Координация кадров в ТЭКе – элемент государственной политики - Энергетика и промышленность России - № 05 (241) март 2014 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/241/15840.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 05 (241) март 2014 года

Координация кадров в ТЭКе – элемент государственной политики

В связи с переходом на новые принципы хозяйствования, децентрализацией управления экономикой, развитием процессов акционирования и приватизации предприятий существовавшая система государственной ответственности за подготовку специалистов со средним профессиональным и высшим образованием фактически перестала функционировать.

Были упразднены или сокращены те службы, которые ранее занимались кадровым обеспечением предприятий, ликвидирована также система государственного распределения выпускников вузов. В результате сложилась обстановка, когда нет полной и достоверной информации об укомплектованности предприятий необходимыми специалистами, о перспективной потребности в кадрах требуемой квалификации, о затратах, связанных с их подготовкой.

О том, какие задачи решает в этом процессе Министерство энергетики, журналисту «ЭПР» рассказал референт Департамента административной и законопроектной работы Министерства энергетики Российской Федерации Александр Пекарников.

– Александр Владимирович, как Минэнерго реализует кадровую политику в отраслях топливно-энергетического комплекса? Как ведомство привлекает предприятия к участию в подготовке высококвалифицированных научных, инженерно-технических и рабочих кадров для энергетики?

– В контексте вопроса необходимо определиться, где же находится министерство в системе государственной кадровой политики, какова его роль в происходящих процессах.

С одной стороны, оно должно заниматься кадровыми вопросами в отраслях ТЭКа, с другой – имеет ли министерство на это необходимые полномочия. Все знают, что полномочиями министерства прописаны его функции и задачи, вытекающие из действующего законодательства. И если его анализировать, то прямых указаний на проведение кадровой работы в отраслевых организациях нет, а следовательно, нет человеческих ресурсов и структуры, чтобы эту работу вести.

В этих условиях Минэнерго по факту не располагает глубоким и точным статистическим видением кадровых процессов. Вместе с тем, очевидно, что отраслевому ведомству небезразлично, что происходит в образовательной отрасли, какая существует потребность в выпускниках образовательных организаций по направлениям подготовки, специальностям, профессиям и что необходимо делать для улучшения ситуации на рынке труда в сегменте ТЭКа.

До настоящего времени развитие рыночной экономики России не вошло в фазу стабилизации и характеризуется поиском оптимальных решений, касающихся участия государства в управлении экономикой. Рынки труда и образовательных услуг в настоящее время разбалансированы, и сложившийся дисбаланс в кадрах требуемой квалификации и системе их подготовки считается наиболее острой проблемой.

В первую очередь, это относится к стратегическим отраслям, где топливно-энергетический комплекс России играет определяющую роль. Основу ТЭКа составляют организации, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации. Важнейшим фактором эффективности работы этих организаций является наличие кадровых ресурсов высокого качества.

Прорабатывая вопросы подготовки квалифицированных инженерных и рабочих кадров для ТЭКа, отраслевое ведомство предложило ряд мер, в числе которых – возложение на действующие в отраслях ТЭКа объединения работодателей и некоммерческие партнерства задач по решению общих отраслевых кадровых вопросов и координации их со стороны Минэнерго России. Главные из них – исследование и анализ рынка труда ТЭКа; проведение мониторинга потребности ТЭКа в специалистах с целью подготовки предложений по контрольным цифрам обеспечения приема граждан в профильные образовательные учреждения; разработка профессиональных стандартов; подготовка предложений в перечень направлений подготовки (специальностей) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования в соответствии с приоритетными направлениями модернизации и технологического развития экономики в сегменте ТЭКа. Предложения Минэнерго России поддержаны правительством Российской Федерации.

Кроме того, постановлением от 10 февраля 2014 года № 92 правительство Российской Федерации «утвердило Правила участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального и высшего образования», чем подтвердило согласие с предложенными министерством мерами.

В силу стратегической значимости и роли топливно-энергетического комплекса в экономике государства не могу оставить без внимания еще один важный вопрос, от которого напрямую зависит качество подготовки кадров для ТЭКа, – это вопрос приоритетности ряда направлений подготовки (специальностей).

Минэнерго России поддержало обращение руководителей компаний ТЭКа и ректоров ведущих профильных образовательных организаций высшего образования минерально-сырьевого комплекса о необходимости дополнить перечень направлений подготовки (специальностей) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, утвержденным распоряжением правительства Российской Федерации от 03.11.2011 № 1944‑р, направлениями подготовки (специальностями) высшего образования «Нефтегазовое дело», «Горное дело», «Прикладная геология», «Технология геологической разведки», по которым предусмотрено присвоение квалификации (степени) «бакалавр», «магистр» и «специалист» соответственно.

К 2015 году по решению президента РФ должны быть разработаны профессиональные стандарты для восьмисот профессий. В любой сфере деятельности от специалиста, претендующего на должность и зарплату, требуются определенные знания и навыки, отвечающие определенным стандартам. Кроме того, за последние годы в экономике появились новые направления и сферы, и действующие сегодня единые тарифно-квалификационные справочники, по мнению экспертов, теряют актуальность. В формировании новых трудовых правил участвуют все федеральные органы исполнительной власти.



Принципиально новый документ

– Профессиональные стандарты в энергетике являются, по сути, общей должностной инструкцией. Есть ли какой‑то базовый вариант профессиональных требований, которые составляют основу новых стандартов, взята ли эта основа из прошлых инструкций советских или постсоветских времен и как изменилась в целом система профстандартов с учетом появления новых сегментов отрасли, таких, например, как ИТ-технологии, наносфера и др.?

– Прежде всего необходимо отметить, что профессиональный стандарт – это принципиально новый документ как по форме, так и по содержанию, позволяющий в более современной форме описать область профессиональной деятельности.

Основу профессионального стандарта составляет система трудовых функций, которые объединены в рамках обобщенной трудовой функции. Структура макета профстандарта предусматривает автономное описание каждой трудовой функции, которая является единицей профстандарта. При этом детализация требований к ее выполнению расширена перечнем возможных должностей, необходимого уровня образования и сопрягается с действующими квалификационными справочниками.

Профессиональные стандарты имеют ряд существенных отличий от других способов описания требований к специалисту. Во-первых, они позволяют систематически раскрывать профессиональную деятельность специалистов, связанных общей технологической задачей (исследования, производства, проектирования, обслуживания и т. п.), следуя структуре целостного технологического процесса и соблюдая преемственность деятельности на различных квалификационных уровнях (например – на уровнях рабочего, техника, инженера и управленца). Во-вторых, структура описания деятельности в профессиональных стандартах предусматривает использование более современной конструкции в виде сочетаний требований к знаниям, умениям и компетенциям, профессиональному опыту, что позволяет обеспечить их сопряжение со сферой образования.

В-третьих, в профессиональных стандартах есть возможность выделить сертифицируемые виды профессиональной деятельности, в которых особенно заинтересован работодатель, и таким образом сфокусировать задачу независимой оценки и сертификации квалификаций на ограниченном поле существенных характеристик.

Эти и некоторые другие особенности профессиональных стандартов делают их существенно более полезными элементами национальной системы квалификаций, связывающими сферу труда и сферу профессионального образования.

Несмотря на то что со стороны государства обеспечен весь комплекс мер по организации этой работы: есть постановление правительства «О порядке разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», нормативные документы Минтруда России, утвердившие уровни квалификации, макет профессионального стандарта и методические рекомендации по их разработке, сформирован экспертный совет по профессиональным стандартам, внимание со стороны государства к данному вопросу не ослабевает. По итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов, состоявшегося 9 декабря 2013 года, президент Путин дал поручения, в частности, подготовить и внести в Госдуму Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающие: обязательность применения профессиональных стандартов работодателями – государственными и муниципальными организациями, а также организациями, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию; обязательный учет положений профессиональных стандартов при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Необходимо также обеспечить актуализацию федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных образовательных программ с учетом принимаемых профессиональных стандартов, а также формирование организационных механизмов проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. С привлечением автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» утвердить комплексный план мероприятий (дорожную карту) по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению.

– Вы как раз курируете разработку дорожной карты «Создание национальной системы компетенций и квалификаций». Расскажите, пожалуйста, об этом проекте: цели, суть, сроки, участники, авторы, аудитория?

– Если быть более точным, то дорожная карта «Создание национальной системы компетенций и квалификаций» разрабатывается АНО «Агентство стратегических инициатив», а Минэнерго России в рамках этого проекта предложено одно из мероприятий – разработать план мероприятий по развитию человеческого капитала в топливно-энергетическом комплексе России. Целью дорожной карты (проекта) является создание системы, описывающей и формирующей отношения государственных и бизнес-структур в области создания, развития, накопления и воспроизводства человеческого капитала топливно-энергетического комплекса страны. Дорожная карта призвана восполнить отсутствие отраслевых стратегических ориентиров в подготовке кадров, предусмотреть мероприятия по обеспечению энергетических отраслей специалистами различной квалификации в соответствии со стратегическими планами развития ТЭКа России до 2020 года, а также отвечать интересам государства, компаний ТЭКа и человека в отдельности.

Меры, предусматриваемые в проекте дорожной карты, должны привести к преобразованиям в системе подготовки кадров для ТЭКа, разработке мотивационных предложений по повышению профессионального мастерства, привлечению молодых специалистов и закреплению их в отраслях ТЭКа, внесению изменений в ряд нормативных актов, способствующих снижению показателей профессионального травматизма и смертности на объектах ТЭКа в силу человеческого фактора. В задачи проекта входит синхронизация качества профильных для ТЭКа направлений профессионального образования, количества обучаемых по данным направлениям и потребностей ТЭКа; создание устойчивых связей между корпоративным сектором ТЭКа и профессиональным образованием; создание мотивационных механизмов инвестирования средств организаций ТЭКа в развитие человеческого капитала; повышение производительности труда в отраслях ТЭКа; популяризация профессий ТЭКа, повышение их престижа, профориентация молодежи и др.

Идея необходимости разработки такого плана мероприятий логически вытекала из проводимой министерством работы и была поддержана участниками III Всероссийской кадровой конференции ТЭКа России «От кадровых ресурсов к человеческому капиталу», которая состоялась в ноябре 2012 года.

Непосредственно работа над проектом началась в начале 2013 года. В рамках проекта проводился опрос ведущих компаний ТЭКа, образовательных организаций профильных ТЭКу, объединений работодателей. Следующим этапом работы стало проведение проектной сессии, где было выделено проблемное поле, что позволило сформировать соответствующий перечень мероприятий, направленных на решение задач в рамках проблемного поля. Проект плана мероприятий было предложено рассмотреть на очередной кадровой конференции «Человеческий капитал ТЭКа: стратегия перемен», приуроченной к Международной выставке-форуму оборудования и инновационных решений нефтегазовой отрасли «Разведка, добыча, переработка-2013». Период работы над проектом плана мероприятий совпал с разработкой проекта Энергетической стратегии России на период до 2035 года, и в процессе подготовки этого документа и проведения его общественного обсуждения было предложено дополнить ее новым разделом – «Развитие человеческого капитала и социальная политика в энергетике». Содержание проекта этого раздела предусматривает формирование стратегии развития человеческого капитала в ТЭКе. Таким образом, начатая министерством работа, получив одобрение обществом, была скорректирована и направлена в русло первичного формирования векторов развития человеческого капитала и кадрового потенциала ТЭКа в целом.

– Какие преимущества, гарантии даст эта система работодателю и работнику, а также какие риски можно минимизировать и исключить за счет этого?

– Дорожной картой предусмотрена работа по формированию отраслевой системы квалификации, включающей профессиональные стандарты, образовательные программы и оценку соответствия работника требованиям квалификации (создание центров сертификации квалификаций), что заложит фундамент качества образования и повысит уровень подготовки специалистов. Предусмотрена проработка внесения изменений в действующее законодательство.

– Планом мероприятий по развитию человеческого капитала в ТЭКе России предусматривается наличие «информации о прогнозах потребности предприятий и существующих квалификациях и компетенциях на рынке труда, формах и способах их освоения и признания». Какие структуры будут готовить эти сведения?

– Вопрос прогноза потребностей является базовым. В настоящее время не существует единой государственной системы прогнозирования кадровых потребностей российской экономики, в том числе в ТЭКе. Не располагая полномочиями по ведению мониторинга кадровой ситуации, Минэнерго России в настоящее время не может сформировать заказ системе профессионального образования по объему и структуре подготовки специалистов. Подготовку предложений в Минобрнауки России по содержанию и количественной структуре перечня профессий, специальностей и направлений подготовки, соответствующего фактическим потребностям ТЭКа и дифференцированного по уровням профессионального образования и субъектам РФ, Минэнерго России планирует проводить в рамках создаваемой государственной информационной системы топливно- энергетического комплекса (ГИС ТЭК), ввод которой в промышленную эксплуатацию планируется в 2015 году. В настоящее время при активном участии компаний ТЭКа и профильных образовательных организаций ведется разработка соответствующих форм сбора кадровой информации и их апробация с использованием информационных ресурсов ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Мин­энерго России.



Кто научит

– Известно, что в энергетике ощущается нехватка рабочих кадров. Предусматриваются ли какие‑то стимулирующие меры в целях повышения привлекательности профессии рабочего?

– Нехватка рабочих кадров – проблема общая не только для ТЭКа, но и всей экономики государства. Корни ее лежат в оторванности образования от быстро обновляющихся процессов на производстве, низкой зарплате и престиже труда рабочих, отсутствии заинтересованности бизнеса инвестировать средства в организации среднего профессионального образования в регионе присутствия. Проблему необходимо решать путем построения новой системы отношений между работодателями и государством в части управления профессиональным образованием, обеспечив переход от формулы «участия» представителей бизнес-сообщества в управлении к делегированию им ряда важных полномочий и ответственности, обеспечить переход соответствующих учреждений на автономное существование с участием заинтересованного бизнеса путем вхождения в наблюдательные советы этих образовательных организаций, задать этим учреждениям новую траекторию развития. Разработать и внедрить гибкую модель финансирования профессиональных образовательных программ с учетом приоритетных для региона профилей подготовки. Министерство не имеет в своем ведении образовательных организаций и полномочий в вопросах кадровой политики, что не позволяет напрямую влиять на происходящие процессы, вместе с тем их поддерживает. Сегодня точка приложения усилий в решении наболевшего вопроса подготовки кадров перемещается в сторону объединений работодателей – им предоставлена фактическая возможность участия в реализации государственной политики в области образования – мы уже об этом говорили. В развитие этого решения при поддержке Мин­энерго России в Сибирском федеральном округе прорабатывается вопрос о запуске первого пилотного проекта по формированию центра энергетических компетенций на базе профессионального сообщества – Сибирской энергетической ассоциации. Проект направлен на синхронизацию потребностей работодателей и качества подготовки выпускников.

Правительство поддержало и реализует в режиме эксперимента ряд инициатив АНО АСИ, среди них проект по развитию в России дуального образования – системы, при которой обучение в колледже подкрепляется обязательной производственной подготовкой.

Бизнес совместно с образовательными организациями среднего профессионального образования начнут реализовывать пилотный проект, цель которого создать образовательную платформу для приобретения гражданами компетенций, необходимых для экономического роста страны без отрыва от основного места работы.

В рамках проекта при поддержке государства учащиеся будут осваивать образовательные программы и приобретать необходимые компетенции. Бизнес и образовательные учреждения получат широкий набор механизмов сотрудничества, чтобы в партнерстве с работодателями будущие специалисты моглиполучить необходимые навыки непосредственно на предприятиях.

Другим проектом, который уже охватил сферу подготовки рабочих кадров, стало движение World Skills (WorldSkills International (WSI) – международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру. WSI существует с 1946 года, ее создатели поставили перед собой амбициозные цели: мотивировать молодых людей конкурировать, чтобы разбудить их энтузиазм по поводу профессиональной подготовки, а также для сравнения навыков и способностей людей из разных стран. – ИК). Россия стала шестидесятой страной, которая присоединилась к этому движению в мае 2012 года. Кстати, в рамках WSI ведется подготовка профессиональных стандартов по рабочим профессиям, позволяющая консолидировать существующий мировой опыт, накопленный в конкретной профессии (компетенции, знания, умения и навыки). Эти новые инициативы государства послужат базой для вовлечения молодежи в профессиональную среду, будут способствовать построению новых механизмов взаимовыгодного сотрудничества в этой важнейшей области, создадут условия для актуализации уже разработанных профессиональных стандартов, синхронизируя их с лучшей мировой практикой.

– Как в новой системе компетенций и квалификаций регулируются возможности выпускников вузов, получивших дипломы бакалавра, специалиста, магистра?

– Очевидно, что подготовка кадров для отраслей ТЭКа должна быть тесно увязана с Энергетической стратегией России, то есть учитывать внешнюю и внутреннюю ситуации на энергетическом рынке, тенденции макроэкономического, геополитического и научно-технологического развития страны. В условиях дисбаланса рынка труда и образования, отсутствия регулятора, имеющего достоверные сведения о потребностях в кадрах необходимой квалификации и структуре их подготовки, рынок труда оказался переполнен выпускниками образовательных организаций и, к сожалению, не всегда необходимого качества подготовки.

Как я уже упомянул, правительство запустило проект дуального образования, и он касается подготовки рабочих кадров. Но это не единственное направление – большие возможности открывает дуальное образование в системе высшего образования. И этот проект мы рассматриваем в качестве первоочередных мер в самое ближайшее время.

– Что вы имеете в виду?

– В Трудовом кодексе РФ (статья 195.1) закреплено понятие квалификации: «Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника». Из чего следует, что если какая‑либо из указанных компонент отсутствует, то квалификации специалиста у работника быть не может в принципе. У бакалавра нет опыта работы. Приобретение этого опыта в вузе не предусмотрено ни образовательными стандартами, ни статьями бюджетного финансирования образовательной организации.

Введение в российской системе образования уровневой подготовки имеет как сторонников, так и противников, но присоединение России к Болонскому соглашению необходимо принять как данность. Необходимость адаптации этих процессов к фактически сложившимся условиям заставляет искать новые траектории в системе подготовки кадров. Так, в условиях реализации проекта дуального образования для рабочих профессий родилась аналогичная инициатива по доведению бакалавра до уровня специалиста в рамках программ дополнительного профессионального образования. Модульное обучение в вузе в сочетании с практикой на своем рабочем месте обеспечивает получение необходимых компетенций, требуемых на конкретном рабочем месте, а при продолжении обучения после получения степени бакалавра – практически гарантирует трудоустройство в компанию.При этом общая продолжительность обучения составит пять лет, дает ориентированность на конкретный должностной функционал, определяемый профстандартом. Кроме того, обеспечивает получение необходимых допусков, сертификатов и высокую мотивацию к будущей профессии и как следствие веские основания для присвоения квалификации специалиста.

– Смогут и должны ли вообще руководствоваться новой системой или профстандартами иностранные граждане при поступлении на работу в российские компании?

– Профессиональный стандарт вводится в действие приказом Министерства труда и социальной защиты, проходит процедуру регистрации в Министерстве юстиции РФ и приобретает наравне с другими нормативными правовыми актами Российской Федерации статус документа, обязательного для применения в организациях с преобладающей долей государственного участия.



Кто проверит

– Как будет осуществляться оценка знаний, образования, квалификации, профессионализма специалистов разного уровня? Планируется ли создание в России какой‑то структуры, которая будет проводить такие мероприятия периодически?

– Речь идет еще об одной составляющей национальной системы квалификации, которую планируется запустить путем формирования сети независимых центров сертификации квалификаций. И в связи с этим в рамках тех же поручений президента и правительства Российской Федерации предусмотрены разработка с участием общероссийских объединений работодателей и профессиональных сообществ и представление предложений по формированию сети независимых центров сертификации квалификации, в том числе по определению механизмов аккредитации таких центров и установлению процедуры подтверждения квалификации работников. Пользуясь случаем, хотелось отметить, что деятельность по основным направлениям развития профессиональных квалификаций в РФ будет координироваться Национальным советом профессиональных квалификаций при президенте Российской Федерации. Предполагается, что Совет станет консультативным органом при главе государства. Таким образом, становится очевидным, что в настоящее время со стороны государства идет активное создание институциональных основ в области развития квалификаций.

– Имеют ли право вносить корректировки в профессиональные стандарты руководители предприятий? Какие?

– Прежде всего необходимо уточнить, о корректировке каких профессиональных стандартов идет речь. Напомню, что профессиональные стандарты могут быть корпоративными, отраслевыми, национальными. В любом случае в связи с изменениями производственных процессов, ростом научно-технического прогресса потребуется актуализация профессионального стандарта в течение его жизненного цикла. Внесение изменений в его содержание вправе осуществлять утверждающий его орган. Учитывая, что национальный профстандарт – нормативный правовой акт Российской Федерации, процедура внесения в него изменений предусмотрена постановлением правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года, утвердившим Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов.



Партнерство

– Каким образом участвуют в формировании профессиональных стандартов представители сфер профсоюзов? Поступали ли к вам предложения со стороны профсоюзов и какие из них вы считаете наиболее интересными?

– Разработка профессиональных стандартов в топливно-энергетическом комплексе организована по видам экономической деятельности. В целях обеспечения плановости их разработки, оптимизации затрат действующим в отраслях объединениям работодателей и некоммерческим партнерствам, таким, как Всероссийское объединение работодателей электроэнергетики (Объединение РаЭл), межрегиональное объединение поставщиков тепловой энергии (Объединение РаПЭ), Общероссийское объединение работодателей угольной промышленности (ООРУП), некоммерческое партнерство «Развитие инноваций в топливно-энергетическом комплексе», Национальный институт нефти и газа, такие решения были выработаны Минэнерго России совместно с организациями ТЭКа, однако это не исключает участия в разработке любой другой организации в соответствии с вышеуказанными правилами их разработки.

Всего в качестве первоочередного перечня профессиональных стандартов, подлежащих разработке в 2013‑2014 годах, определено по видам деятельности – 78, из них электроэнергетическая отрасль – 41 (теплоэнергетика –18, гидроэнергетика – 10, передача и распределение энергии – 10, диспетчерское управление – 1, сбыт электрической энергии – 2); нефтегазовая отрасль – 32 (предоставление услуг по добыче нефти и газа – 4, добыча нефти – 7; транспортирование по трубам – 10; хранение и складирование – 4; производство нефтепродуктов – 5; экология, промбезопасность – 2; угольная отрасль – 5 (добыча каменного угля подземным способом – 5). Данный перечень не является исчерпывающим.

Что касается другой стороны социального партнерства – проф­союзов, то их участие нормативно закреплено постановлением и проходит с их активным участием как при формировании плана, на стадии разработки, так и в составе рабочих групп и общественного обсуждения.

– С какими проблемами вы сталкиваетесь при разработке профессиональных стандартов?

– Разработка стандартов – процесс весьма сложный и требует кропотливой работы. Учитывая, что стандарт выходит на уровень обязательности применения участниками рынка, требуется позиция большинства компаний, ведущих экономическую деятельность в данном сегменте. Вот здесь и возникают проблемы, например, хозяйствующие субъекты зачастую применяют разное оборудование, а значит, и компетенции подготовки кадров могут отличаться. Приходится находить компромисс. Такая же проблема возникает при разработке так называемых сквозных профессиональных стандартов. Кроме того, мы сталкиваемся с вопросами несоответствия уровня квалификации, предлагаемого разработчиками, и соответствующих им трудовых функций.

Работа над созданием профессиональных стандартов имеет пока небольшой опыт, и считаю важным подчеркнуть, что Минтруда России делается все, чтобы этапы этой работы были максимально открыты для общества, все принимаемые решения обязательно согласовывались со всеми заинтересованными сторонами. И самое главное, чтобы в результате всё не оказалось на полках, а встраивалось в работу. Именно поэтому в настоящее время с учетом накопленного опыта и ошибок ведется разработка комплексного плана мероприятий (дорожная карта) по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению (поручение президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов от 9 декабря 2013 года).
Целью проекта станет развитие профессионального образования в соответствии с профессиональными стандартами для обеспечения экономики Российской Федерации высококвалифицированными рабочими кадрами, повышения роли профессиональной подготовки в социально-экономическом и культурном развитии Евразийского экономического союза.

Задачи проекта:

• содействие повышению уровня профессиональных навыков, развитию компетенций, профессиональных и образовательных стандартов в Евразийском экономическом союзе;

• гармонизация профессиональных и образовательных стандартов с лучшими мировыми практиками по всем отраслям экономики Евразийского экономического союза;

• создание и развитие профессиональных сообществ по видам профессиональной деятельности в Российской Федерации;

• восстановление и развитие производственной культуры;

• формирование и развитие экспертного сообщества в области разработки и экспертизы профессиональных стандартов;

• формирование механизмов обязательного использования профессиональных стандартов.

В качестве контрольных показателей реализации дорожной карты определены:

• количество профессиональных сообществ (союзов), разработавших и использующих в оценке квалификаций профессиональные стандарты;

• доля федеральных государственных образовательных стандартов, в которых учтены требования профессиональных стандартов.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 05 (241) март 2014 года: