16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/241/15828.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 05 (241) март 2014 года

Энергостратегия-2035: Акцент сместили с «локомотива развития» к «стимулирующей инфраструктуре»

Власть Яна ЛИСИЦЫНА

На обсуждение экспертного сообщества вынесен ключевой документ, определяющий основы государственной энергетической политики.

Первое открытое обсуждение скорректированной Энергетической стратегии России на период до 2035 года состоялось в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации в феврале. Это проект ключевого документа, определяющего основы государственной энергетической политики нашей страны. Обсуждение было организовано Аналитическим центром совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей. Во встрече приняли участие представители органов государственной власти, крупнейших компаний топливно-энергетического комплекса, ведущих научно-исследовательских организаций. Проект Энергетической стратегии был разработан Институтом энергетических исследований, Аналитическим центром при Правительстве РФ и Институтом энергетической стратегии по заказу и под руководством Минэнерго России.

Предыдущая версия Энергетической стратегии до 2030 года была утверждена почти пять лет назад – в 2009 году. В минувшем году Министерством энергетики было принято решение о продлении срока реализации Энергостратегии до 2035 года. Необходимость корректировки Энергетической стратегии России продиктована изменениями в стране и мире. К работе был привлечен широкий круг экспертов. Как результат, в версии 2014 года проведено фундаментальное обновление важнейшего для энергетики стратегического документа, в основу которого лег прогноз развития мировой энергетики до 2040 года. Были учтены такие глобальные тенденции, как производство сжиженного природного газа, сланцевая революция и другие.

По словам руководителя Аналитического центра Константина Носкова, в новой версии Энергостратегии изменилась центральная идея видения энергетики в экономике страны. По мнению разработчиков документа, основным изменением прогноза стало понижение перспектив роста ВВП и внутреннего потребления энергоносителей по сравнению со стратегией энергетического развития до 2030 года. Это связано с временным спадом экономической активности и среднесрочным замедлением экономического роста.

Как отметил заместитель министра энергетики Алексей Текслер, задачи Энергетической стратегии-2035 существенно расширены и уточнены по сравнению с предыдущей версией. В частности, в ЭС-2035 добавлены положения о развитии внутренней энергетической инфраструктуры, повышении доступности и качества энергетических товаров и услуг, внедрении принципов устойчивого развития в государственное регулирование развития энергетики и в управление энергетическими компаниями. «Центральная идея нового документа – переход от ресурсно-сырьевого развития топливно-энергетического комплекса к ресурсно-инновационному», – подчеркнул замминистра.

– Новая роль ТЭКа в экономике России заключается в переходе от «локомотива развития» к «стимулирующей инфраструктуре». Это позволит создать условия для развития российской экономики, роста ее технологического уровня и существенного сокращения инфраструктурных ограничений.

Энергетическая стратегия – это основа для разработки всех стратегических документов в области электроэнергетики и генеральных схем развития всех подотраслей. В версии 2014 года проведено ее фундаментальное обновление.

Производство, внутреннее потребление и экспорт первичных топливно-энергетических ресурсов находятся близко к прогнозному коридору Энергостратегии-2030. Тем не менее текущее развитие топливно-энергетического комплекса не обеспечивает полного достижения целевых индикаторов ЭС-2030. На мировых энергетических рынках произошла существенная трансформация, связанная с ориентацией ряда крупнейших импортеров на энергетическое самообеспечение. Снизились темпы экономического роста внутри страны. Вследствие этого главным приоритетом становится не количественное наращивание объемов производства ТЭКа, а качественное обновление энергетического сектора страны, – подчеркнул господин Текслер.

По мнению генерального директора ГУ ИЭС Виталия Бушуева, Энергетическая стратегия России – это документ, на основе которого должны формироваться сценарные условия развития отраслей и регионов.

– Этот не отраслевой, а государственный документ. Это система с обратными связями, – убежден гендиректор ГУ ИЭС.

Важнейшим изменением прогноза развития мировой экономики и энергетики является то, что в Энергостратегии-2035 по сравнению с Энергостратегией-2030 значительно более полно учитывается трансформация мировых энергетических рынков. Она снижает перспективы глобального роста спроса на энергоносители, особенно на рынках традиционного присутствия России.

– Европа снижает спрос на российские энергоносители, поэтому мы, естественно, смотрим в сторону Востока, – отметил господин Бушуев.

Среди внутренних вызовов, которые учтены в стратегии, он назвал замедленное посткризисное развитие экономики, старение инфраструктуры и производственных фондов, а также несбалансированность инвестиций по отраслям энергетики, направлениям и регионам и рост цен на энергоносители для конечных потребителей.

Рыночные цены на топливо – один из важнейших факторов. Цены на нефтяном мировом рынке достигли равновесия, и, когда этот рост де-факто остановился, наша экономика тоже начала буксовать. На газовом рынке в ближайшие годы эксперты прогнозируют незначительное падение. Как отметил замминистра энергетики Алексей Текслер, одной из важнейших развилок, которую предстоит пройти, является равнодоходность внутренней газовой цены с ценой импорта. Ценовая конкуренция должна обеспечивать рентабельность газовой и угольной отраслей и стимулировать энергосбережение. Необходимо обеспечить контроль затрат, в первую очередь, естественных монополий, подчеркнул замглавы Минэнерго.

Энергетическая стратегия-2030 и Энергетическая стратегия-2035 предусматривают значительное снижение энергоемкости российской экономики, неувеличение доли газа в структуре энергопотребления и рост доли нетопливной энергетики. Но есть и существенные различия. Так, в Энергостратегии-2035 внутреннее потребление первичных топливно-энергетических ресурсов растет медленнее, несколько повышается доля газа в энергопотреблении и снижается доля угля по сравнению с Энергостратегией-2030.

– Основным топливом в России будет газ, на его долю придется более 50 процентов всего топлива. Потребление электроэнергии также увеличится на 50 и более процентов. К 2030 году добыча и переработка нефти вырастут, а к 2050 году произойдет их снижение. Доля возобновляемых источников в энергопотреблении вырастет, но в целом останется низкой – 1 – 3,5 процента. Доля газа и угля в структуре топливообеспечения электростанций в Энергостратегии-2035 относительно стабильна, тогда как в Энергостратегии-2030 предполагалось заметное снижение доли газа и повышение доли угля, но этот прогноз не оправдался, – отметил Алексей Макаров, член Президиума РАН.

По мнению Вагита Алекперова, председателя Комитета по энергетической политике и энергоэффективности Российского союза промышленников и предпринимателей, в условиях новых мировых вызовов качество государственной политики и управления приобретает новое значение. Основным принципом государственной энергетической политики России следует определить заинтересованность государства в создании сильных и устойчиво развивающихся национальных энергетических компаний вне зависимости от степени государственного участия в их капитале.

– Впервые в Энергостратегии прописано, что государство будет стимулировать и поддерживать российские компании для выхода на зарубежные рынки. Кроме того, для отраслей ТЭКа очень важна стабильная налоговая политика. За последние три года законодательство в этой сфере менялось двадцать два раза, – напомнил господин Алекперов.

Он также отметил, что на территории нашей страны действует искаженная форма стимулирования инвестиций, которая не охватывает весь спектр действия топливно-энергетического комплекса.

Реализация Энергетической стратегии, по мнению разработчиков, должна осуществляться в несколько этапов. На первоначальном этапе «внутренней перестройки» (с 2014 по 2020 год) предстоит преодолеть «узкие места» в развитии энергетической инфраструктуры и отказаться от экспортно-сырьевой модели экономики в пользу ресурсно-инновационной стратегии.

Следующий период назван этапом «ресурсно-инновационного развития и формирования инфраструктуры новой экономики». В 2021‑2025 годах главными задачами станут повышение энергоэффективности и реализация инновационных и капиталоемких энергетических проектов. На это время планируется сместить приоритеты с добычи ресурсов к их глубокой переработке.

Заключительный этап – «развитие инновационной экономики» – запланирован на 2026‑2035 годы. Предполагается, что в это время российская энергетика должна выйти на уровень эффективности развитых стран.

При обсуждении новой Энергетической стратегии некоторые эксперты обратили внимание на ряд неувязок – в частности, отсутствие единообразия в ключевых документах. Кроме того, они отметили, что Энергостратегия-35 должна не только встраиваться в законодательное поле, но и влиять на принятие решений. Ожидается, что после рассмотрения всех внесенных замечаний и предложений она будет дорабатываться и после новых обсуждений будет представлена на заседании правительства РФ 8 мая 2014 года.

Кабельная арматура, Минэнерго, Топливо, Электроэнергия , Энергия , Энергосбережение, Сланцы, Электростанция, Электроэнергетика, СРО

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.