Энергоэффективность: от административных требований к осознанной потребности - Энергетика и промышленность России - № 11 (223) июнь 2013 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/223/15074.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 11 (223) июнь 2013 года

Энергоэффективность: от административных требований к осознанной потребности

Энергетика: тенденции и перспективы Беседовала Яна ЛИСИЦЫНА

Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ООО «Центр энергоэффективности «Интер РАО ЕЭС» Тамара Меребашвили рассказала «ЭПР» о том, как компания реализует проекты по энергосбережению в России.

Кроме того, она поделилась опытом внедрения новейших энергоэффективных технологий в различных сферах российской экономики.

– Тамара Александровна, для России энергосбережение – новое или забытое старое направление?

– Конечно же, не новое. Энергосбережением в нашей стране начали заниматься не только с момента принятия 261‑ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Задача по снижению энергопотребления существовала всегда. Еще во времена СССР каждому руководителю промышленного предприятия было хорошо известно об экономии сырья и электроэнергии, за счет чего можно было увеличить выпуск продукции и перевыполнить план. А планы были нешуточные.

А в наше время энергосбережение насущный вопрос, а не дань какой‑то рекламе или тренду. Это прежде всего понимание того, что это может быть выгодно предприятию, старые правила, помогающие жить в рыночных условиях. Раньше главной целью было выпустить как можно больше продукции, а сейчас – конкурентоспособность, снижение цены за единицу продукции. Не увеличение ее объема, а именно снижение себестоимости. И руководители, которые четко поставили себе такую цель, понимают и действительно видят реальную экономическую эффективность в этих мероприятиях.

– Ну, если энергосбережение – не новое веяние, то, наверное, на каждом предприятии давно знают, как экономить?

– В энергетике, как во всех остальных отраслях промышленности и производства, есть недостаток в квалифицированных кадрах. Период времени, который пришелся на перестройку, фактически создал вакуум в профессионалах, который на сегодняшний день мы наблюдаем. Сегодняшнее понимание энергосбережения часто основано на базовых знаниях, сохранившихся с советских времен, и на энтузиазме сотрудников, которым сейчас пятьдесят-шестьдесят лет. И наша компания видит задачу не только в том, чтобы внедрять проекты по энергосбережению, но и заниматься популяризацией этой темы, в том числе через СМИ.

– Вашими материнскими компаниями являются два крупных игрока на энергорынке. Как получилось, что именно эти две компании решили объединить свои усилия?

– Для группы «Интер РАО ЕЭС» и госкорпорации «Росатом» эта цель была очевидна. Сначала появились соответствующие дивизионы в материнских компаниях. Потом, когда стало понятным, что более правильно осуществить реализацию задач энергосбережения с рыночными механизмами, решили выделить данное направление в отдельную структуру, в коммерческое предприятие, которым и стал Центр энергоэффективности «Интер РАО ЕЭС». В настоящее время перед нами стоит задача исключительно с помощью рыночных механизмов реализовать энергоэффективные мероприятия, доказывая, прежде всего, их экономическую эффективность.

И нам это действительно удается. Работая на рынке менее трех лет, мы показали, что это эффективный бизнес – среди наших клиентов крупные компании России: «Гознак», «Вымпелком», Российская самолетостроительная корпорация МИГ. Для предприятий мы проводим не только энергетические обследования, но и разрабатываем целые программы по снижению энергопотребления, осуществляем последующие инжиниринговые и организационные работы. Комплексный подход к решению вопросов по экономии ресурсов – это наша цель и, главное, ответственность за процесс, от начала до его окончания. Более того, при таком подходе можно реально оценить достигнутые результаты.

Я считаю, что на сегодняшний день мы в этом плане успешная компания. Может быть, в том числе за счет связи с нашими материнскими компаниями. Приобретен необходимый опыт, собрана команда профессионалов, обеспечено эффективное управление проектами. Итог – на сегодняшний день мы реализуем проекты в тридцати семи регионах России: Краснодарский край, Мурманская область, Алтайский край, Республика Башкортостан, Нижегородская область и др. Из них тринадцать – это регионы, в которых нет присутствия наших материнских компаний. Мы постоянно работаем с заказчиком, проводя достаточно сложный, серьезный процесс убеждения и доказательства относительно того, что он должен сегодня потратить деньги, а завтра к нему на один потраченный рубль придут два.

– То есть потенциал энергосбережения довольно велик?

– Безусловно, у нашей компании есть понимание, что данный бизнес будет развиваться дальше. Может быть, масштабы его изменятся, и мы перейдем в более специализированные ниши. Но у нас есть уникальная возможность за счет разно­образного опыта по реализации энерго­сберегающих мероприятий идти дальше. В том числе проводить научные исследования и искать новые инструменты для того, чтобы добиваться еще больших успехов.

Бизнес нужно строить исходя из стратегии развития. Для нашей компании инновации и энергоэффективность – это вещи, плотно взаимосвязанные друг с другом. Их разделение фактически сводит энергоэффективность к элементарному инжинирингу, когда старое оборудование заменяется новым, – в этом, по сути, никакой энергоэффективности нет, а просто идет обновление активов, и все. У нас задача иная. Мы ищем новые пути, технологии, возможности. С этой точки зрения мы также активно занимаемся и обучением, в первую очередь для заказчика.

– Можно ли утверждать, что в направление по энергосбережению пришло молодое поколение?

– Безусловно. И появилась надежда, что у нас действительно произойдет качественный сдвиг в кадровом обеспечении, потому что выросло поколение людей, которые не хотят быть юристами и экономистами, а которым интересно что‑то делать руками и получать эффект в материальном выражении. Это связанно с тем, что молодежь в большей степени интересуется новыми технологиями, инжинирингом, строением тех или иных механизмов. Если посмотреть структуру нашей компании, то да, в ней есть некий костяк, который является носителем знаний, – это люди в возрасте пятидесяти-шестидесяти лет. И к ним приставлена молодежь с небольшим опытом, но желающая учиться и набираться опыта. У них есть энергия, у них есть творческие идеи, есть желание сделать что‑то новое. Старое поколение более консервативно. Потому что, основываясь на своем опыте и каких‑то ошибках, они понимают, что любая новизна, любое рационализаторство могут привести к неблагоприятным последствиям, и с этой точки зрения осторожность ограничивает их в творческом начале. Творческое начало очень важно, поэтому, когда к опыту и традиционности добавляются инициативность и желание проявить себя, на мой взгляд, получается отличный симбиоз, который даст эффект.

– В своей деятельности вы применяете только собственные наработки или опираетесь на опыт других стран? Какие формы взаимодействия использует компания?

– Мы активно участвуем во всех тематических публичных мероприятиях, общаемся на конференциях и круглых столах. Идет обмен опытом, появляются новые идеи. К нам также обращаются специалисты с различными предложениями по энергосбережению, которые мы собираем и анализируем. В структуре компании даже есть специальное подразделение, которое занимается экспертизой всевозможных технологий и оценкой возможности использования этих технологий в наших пилотных проектах.

– Ваш подход – воспитание потребности быть энергоэффективным. А в некоторых странах энергосбережение и энергоэффективность – часть государственной политики. Возможно, нужна золотая середина, когда есть осознанная потребность предприятия внедрять меры по энергоэффективности и существует поддержка государства с его политикой и законами?

– Новейшая история показывает, что сначала должен быть какой‑то стимул. Закон об энергоэффективности, который действует с 2010 года, стал тем самым толчком, побудившим к активной деятельности в этой сфере. Но здесь еще играет огромную роль личностный фактор. Многое зависит от руководителя, его желания что‑то изменить в лучшую сторону.

Энергоэффективные меры – это длительные процессы, не то мероприятие, которое ты сегодня сделал и завтра получил мгновенный эффект. Нужно наблюдать этот эффект в течение времени, поддерживать и развивать его. К сожалению, в нашей экономике сложилась тенденция – быстро зарабатывать деньги на краткосрочных проектах.

– Недавно Центр энергоэффективности «Интер РАО ЕЭС» был удостоен премии за энергоэффективность в номинации «Проект года». Расскажите об этом подробнее.

– Под проектом года подразумевалось энергообследование десяти атомных станций. Мы провели энергообследования, зарегистрировали энергопаспорт концерна «Росэнергоатом» в Минэнерго РФ и разработали программу энергосбережения и повышения энергоэффективности. Но премию получили за общий вклад в развитие энергоэффективности в России как бизнеса. Это оценка компании за масштабность деятельности и большое количество одновременно реализованных проектов. В стране пока нет аналогов, когда одна компания могла бы одновременно вести и реализовывать за короткие сроки большое количество проектов в сфере энергосбережения. Это говорит о сложившемся на сегодняшний день высоком качестве проектного управления и амбициозности менеджмента компании.

– Ваша компания также занимается и развитием проектов возобновляемой энергетики. С вашей точки зрения, для каких регионов России это может быть наиболее интересно?

– Интересно везде, потому что в каждом из восьмидесяти трех субъектов Российской Федерации живут люди, есть энергопотребление. Но опять же, важный базовый элемент – это человеческий фактор, желание и готовность заказчика что‑то изменить. Конечно, очень тяжело менять что‑то в существующей системе. Нужно брать на себя риски и ответственность. Возможно, придется затронуть чьи‑то интересы.

Не могу не отметить Томскую и Свердловскую области, которые всегда были известны как новаторы, внедряющие новые технологии. Белгородская область, Краснодарский край, Алтайский край, Башкирия – это тоже лидеры в реализации инновационных проектов по энергосбережению.

– Интересно ли компании работать не только с лидерами в бизнесе, но и с небольшими компаниями, которые хотят повысить собственную энергоэффективность?

– Мы никому не отказываем. В пуле наших проектов есть проекты в несколько миллиардов и такие, где цена договора от 80 тысяч рублей. На сегодняшний день компания находится в состоянии экспансии, поэтому не проводит пока сортировку и ранжирование клиентов по их объему. Начиная работать с заказчиком, мы рассчитываем на долгосрочные партнерские отношения. Например, проводим энергетическое обследование, затем заключаем договор на разработку программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности, проводим инжиниринговые работы.

Конечно, мы ищем способы, каким образом сделать наши услуги доступными для большинства на рынке. Есть и понимание того, что некоторые проекты носят социальный характер. Кроме того, мы ищем организационные меры, в том числе и за счет своих собственных ресурсов и ресурсов наших партнеров, чтобы сделать проекты более интересными и инвестиционно-привлекательными, например за счет их объединения.

На сегодняшний день в нашей компании работают более двухсот сотрудников. Но объем выполняемых нами проектов настолько большой, что мы начинаем применять меры по совершенствованию управления – переходим на автоматизацию бизнес-процессов. Поэтому, безусловно, будет происходить и ранжирование по объему работ. Но пока такая задача не стоит как первоочередная.

– Допустим, есть управляющая компания многоквартирного дома, которая хочет повысить энергоэффективность этого дома, например заменить разводку тепла с вертикальной на горизонтальную, чтобы иметь возможность менять температуру в квартирах с помощью регулятора, а не форточки. Если такая компания придет к вам, вы готовы ей помогать?

– Если управляющая компания будет достаточно активна и у нее не будет проблем с разрешением собственников – тогда можно работать. Проблема в том, что на сегодняшний день таких компаний крайне мало. В многоквартирных домах у каждого собственника есть свои личные права, и не со всеми получается договориться.

С бюджетной сферой понятней и проще. Но предстоит работать достаточно долго для того, чтобы подтянуть уровень знаний и понимания работников бюджетной сферы до определенного показателя. Мы работаем над этим и с теми регионами, которые я назвала, и с управляющими компаниями. Оказываем им методологическую помощь и ждем, когда подрастет рынок.

– Как программа развития до 2020 года и закон об энергоэффективности соприкасаются с вашей деятельностью? Можете ли вы влиять на совершенствование законов? Можете ли вы свои обкатанные решения предлагать как норму закона?

– Законотворчество – это коллективный процесс, и мы в этом также принимаем участие. Специалисты компании проводят обмен мнениями, в том числе с комитетом при Госдуме, который возглавляет Иван Грачев, и с Российским энергетическим агентством, которое готовит законодательные поправки. В законе в целом все написано правильно, но жизнь более многообразна, невозможно ее вместить в эти жесткие рамки. Мы заинтересованы в том, чтобы наш уникальный опыт получил свое развитие, а типичные ошибки, с которыми приходится сталкиваться, были учтены в дальнейшем – взять те же самые энергопаспорта. Закон и любая концепция – это набор принципов, которые являются основой, а какой дом будет построен на этом фундаменте – зависит от всех нас.

А многие вещи можно вывести только из практики. Кстати, из практики известно, что зеленый дом менее отражает свет и менее теплопроводный, чем белый. Но это можно знать только тогда, когда ты построил дом, посмотрел на результат, собрал статистику и проанализировал ее.

– В «жирные нулевые» годы массово строились красивые офисы с дорогой отделкой, и мало кто задумывался о том, сколько это стоит и сколько уходит на электричество. Потом случился кризис, и многие вынуждены были начать экономить. А теперь среди состоятельных людей становится модным экономить и говорить об этом. Скромность стала трендом?

– Да, скромность постепенно становится модной. Если ты занимаешь серьезную должность, особенно в государственной компании, ты должен руководствоваться прежде всего идеями добропорядочности, скромности и пользы для страны.

Люди не задумываются, откуда появляется в розетке электричество. Они привыкли, что оно как воздух – всегда есть. Все привыкли к определенному уровню комфорта, который обеспечивает электричество. С введением социальной нормы энергопотребления вопрос энергоэффективности станет актуальным не только для предприятий, но и для граждан – они задумаются о том, чтобы поставить многотарифный прибор учета и начать считать свои деньги.

Еще нужно помнить о том, что в стране постепенно начнут выводиться энергоблоки, которые давно отработали свой ресурс и держатся на советском запасе прочности. При этом строительство новых замещающих блоков несколько отстает от растущего потребления энергии. И если мы все совместными усилиями не изменим свое отношение к потреблению и не перейдем на «разумную бережливость» – то вскоре наступит энергетический кризис, когда каждый будет решать, что сегодня включать: телевизор или утюг? И вопрос будет стоять даже не в стоимости электричества, а в его наличии.

СПРАВКА

ООО «Центр энергоэффективности «Интер РАО ЕЭС» – дочерняя компания ОАО «Интер РАО ЕЭС» и госкорпорации «Росатом», созданная в 2010 году. За неполные три года своего существования стала экспертом в области высокотехнологичных решений в сфере энергоэффективности. Среди стратегических направлений деятельности компании – разработка и реализация программ энергосбережения и энергоэффективности, создание и автоматизация различных систем управления технологическими процессами, в том числе потреблением энергоресурсов, разработка нормативно-технической документации, производство энергоэффективного оборудования и материалов, реализация инновационных проектов, обучение и сертификация в области энергоменеджмента и научно-исследовательская деятельность.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 11 (223) июнь 2013 года:

  • Блиц

    Президент Владимир Путин провел рабочую встречу с министром энергетики Александром Новаком по итогам осенне-зимнего периода. Согласно докладу министра, прошедшая зима характеризовалась аномальными природно-климатическими условиями. 21 декабря российская энергосистема установила исторический рекорд по потреблению энергетической мощности – 157,5 ГВт. Несмотря на это, благодаря успешной подготовке к зиме аварийность по сравнению с про...

  • Надежность эксплуатации маслонаполненных трансформаторов
    Надежность эксплуатации маслонаполненных трансформаторов

    Для изношенных энергосистем мониторинг состояния силовых трансформаторов – крайне важный вопрос. На основе опыта многолетней эксплуатации трансформаторов установлены типичные виды повреждений, их признаки, возможные причины и способы выявления. ...

  • Сэкономленной Россией энергии Франции хватило бы на год
    Сэкономленной Россией энергии Франции хватило бы на год

    ЧТО: конференция «Энергосбережение и энергоэффективность-2013». ГДЕ: Москва, Swissôtel Красные Холмы. СОСТОЯЛОСЬ: 18 апреля 2013 года. ...

  • Новые разработки Усть-Каменогорского конденсаторного завода
    Новые разработки Усть-Каменогорского конденсаторного завода

    Усть-Каменогорский конденсаторный завод пятьдесят четыре года успешно разрабатывает, изготавливает и поставляет конденсаторное оборудование для компенсации реактивной мощности: силовые конденсаторы, конденсаторные установки, фильтры высших гармоник, емкостные трансформаторы напряжения, батареи статических конденсаторов и др. ...

  • Российские специалисты проектируют крупный гидроузел
    Российские специалисты проектируют крупный гидроузел

    Российский институт «Гидропроект» (проектная организация ОАО «РусГидро») продолжает проектирование крупной ГЭС Лай Чау (1200 МВт) на реке Да (Черная) во Вьетнаме. Контракт на оказание консультационных услуг при разработке рабочих чертежей был подписан с вьетнамской компанией РЕСС-1. ...