16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/242/15894.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 06 (242) март 2014 года

Ровно год в электроэнергетике действует новое Отраслевое тарифное соглашение

Энергетика: тенденции и перспективы Юрий ОФИЦЕРОВ, заместитель председателя ВЭП

Стороны социального партнерства – Общественное объединение – «Всероссийский Электропрофсоюз» (ВЭП) и Общероссийское отраслевое объединение работодателей электроэнергетики (Объединение РаЭл) при участии министра энергетики Александра Новака 18 марта 2013 года подписали Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике РФ на 2013‑2015 годы.

Важная особенность ОТС – наличие целого ряда норм, обеспечивающих возможность его гибкого применения различными категориями работодателей, что позволяет обеспечить выполнение ОТС и не допускать при этом необоснованного роста расходов на социально-трудовую сферу в условиях замораживания роста тарифов на тепловую и электрическую энергию. Если ранее нормы ОТС распространялись на пятьдесят две организации электроэнергетики, то к концу 2013 года к ОТС присоединились еще шестнадцать компаний. Действие ОТС распространилось на 400 тысяч работников отрасли.

Системе социального партнерства в отрасли – более двадцати лет. Сегодня в ней участвуют 75 процентов организаций электроэнергетики. В отрасли действуют два сообщества работодателей – Объединение РаЭл и РаПЭ. В таких условиях сложно создавать единые стандарты социально-трудовых отношений.

Около 25 процентов крупных энергокомпаний уклоняются от реализации норм ОТС, игнорируя стратегические установки государства в сфере социально-трудовых отношений, в том числе социальный Указ президента РФ Владимира Путина № 597 от 7 мая 2012 года.

В числе «уклонистов» – компании крупнейших бизнес-олигархов: входящие в структуры Виктора Вексельберга ОАО «ТГК-5», ОАО «ТГК-6», ОАО «ВоТГК», ОАО «ТГК-9»; принадлежащая Михаилу Прохорову ОАО «Квадра»; энергетический сектор бизнеса Олега Дерипаски (ОАО «Евросибэнерго» и его ДЗО, в том числе крупнейшие сибирские компании, такие, как «Иркутскэнерго» и «Красноярская ГЭС»).

В число работодателей, последовательно игнорирующих систему отраслевого социального партнерства, попали и компании с государственным участием: ОАО «Мосэнерго», ОАО «ТГК-1», ОАО «ОГК-2» (входят в структуру «Газпромэнергохолдинга»), ОАО «Интер РАО ЕЭС», ОАО «ОГК-1», ОАО «ОГК-3», ОАО «Мосэнергосбыт».

Указанные генерирующие компании консолидируют свою позицию на базе альтернативного межрегионального объединения работодателей производителей энергии – Объединения РаПЭ, созданного около трех лет назад в противовес устоявшейся в энергетике системе социального партнерства.

Осенью 2012 года, в разгар коллективных переговоров по проекту действующего ОТС, нам с большим трудом удалось пресечь попытку Объединения РаЭл подменить официальных представителей работников на переговорах – ВЭП на «желтый» профсоюз, не имеющий отношения к отрасли, и подписать с ним удобное для работодателей соглашение. Теперь аналогичная ситуация с объединениями работодателей. Появляющиеся из ниоткуда параллельные объединения работодателей, созданные только для того, чтобы защищать свой бизнес, – это не только красивое прикрытие якобы социально ориентированного ведения хозяйства, но и своеобразный вызов всей системе российского социального партнерства.

Сегодня ОТС охватывает компании, представляющие все виды бизнеса в электроэнергетике, кроме крупнейшего сектора – теплогенерации, входящего в Объединение РаПЭ. Полномочные представители сторон социального партнерства в отрасли – Объединение РаЭл и ВЭП предлагают всем работодателям, не участвующим в реализации ОТС, присоединиться к единому стандарту регулирования социально-трудовых отношений в отрасли. Есть ряд причин, по которым работодатели от тепловой генерации не спешат с таким намерением.

Во-первых, сейчас в области социального партнерства сложилась ситуация, когда при заключении ОТС на федеральном уровне действующая редакция п. 9 ст. 48 ТК РФ не позволяет в полной мере реализовывать принцип присоединения к соглашению работодателей, не участвовавших в его заключении. Если одна из сторон не намерена обращаться к руководителю федерального органа исполнительной власти, то вторая сторона просто не может реализовать своего права. Закон в данном случае не предусматривает механизмов выхода из сложившейся ситуации. При этом как раз нарушаются принципы социального партнерства, прописанные в ст. 24 ТК РФ, такие, как равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон.

Для разрешения ситуации было бы разумно внести в ст. 48 ТК РФ редакцию п. 9, позволяющую в случае заключения ОТС на федеральном уровне руководителю федерального органа исполнительной власти после опубликования соглашения самостоятельно предложить работодателям, не участвовавшим в заключении, присоединиться к нему.

Во-вторых, отпугивает работодателей от участия в отраслевой системе социального партнерства и действующее в стране государственное регулирование деятельности естественных монополий. Для большинства энергокомпаний индексация тарифов – едва ли не единственная возможность увеличения оплаты труда и выплат социального характера. Минимальные параметры повышения месячной тарифной ставки в отрасли и индексации зарплаты определены действующим соглашением. Таким образом, замораживание тарифов или неучет в тарифах затрат работодателей на персонал в соответствии с ОТС отталкивают последних от участия в системе социального партнерства, снижает реальную заработную плату. Возникает основной риск – неисполнение обязательств ОТС перед работниками по достигнутому в переговорах уровню заработной платы, что чревато серьезными последствиями: от потери квалифицированного персонала до снижения надежности базовой инфраструктурной отрасли – электроэнергетики.

В закон об электроэнергетике и связанные с ним нормативно-правовые акты в области тарифорегулирования назрела необходимость включить норму прямого действия, обязывающую соответствующие государственные органы включать в тарифы на услуги естественных монополий затраты на персонал, предусмотренные ОТС и закрепленные в коллективных договорах организаций.

В процессе исполнения предыдущего ОТС за четыре года тарифорегулирующими органами в регионах не были включены в тарифы экономически обоснованные затраты на персонал в общей сложности на 40 миллиардов рублей. Энергокомпании вынуждены были за счет снижения операционных затрат, оптимизации численности и иных резервов изыскивать средства на выполнение условий ОТС и обязательств перед работниками. При этом оптимизация численности проводится подчас без учета нормативов обслуживания оборудования и приводит к необоснованному росту интенсификации труда.

В-третьих, необходимо задуматься на самом высоком уровне о формировании экономических стимулов для социально ответственных работодателей для повышения их заинтересованности в участии в системе социального партнерства в виде конкретных налоговых послаблений и преференций. До тех пор, пока работодатель не будет ощущать преимущества от участия в отраслевом тарифном регулировании, коллективно-договорных отношениях, он будет искать возможности уйти от дополнительных обязательств по ОТС и коллективным договорам. В Государственной думе во втором чтении рассматривается законопроект «Об объединениях работодателей». Сейчас самое время депутатскому корпусу внести в законопроект поправки, направленные на стимулирование работодателей к социально ответственному бизнесу, участию в отраслевых объединениях работодателей и системе социального партнерства.

В-четвертых, действующее законодательство предоставляет возможность работодателям, не ориентированным на социально ответственное ведение бизнеса и развитие социально-трудовых отношений, заключать отраслевые соглашения и коллективные договоры со структурами, не обладающими правом ведения коллективных переговоров и заключения соглашений и коллективных договоров от имени всех работников отрасли (организации). Для ликвидации данного пробела необходимо внести соответствующие поправки в статьи 29-31Трудового кодекса РФ, наглухо блокирующие малейшую возможность участия в коллективных переговорах структур, не обладающих правом представлять интересы работников. Со своей стороны, наш Профсоюз направил соответствующие инициативы в законопроект «Об объединениях работодателей» и предложения по совершенствованию трудового законодательства.

Замечу, что ход реализации ОТС находится под постоянным контролем подписавших его сторон. По результатам декабрьского совещания у министра энергетики РФ его участники сформулировали ключевые решения по дальнейшеему развитию отраслевого социального партнерства. Представителей ВЭП воодушевила позиция Александра Новака о целесообразности неукоснительного повышения заработных плат работников промышленно-производственного персонала, по остальным категориям работников – целесообразность сохранения в 2014 году достигнутого уровня заработной платы путем изменения соотношений между ее постоянной и переменной частями. Нельзя не отметить и высказывание министра о необходимости сохранения объема расходов энергокомпаний на социальные программы и выплаты работникам в соответствии с разделом 6 ОТС в текущем году в размерах не ниже 2013 года.

Регулярность встреч на площадке Минэнерго –важный фактор контроля за исполнением ОТС. Очередная встреча состоится после прохождения энергокомпаниями осенне-зимнего периода нагрузок 2013‑2014 годов и получения итогов исполнения работодателями электроэнергетики ОТС в 2013 году. Профсоюз – за социальную ответственность бизнеса, который должен заботиться не только о показателях прибыли, но и о людях, трудом которых создается прибыль.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 06 (242) март 2014 года:

  • В Японии готовится пуск двух новых ядерных реакторов
    В Японии готовится пуск двух новых ядерных реакторов

    Власти Японии готовятся к запуску в эксплуатацию двух новых энергетических ядерных реакторов. В настоящее время проводятся финальные проверки безопасности реакторов, расположенных в районе города Сендай, расположенном примерно в 980 километрах к северо-востоку от Токио. Следующим этапом проверок станут общественные слушания. «Управление ядерного регулирования Японии (NRA) проводит проверку соблюдения стандартов. В случае соответствия...

  • Группа «Интер РАО» скорректировала стратегию развития
    Группа «Интер РАО» скорректировала стратегию развития

    Совет директоров ОАО «Интер РАО ЕЭС» утвердил актуализированную стратегию развития на период до 2020 года, сообщает пресс-служба энергохолдинга. ...

  • Russia Power 2014: поддержка модернизации и эффективности
    Russia Power 2014: поддержка модернизации и эффективности

    ЧТО: XII Выставка и конференция Russia Power и IV Выставка и конференция HydroVision Russia. ГДЕ: Москва, «Экспоцентр». СОСТОЯЛОСЬ: 3‑5 марта 2014 года. ...

  • Работы по «Южному потоку» продолжаются
    Работы по «Южному потоку» продолжаются

    Болгария продолжает работу по проекту «Южный поток» (газопроводу для транзита российского газа в Европу по дну Черного моря) на техническом и экспертном уровне, заявил в интервью Болгарскому национальному телевидению министр экономики и энергетики Болгарии Драгомир Стойнев. «В отношении проекта «Южный поток» у нас есть категорическая позиция – он должен быть реализован. Вопреки кризису сегодняшнего дня, на техническом и экспертном ур...

  • Беспилотники – на службе у энергетики
    Беспилотники – на службе у энергетики

    Специалисты технических служб филиала МРСК Северо-Запада «Карелэнерго» рассмотрели на научно-техническом совете образцы новой продукции ...