16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/237/15689.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 01-02 (237-238) январь 2014 года

«Умные» приборы учета: от мировых тенденций к российским реалиям

Тема номера Михаил ГАЛИЕВ, коммерческий директор группы компаний «Взлет»

Переход от «балансового» к «приборно-расчетному» методу потребления энергоресурсов, принявший в последние годы массовый характер в ЖКХ, сопровождается широким внедрением современных технологий учета тепла, газа и воды.

В обиходе сегодня такие понятия, как «автоматизация процессов энергопотребления», «информационно-измерительные системы», «интеллектуальные измерения и учет энергоресурсов». Попробуем разобраться, что же представляют из себя так называемые «умные» приборы учета потребления энергии и насколько они применимы в российских реалиях.



Интеллектом по менталитету?

Под термином «интеллектуальный счетчик» обычно подразумевают счетчики электроэнергии, однако в последнее время в странах Европы он также применяется к средствам измерения других потребляемых коммунальных ресурсов, таких, как природный газ, тепло и вода. Интеллектуальные счетчики как более качественная (но не дешевая) альтернатива традиционным приборам учета, обеспечивающие объективный учет каждому потребителю, мониторинг потребления и управление потреблением через интернет, все шире применяются во многих странах мира. При этом существуют региональные различия в степени развития этого рынка. Наиболее интенсивный рост наблюдается в странах Западной и Северной Европы, где вопросами «интеллектуализации» учета ресурсов занимаются уже давно. В то же время степень распространения «умных приборов» в восточноевропейских государствах пока что сдерживается медлительностью коммунальных предприятий и отсутствием стимулирующих инструментов у национальных регуляторов.

Готовы ли отечественные производители энергии, коммунальный комплекс и регулирующий институт власти к преемственности зарубежного опыта?

Общая ситуация с массовым «оприбориванием» объектов ЖКХ в регионах летом 2013 года была такой: к июлю минувшего года требования Федерального закона № 261 «Об энергосбережении…» хозяйствующие субъекты (предприятия ЖКХ и ресурсоснабжающие организации (РСО)) выполнили лишь частично. Двухлетний срок, определенный ФЗ № 261 на проведение работ по обязательной установке приборов учета тепловой энергии и воды, оказался недостаточным. Осенью 2013 года в среднем по регионам оснащенность многоквартирных домов общедомовыми приборами учета воды составила 55‑60 процентов, а тепла – 60‑65 процентов. Немногим лучше ситуация и сегодня…

Рассмотрим, каковы причины такого «исполнения» законодательства. В первую очередь, это состояние инженерных систем и коммуникаций, доставшихся в наследство с советских времен и требующих разработки специ­фических технических решений для достоверного измерения ресурса, через них поставляемого. Что, в свою очередь, приводит к невозможности обеспечения требуемых характеристик теплоносителя и воды, производимых ресурсоснабжающими организациями при транспортировке энергоресурсов конечному потребителю. Далее, объекты ресурсопотребления (в нашем случае – многоквартирные дома) в регионах зачастую имеют нетиповые, а иногда и единственные в своем роде конструктивные решения, и отечественным производителям приборов и систем учета приходится регулярно решать задачи «со множеством неизвестных» для адаптации своего продукта к местной коммунальной инфраструктуре. Таким образом, по совокупности объективных обстоятельств решение задачи повсеместной установки общедомовых систем учета в России являет собой уникальный общегосударственный проект с применением нестандартных технических и технологических решений.

С поквартирными же счетчиками тепла и воды дела на местах обстоят и вовсе плачевно. Сегодня массово оснащаются индивидуальными приборами в основном новостройки крупных городов, львиная же доля квартирного фонда в России прелестей современных и цивилизованных методов учета энергоресурсов лишена. Жильцы в массе своей не торопятся с установкой поквартирных счетчиков и уповают на честность управляющих компаний и администраций ТСЖ при начислении платы за потребленную энергию.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что в нынешних нерадужных реалиях повышения энергоэффективности отечественной экономики и реализации законодательных инициатив энерго­сбережения все попытки прямого заимствования опыта стран Европы и Америки по внедрению так называемых «интеллектуальных» приборов учета не просто обречены на неудачу. Они по ряду причин, экономических и социальных, будут тормозить и без того неспешный переход к цивилизованным рыночным отношениям между поставщиками и потребителями энергоресурсов.



«Умные» системы учета для России

Даже в столь непростых условиях построения национальной системы приборного учета отечественным производителям все же удалось адаптировать и предложить рынку ресурсопотребления высокотехнологичные продукты и решения. Сегодня с изрядной долей уверенности можно говорить о том, что, несмотря на далеко не лучшее состояние инженерных сетей и систем жизнеобеспечения, приборный учет в России будет организован с максимальным применением современных технологий.

Вслед за лавинообразным расширением приборного «парка» и динамичным ростом количества эксплуатируемых узлов учета энергоносителей на первый план вышли задачи оптимизации сбора и обработки гигантского количества информации, поступающей с узлов учета энергоресурсов. Благодаря усилиям российских компаний современные высокоточные приборы и интеллектуальные средства коммуникации сегодня в состоянии обеспечить достоверную и своевременную передачу информации и необходимый регулярный контроль состояния оборудования. Действенным инструментом для решения этих задач являются автоматизированные системы сбора и обработки данных коммерческого учета энергоресурсов (АСКУЭ). Основное предназначение АСКУЭ – эффективный автоматизированный учет и контроль поставки и потребления тепловой энергии и воды на объектах ресурсопотребления (в нашем случае – объектах ЖКХ), а также осуществление контроля за работой общедомовых систем и своевременное формирование необходимой информации для решения экономических и технологических задач. В общих чертах АСКУЭ представляет собой централизованную систему с многоуровневой организацией, функционирующую круглосуточно без постоянного присутствия обслуживающего персонала.

Помимо регулярного контроля состояния объекта и наблюдения за технологическими процессами расхода энергоносителей на узле учета в режиме реального времени, основной задачей АСКУЭ является сбор, накопление и обработка данных узлов учета для обеспечения коммерческих взаиморасчетов между поставщиками и потребителями энергоресурсов. Учитывая, что количество узлов учета, находящихся в эксплуатации, часто исчисляется сотнями, а иногда и тысячами, несложно представить себе объемы получаемой информации. Важнейшим условием решения задачи сбора данных является их гарантированное получение на диспетчерский компьютер и сохранение.

В последние годы при разработке и внедрении систем диспетчеризации особое внимание уделяется построению низкозатратных гибко масштабируемых решений с использованием программных комплексов и специализированных средств связи. Как показала практика, широкое использование программно-технических решений вкупе с применением наиболее совершенных ИТ-технологий дает возможности для оперативной реализации проектов по созданию территориально распределенных автоматизированных информационно-измерительных систем (АИИС) федерального масштаба. Иерархическая структура таких систем обеспечивает необходимой информацией всех заинтересованных лиц, начиная от простых потребителей энергоресурсов до региональных институтов исполнительной власти, отвечающих за планирование и контроль потребления энергоресурсов. При этом АИИС отличает высокая надежность, слабая зависимость от проектных ошибок, относительно небольшая стоимость внедрения и эксплуатации.

Российский бизнес уже имеет успешный опыт внедрения АИИС в регионах. К примеру, только количество масштабных централизованных диспетчерских систем, использующих АИИС на базе программного комплекса «Взлет СП», за десять лет успешной эксплуатации перевалило за тысячу. В настоящее время в городе Кирове и Кировской области по инициативе и при непосредственном участии группы компаний «Взлет» ведутся работы по внедрению централизованной АИИС в коммунальном секторе. Реализация данного проекта ликвидирует безучетное потребление энергоресурсов, обеспечит заинтересованные стороны полной, своевременной и достоверной информацией о производстве, транспортировке и потреблении ресурсов и в целом будет способствовать повышению энергоэффективности ЖКХ региона. Кроме того, по инициативе ГК «Взлет» и заинтересованных организаций города Астрахань планируется создать предприятие, которое выступит оператором коммерческого учета коммунальных ресурсов. За счет средств учредителей данная организация обеспечит уже в текущем году ввод в эксплуатацию программно-аппаратных средств АИИС на существующих узлах учета.

Группа компаний «Взлет», последовательно выступая за создание института операторов коммерческого учета в России и используя собственные наработки и уникальный опыт по разработке и внедрению автоматизированных систем управления и диспетчеризации, сегодня реализует подобные проекты в ряде городов РФ – Пензе, Нижнем Новгороде, Волгограде, Йошкар-Оле, Набережных Челнах и др.

Повсеместное внедрение и запуск в эксплуатацию полноценных сертифицированных систем сбора и передачи информации о потреблении коммунальных ресурсов будет способствовать повышению энергоэффективности регионов РФ, обеспечит оперативность передачи данных в создаваемые государственные информационные системы (ГИС ТЭК и ГИС ЖКХ) и повлияет на сроки формирования института операторов коммерческого учета коммунальных ресурсов как наиболее эффективного инструмента управления процессами энергосбережения в России.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 01-02 (237-238) январь 2014 года:

  • Водный налог: энергетики просят об отсрочке
    Водный налог: энергетики просят об отсрочке

    Российские энергетики встревожены перспективой резкого повышения платежей за пользование водными ресурсами. Ряд генерирующих компаний обратился в Министерство природных ресурсов с просьбой предусмотреть пониженные ставки водного налога для генераторов. ...

  • Снимает ли полис ОСОПО все вопросы?
    Снимает ли полис ОСОПО все вопросы?

    О работе закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» рассказывает заместитель начальника управления – начальник отдела страхования опасных объектов ОСАО «Ингосстрах» Андрей Копыток. ...

  • НИИ «Севкабель» награжден и настроен на работу
    НИИ «Севкабель» награжден и настроен на работу

    НИИ «Севкабель» и его сотрудники получили почетные награды. ...

  • Министерство экономического развития не отказывается от введения долгосрочных контрциклических тарифов
    Министерство экономического развития не отказывается от введения долгосрочных контрциклических тарифов

    Минэкономразвития России не отказывается от идеи ввести схему долгосрочных контрциклических тарифов. Об этом сообщил глава ведомства Алексей Улюкаев (на фото). С их помощью производители и потребители услуг смогут прогнозировать денежные потоки. ...

  • Чем опасна кухня
    Чем опасна кухня

    «Мой дом – моя крепость». Для современного человека домашний очаг – не просто жилище, но и островок безопасности в огромном враждебном мире. Где, как не дома, за стальными дверьми и толстыми стенами, можно укрыться от «темной силы», господствующей на городских улицах? Дома не собьет машина, не упадет на голову кирпич. ...