16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/245/16050.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 09 (245) май 2014 года

Я тебя насквозь вижу: можно ли обмануть сканер в аэропорту?

Энергетика: особый взгляд Борислав ФРИДРИХ

В целях безопасности полетов в каждом аэропорту мы проходим сквозь сканеры для досмотра. Но перед рентгеном на пациента надевают
свинцовый фартук, который должен защитить его от облучения.

А как же новые рентгеновские сканеры в аэропортах?

Нам говорят, что сканеры (которые в последнее время устанавливаются не только в аэропортах, но и на другом транспорте, массовых мероприятиях и т. п.) безопасны, но соответствует ли это действительности?

Принципиально сканеры в аэропортах делятся на два типа – металлодетекторные (так называемые рамки) и сканеры, создающие полное изображение тела человека на экране. Вторые считаются более действенными для поиска предметов, запрещенных к проносу на борт самолета. Эти сканеры используют технологию обратно-рассеянного излучения, однако лучи не проходят насквозь, а отражаются: пассажир становится между двумя детекторами и получает малую дозу рентгеновского излучения. Разные по плотности материалы отображаются разным цветом. Менее плотные – кожа, мышцы – светлые, а более плотный металл – темный.

Для получения подробной информации на таком сканере необходимо делать два снимка: спереди и сзади. Снимок позволяет увидеть оружие и взрывчатку, спрятанные под одеждой или в теле человека. Полное название этого сканера – рентгеновский сканер на основе обратного рассеивания (Backscatter X-ray).

Другой тип полноразмерных сканеров, которые все чаще применяют в аэропортах, использует в своей работе волны миллиметрового диапазона, излучаемые двумя вращающимися вокруг человека антеннами. Одежда и прочие похожие материалы прозрачны для излучения сканера, и изображение получается очень четким и подробным, гораздо более реалистичным, чем от рентгеновского сканера.

Различить эти сканеры очень просто. Магнитная рамка – детектор металла выглядит как буква «П», через которую надо проходить, а в сканерах тела приходится останавливаться. Рентгеновский сканер похож на две будки, между которыми встает пассажир, а сканер микроволновый – это маленькая прозрачная кабинка, где однократно проезжают вокруг антенны.

Производители утверждают, что сканеры обоих типов полностью безопасны. Микроволновый сканер можно сравнить с излучением от мобильного телефона, а рентгеновский дает такое же облучение, как две минуты полета на самолете. При этом масштабных исследований по проверке безопасности для здоровья микроволновых и рентгеновских сканеров не проводилось. В ряде публикаций ученые разных стран выражают обеспокоенность возможным влиянием сканеров на образование опухолей и мутаций в ДНК, и хотя никаких документальных подтверждений нет, многие врачи считают, что опасность сканеров сильно недооценена: они могут провоцировать развитие рака кожи, особенно у детей. По словам биохимика из Калифорнийского университета Дэвида Агарда, при сканировании в аэропорту основная доля радиации приходится именно на кожу. Он считает, что рентгеновские лучи вызывают хромосомные перестройки, которые провоцируют рост раковых клеток. Установка таких устройств в аэропортах приведет к росту заболеваемости меланомой и раком груди.

Глава Центра радиологических исследований Колумбийского университета Дэвид Бреннер уверяет: сканер на самом деле вреден, потому что фактически кожа человека при прохождении сквозь него получает в двадцать раз больше радиации, чем заявлено официально. А кожа в этом смысле очень уязвима. Кроме того, проходя через сканер, человек облучает голову, что может вызвать опухоль в мозгу. Не случайно в начале марта 2011 года Роспотребнадзор выступил с официальным заявлением: установки по рентгеновскому сканированию людей в аэропортах опасны. Тогдашний главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко заявлял, что рентген-сканеры могут привести к лучевым и онкологическим заболеваниям.

Кто в группе риска? Наибольшую опасность рентген представляет для беременных женщин. Если плод подвергается облучению в утробе, в будущем это грозит риском развития раковых опухолей и лейкемии. Кроме того, опасности подвергаются грудные дети. Глава Центра радиологических исследований Колумбийского университета Дэвид Бреннер добавляет, что 5 процентов населения по своей генетической предрасположенности чувствительны к излучению. У таких людей повышается риск заболевания базально-клеточным раком кожи.



Этический вопрос

Казалось бы, решить проблему поможет массовая установка сканеров, использующих миллиметровые волны, так как они менее вредны для здоровья. Однако их применение вызывает множество этических вопросов, поскольку позволяют увидеть детали тела человека. Службы безопасности уверяют, что сканеры не позволяют сохранять, распечатывать или передавать полученные изображения, но многие все равно недовольны, поскольку в текстовом режиме сохранение полученных изображений все‑таки возможно (и неизвестно, кто и когда может включить такой режим), к тому же доступ к трехмерным изображениям голых пассажиров могут получить и хакеры. Британские правозащитники также заявляют, что обязательный досмотр авиапассажиров с помощью сканеров, на которых видно все тело человека, нарушает закон о детской порнографии, и требуют запретить этот метод в случае с теми, кому нет восемнадцати лет.

Еще один недостаток таких сканеров – сомнительная эффективность. Сканеры тела плохо идентифицируют объекты с невысокой плотностью (жидкости), есть трудности с визуализацией пластиковой взрывчатки, приклеенной к животу. И уже несколько лет обсуждается теоретическая возможность пронести опасный объект через сканер, воспользовавшись такой его глупой особенностью, как темный фон, на котором изображается тело. Ведь подозрительные объекты тоже визуализируются темными тонами. Что, если спрятать пистолет в наружном кармане? При досмотре он сольется с фоном и не будет обнаружен. Можно сказать, что проблема надуманна, но эту идею уже опробовали: американец Джонатан Корбетт спрятал увесистую металлическую коробочку в пришитый наружный карман – и успешно миновал сканеры в двух американских аэропортах, попутно засняв эксперимент на видео. По словам Корбетта, американские службы безопасности давно знают о проблеме, но не желают ее признавать. Ведь закупка сканеров тела уже обошлась американским налогоплательщикам в сумму от одного миллиарда долларов (по скромным оценкам). Впрочем, с выводами Корбетта согласились не все: комментируя его опыт, некоторые эксперты предположили, что «маленькая металлическая коробочка» просто не входит в список потенциально опасных предметов, почему и была проигнорирована на досмотре. Кроме того, сканеры тела – лишь один из элементов сложного, многоступенчатого комплекса систем и процедур обеспечения безопасности.



Альтернатива

Что же делать, если вы не хотите проходить досмотр на любом из сканеров? Поскольку допуск к полету невозможен без соблюдения определенных процедур проверки безопасности, то в большинстве аэропортов вместо сканирования будет предложен ручной досмотр. Досмотр осуществляется сотрудником службы безопасности одного с пассажиром пола и не требует уединения в кабинке или раздевания. Технология досмотра отличается от страны к стране.

В США до недавнего времени регламент предусматривал проведение ручного досмотра тыльной стороной ладони, но последние инструкции изменили правила – теперь ощупывание проводится пальцами. При отказе от досмотра в аэропортах США возможны непредсказуемые проблемы вплоть до вызова полиции. В московском аэропорту Домодедово ручной досмотр ничем не отличается от дополнительного осмотра после сработавшего металлодетектора, и отказ от прохода через сканер не вызывает никаких проблем и дополнительных вопросов. В случае, если ручной досмотр по тем или иным причинам неприемлем, вариант остается один – отказаться от полета.

СПРАВКА

• Предельно допустимый рентгеновский фон для жизни – 5 мЗв (миллизиверта) в год
• Рентгеновский снимок зуба – 1 мкЗв
• Досмотр с помощью микродозовой рентгенографической системы «СибСкан»,
установленной в аэропортах Пулково и Домодедово, – 0,5 мкЗв
• Облучение за время перелета Москва – Бангкок – 45 мкЗв
• Облучение за время перелета Москва – Шарм-эль-Шейх – 30 мкЗв
• Облучение за время перелета из Сингапура в Нью-Йорк – 90 мкЗв
• Пленочная флюорография (устаревшая технология, заменяется на цифровую) –
500‑800 мкЗв
• Цифровая флюорография – 60 мкЗв
• Смертельная доза радиации – чуть меньше 1 зиверта

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 09 (245) май 2014 года:

  • Байкальскую ТЭЦ отдадут городу
    Байкальскую ТЭЦ отдадут городу

    Главный источник тепла тринадцатитысячного моногорода Байкальска не может найти нового собственника. Закрытые торги по продаже ТЭЦ Байкальского целлюлозно-бумажного комбината не состоялись из‑за отсутствия участников. ...

  • Гибрид, основанный на солнце
    Гибрид, основанный на солнце

    Солнечная энергетика уверенно перемещается из разряда технологического авангарда и экзотических решений в промышленность. ...

  • Энергетический уголь России стремится на восток
    Энергетический уголь России стремится на восток

    ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) и ООО «Сибирская генерирующая компания» (СГК), контролируемые бизнесменом Андреем Мельниченко, инвестируют 32 миллиарда рублей в развитие своих кузбасских активов – на 28 процентов больше, чем в 2013 году. ...

  • Плата за техприсоединение должна снизиться
    Плата за техприсоединение должна снизиться

    Президент Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 232 Федерального закона «Об электроэнергетике». ...

  • Как сделать электромобили более доступными, знают в «Россетях»
    Как сделать электромобили более доступными, знают в «Россетях»

    В Госдуме состоялось заседание экспертного совета по разработке законодательного стимулирования использования экологически чистого автотранспорта. ...