16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/225/15184.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 13-14 (225-226) июль 2013 года

О развитии сфер энергоэффективности и ВИЭ в странах СНГ

Энергетика: наука Игорь МАТВЕЕВ, заведующий сектором топливно-энергетических ресурсов Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института

Начало в номере 11 (223)

Министерство индустрии и новых технологий Казахстана проводит непрерывный мониторинг рынка ВИЭ. Так, в первом полугодии 2012 года в стране выработка электрической энергии объектами ВИЭ составила 200,72 миллиона кВт-ч, что на 3,72 миллиона (1,89 процента) больше, чем за аналогичный период 2011 года; при этом доля ВИЭ в суммарном производстве электроэнергии составила 0,74 процента.

В рамках государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан, к 2014 году выработка электроэнергии на базе ВИЭ может достичь 1 миллиарда кВт-ч в год.

Необходимо отметить, что в национальной структуре потребления первичных энергоресурсов преобладают уголь и газ, в 2008 году на их долю приходилось 44,6 процента и 37,5 процента, соответственно; для нефти данный показатель составил 16,8 процента, энергии воды (ГЭС) – 1,2 процента. В настоящее время в Казахстане развитие сфер энергосбережения и энергоэффективности является приоритетной задачей, которая позволит решить комплекс энергетических, экологических и экономических проблем. Базовыми нормативными документами в данной сфере являются законы «Об энерго­сбережении и повышении энерго­эффективности», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности», а также «Комплексный план повышения энергоэффективности РК на 2012‑2015 годы».

В данном секторе целью государства к 2015 году является снижение на 10 процентов энергоемкости ВВП (к уровню 2000 года) и на 25 процентов – к 2020 году.



Киргизия

Основа системы энергоснабжения Киргизии сформировалась еще во времена СССР, когда страна входила в региональную (среднеазиатскую) энергосистему, где доминирующим энергоносителем являлась энергия воды (ГЭС Киргизии и Таджикистана), а в качестве дополнительных источников энергии использовалось ископаемое топливо, ввозимое из Казахстана, Туркмении и Узбекистана. В то же время водные ресурсы широко применялись для орошения земель; после распада СССР страна двадцать лет находилась в режиме «выживания» и сократила подачу воды в ирригационную систему с целью обеспечения устойчивости функционирования национальных ГЭС.

Уязвимость текущей ситуации в национальном секторе энергетики вызвана тем обстоятельством, что базовые генерирующие источники (пять крупнейших ГЭС, на долю которых приходится 90 процентов суммарной установленной мощности энергетического оборудования) сосредоточены в центральных и южных регионах, а основные потребители (около 60 процентов) – на севере страны. При этом электроэнергия транспортируется частично по территории Киргизии, а остальной переток закольцован через Узбекистан, Казахстан и Таджикистан, что в определенной мере снижает надежность энергообеспечения и является экономическим бременем для государства ввиду необходимости внесения платы за транзит. Ряд национальных ГЭС, построенных в предгорных районах, подвержены рискам, связанным с повышенной сейсмичностью, а также эрозией почв. Кроме того, функционирование киргизских ГЭС может оказывать негативное влияние на водообеспечение Казахстана и Узбекистана, расположенных ниже по течению реки Сырдарья. Для решения этих и других энергетических проблем стране необходимы крупные инвестиции, поэтому в настоящее время ввиду сложности общеэкономической ситуации национальная энергосистема функционирует в условиях жесткого лимита финансовых ресурсов.

В энергетике Киргизии ведущим сектором является гидроэнергетика, на долю которой приходится примерно 52 процента суммарного производства энергии (кроме того, отрасль обеспечивает 2 процента ВВП). По величине потенциала гидроресурсов (142 миллиарда кВт-ч) Киргизия занимает третье место среди стран СНГ после России и Таджикистана. По состоянию на 2012 год данный ресурс (крупных ГЭС) был задействован не более чем на 10 процентов, а гидропотенциал малых рек – примерно на 3 процента. (Стратегия устойчивого развития Киргизской Республики на период 2013‑2017 гг. – С. 78.)

Дальнейшее освоение потенциала энергии воды, снижение потерь при транспортировке электроэнергии, а также развитие силовых сетей являются одними из основных пунктов программы развития энергетики государства. (Стратегия развития энергетики Киргизстана – цели, задачи, механизмы, http://www.energo.gov.kg ;/site /index.php?act= view_material &id=42.)

Решив основные задачи в энергетическом секторе, Киргизия может стать экспортером «чистой» электроэнергии в другие страны СНГ, а также в Пакистан, Индию и Афганистан.



Россия

Российская Федерация в значительной мере недоиспользует масштабный потенциал энерго­сбережения, который сопоставим с объемом среднегодового прироста внутреннего производства всех первичных энергетических ресурсов. Правительство РФ понимает, что уже в среднесрочной перспективе может образоваться дефицит первичных энергетических ресурсов, что станет существенным сдерживающим фактором роста экономики.

По оценке Министерства энергетики РФ, при достижении технических характеристик энергосберегающего и энергоэффективного оборудования уровня стран ЕС Россия ежегодно сможет экономить до 35 процентов первичной энергии, однако в РФ имеются следующие основные барьеры, сдерживающие развитие этих сфер:

• недостаток мотивации;

• недостаток информации;

• недостаток опыта финансирования проектов;

• недостаток организации и координации;

• недостаток квалифицированных специалистов.

Дальнейшее развитие экономики России не может осуществляться лишь за счет наращивания добычи ископаемого топлива и строительства новых объектов генерации. Наряду с этим необходимо внедрение гораздо менее затратных технологий, обеспечивающих эффективность использования энергетических ресурсов.

В отечественной сфере энергосбережения систематическая работа началась лишь в 2009 году с принятием закона «Об энерго­сбережении и о повышении энергетической эффективности...»

В 2010 году была разработана государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» (ГПЭЭ-2020), в рамках которой созданы девять подпрограмм энергосбережения по отраслям, однако для их реализации необходимо привлечь значительные инвестиции и создать соответствующую правовую среду. В ближайшее время Министерство энергетики РФ предполагает создать государственную энергосервисную компанию, которая может выступить инициатором новых проектов, связанных с модернизацией отечественного промышленного комплекса. В России наибольшим потенциалом энергосбережения обладает ТЭК, где возможно двукратное сокращение энергозатрат. (Министерство энергетики РФ, http://minenergo.gov.ru/activity/energoeffektivnost/branch)

В РФ технический ресурс ВИЭ превышает 24 миллиарда т. у. т., и по этому показателю страна занимает лидирующую позицию в СНГ. В 2008 году в структуре производства электроэнергии доля ВИЭ приблизилась к 1 проценту, а с учетом крупных ГЭС (25 МВт и более) – около 17 процентов. В теплогенерации с использованием ВИЭ было выработано примерно 3 процента суммарного производства тепла. С 2007 года отечественная нормативная база ВИЭ начала активное развитие, и к концу 2000‑х годов в сфере ВИЭ были сформулированы основные направления государственной политики и установлены следующие целевые показатели:

1) в производстве электроэнергии обеспечить расширение доли ВИЭ (без учета крупных ГЭС) к 2015 году до 2,5 процента, к 2020 году – до 4,5 процента (с учетом крупных ГЭС – до 19‑20 процентов);

2) в секторе теплогенерации к 2020 году увеличить долю ВИЭ до 4,5 процента.



Таджикистан

Страна входит в десятку стран мира (восьмое место), обладающих наиболее крупным потенциалом гидроэнергии и запасами воды. В Средней Азии Таджикистан контролирует около 55 процентов водных ресурсов региона (из 115,6 кубического километра бассейна Аральского моря в стране сконцентрировано 64 кубокилометра), и это естественным образом определяет высокий статус этого природного ресурса для экономики страны.

До распада СССР в Таджикистане было построено пятнадцать ГЭС суммарной установленной мощностью около 5 ГВт (в настоящее время по техническим причинам данный показатель находится вблизи отметки 3,5 ГВт). Данные гидроузлы используются не только для выработки электроэнергии, но и в ирригационных целях.

Как уже отмечалось, в регионе существуют противоречия, связанные с подходом к использованию трансграничных водных ресурсов. Так, Таджикистан и Киргизия заинтересованы в максимальном производстве электроэнергии (особенно в зимний период), а Узбекистан, Казахстан и Туркмения – в более полном использовании речного стока (в летние месяцы). Со своей стороны Таджикистан, пытаясь обеспечить соседним экономикам приемлемый уровень комфорта, использует в своих целях лишь 14,58 кубического километра бассейна Аральского моря, то есть 12,5 процента территориально принадлежащего ему объема, поэтому предлагает рассматривать свои соответствующие действия как услугу, которая подлежит оплате. В настоящее время такая схема отношений начала формироваться.

Таким образом, в среднесрочной перспективе важной целью Таджикистана является выработка способов и механизмов взаимодействия между республиками ЦА в сфере взаимного использования водно-энергетических ресурсов трансграничных речных бассейнов Аральского моря, а также создания общего рынка электроэнергии. Это позволит Таджикистану не только повысить эффективность работы комплекса ГЭС с целью устойчивого обеспечения внутреннего спроса, но и экспортировать излишки электроэнергии. (Министерство энергетики и промышленности Республики Таджикистан, http://www.minenergoprom.tj/energetika.php)

В национальной структуре выработки электроэнергии на долю ГЭС приходится примерно 98 процентов, ТЭЦ – 2 процента; среднегодовое производство находится на уровне 16,5 миллиарда кВт-ч. В осенне-зимний период ввиду специфики энергопроизводства возникает дефицит в размере 4‑4,5 миллиарда кВт-ч, что вынуждает правительство страны вводить режим ограничения потребления, а в летний период, наоборот, образуются излишки электроэнергии.

Электроэнергетика Таджикистана уже многие годы несет финансовые потери и находится в очень непростых условиях, которые пока не позволяют поддерживать на должном техническом уровне ряд энергетических объектов и снизить технологические потери. К основным проблемам отрасли относятся:

• низкий уровень собираемости денежных средств за поставленную электроэнергию;

• низкие тарифы,

• неэффективность и изношенность оборудования;

• отсутствие в стране запасов углеводородов;

• высокие цены на импортное ископаемое топливо;

• нехватка квалифицированных кадров.

Тем не менее в столь сложный для государства период отрасль обеспечивает дешевой электроэнергией все социально значимые объекты и основную часть населения страны. Однако необходимость повышения энергобезопасности страны, модернизации электроэнергетики и экономики в целом, а также неуклонный рост внутреннего энергопотребления требуют скорейшего преодоления сложившейся ситуации.

В 2009 году был издан указ президента «О дополнительных мерах по энергосбережению», а в 2011 году на его основе была разработана «Программа по эффективному использованию гидроэнергетических ресурсов и энергосбережению на 2012‑2016 годы», в которой кроме прочих указаны такие направления развития отрасли, как:

• широкое использование возобновляемых и альтернативных источников энергии;

• осуществление мероприятий по модернизации систем учета электроэнергии и переход на использование энергосберегающего оборудования;

• снижение технологических и коммерческих потерь энергии.

Согласно указанному документу, внедрение энергосберегающих технологий является базовым направлением по повышению эффективности всей энергетической системы – от объектов генерации до приборов учета конечных потребителей. В случае успешной реализации намеченных мер будут созданы условия для рационального использования водных ресурсов и появится возможность экономии до 3,2 миллиарда кВт-ч электроэнергии в год. Кроме того, к 2016 году установленная мощность ГЭС может превысить 6,6 ГВт, что позволит вырабатывать до 24,5 миллиарда кВт-ч электроэнергии. Достижение указанных показателей приведет к полной энергетической независимости страны, при этом все социально-экономические отрасли будут обеспечены дешевой электроэнергией.



Туркмения

В настоящее время в стране внутренний спрос на электроэнергию полностью обеспечивается за счет использования собственных мощностей, которые являются избыточными. В электроэнергетике основным энергоносителем является местный газ, а в качестве резервного топлива используются темные и светлые нефтепродукты собственного производства. Государственная электроэнергетическая корпорация «Туркменэнерго» (управляется национальным Министерством энергетики и промышленности) состоит из нескольких разноплановых организаций, обеспечивающих функционирование системы производства, транспортировки и распределения электрической и тепловой энергии: девяти государственных электростанций суммарной установленной мощностью около 4 ГВт (большинство из них построено еще до распада СССР), шести производственных объединений, сетевой компании, системы управления городским освещением Ашхабада, производственного объединения «Туркменэнергоабатлайыш» (ремонт тепломеханического и электротехнического оборудования), Госэнергонадзора, предприятия «Энергоэнджам» и компании, управляющей ЖКХ (Министерство энергетики Туркменистана, http://www.test.tm-style.com/ ;)

В 2000‑е годы в стране энергопотребление неуклонно росло (только в 2009‑2012 годах данный показатель увеличился на 40 процентов), и в этот период для повышения устойчивости энергообеспечения было принято решение о строительстве пяти новых ТЭЦ. К началу второго десятилетия наступившего века три ТЭЦ, укомплектованные газовыми турбинами General Electric суммарной мощностью 1,6 ГВт, были введены в эксплуатацию. Еще несколько действующих ТЭЦ были модернизированы также при участии указанной американской компании.

В итоге страна приступила к экспорту электроэнергии, которая в настоящее время поставляется в Иран, Турцию и Афганистан. В 2007‑2009 годах в осенне-зимние периоды данный энергоноситель вывозился в Таджикистан в объеме примерно 1 миллиарда кВт-ч в год. В целом ежегодно Туркмения поставляет на региональный рынок более 2 миллиардов кВт-ч электроэнергии, то есть 13‑17 процентов суммарной выработки.

С целью повышения энергоэффективности экономики государство проводит активную политику, в том числе на международной арене, направленную на снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду, сокращение выбросов «парниковых» газов, повышение управляемости предприятий электроэнергетики, а также сокращение энергопотребления в конечных секторах.

В 2010 году была принята соответствующая пятилетняя программа «Улучшение энергоэффективности в жилых зданиях Туркменистана» (бюджет 46 миллионов долларов США), которая реализуется при поддержке ООН (в рамках Программы развития ООН) и Глобального экологического фонда. Данный проект направлен на решение двух основных задач:

• внедрение энергоэффективных мер при проектировании и строительстве;

• оптимизация энергопотребления и расширение использования ВИЭ.

В 2012‑2013 годах в стране была разработана «Национальная стратегия Туркменистана по изменению климата», согласно которой в дальнейшем будет создан «План действий», содержащий меры как по противодействию изменению климата, так и адаптации секторов экономики страны к соответствующим изменениям. Предполагается, что план коснется всех отраслей экономики, однако акцент будет сделан на ее ключевые сегменты (промышленность, транспорт и ЖКХ), а приоритетными направлениями станут следующие:

• внедрение энергоэффективных и энергосберегающих технологий;

• развитие сферы ВИЭ;

• технологическая модернизация с целью обеспечения будущего развития и конкурентоспособности экономики.

Для успешной реализации поставленных задач правительством намечены меры по созданию режима наибольшего благоприятствования, который в том числе предполагает:

• разработку национального закона об энергосбережении;

• совершенствование нормативной базы;

• создание специального государственного органа, ответственного за сектор энергосбережения;

• разработку национальной программы по энергосбережению;

• разработку стратегии развития возобновляемой энергетики;

• предоставление налоговых преференций для инвесторов в сектор ВИЭ;

• освобождение организаций от импортных пошлин на ВИЭ-оборудование.

Таким образом, Туркмения встала на путь создания энерго­эффективной и более экологичной экономики, при этом в круг ее стратегических партнеров входят международные организации и крупные иностранные компании.



Узбекистан

В наступившем веке социальная сфера и экономика страны неуклонно развиваются и в среднесрочной перспективе, по мнению правительства, потребуется существенный пересмотр промышленной политики и национальных ориентиров развития ввиду высоких темпов трансформации общества (ожидается формирование 40‑процентной прослойки среднего класса), которая меняет поведенческие стереотипы, структуру внутренних спроса и предложения. Кроме того, по оценке национального Центра экономических исследований (CER), в долгосрочной перспективе (в период до 2050 года) Узбекистан может столкнуться с серьезными вызовами. Так, к середине текущего столетия могут быть окончательно выработаны газовые месторождения, возникнуть перебои в поставках воды (ввиду неуклонного наращивания потребления водных ресурсов), по экологическим причинам площадь пахотных земель может сократиться на 20‑25 процентов к текущему уровню.

С целью недопущения развития ситуации по пессимистическому сценарию специалисты CER полагают, что экономика государства должна идти по пути «чистого» развития, которое будет основано на использовании экологичных энергоэффективных «ноу-хау». Так, в тепловой и электроэнергетике предлагается расширить мощность энергетического оборудования на базе ВИЭ (в первую очередь – энергии Солнца), а также использования биомассы и бытовых отходов, на транспорте – акцентировать внимание на гибридном, электрическом приводах и расширить использование газа, в сельском хозяйстве и сфере водных ресурсов – активно внедрять энергоэффективные технологии, направленные на оптимизацию потребления воды, снижение объема вредных веществ, используемых при выращивании сельскохозяйственных культур. (Министерство экономики Республики Узбекистан, http://www.mineconomy.uz/ ;)

В 2011 году CER подготовил доклад о возможностях развития национальной сферы ВИЭ, в котором отмечается, что в настоящее время технический потенциал возобновляемых ресурсов составляет примерно 183 миллиона т. н. э., что в три раза больше, чем внутреннее производство первичной энергии.

Еще со времен СССР Узбекистан обладает развитой энергетической инфраструктурой. Особенностями национальной энергосистемы являются не только высокая суммарная установленная мощность генерирующего оборудования (более 12 ГВт, то есть около половины аналогичного показателя для ОЭС ЦА), но и выгодное географическое положение, поскольку она находится в центре региональной энергетической системы. Таким образом, Узбекистан в значительной мере контролирует процессы, происходящие на энергетическом рынке Средней Азии.

В энергетике государства преобладают тепловые электростанции, с использованием которых вырабатывается около 90 процентов всей производимой электроэнергии.

При этом в структуре первичных энергоресурсов, применяемых на ТЭЦ для выработки электрической и тепловой энергии, основная роль отведена газу (94 процента), а на долю угля и мазута приходится 4 процента и 2 процента, соответственно.

В краткосрочной перспективе данный показатель для угля предполагается расширить до 11 12 процентов. В стране имеются ГЭС (1,4 ГВт), объединенные в каскады и работающие по водотоку. Протяженность общей силовой сети превышает 242 километра, что позволяет обеспечить высокий уровень охвата внутренних потребителей.

В настоящее время модернизация энергетического хозяйства осуществляется согласно Программе приоритетного развития отрасли в 2011 2015 годах, которая позволит обеспечить:

• ввод 2,7 ГВт генерирующих мощностей;

• повышение эффективности энергопроизводства, экономию природного газа в объеме 1,3 миллиарда кубометров;

• сокращение потерь энергии при ее передаче на 100 миллионов кВт-ч в год;

• увеличение доли угля в топливно-энергетическом балансе с 3,6 до 10 11 процентов в 2015 году;

• совершенствование системы учета электроэнергии у бытовых потребителей с установкой 4,5 миллиона электронных приборов учета,

• сокращение потерь электроэнергии в конечном секторе в объеме 1,8 миллиарда кВт-ч;

• создание дополнительных 570 рабочих мест;

• повышение надежности и качества электроснабжения потребителей.

Правительство Узбекистана рассматривает предложения по созданию совместных предприятий по разработке и внедрению энергосберегающих и энергоэффективных технологий, производству систем учета электроэнергии, электроэнергетического оборудования.

В нефтегазовой отрасли одним из главных экономических приоритетов является внедрение технологий максимального извлечения ценных компонентов. Узбекистан намерен вовлечь в деловой оборот местные нетрадиционные углеводородные источники, в первую очередь – горючие сланцы.

Таким образом, страна находится в русле общемировых тенденций по трансформации экономического хозяйства, предусматривающих в том числе внедрение энергоэффективных и «чистых» технологий.



Украина

Энергоемкость экономики страны в несколько раз превышает аналогичный показатель соседних государств Европы со схожими климатическим условиями, при этом изношенность национального энергооборудования – около 60 процентов. Высок уровень потерь при транспортировке энергии.

Правительство намерено предпринять шаги по модернизации экономики. Программа экономических реформ Украины до 2014 года первоочередной целью ставит повышение энергоэффективности энергетического комплекса. Программным документом развития энергетики является «Энергетическая стратегия Украины на период до 2030 года». В ней сформулированы следующие основные задачи:

• формирование устойчивой системы управления энергетическим комплексом;

• постепенная либерализация внутреннего энергетического рынка;

• ввнедрение новых стандартов, технологий и систем контроля для снижения энергетических потерь;

• наращивание производства ископаемого топлива и расширение применения ВИЭ;

• диверсификация импорта энергетических товаров;

• оптимизация внутренней ценовой политики;

• выработка мер по привлечению высокотехнологичных иностранных инвестиций.

Решение поставленных задач к 2030 году может способствовать расширению производства газа (до 40 45 миллиардов кубометров в год) и угля (до 70 миллионов тонн в год), а также увеличению эффективности использования первичных энергоресурсов (на 30 35 процентов к текущему уровню) и снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду.



Выводы

Во всех странах СНГ имеется масштабный потенциал для развития сфер энергоэффективности и ВИЭ.

Страны Содружества понимают необходимость скорейшего и планомерного внедрения мер по модернизации энергетического хозяйства, повышению энергоэффективности во всех секторах экономики, расширению использования ВИЭ и имеют соответствующие программные документы.

Ведущие западные страны мира принимают активное участие в формировании регионального рынка энергоэффективных природосберегающих технологий. Они стремятся к «втягиванию» стран СНГ в орбиту своего влияния и укреплению собственных позиций на энергетическом рынке региона.

В рамках СНГ перед государствами открыты широкие возможности по наращиванию взаимодействия в этих высокотехнологичных секторах, формированию новых «точек роста» экономик всех участников Содружества и укреплению интеграции.

В долгосрочной перспективе, используя географический фактор, в Азиатском регионе возможно создание общей интеллектуальной экологичной энергетической сети, объединяющей национальные сети, с использованием новейших технологий производства, передачи, хранения и распределения электрической энергии, выработанной на базе ископаемого топлива и неуглеводородных источников.

Более тесная кооперация позволит повысить управляемость энергетического сектора и надежность энергообеспечения, сгладить имеющиеся противоречия (в том числе в сфере водных ресурсов) и увеличить экспортный энергетический потенциал региона в целом.

Материалы в раздел «Энергетика: наука» направляйте по адресу nauka@eprussia.ru

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 13-14 (225-226) июль 2013 года: