16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/225/15198.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 13-14 (225-226) июль 2013 года

Потребители – сбыты – сети: от упреков к диалогу

Электрические сети и сбыт Подготовил Сергей ХОРОЛЬСКИЙ

Потребителю электроэнергии в конечном итоге все равно, какая из энергокомпаний на каком этапе за что отвечает. Ему важно, чтобы услуги, за которые он платит, оказывались исправно и в полном объеме.

Однако так ли однозначна сегодня проблема качества электроэнергии? Что и кто влияет на этот ключевой показатель? В чем причины конфликта участников неразрывной цепочки «потребители – сбыты – сети»? И главное, как сделать так, чтобы нареканий на качество электричества стало меньше?

За комментариями мы обратились в МРСК Северо-Запада.

Принято считать, что качество электроэнергии – зона ответственности только электросетевой компании. Раз сетевики обеспечивают транспортировку, им и отвечать за то, каким электричество приходит к потребителю.

– Действительно, качество электроэнергии – одна из ключевых повседневных забот наших специалистов, – говорит заместитель генерального директора ОАО «МРСК Северо-Запада» по техническим вопросам – главный инженер Андрей Горохов. – В каждом регионе присутствия компании созданы центры обслуживания клиентов, открыта интернет-приемная, позволяющая предельно оперативно реагировать на жалобы потребителей. Все центры питания, к которым подключены бытовые потребители, сертифицированы. Только с начала года у нас на 20 процентов увеличилось число приборов контроля качества. Запланировано создание совета потребителей. Но можно ли только усилиями сетевой компании обеспечить стопроцентное качество поступающей потребителю электроэнергии?

За 2011 и 2012 годы мы провели около шести тысяч замеров качества электроэнергии в 1600 центрах питания, – продолжает главный инженер компании. – В 50‑70 процентах случаев сами потребители или обслуживающие организации вносят искажения в сеть.

Так, например, в сельской местности существенно снижают качество те, кто подключается незаконно и попросту занимается воровством. Нелегальное (бездоговорное) подключение загородного дома или даже теплицы может вызвать несимметрию напряжения в целом поселке, а это выход из строя электроприемников у одних и низкое напряжение у других жителей.

Аналогичные примеры несимметрии нагрузок можно привести и в многоквартирном жилом доме в черте города, когда управляющая компания не контролирует и не выравнивает нагрузку по фазам. Из общего числа нарушений по вине потребителей такого рода проблем почти 30 процентов.

Как добавляет главный инженер МРСК Северо-Запада, существенные искажения в сеть крупных энергорайонов вносят объекты железнодорожного транспорта, горно-обогатительные фабрики и другие энергоемкие предприятия. В этом случае необходима слаженная работа сетевой компании и таких энергопотребителей.

– Если у потребителя возникает проблема с качеством электроэнергии, ему необходимо в первую очередь проверить собственные сети, обратившись в обслуживающую дом или поселок организацию (ТСЖ, УК), – объясняет Андрей Горохов. – Соответствующие замеры помогут точно определить, где именно проблема. От того, как сами потребители управляют собственными сетями, в немалой степени зависит качество поступающей к ним электроэнергии.

Говоря о проблемах, возникающих в сетях МРСК, главный инженер предприятия отметил, что там, где их возможно устранить собственным силами, компания делает это в течение тридцати дней. В ряде случаев сроки зависят от схем подключения и необходимости отключений потребителей. Если требуются капитальные вложения, затраты включаются в инвестиционные и ремонтные программы, которые рассматриваются региональными энергетическими комиссиями.

– На сроки устранения нарушений, вызванных самими потребителями, сетевая компания в рамках правового поля повлиять не может, – подчеркнул Андрей Горохов.

Рост числа присоединений к сетям потребителей до 15 кВт – еще один объективный фактор, влияющий на качество электроэнергии.

– Сегодня практика приобретения больших земельных участков, деления их на части и подключение каждой из этих частей отдельно по льготной цене получила широкое распространение, – комментирует заместитель генерального директора по развитию и реализации услуг Александр Михальков. – При этом возводить объекты, для которых запрашиваются мощности, никто не собирается. В итоге мы строим «в пустоту», а результат такого строительства – многочисленные опоры в чистом поле, с одной стороны, и реальные населенные пункты, сети которых давно требуют реконструкции, – с другой. Происходит не что иное, как злоупотребление потребителями правом на льготное присоединение.

Сетевая организация в полной мере выполняет возложенные на нее обязательства, но при этом несет непомерную социальную нагрузку. Подключая льготников за 550 рублей, мы берем на себя затраты, в сотни раз превышающие эту сумму. Срок окупаемости таких вложений – более двадцати лет. Зачастую они просто убыточны, потому что сети есть, а потребителей нет.

При износе действующих сетей на 70‑75 процентов мы вкладываем деньги не в их реконструкцию, а в подключение льготников, которые в ряде случаев сами наживаются на созданных для них вольготных условиях. И если эта проблема не будет решена на государственном уровне, лавинообразного увеличения жалоб на качество электроэнергии сетевой организации не избежать уже в самое ближайшее время, – заключает Александр Михальков.

Не менее активно включены в процесс контроля качества электроэнергии сбытовые компании. Они проводят собственные мониторинги, выявляя слабые места и тем самым помогая электросетевым компаниям. По словам Александра Михалькова, в МРСК Северо-Запада отработаны механизмы взаимодействия со сбытовыми организациями, организован прием жалоб, определены сроки устранения замечаний.

– Все это – повседневная совместная работа, – говорит топ-менеджер компании, – однако в ряде случаев сбытовики забывают о том, что за качественный товар нужно платить.

Так, например, сегодня задолженность гарантирующих поставщиков электроэнергии перед МРСК Северо-Запада только в Архангельской и Вологодской областях за услуги по передаче электроэнергии превысила 2 миллиарда рублей. Это средства, которые по сути изъяты из ремонтных и инвестиционных программ сетевой компании.

Добиться устранения многих причин некачественного электроснабжения без модернизации и поддержания в надлежащем техническом состоянии сетевого хозяйства невозможно.

Однако деньги на счета МРСК Северо-Запада от этих сбытовых компаний не поступают с начала 2013 года. Эта тема всеми силами умалчивается заинтересованной стороной – ЗАО «Межрегионсоюзэнерго», в состав которого входят Архангельская и Вологодская сбытовые компании. В СМИ появляются публикации, порочащие деловую репутацию сетевой организации и уводящие общественность в сторону от ключевой проблемы – хронических неплатежей сбытов, – заключает Михальков.

Очевидно, что участниками процесса управления качеством электроэнергии являются все субъекты электроэнергетики: сетевые организации, сбытовые компании, сами потребители. Взаимные упреки вряд ли пойдут на пользу делу и позволят решить стратегическую задачу отрасли – сделать сети доступными и современными. Позиция лебедя, рака и щуки не приведет к желаемому результату.

– Сегодня все участники рынка электроэнергетики должны решать имеющуюся проблему качества электроэнергии не эмоционально, а на профессиональном уровне, – резюмирует главный инженер МРСК Северо-Запада Андрей Горохов.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 13-14 (225-226) июль 2013 года:

  • В Астрахани обновили центральную котельную
    В Астрахани обновили центральную котельную

    Завершились испытания энергоблока № 2 на ПГУ-235 центральной котельной Астрахани. Новый энергоблок готов к вводу в промышленную эксплуатацию. Заказчик строительства – ООО «Лукойл-Астраханьэнерго». ...

  • Alstom и КЭР создали совместное предприятие по проектам постоянного тока
    Alstom и КЭР создали совместное предприятие по проектам постоянного тока

    Французская компания Alstom Grid и группа компаний КЭР (Россия) объявили о создании совместного предприятия ООО «Инжиниринговый центр технологий постоянного тока Alstom-КЭР». ...

  • На горизонте – совсем новые энергоресурсы
    На горизонте – совсем новые энергоресурсы

    Одним из наиболее заметных событий Петербургского международного экономического форума стала церемония вручения международной энергетической премии «Глобальная энергия». ...

  • СУЭК инвестирует миллиарды
    СУЭК инвестирует миллиарды

    ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания», крупнейший производитель энергетического угля в России, в ближайшие пять лет намерено вложить 100 миллиардов рублей в добычу, переработку угля и в развитие транспортной инфраструктуры. Такая стратегия позволит СУЭКу нарастить добычу до 107‑112,5 миллиона тонн в год (на 10‑15 процентов больше по сравнению с 2012 годом) и увеличить объемы экспорта угля на 10‑12&#...

  • Президент Обама пообещал 16 миллиардов на энергетику Африки
    Президент Обама пообещал 16 миллиардов на энергетику Африки

    Президент США Барак Обама пообещал предоставить около 16 миллиардов долларов финансирования на увеличение производства электроэнергии в Африке. В своей программной речи в университете южноафриканского Кейптауна в рамках тура по африканским странам американский президент отметил, что его правительство выделит 7 миллиардов долларов из государственных резервов и 9 миллиардов из частного сектора США на инициативы по электрификац...