16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/246/16078.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 10 (246) май 2014 года

Нестыковки в учете или недостатки в законе?

Умная энергетика Ирина КРИВОШАПКА

Мир измерений и учета энергоресурсов несовершенен, и виной тому стали, возможно, недостаточно грамотные в профессиональном плане правила игры производителей и потребителей. К такому выводу пришли участники симпозиума, прошедшего недавно в Ленинградской области.

Организатором XI симпозиума «Мир измерений и учета» выступило некоммерческое партнерство «Межрегиональный альянс энергооператоров» при участии ГК «Взлет».

В числе постоянных гостей и спикеров симпозиума были представители Государственной думы РФ, Министерства энергетики РФ, Министерства регионального развития РФ, Фонда содействия реформированию ЖКХ, органов надзора и местного самоуправления, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющие компании ЖКХ. На деловой встрече ежегодно обсуждаются вопросы реализации государственных программ энергосбережения, промежуточные итоги распределения субсидий из федерального бюджета на реализацию программ повышения энергоэффективности регионов. Участники мероприятия предлагали свое видение стратегии роста рынка коммерческого учета энергоресурсов в краткосрочной и долгосрочной перспективе, анализировали финансово-организационные схемы реализации инвестиционных проектов внедрения автоматизированных систем коммерческого учета потребления топливно-энергетических ресурсов.

Заместитель генерального директора ФГБУ «Российское энергетическое агентство», д. э. н., профессор Зухра Гальперина рассказала о необходимости внедрения в регионах России крупных проектов в области энергоэффективности, которые позволят достичь значительной экономии энергоресурсов.

– За четыре прошедших года программа по энергоэффективности проявила себя недостаточно, но механизмы запущены, и многие регионы начали двигаться в этом направлении: появились программы, мероприятия, формируются бюджеты, – прокомментировала госпожа Гальперина. – Фактически мы подошли к тому моменту, когда можно реализовывать крупные инвестиционные проекты в рамках энергоэффективности.

При этом, отметила специалист, речь идет не только о технических, но и организационных мероприятиях. Например, если в Татарстане, Удмуртии внедряются технические проекты, позволяющие экономить электроэнергию напрямую, например, по итогам модернизации котельных, то в других регионах реализовываются проекты, от которых прямого эффекта нет, но создаются условия для последующего результата. Это серия организационных мероприятий, направленных на формирование общественного мнения о том, как и на чем можно сэкономить энергоресурсы. И даже если этим направлением заинтересуется каждый горожанин, эффект будет заметен в масштабах города, а то и региона.

Одной из обсуждаемых тем XI симпозиума стали вступившие в силу в 2013 году «Правила коммерческого учета тепловой энергии». Участники встречи акцентировали внимание на проблеме обострения взаимоотношений поставщиков и потребителей энергоресурсов, возникшего при переходе на новые правила учета тепла.

По мнению специалистов, новый документ не решает ни одной из задач, которые ставились перед ним, и совершенно не удовлетворяет ни ресурсоснабжающие организации, ни потребителей и представляющих их лиц, ответственных за содержание многоквартирных домов. Говоря проще, этот нормативный документ получился настолько некачественным и, по сути, неприменимым, что на симпозиуме восторжествовало мнение, что действие его лучше пока приостановить для доработки. Были отмечены нестыковки нормативных актов разного уровня касательно коммерческого учета тепловой энергии – законов РФ, постановлений правительства РФ, распоряжений отдельных ведомств и правоприменительной практики регионов. Представитель Минстроя России согласился с приостановкой этого нормативного акта для его существенной доработки.

По мнению президента ассоциации «Новое измерение» Бориса Портянкина, выпущенные Правила содержат откровенные ляпы. Вот один из них: в пункте 12 говорится, что «в случае, если одна из сторон договора, обязанная в соответствии с федеральными законами установить прибор учета, не выполняет эту обязанность, другая сторона договора обязана в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, установить прибор учета для осуществления расчетов по договору». Уже сейчас все ресурсоснабжающие организации, ссылаясь на этот пункт, отказываются устанавливать приборы учета – мы, мол, обязаны, но не установили, а после вступления в силу Правил мы уже не обязаны, а обязаны контрагенты по договору теплоснабжения, то есть граждане. Вот так круг замкнулся! Если граждане не установили прибор учета, то его должны установить УК и РСО, а если и они не установили, то опять должны граждане устанавливать. Это просто издевательство над законом. Когда Правила вступят в силу, процесс оснащения приборами учета будет вообще сорван: РСО толпами будут отказываться ставить приборы учета. Начнутся скандал и судебное разбирательство – по сути этот пункт отменяет действие федерального закона. Сейчас по закону РСО обязана установить прибор учета потребителю, а данный пункт перекидывает эту обязанность на потребителя – сторону договора теплоснабжения. Могут ли Правила (утвержденные постановлением правительства) изменять права и обязанности, установленные федеральными законами? Это просто некомпетентность глобального масштаба.

Что касается самих «Правил коммерческого учета тепловой энергии и тепла», то, по словам господина Портянкина, они вообще не должны были появиться на свет.

Уже в самом названии этого документа содержится ошибка: учет не может быть коммерческим, это чисто техническая и метрологическая задача. Достигается она методами, установленными в законодательстве о техническом регулировании и законодательстве об обеспечении единства измерений. Никакой коммерции в ней быть не должно. Коммерческими могут быть только расчеты, и этот документ логичнее было бы назвать «Правилами коммерческих расчетов». Тогда было бы более понятно, какие требования к приборам учета надо ими утверждать и, главное, правила должны дать сторонам расчетов понимание того, как собранные с приборов учета данные должны попадать в квитанции на оплату коммунальных услуг.

– А пока все эти процедуры регулируются, по сути, бракованным документом, – сказал Портянкин. – У всех возникают вопросы: можно ли применять эти правила, не остановится ли вообще весь учет и все расчеты энергоресурсов? Да, сейчас такой риск существует, и отрасль терпит убытки в связи с введением этих правил, потому что они содержат избыточные требования. То же относится к приборам учета: одни производители путем введения этих правил хотят получить конкурентные преимущества над другими. На мой взгляд, этот документ получил одобрение по формальным признакам. И, несмотря на возражения со стороны отраслевых организаций, мы готовы требовать приостановку действия этого документа.

Закон об энергоэффективности, вышедший в 2009 году, серьезно повлиял на продажу приборов учета. В 2010 году было полное падение продаж, 2011 год тоже провальный, в 2012 году наметилось оживление рынка, и лишь в 2013 году у некоторых производителей продажи едва ли вышли на тот уровень, который был до принятия этого закона. То есть «благодаря» выходу закона все процессы по энерго­сбережению были дестабилизированы. И до сих пор мы наблюдаем препятствия в установке приборов учета. Например, в пункте 12 Правил произошла подтасовка понятий прав и обязанностей сторон в процессе установки счетчиков, и теперь даже через суд не заставишь кого‑то устанавливать приборы учета. Это значит, что граждане не получат расчетов по факту потребления и в домах сохранятся расчетные методы по оформлению счетов жителям, ввиду чего долг населения перед ресурсовиками продолжит расти, – подытожил глава ассоциации.

По мнению специалистов, государственные инициативы для производителей приборов учета и потребителей энергоресурсов могут стать реальным руководством в успешной и взаимовыгодной реализации программ по энергоэффективности. Однако пока об успехе говорить рано, если даже типичные для отрасли правила учета тепла и воды все время формируются, дорабатываются, изменяются и корректируются. В свое оправдание авторы и разработчики таких документов говорят, что серьезные недостатки не могут быть устранены срочно в рабочем порядке. Возможно, если площадка для рассмотрения, обсуждения и принятия нормативных документов не ограничится лишь ведомствами, а будет включать в себя практиков, тогда и выпуск самих документов не заставит себя долго ждать.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 10 (246) май 2014 года:

  • Семидесятилетие Треста СЗЭМ: от истоков до сегодняшних дней
    Семидесятилетие Треста СЗЭМ: от истоков до сегодняшних дней

    Для реализации Плана ГОЭЛРО (1920 год) и дальнейшего развития электрификации страны в 1920-30-е годы стали создаваться специализированные строительно-монтажные организации. ...

  • Геофизическое оружие: миф или угроза XXI века?
    Геофизическое оружие: миф или угроза XXI века?

    Лето грозит стать жарким и неспокойным – метеорологи предупреждают о высокой вероятности погодных сюрпризов, а заодно и о глобальных изменениях климата. ...

  • Долги Ульяновска поставят под контроль
    Долги Ульяновска поставят под контроль

    Администрация Ульяновска и ОАО «Ульяновскэнерго» заключили соглашение о погашении многоступенчатых взаимных долгов. ...

  • Как упорядочить оплату электроэнергии для линейных объектов?

    Существующая в России структура цены на электроэнергию включает в себя не только ставку за киловатт-час, но и ставку за киловатт мощности. Мощность рассматривается как отдельный товар, имеющий свою цену и оплачиваемый за определенный объем. ...

  • Техприсоединение с плюсом
    Техприсоединение с плюсом

    В первом квартале 2014 года в МРСК Северо-Запада (дочерняя компания ОАО «Россети») поступило 9668 заявок на техприсоединение к сетям компании на совокупную мощность 847,6 МВт, что в целом соответствует аналогичному периоду прошлого года. ...