16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/237/15680.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 01-02 (237-238) январь 2014 года

Министерство энергетики представило новую модель рынка тепла

Власть Иван СМОЛЬЯНИНОВ

В преддверии нового года Мин­энерго представило предложения по реформированию рынка тепла. Проект соответствующего федерального закона был опубликован 31 декабря на сайте ведомства.

В министерстве рассчитывают за счет реформ все же создать условия для прихода в отрасль инвестиций, необходимых для ликвидации огромного износа и отсталости основных производственных фондов, окупаемость которых в текущих условиях из‑за сдерживания роста тарифов и снижения отпуска теплоэнергии практически невозможна.

«Привлечь стороннего инвестора в рамках сложившейся системы отношений не удается из‑за высоких регуляторных рисков. При этом у самих участников рынка нет инструментов и экономических стимулов заниматься решением накопленных проблем: в системе теплоснабжения нет единого ответственного за надежность и качество теплоснабжения, а у потребителей нет адекватных механизмов, позволяющих добиваться компенсации при нарушениях и требовать улучшения ситуации», – отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

«Самые эффективные по технологии участники рынка тепловой энергии – источники, функционирующие в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, находятся в особо сложном положении из‑за наличия перекрестного субсидирования между двумя рынками с разным порядком ценообразования: регулируемые тарифы на тепловую энергию для них зачастую занижаются, а нерегулируемые цены на рынке электрической энергии и мощности в силу его специфики не позволяют покрыть эти убытки. В результате наиболее технологически эффективные источники, в частности по показателям использования топлива, оказываются экономически невыгодными», – признают в Минэнерго.

Решением названных проблем «может стать принципиальное изменение подхода к системе отношений и к модели ценообразования в сфере теплоснабжения», считают в министерстве.

«Законопроект ставит целью создание условий для возникновения новой сбалансированной системы отношений между всеми участниками процесса теплоснабжения, основанной на экономических стимулах к повышению эффективности, надежности и качеству ее функционирования, при справедливой цене на тепловую энергию для конечных потребителей», – указывается в пояснительной записке.

В качестве справедливой цены для конечных потребителей в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации предлагается рассматривать цену теплоэнергии (мощности), определяемую исходя из минимальной стоимости теплоэнергии (мощности), которую можно произвести и поставить потребителям с использованием наилучших доступных технологий (далее – индикативный уровень цены на теплоэнергию (мощность)).

Внедрение новой системы отношений предлагается осуществлять на всей территории РФ с использованием переходного периода, который связан с постепенным доведением регулируемых тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, до индикативного уровня цены на тепловую энергию (мощность). Переходный период устанавливается с 1 июля 2014 года до достижения одной из более поздних дат: даты достижения индикативного уровня цены на тепловую энергию (мощность) или 1 января 2016 года. По завершении указанного переходного периода индикативный уровень цены на тепловую энергию (мощность) становится предельным уровнем нерегулируемой цены для потребителей. При этом Правительством РФ по предложению уполномоченного органа власти субъекта РФ могут быть определены территории, на которых сохранится действующая система регулирования цен (тарифов) для всех участников процесса теплоснабжения (далее – регулируемые зоны теплоснабжения). Законопроектом устанавливаются критерии, при соответствии которым территории РФ могут быть отнесены к регулируемым зонам теплоснабжения.

Законопроект содержит норму, в соответствии с которой при тарифном регулировании не учитываются тарифные и экономические последствия, возникающие в связи с осуществлением деятельности по нерегулируемым ценам, то есть при отмене тарифного регулирования не должен произойти рост тарифов для остальных потребителей, в том числе из‑за убытков теплоснабжающих организаций. При этом цены (тарифы), подлежащие регулированию, должны учитывать экономически обоснованные расходы и не могут быть снижены из‑за доходов от нерегулируемой деятельности.

Такие изменения предоставляют возможность определения цен на отдельные товары в сфере теплоснабжения по соглашению сторон, что необходимо для предотвращения ухода потребителей от централизованного теплоснабжения на индивидуальные автономные источники теплоснабжения, наблюдаемого в настоящее время из‑за отсутствия возможности договориться об иной цене, кроме как установленной регулирующим органом.


Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 01-02 (237-238) январь 2014 года:

  • Потребление угля в России в 2013 году снизилось
    Потребление угля в России в 2013 году снизилось

    Потребление угля в России в прошедшем году снизилось на 6,3 процента из‑за конкуренции с природным газом. ...

  • Водный налог: энергетики просят об отсрочке
    Водный налог: энергетики просят об отсрочке

    Российские энергетики встревожены перспективой резкого повышения платежей за пользование водными ресурсами. Ряд генерирующих компаний обратился в Министерство природных ресурсов с просьбой предусмотреть пониженные ставки водного налога для генераторов. ...

  • Новые возможности на благо отрасли
    Новые возможности на благо отрасли

    В наше время нескончаемого информационного водоворота ИТ-решения стали незаменимым помощником для любого предприятия. Притом ниша информационных технологий, кажется, растет не по дням, а по часам. ...

  • Игорь Джурко, генеральный директор ОАО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания»
    Игорь Джурко, генеральный директор ОАО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания»

    – Сложно представить современные объекты энергетики без применения информационных технологий. Пример – энергетический кластер на острове Русский во Владивостоке, построенный накануне саммита АТЭС-2012. В его основе – три высокотехнологичные мини-ТЭЦ: «Северная», «Центральная» и «Океанариум». Станции объединены магистральной сетью передачи данных как для автоматизированного управления и телемеханики электроэнергетической системы, так и д...

  • Каждому свету – свое место и время
    Каждому свету – свое место и время

    Рынок светодиодной техники за сравнительно короткий срок вырос буквально и вширь, и ввысь: количество производителей стремительно растет, конкуренция – тоже, расширяются сферы применения таких технологий, увеличивается состав и комплектация самих светильников. ...