16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/239/15735.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 03 (239) февраль 2014 года

Энергосервис экономит бюджетные деньги

Принятие Федерального закона №261 «Об энергосбережении…» дало новый импульс
для развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности во всех сферах,
в том числе и в бюджетной (социальной).

Последняя в России – объективно энергозатратна еще с советских времен в силу особенностей плановой экономики. Как показала зарубежная практика, наиболее действенный механизм повышения энергоэффективности объектов бюджетного сектора сегодня – проведение комплексных мероприятий в рамках энергосервисных контрактов.

Рассказывает Андрей Протопопов, руководитель Службы управления комплексных проектов Группы компаний «Взлет»:

– Проблемы российской коммунальной отрасли обусловлены следующими факторами: высокой степенью износа основных фондов, длительным периодом дотационного существования и применением экономически не обоснованных тарифов. Все это ограничивает возможности для развития конкурентной среды и привлечения инвестиций. Значительные потери энергии, воды и других ресурсов ведут к неэффективной работе предприятий ЖКХ. Их неудовлетворительное финансовое положение в значительной степени связано с высокими затратами и отсутствием экономических стимулов снижения издержек на оказание жилищных и коммунальных услуг. Активная реализация энергосберегающей политики в ЖКХ и бюджетных организациях возможна только при наличии системного подхода, который включает в себя эффективное использование нормативной базы, ряд механизмов экономического стимулирования, а также методологические и научные разработки.

Для реализации требований ФЗ-261 «Об энергосбережении…» разработаны и действуют региональные программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности», аналогичные программы для городов и муниципальных образований. В программах определены потенциалы энергосбережения и разработаны основные мероприятия для повышения энергоэффективности производства, передачи и потребления ТЭР; повышения энергоэффективности в бюджетных учреждениях и в жилом фонде. Предусмотрено осуществление расчетов по факту за потребленные, переданные и производимые энергоресурсы с использованием приборов учета, а также улучшение экологических показателей среды обитания. Немаловажно, что эти программы стимулируют развитие рынка энергосервисных услуг в коммунальной сфере.

Сегодня в стоимости коммунальных услуг доля затрат на энерго­снабжение (горячая вода, отопление, газо- и электроснабжение) в среднем по России составляет более 60 процентов, из них почти три четверти приходится на отопление. Затраты энергии на отопление единицы площади в нашей стране примерно в 2 раза выше, чем в странах Западной Европы. Таким образом, резервы энергоресурсосбережения в сфере ЖКХ России огромны.

Весьма неэффективным, с точки зрения энергоиспользования, является жилой фонд, значительную долю в котором составляют дома из сборного железобетона, считающиеся по проектным данным самыми энергорасточительными сооружениями. Как показывает опыт эксплуатации, фактические потери тепла в таких домах на 20‑30 процентов выше проектных из‑за низкого качества строительства и несоблюдения норм сопротивления теплопередачи ограждающих конструкций. Для таких жилых домов требуется проведение специфических работ по повышению сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций. Однако эти мероприятия, при существующих тарифах на тепловую энергию, имеют длительный срок окупаемости, в связи с чем их стараются проводить только в рамках капитальных ремонтов. Не менее существенные потери тепловой энергии и других ресурсов происходят при эксплуатации инженерных сетей и оборудования. Только из‑за низкого качества теплоизоляции трубопроводов дополнительно теряется до 30‑40 процентов тепла. В связи с этим в рамках региональных программ повышения энергоэффективности предусмотрена реконструкция тепловых пунктов, насосных станций и сопутствующего оборудования.

Все перечисленные проблемы в полной мере относятся и к организациям бюджетного сектора. Для уточнения и решения проблем энергосбережения в бюджетных организациях необходимо проведение энергетических обследований. В ст. 16 Закона № 261‑ФЗ для учреждений, как и иных организаций с участием государства или муниципального образования, установлено требование о проведении обязательного энергетического обследования (энергоаудита). Основной целью энергетических обследований в соответствии со ст. 15 Закона № 261‑ФЗ является получение объективных данных об объеме используемых энергоресурсов, определение показателей энергетической эффективности, определение потенциала энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также разработка перечня соответствующих мероприятий и проведение их стоимостной оценки. По результатам энергетического обследования составляется энергетический паспорт организации как потребителя ТЭР.

Сегодня можно констатировать, что мероприятия по повышению энергоэффективности в бюджетном секторе проводятся с большим трудом и в очень малых объемах. Руководство бюджетных учреждений далеко не всегда заинтересовано в энергосервисе по причине отсутствия как экономических стимулов, так и дифференцированных методик оценки энергосбережения конкретных бюджетных организаций. В данный момент в стадии реализации находятся всего 24 проекта с общей стоимостью менее 300 миллионов рублей. На диаграмме ниже показано соотношение объема бюджетных средств, выделенных на проведение работ по энергосбережению в бюджетном секторе конкретного региона.

Существующий опыт проведения энергетических обследований в бюджетных организациях позволяет выделить три основные проблемы, препятствующие повышению энергетической эффективности данной сферы:

• недостаточная оснащенность приборами учета энергоресурсов;

• отсутствие системы учета и отчетности потребления ТЭР на всех уровнях бюджетной сферы;

• отсутствие стимулов к снижению потребления ТЭР получателей бюджетных средств на всех уровнях бюджетной сферы.

Реализация проектов повышения эффективности использования энергоресурсов на объектах бюджетной сферы (включая установку приборов учета) позволит высвободить значительные средства для решения многочисленных социальных задач. Проблема здесь состоит не в отсутствии технических решений (их сегодня достаточно на рынке), а в отсутствии мотивации для реализации энергосберегающих мероприятий. Часть экономии бюджетных средств за счет повышения энергоэффективности должна оставаться в распоряжении бюджетной организации. Только тогда у нее появится желание активно заниматься экономией энергоресурсов.

Первым этапом должно быть проведение организационных мероприятий по повышению энергоэффективности. Экономический эффект от их внедрения складывается из установления стабильного экономичного режима потребления энергоресурсов и приведения договорных отношений между потребителем и энергосбытовой организацией в соответствие с юридическими и нормативными документами. Определить действительную экономию ТЭР можно только при наличии разработанных нормативов потребления ТЭР для каждой организации, каждого здания. Второй, не менее важный шаг – заключение договора и проведение обязательного энергетического обследования. И наконец, для реализации наиболее затратных технических мероприятий рекомендуется заключать энергосервисные договоры (контракты). Государственные или муниципальные энергосервисные контракты заключаются по результатам двухэтапного конкурса и оплачиваются в соответствии с бюджетным законодательством РФ о размещении заказов (№ 44‑ФЗ от 05.04.2013 года, до 01.01.2014 года – в соответствии с № 94‑ФЗ от 21.07.2005 года).

Энергосервисный контракт – это договор на установку энергоэффективного оборудования (либо замену старого оборудования энергосберегающим) на объектах предприятия после всестороннего энергоаудита со стороны компании-исполнителя. Правовые основы заключения таких договоров закреплены в главе 5 № 261‑ФЗ. Энергосервисный контракт предполагает выполнение комплекса мероприятий, включая работы по регулированию систем потребления тепловой энергии и воды, замену в зданиях и сооружениях инженерных коммуникаций, окон, крыш и т. д. Применение на практике энергосервисных контрактов позволяет значительно уменьшить энергетические потери, повысить эффективность и экономию потребления энергоресурсов.

Группа компаний «Взлет», одно из ведущих российских предприятий по выпуску систем учета и регулирования потребления энергоресурсов, готова предложить современные технические решения на базе интеллектуальных методов автоматического регулирования для систем теплопотребления в рамках выполнения энергосервисных контрактов для предприятий бюджетной сферы. Внедрение автоматизированных тепловых пунктов «Взлет АТП» сегодня является наиболее перспективным и экономически выгодным способом обеспечения эффективного теплопотребления и благоприятного теплового режима здания.

Автоматизация тепловых пунктов позволяет контролировать величину расхода теплоносителя в соответствии с договором на теплоснабжение. Наличие этой функции позволяет при «дефиците» температуры в тепловой сети сохранять ее «жизнеспособность» без ущерба для потребителей, выравнивая тепловую нагрузку. Таким образом, применение АТП производства ГК «Взлет» позволит улучшить работу системы теплоснабжения в целом, а вкупе с организацией коммерческого приборного учета потребленной тепловой энергии даст возможность конечным потребителям значительно снизить расходы при взаиморасчетах с теплоснабжающей организацией, а также оценить объем теплопотребления и эффективность мероприятий в рамках энергосервисных контрактов.

Стоит отметить, что сроки окупаемости и экономия в результате применения автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов зависят от множества различных факторов: условий теплоснабжения, схем присоединения, температурных графиков, тепловой мощности, климатических особенностей местности и т. д. Для анализа окупаемости сравниваются данные по ожидаемой экономии со стоимостью внедрения систем автоматизации тепловых пунктов. При этом стоимость оборудования тепловых пунктов в значительной степени зависит от технических условий присоединения к тепловым сетям. Наиболее выгодным решением является автоматизация объектов, присоединенных по зависимой схеме, работающих по повышенному температурному графику в условиях бездефицитного теплоснабжения.

Сегодня для масштабного проведения энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере созданы все условия: сформирована нормативная база, для регионов созданы целевые программы развития, существуют проверенные рынком современные технические решения. Однако есть факторы, тормозящие развитие энергосервиса в нашей стране. Это отсутствие действенных экономических стимулов к энергосбережению для бюджетных предприятий, высокие риски для энергосервисных компаний, а также отсутствие достаточного опыта энергосервиса в России.

Энергосервис экономит бюджетные деньги
Группа компаний «ВЗЛЕТ»
190121, г. Санкт-Петербург, Мастерская ул., д.9
Тел.: 8(800) 333-888-7
E-mail: mail@vzljot.ru
www.vzljot.ru

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 03 (239) февраль 2014 года:

  • Всероссийское введение соцнормы могут отложить
    Всероссийское введение соцнормы могут отложить

    По сообщениям информагентств, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поддержал предложение партии «Единая Россия» не вводить с 1 июля 2014 года социальную норму потребления электроэнергии для всех субъектов Федерации. ...

  • Отношения труда и капитала наладит Отраслевое тарифное соглашение
    Отношения труда и капитала наладит Отраслевое тарифное соглашение

    В декабре 2013 года в Минэнерго России под председательством министра энергетики Александра Новака состоялось совещание с участием Объединения РаЭл и «Всероссийского Электропрофсоюза» (ВЭП). ...

  • ТЭЦ для Байкальска заменит мощности комбината
    ТЭЦ для Байкальска заменит мощности комбината

    Жители города Байкальска Иркутской области одобрили строительство угольной котельной, которая придет на смену действующей ТЭЦ Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, подлежащего закрытию. ...

  • Принята программа по атомной энергетике
    Принята программа по атомной энергетике

    Польское правительство утвердило программу развития атомной энергетики, которая предусматривает строительство в стране двух АЭС, первая из которых должна начать работу до 2024, а вторая – до 2035 года. Программа содержит список задач, среди которых – принятие необходимых законов, модернизация линий электропередачи, создание соответствующего надзорного органа, подготовка специалистов. График предусматривает четыре этапа реализации про...

  • Василий Ситдиков: «Переход на зимнее время создаст волну негатива»
    Василий Ситдиков:  «Переход на зимнее время создаст волну негатива»

    Российские граждане, только начавшие привыкать к жизни в режиме «вечного лета», могут вновь вернуться к зимнему времени. ...