Однако непонятно, как быть, когда энергопринимающие устройства находятся в единых границах балансовой принадлежности, но расположены на территории разных регионов и, следовательно, зон деятельности разных гарантирующих поставщиков электроэнергии (рис. 2).



Например, на сегодняшний день в Орловской области в качестве гарантирующего поставщика действует ООО «Интер РАО – Орловский энергосбыт», в Курской области – ОАО «Атомэнергосбыт», в Воронежской области – ОАО «Воронежская энергосбытовая компания». При этом на территории данных регионов осуществляет деятельность одна межрегиональная сетевая компания – ОАО «МРСК Центра».

При выстраивании линейным объектом-потребителем отношений с каждым гарантирующим поставщиком величины мощности будут одни, а с межрегиональной сетевой компанией – другие. Данная ситуация не способствует стабильности оборота электроэнергии и отношений между субъектами электроэнергетики, а также порождает возможности для злоупотреблений как со стороны энергосбытовых компаний, обслуживающих потребителей, владеющих линейными объектами, так и со стороны гарантирующих поставщиков и сетевых организаций.



Варианты решения

Разрешение проблемы возможно с использованием нескольких подходов к расчету величин мощности для линейных объектов, энергопринимающие устройства которых имеют электрические связи посредством электросетей потребителя и рассредоточены на территории нескольких регионов.

Подход первый. Величины мощности должны рассчитываться по совокупности точек поставки всех энергопринимающих устройств. В этом случае стоимость электроэнергии для линейного объекта-потребителя (или для действующей в его интересах энергосбытовой компании) будет наиболее выгодной: наименьшая сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, наиболее низкая величина фактической мощности в связи со сглаживанием профиля потребления электроэнергии.

Подход второй. Величины мощности должны рассчитываться по каждому энергопринимающему устройству отдельно, независимо от наличия между ними электрических связей. В этом случае стоимость электроэнергии будет наиболее невыгодной для линейного объекта-потребителя: максимальная сбытовая надбавка, наиболее высокая величина фактической мощности.

Подход третий. Величины мощности должны рассчитываться по совокупности энергопринимающих устройств, имеющих электрические связи через электросети потребителя, но расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации. Стоимость электроэнергии в этом случае будет усредненной между первым и вторым подходами.

Для определения объема обязательств на розничных рынках электроэнергии наиболее справедливым и сбалансированным является третий подход. Расчетные величины мощности применяются или влияют на применение в первую очередь регулируемых государством тарифов – сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, тарифов на услуги по передаче электроэнергии. Такие тарифы утверждаются отдельно в каждом регионе, включая случаи, когда субъект регулирования осуществляет регулируемую деятельность сразу в нескольких регионах (например, для межрегиональных сетевых компаний тарифы на услуги по передаче устанавливаются для каждого филиала компании, функционирующего в соответствующем регионе). При установлении тарифов учитываются прогнозные величины потребления мощности в соответствующем регионе. Таким образом, применение величины мощности, рассчитанной в соответствии с первым подходом, нарушит всю систему тарифно-балансового регулирования в регионах.

Действующее законодательство в области порядка ценообразования на электроэнергию не учитывает особенностей состава энергопринимающего оборудования линейных объектов и оставляет широкий простор для судейского усмотрения. При разрешении споров потребителей – владельцев линейных объектов (или энерго­сбытовых компаний, действующих в их интересах) с гарантирующими поставщиками и /или сетевыми организациями разные суды придерживаются разных подходов к порядку определения величин мощности (см., например, дела Арбитражного суда Москвы № А40–61658/2013, А40–81581/2013, А40–75001/2013, А40–10294/2014, А40–21164/2014, Арбитражного суда Удмуртской Республики №А71–13217/2013, А71–13967/2013, Арбитражного суда Ульяновской области №А72–17360/2013, Арбитражного суда Воронежской области №А14–8297/2013, Арбитражного суда Тверской области №А66–4366/2013 и др.). На данном этапе сложно спрогнозировать, каким путем пойдет развитие судебной практики в этом вопросе.



Законодательство требует дополнений

Таким образом, назрела необходимость дополнить отраслевое законодательство в части порядка определения величин мощности для расчетов на розничных рынках электроэнергии с учетом особенностей энергопринимающего оборудования линейных объектов, а именно:

• уточнить содержание критериев «единство границ балансовой принадлежности» и «электрические связи», применяемых для установления совокупности энергопринимающих устройств потребителя, в рамках которой формируется объем обязательств на розничном рынке электроэнергии;

• ограничить совокупности энергопринимающих устройств, принадлежащих владельцу линейного объекта, границами одного субъекта РФ.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 10 (246) май 2014 года: