16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/240/15806.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 04 (240) февраль 2014 года

Эксперты: госпрограмма по энергетике стала более честной

Выставки и конференции Янина ЦЕМЕРЖИНСКАЯ

В конце января в Аналитическом центре при правительстве Российской Федерации состоялось экспертное обсуждение государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики».

Ранее она прошла общественное обсуждение на площадках Аналитического центра и экспертного центра при правительстве и в апреле минувшего года была утверждена правительственным распоряжением. На том же заседании правительства было дано поручение о доработке и корректировке госпрограммы, включающей ее наполнение новыми инструментами реализации мероприятий, в частности по энергосбережению.

Во время экспертного обсуждения позицию Министерства энергетики представил заместитель генерального директора ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Алексей Кулапин (на фото). Особенно отрадным, с его точки зрения, является тот факт, что содержательная часть поручения правительства в определении тех направлений, по которым программа должна быть скорректирована, была целиком и полностью сформирована на основе предложений экспертного сообщества.

Впервые задача по разработке государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» была поставлена правительством на повестку в феврале 2013 года. Во исполнение этого поручения Министерством энергетики был разработан скорректированный проект госпрограммы. Новая версия государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» активно обсуждалась минувшим летом. «Если мне не изменяет память, шестнадцать раз мы собирались в этом зале и обсуждали основные направления корректировки и соответствующие подпрограммы. Обсуждение, безусловно, было знаковым, содержательным, и многое из того, что было предложено, нашло отражение в программе», – отметил замглавы РЭА. В августе проект госпрограммы был представлен правительству Российской Федерации. В проект были внесены некоторые изменения в энергетические рекомендации, и в октябре 2013 года появились нормативные акты – постановление правительства и приказ Минэкономразвития. Одновременно с этим вышло поручение председателя правительства со сроком исполнения до 1 февраля о разработке новых проектов государственных программ в соответствии с новой методологией.

«Программа претерпела некоторые изменения, которые тоже стоит обсудить. Были учтены некоторые замечания экспертов в предыдущей версии госпрограммы. Некоторые новеллы, предложенные экспертным сообществом, в проекте скорректированной госпрограммы учтены не были, но это не значит, что мы не вернемся к этим вопросам», – отметил замглавы РЭА.



Важные формальности

Основные нормативные требования к разработке государственных программ, к контролю хода их исполнения и оценке эффективности определены в двух нормативных актах правительства РФ. При формировании госпрограммы учитываются цели и задачи приоритетных национальных проектов. Уточнены формулировки целей и задач, связанных, в том числе, со сферами электроэнергетики в части необходимости своевременного и полного обеспечения потребностей в топливно-энергетических ресурсах внутреннего рынка и выполнения обязательств по зарубежным контрактам Российской Федерации.

Важное новшество касается формальной части согласования госпрограммы. В ней появляется такая норма, что проект государственной программы до официального внесения на утверждение правительства РФ вносится на рассмотрение Государственной думы в соответствии с законом о парламентском контроле, а также направляется в Счетную палату.

Очень важным нововведением является то, что теперь программа состоит из двух частей. Первая часть – утверждаемая. Она состоит, как того требует методология, из самой программы, паспортов подпрограмм, паспортов федерально-целевых программ, текстовой части и приложения, включающего сведения о целевых индикаторах, показателях, финансовом обеспечении за счет средств федерального бюджета и т. д. Вторая часть – это дополнительные, обосновывающие материалы.

Кроме того, усилилась позиция ранее принятого изменения – общественного обсуждения программы. Для этого она размещается на сайте государственных программ Российской Федерации, Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения http://regulation.gov.ru и сайте соответствующего отраслевого федерального органа исполнительной власти.



Госпрограмма в привязке к бюджету

С момента введения программно-целевого метода деятельности органов исполнительной власти много говорили о том, что государственная программа является неотъемлемой частью бюджетного процесса. Но, к сожалению, это было в определенной степени декларативно. На сегодняшний день все изменения, которые внесены в методологию по разработке и формированию госпрограмм, делают их неотъемлемым элементом бюджетного процесса Российской Федерации. Сама государственная программа на трехлетний период разрабатывается в соответствии с бюджетом.

Еще одна новелла, принятая с осени прошлого года, – помимо согласования с исполнителями, участниками программы, помимо обязательного согласования с Министерством финансов и Министерством экономического развития, госпрограмма также согласовывается с Росстатом России. Основная цель этого согласования – определить, какие показатели госпрограммы входят в государственный план статистических работ, а какие нет.

Это означает, что теперь оценка эффективности и оценка результативности программ основывается, в первую очередь, на данных официальной статистики. Исходя из этого целевые показатели были соотнесены с федеральным планом статистических работ. «На сегодняшний день не все индикаторы входят в государственный план статработ, но это, по сути, является задачей на дальнейшую работу в этом направлении. У нас есть возможность включать индикаторы в план статнаблюдений, и этой работой мы будем заниматься», – подчеркнул заместитель руководителя Российского энергетического агентства. Очень важным является то, что с помощью госпрограмм будет оцениваться эффективность расходования бюджетных средств.

Подверглись корректировке состав и структура основных мероприятий, входящих в подпрограммы государственной программы, в части обеспечения соответствия ресурсному обеспечению государственной программы в 2014‑2016 годах, в соответствии с федеральным законом от 02.12.2013 «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов».



Новые индикаторы и показатели

Существенно сократилось количество индикаторов госпрограммы – с 54 в предыдущей версии до 38 в нынешней. Изменился также состав ее целевых индикаторов и показателей. Теперь, в целях обеспечения иерархичного принципа построения программы, в состав индикаторов включены показатели подпрограмм государственной программы – в том числе потери электроэнергии в электрических сетях, выраженные в процентах от общего объема отпуска электроэнергии.

С учетом внесенных изменений общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета составит 96 миллиардов рублей. При этом большое внимание будет уделено привлечению инвестиций на региональном уровне, о чем также свидетельствует введение некоторых новых индикаторов.

По словам Алексея Кулапина, впервые в подпрограмме «Энергосбережение и повышение энергоэффективности» появится индикатор «Сокращение энергоемкости регионального валового продукта».

Скорректирован состав мер правового регулирования – так, из него были исключены меры, выполненные в 2013 году, а включены меры, планируемые для реализации в 2014‑2020 годах.

Помимо изменения структуры, в программе произошли содержательные изменения. Во-первых, исходя из актуализированных отраслевых документов стратегического планирования и указа Президента от 7 мая 2012 года, произведена актуализация приоритетов и целей госпрограммы, скорректированы задачи – теперь они более полно отражают те вызовы, которые должна решить госпрограмма.

Во-вторых, в методологии появилось требование, что теперь основным инструментом для контроля эффективности и достижения целевых индикаторов является государственная статистика. В связи с этим требованием были актуализированы паспорта. Кроме того, в соответствии с методологией, теперь паспорта должны быть у всех семи подпрограмм, входящих в программу. Особое внимание в проекте госпрограммы уделено созданию, эксплуатации и развитию государственной информационной системы ТЭКа.



Прогресс налицо, но не все предложения были учтены

В обсуждении новой версии госпрограммы приняли участие представители Минэнерго России, компаний ТЭКа, независимые отраслевые эксперты. В ходе дискуссии представители экспертного сообщества обсудили поправки и корректировки к действующей программе. Ознакомиться с проектом ее доработанной версии уже сейчас можно на сайте Минэнерго в разделе «Разрабатываемые документы». Присутствовавшие на мероприятии эксперты отметили ее возросшую честность и работоспособность новой версии госпрограммы, а также подтвердили готовность к дальнейшей совместной работе с Министерством энергетики.

Работа проведена большая и по сравнению с той программой, которая обсуждалась здесь на круглых столах в прошлом году, прогресс налицо, отметил Дмитрий Хомченко, представитель дирекции по энергосбережению и повышению энергоэффективности Аналитического центра при правительстве РФ. По его мнению, доработанная программа стала более удобной для применения. В то же время он отметил, что не все предложения, высказанные экспертным сообществом в ходе предыдущих обсуждений, были учтены: «В процессе работы над рекомендациями данного круглого стола мы с коллегами тогда еще раз посмотрим, что мы предлагали в предыдущем году и еще раз обратимся с просьбой дополнить программу, если министерство сочтет это возможным и необходимым».



Не догма, а руководство к действию

В ходе обсуждения Алексей Кулапин отметил, что с внесением изменений повысился статус госпрограммы: «Программа стала более честной, более работоспособной, более эффективной. В нормативную базу заложено требование: госпрограмма должна базироваться на данных официальной статистики. У нас не всё есть в Росстате, мы работаем над тем, чтобы все индикаторы, которые сюда заложены, были в Росстате.

Действующая редакция госпрограммы разработана в рамках действующих документов стратегического планирования – прогноза социально-экономического развития и действующей редакции Энергетической стратегии. Впереди большая, серьезная работа.

В неутверждаемой части нам предстоит описать все проекты, которые направлены на достижение целей программы, в которых участвуют госкомпании, акционерные общества с госучастием и так далее. Не общим списком, как это было в предыдущей редакции, а поименно проекты с указанием объемов финансирования. Помимо самой госпрограммы, нам в ближайшее время предстоит разработать план мероприятий по ее реализации. Должны быть четко прописаны сроки детализации. Документ будет доступен на сайте Минэнерго для изучения и публичного обсуждения».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 04 (240) февраль 2014 года: