16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/237/15686.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 01-02 (237-238) январь 2014 года

Новые возможности на благо отрасли

Тема номера Беседовал Павел КАНАЕВ

В наше время нескончаемого информационного водоворота ИТ-решения стали незаменимым
помощником для любого предприятия. Притом ниша информационных технологий, кажется,
растет не по дням, а по часам.

Процессный подход к управлению, электронные информационные системы и программы документооборота – все это уже давно перестало быть для России «экзотикой», превратившись в важную часть повсе­дневной работы.

Пожалуй, энергетика, без всякого преувеличения, – один из лидеров среди отраслей промышленности по применению ИТ-продуктов. Достаточно вспомнить «умные сети» (Smart Grid), во многом задающие вектор развития всего энергетического комплекса.

О роли информационных технологий в современной российской энергетике, а также о значимом проекте, реализованном в ОАО «Челябэнергосбыт», рассказал заместитель руководителя департамента корпоративных проектов компании «Xerox Россия» Владимир Лысенко.



Тенденции рынка и потребности бизнеса – превыше всего

– Расскажите, пожалуйста, о важности внедрения технологий ИТ в энергетическом комплексе. Какие возможности это дает энергетикам, какие проблемы позволяет решить (в общих чертах).

– Разумеется, энергетика – одна из стратегических отраслей, находящаяся под пристальным контролем государства. Но вместе с тем это крайне динамичный рынок, на котором жизнь буквально бьет ключом. Меняются конъюнктура и потребности заказчиков, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на внутренние бизнес-процессы энергетических компаний.

В частности, изменения претерпевают процессы документооборота и взаимодействия с потребителями: игроки рынка начинают уделять повышенное внимание сокращению издержек на обработку документов, а также улучшению качества коммуникаций с клиентами. Современные технологии позволяют наиболее эффективно решать все эти задачи. Например, наша компания предлагает программно-

аппаратные комплексы для организации офисной и биллинговой печати, а также системы электронных коммуникаций с клиентами. Эти решения разрабатываются с учетом тенденций рынка и индивидуальных потребностей бизнеса наших заказчиков, позволяя им повышать эффективность процессов и, в конечном итоге, конкурентоспособность своих организаций.

– Не могли бы вы пояснить, как конкретно внедряются технологии по работе с документами и коммуникациям с клиентами в энергетической сфере?

– Внедрение систем для оптимизации процессов работы с документами или взаимодействия с потребителями проходит в несколько этапов. Вначале выполняется обследование инфраструктуры предприятия, анализ особенностей бизнеса заказчика, на основе чего подбирается решение, отвечающее заявленным требованиям. После того как решение приводится в полное соответствие с поставленными задачами, наступает этап внедрения, опытной эксплуатации, обучения сотрудников, окончательного разворачивания внедряемой системы и ее перевода в промышленную эксплуатацию.

Важно отметить, что в рамках реализации проектов мы выступаем не просто поставщиком ИТ-продукта, но и консультантом в той предметной области, в которой проводится оптимизация. Наши специалисты оказывают необходимую поддержку заказчику на всех этапах проекта, максимально адаптируя решение под специфику клиента.



Инновации систематизируют процессы

– Насколько такие технологии развиты в мировой и в российской энергетике на сегодняшний день?

– В мировой практике применение инновационных технологий уже давно стало не просто привычным, а необходимым элементом развития отрасли. В России этот процесс пока находится на начальной стадии, и одна из задач технологических компаний – информирование рынка о возможностях инноваций для энергетического комплекса. На наш взгляд, наиболее показательным примером того, как технологии решают задачи бизнеса, являются реализованные и текущие проекты. В российской практике имеются примеры успешного внедрения программных и аппаратных продуктов для оптимизации процессов работы с документами и взаимодействия с потребителями, например система электронных коммуникаций с абонентами в ОАО «Челябэнергосбыт». Кроме того, в различных компаниях отрасли установлены наши комплексы для организации биллинговой и офисной печати, которые позволяют сделать эти процессы быстрыми и экономически эффективными.

– Каковы основные проблемы российской энергетики, которые позволяют решать инновационные ИТ-технологии?

– Было бы некорректно говорить о том, что внедрение ИТ-решений является панацеей для отечественной энергетики. Однако ряд процессов можно существенно оптимизировать при помощи инноваций. Например, темпы развития энергетического комплекса снижаются во многом из‑за недостаточной прозрачности и низкой эффективности процессов сбора платежей и технологического присоединения. Внедрение ИТ-технологий повышает прозрачность процессов, улучшает платежную дисциплину населения. Все это обеспечивает игрокам рынка необходимые ресурсы для развития и повышения конкурентоспособности. Например, при помощи уже упомянутых электронных личных кабинетов в ОАО «Челябэнергосбыт» пользователи могут оперативно получать информацию о своей задолженности за электроэнергию, вводить показания счетчиков, оплачивать счета, просматривать архив квитанций, детализацию начислений и историю платежей.

Еще один «камень преткновения» – неэффективность механизма технологического присоединения. 20 марта 2013 года на совещании по развитию электросетевого комплекса РФ в Ново-Огарево президент России Владимир Путин отметил: «Это серьезная проблема. На получение нужных согласований уходит 9 месяцев, а то и больше. Сохраняются возможности для разного рода злоупотреблений. Такую ситуацию нужно коренным образом менять: совершенствовать законодательство, усиливать борьбу с коррупцией, упрощать саму процедуру технологического присоединения».

В ответ на эту потребность отрасли наша компания разработала систему «Единое окно», задача которой – сокращение сроков присоединения к электросетям в соответствии с постановлением правительства РФ от 9 декабря 2013 года «О повышении доступности энергетической инфраструктуры для потребителей электрической энергии». За счет применения облачных интернет-технологий и профессиональных инструментов для управления документо­оборотом между сетевой компанией, энергосбытом и потребителем решение значительно повышает эффективность коммуникаций. Кроме того, система своевременно оповещает все стороны о статусах прохождения заявок и сроках исполнения и, в конечном счете, существенно сокращает время, затраченное на технологическое присоединение объектов потребителей.



Сорок лет на российском рынке

– Если можно, несколько слов о компании Xerox. Каковы основные направления деятельности компании, ее место на рынке?

– Xerox – это ведущий мировой производитель решений и поставщик услуг по работе с информацией и документами. Наша компания предлагает российскому энергетическому комплексу уникальный опыт и глубокую отраслевую экспертизу не только в сегменте промышленной печати и полиграфии, но и в сферах оптимизации инфраструктуры офисного документо­оборота, управления информацией, персонализированных коммуникаций, потокового ввода и обработки документов. На российском рынке компания Xerox представлена с 1974 года. На сегодняшний день на территории России работают восемь региональных представительств, а обширная партнерская сеть обеспечивает стопроцентное сервисное покрытие субъектов Федерации. Приоритетным направлением деятельности компании в энергетическом секторе является разработка инновационных решений на основе анализа рыночных тенденций и индивидуальных потребностей каждого заказчика.

– Расскажите, пожалуйста, о наиболее значимых и интересных проектах, как реализованных, так и текущих.

– Для отрасли мы предлагаем решения в двух направлениях: это оптимизация взаимодействия с потребителями и процессов работы с документами. В области повышения эффективности взаимодействия с клиентами стоит еще раз отметить внедрение в ОАО «Челяб­энергосбыт» системы управления коммуникациями с потребителем. Реализация проекта дала заказчику возможность оптимизировать движение информации на всех этапах – от печати квитанций и их электронной доставки до подтверждения оплаты в личном кабинете пользователя.

Во многих энергетических компаниях установлены комплексные решения для биллинговой печати и конвертования. Например, в ОАО «Татэнергосбыт», ООО «Иркутскэнергосбыт», липецком филиале ОАО «Квадра» – «Восточная генерация» наши технологии позволили в разы ускорить обработку платежных квитанций.



Новые возможности для абонентов

– Вы неоднократно упоминали проект внедрения системы управления коммуникациями в ОАО «Челябэнергосбыт». Не могли бы вы подробнее рассказать об этом проекте? Возможно, уже можно сделать какие‑то выводы?

– Прежде всего, реализованный в ОАО «Челябэнергосбыт» проект был нацелен на повышение качества обслуживания клиентов. Особое внимание было уделено ускорению доставки счетов и получения оплаты за услуги энерго­снабжения. Для этого специалисты Xerox провели в несколько этапов интеграцию продукта «Управление коммуникациями с клиентами», стержнем которого является система личных кабинетов.

Внедрение решения началось в третьем квартале 2010 года. Уже с августа 2011 года сервис стал доступен всем физическим, а с января 2013 года – юридическим лицам. Нововведение открыло массу возможностей для абонентов: теперь они могут оплачивать счета за электроэнергию через интернет, следить за историей платежей и начислений, узнавать о сроках оплаты и размере задолженности. Еще одним важным плодом реализации проекта стало создание электронного архива клиентских документов с возможностью быстрого поиска и просмотра.

– Если не секрет, какова конкуренция на рынке ИТ-услуг в российской энергетике?

– Конкуренция, несомненно, высока. Однако нашей компании удалось занять на этом рынке стабильную позицию. Сталкиваясь с проблемами повышения эффективности работы, предприятия энергетического комплекса могут либо пойти по пути самостоятельного поиска ИТ-продуктов, либо прибегнуть к помощи профильных подрядчиков. Поскольку предложений на рынке сегодня столько, что разбегаются глаза, зачастую предприятиям сложно сделать выбор самостоятельно. В связи с этим Xerox активно консультирует заказчиков, помогая им выбрать решение, которое может оптимально интегрироваться в существующую ИТ-инфраструктуру.

При реализации любого масштабного проекта наша компания уделяет особое внимание обучению персонала работе с установленным оборудованием и ПО, оказывая необходимую поддержку как во время внедрения, так и во время ее промышленной эксплуатации. Такой подход позволяет предприятиям энергетического комплекса достичь максимальной отдачи от оптимизации бизнес-процессов.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 01-02 (237-238) январь 2014 года:

  • Резина – конструкционный материал для энергетических объектов
    Резина – конструкционный материал для энергетических объектов

    Резина, как конструкционный материал, пожалуй, является в энергетике наиболее востребованным материалом из класса полимеров. Понятие «резина» объединяет большую группу композиционных материалов, способных легко деформироваться под действием сравнительно небольших нагрузок и восстанавливать свою форму после весьма значительных деформаций. Как конструкционный материал резина обладает уникальными свойствами: она способна, не разрушаясь и б...

  • Золотую столицу Колымы «накрыли» сетью. Высоковольтной
    Золотую столицу Колымы «накрыли» сетью. Высоковольтной

    «В Магадане хорошая погода, солнечно, минус 31, будем рады вновь видеть вас на борту нашего самолета», – так оптимистично попрощался с пассажирами командир экипажа рейса Москва – Магадан. ...

  • Издательство "Инфра-Инженерия" представляет новые книги
    Издательство

    Издательство "Инфра-Инженерия" представляет новые книги известных специалистов В.И. Гуревича "Уязвимости микропроцессорных реле защиты: проблемы и решения" и О.Г. Захарова "Надежность цифровых устройств релейной защиты. Показатели. Требования. Оценки". ...

  • Водный налог: энергетики просят об отсрочке
    Водный налог: энергетики просят об отсрочке

    Российские энергетики встревожены перспективой резкого повышения платежей за пользование водными ресурсами. Ряд генерирующих компаний обратился в Министерство природных ресурсов с просьбой предусмотреть пониженные ставки водного налога для генераторов. ...

  • Министерство экономического развития не отказывается от введения долгосрочных контрциклических тарифов
    Министерство экономического развития не отказывается от введения долгосрочных контрциклических тарифов

    Минэкономразвития России не отказывается от идеи ввести схему долгосрочных контрциклических тарифов. Об этом сообщил глава ведомства Алексей Улюкаев (на фото). С их помощью производители и потребители услуг смогут прогнозировать денежные потоки. ...