16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/241/15828.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 05 (241) март 2014 года

Энергостратегия-2035: Акцент сместили с «локомотива развития» к «стимулирующей инфраструктуре»

Власть Яна ЛИСИЦЫНА

На обсуждение экспертного сообщества вынесен ключевой документ, определяющий основы государственной энергетической политики.

Первое открытое обсуждение скорректированной Энергетической стратегии России на период до 2035 года состоялось в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации в феврале. Это проект ключевого документа, определяющего основы государственной энергетической политики нашей страны. Обсуждение было организовано Аналитическим центром совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей. Во встрече приняли участие представители органов государственной власти, крупнейших компаний топливно-энергетического комплекса, ведущих научно-исследовательских организаций. Проект Энергетической стратегии был разработан Институтом энергетических исследований, Аналитическим центром при Правительстве РФ и Институтом энергетической стратегии по заказу и под руководством Минэнерго России.

Предыдущая версия Энергетической стратегии до 2030 года была утверждена почти пять лет назад – в 2009 году. В минувшем году Министерством энергетики было принято решение о продлении срока реализации Энергостратегии до 2035 года. Необходимость корректировки Энергетической стратегии России продиктована изменениями в стране и мире. К работе был привлечен широкий круг экспертов. Как результат, в версии 2014 года проведено фундаментальное обновление важнейшего для энергетики стратегического документа, в основу которого лег прогноз развития мировой энергетики до 2040 года. Были учтены такие глобальные тенденции, как производство сжиженного природного газа, сланцевая революция и другие.

По словам руководителя Аналитического центра Константина Носкова, в новой версии Энергостратегии изменилась центральная идея видения энергетики в экономике страны. По мнению разработчиков документа, основным изменением прогноза стало понижение перспектив роста ВВП и внутреннего потребления энергоносителей по сравнению со стратегией энергетического развития до 2030 года. Это связано с временным спадом экономической активности и среднесрочным замедлением экономического роста.

Как отметил заместитель министра энергетики Алексей Текслер, задачи Энергетической стратегии-2035 существенно расширены и уточнены по сравнению с предыдущей версией. В частности, в ЭС-2035 добавлены положения о развитии внутренней энергетической инфраструктуры, повышении доступности и качества энергетических товаров и услуг, внедрении принципов устойчивого развития в государственное регулирование развития энергетики и в управление энергетическими компаниями. «Центральная идея нового документа – переход от ресурсно-сырьевого развития топливно-энергетического комплекса к ресурсно-инновационному», – подчеркнул замминистра.

– Новая роль ТЭКа в экономике России заключается в переходе от «локомотива развития» к «стимулирующей инфраструктуре». Это позволит создать условия для развития российской экономики, роста ее технологического уровня и существенного сокращения инфраструктурных ограничений.

Энергетическая стратегия – это основа для разработки всех стратегических документов в области электроэнергетики и генеральных схем развития всех подотраслей. В версии 2014 года проведено ее фундаментальное обновление.

Производство, внутреннее потребление и экспорт первичных топливно-энергетических ресурсов находятся близко к прогнозному коридору Энергостратегии-2030. Тем не менее текущее развитие топливно-энергетического комплекса не обеспечивает полного достижения целевых индикаторов ЭС-2030. На мировых энергетических рынках произошла существенная трансформация, связанная с ориентацией ряда крупнейших импортеров на энергетическое самообеспечение. Снизились темпы экономического роста внутри страны. Вследствие этого главным приоритетом становится не количественное наращивание объемов производства ТЭКа, а качественное обновление энергетического сектора страны, – подчеркнул господин Текслер.

По мнению генерального директора ГУ ИЭС Виталия Бушуева, Энергетическая стратегия России – это документ, на основе которого должны формироваться сценарные условия развития отраслей и регионов.

– Этот не отраслевой, а государственный документ. Это система с обратными связями, – убежден гендиректор ГУ ИЭС.

Важнейшим изменением прогноза развития мировой экономики и энергетики является то, что в Энергостратегии-2035 по сравнению с Энергостратегией-2030 значительно более полно учитывается трансформация мировых энергетических рынков. Она снижает перспективы глобального роста спроса на энергоносители, особенно на рынках традиционного присутствия России.

– Европа снижает спрос на российские энергоносители, поэтому мы, естественно, смотрим в сторону Востока, – отметил господин Бушуев.

Среди внутренних вызовов, которые учтены в стратегии, он назвал замедленное посткризисное развитие экономики, старение инфраструктуры и производственных фондов, а также несбалансированность инвестиций по отраслям энергетики, направлениям и регионам и рост цен на энергоносители для конечных потребителей.

Рыночные цены на топливо – один из важнейших факторов. Цены на нефтяном мировом рынке достигли равновесия, и, когда этот рост де-факто остановился, наша экономика тоже начала буксовать. На газовом рынке в ближайшие годы эксперты прогнозируют незначительное падение. Как отметил замминистра энергетики Алексей Текслер, одной из важнейших развилок, которую предстоит пройти, является равнодоходность внутренней газовой цены с ценой импорта. Ценовая конкуренция должна обеспечивать рентабельность газовой и угольной отраслей и стимулировать энергосбережение. Необходимо обеспечить контроль затрат, в первую очередь, естественных монополий, подчеркнул замглавы Минэнерго.

Энергетическая стратегия-2030 и Энергетическая стратегия-2035 предусматривают значительное снижение энергоемкости российской экономики, неувеличение доли газа в структуре энергопотребления и рост доли нетопливной энергетики. Но есть и существенные различия. Так, в Энергостратегии-2035 внутреннее потребление первичных топливно-энергетических ресурсов растет медленнее, несколько повышается доля газа в энергопотреблении и снижается доля угля по сравнению с Энергостратегией-2030.

– Основным топливом в России будет газ, на его долю придется более 50 процентов всего топлива. Потребление электроэнергии также увеличится на 50 и более процентов. К 2030 году добыча и переработка нефти вырастут, а к 2050 году произойдет их снижение. Доля возобновляемых источников в энергопотреблении вырастет, но в целом останется низкой – 1 – 3,5 процента. Доля газа и угля в структуре топливообеспечения электростанций в Энергостратегии-2035 относительно стабильна, тогда как в Энергостратегии-2030 предполагалось заметное снижение доли газа и повышение доли угля, но этот прогноз не оправдался, – отметил Алексей Макаров, член Президиума РАН.

По мнению Вагита Алекперова, председателя Комитета по энергетической политике и энергоэффективности Российского союза промышленников и предпринимателей, в условиях новых мировых вызовов качество государственной политики и управления приобретает новое значение. Основным принципом государственной энергетической политики России следует определить заинтересованность государства в создании сильных и устойчиво развивающихся национальных энергетических компаний вне зависимости от степени государственного участия в их капитале.

– Впервые в Энергостратегии прописано, что государство будет стимулировать и поддерживать российские компании для выхода на зарубежные рынки. Кроме того, для отраслей ТЭКа очень важна стабильная налоговая политика. За последние три года законодательство в этой сфере менялось двадцать два раза, – напомнил господин Алекперов.

Он также отметил, что на территории нашей страны действует искаженная форма стимулирования инвестиций, которая не охватывает весь спектр действия топливно-энергетического комплекса.

Реализация Энергетической стратегии, по мнению разработчиков, должна осуществляться в несколько этапов. На первоначальном этапе «внутренней перестройки» (с 2014 по 2020 год) предстоит преодолеть «узкие места» в развитии энергетической инфраструктуры и отказаться от экспортно-сырьевой модели экономики в пользу ресурсно-инновационной стратегии.

Следующий период назван этапом «ресурсно-инновационного развития и формирования инфраструктуры новой экономики». В 2021‑2025 годах главными задачами станут повышение энергоэффективности и реализация инновационных и капиталоемких энергетических проектов. На это время планируется сместить приоритеты с добычи ресурсов к их глубокой переработке.

Заключительный этап – «развитие инновационной экономики» – запланирован на 2026‑2035 годы. Предполагается, что в это время российская энергетика должна выйти на уровень эффективности развитых стран.

При обсуждении новой Энергетической стратегии некоторые эксперты обратили внимание на ряд неувязок – в частности, отсутствие единообразия в ключевых документах. Кроме того, они отметили, что Энергостратегия-35 должна не только встраиваться в законодательное поле, но и влиять на принятие решений. Ожидается, что после рассмотрения всех внесенных замечаний и предложений она будет дорабатываться и после новых обсуждений будет представлена на заседании правительства РФ 8 мая 2014 года.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 05 (241) март 2014 года:

  • Десять лет работы на опережение
    Десять лет работы на опережение

    2014 год – юбилейный для МРСК Северо-Запада. В этом году крупнейшей сетевой компании Северо-Западного региона России исполняется десять лет. ...

  • ПС «Могоча»: завершение близко
    ПС «Могоча»: завершение близко

    На второй квартал этого года запланировано начало опытной эксплуатации преобразовательного комплекса подстанции 220 кВ «Могоча» в Забайкальском крае. ...

  • Кровеносная система города
    Кровеносная система города

    Сегодня инфраструктура больших городов развивается со скоростью гоночного болида. Словно грибы после дождя вырастают огромные жилые массивы, коммерческие центры, промышленные предприятия. Иногда всего за несколько лет целые микрорайоны до неузнаваемости меняют свой облик. ...

  • Инвесторов заманивают в котельные
    Инвесторов заманивают в котельные

    Ульяновская область расстается с устаревшими мазутными котельными. В планах руководства области – ­­закрыть все нерентабельные котельные, работающие на мазуте, к 2015‑2016 годам. ...

  • Сетевики взыскали с должников восемь с лишним миллиардов

    Результатом судебно-исковой работы, проводимой МРСК Северо-Запада (дочерняя компания ОАО «Россети») по взысканию задолженности с потребителей за услуги по передаче электроэнергии, стали положительные судебные решения по 735 искам на сумму 8,2 миллиарда рублей. ...