16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/221/14969.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 09 (221) май 2013 года

Объединение сетевиков вышло на финишную прямую

Власть Павел КАНАЕВ

Процесс объединения ФСК ЕЭС и Холдинга МРСК достиг завершающей стадии: 4 апреля Холдинг официально переименован в ОАО «Российские сети», в уставный капитал которого, согласно указу президента, будут внесены 79,55 процента акций ОАО «ФСК ЕЭС». «Объединение будет сложным и долгим процессом, но в итоге повысит эффективность сетевых компаний», – считает предправления ФСК Олег Бударгин (на фото).

Кроме того, объявлен список кандидатов в совет директоров новой объединенной компании. По мнению многих экспертов, такой состав совета директоров чреват серьезными разногласиями, ведь у некоторых кандидатов слишком разные интересы. Также до сих пор сохраняется интрига вокруг личности «верховного главнокомандующего» «Российских сетей», которая в недалеком будущем должна быть объявлена президентом России.



Тернистый путь к консолидации

Уже на протяжении года внимание всего российского энергетического и делового сообщества приковано к слиянию двух электросетевых гигантов. Действительно, на «Российские сети» многие возлагают колоссальные надежды как на спасителя отечественной энергетики.

Как заявил первый заместитель председателя правления ФСК ЕЭС Роман Бердников, «создание в лице новой электросетевой холдинговой компании единого центра ответственности и компетенций позволит повысить управляемость отраслью, эффективность и качество предоставляемых услуг, улучшить доступность к электросетевой инфраструктуре, создаст условия для опережающего развития электросетевого комплекса, а также для формирования справедливого тарифа и минимизации перекрестного субсидирования».

ОАО «Холдинг МРСК», находящийся под контролем государства, осуществляет управление почти всем распредсетевым комплексом РФ, в то время как ФСК принадлежат электросетевые объекты Единой национальной электросети. Притом контролирующий акционер последнего – также государство. Идея снова соединить эти части электросетевого комплекса воедино, в каком‑то смысле воссоздав реструктуризированное РАО ЕЭС, вылилась в начале прошлого года в Директиву правительства Российской Федерации о передаче полномочий единоличного исполнительного органа Холдинга МРСК ОАО «ФСК ЕЭС» (фактически Холдинг МРСК должен был отойти в подчинение ОАО «ФСК ЕЭС»). Это стало началом пути к объединению, который, как и обещал Олег Бударгин, оказался совсем непростым.

По первоначальному плану, предложенному президентом «Роснефти» и бывшим вице-премьером Игорем Сечиным, площадкой для слияния двух сетевых гигантов должна была стать дочерняя организация «Роснефтегаза» с рабочим названием «Национальная сетевая компания». «Корпоративная структура, корпоративные решения еще будут обсуждаться, но на этом этапе в целях сохранения работы (сетевого хозяйства) и обеспечения энергобезопасности компании МРСК и ФСК будут работать в рамках нынешней структуры с выходом на единую национальную сетевую компанию», – пояснил тогда Игорь Сечин.

По мнению директора Фонда энергетического развития Сергея Пинкина, такую схему было бы не корректно называть «реставрацией» РАО «ЕЭС России».

– Объединяя МРСК и ФСК, мы получаем новую разновидность монополии, которой не было даже во времена РАО «ЕЭС России». Последняя имела региональную систему управления. Его дочерние компании АО «Энерго» занимались руководством, поддержанием и развитием электроэнергетики отдельного региона, – поясняет Сергей Пинкин. – Сейчас же монополия будет строиться на дивизионном принципе управления энергетикой, где несколько руководителей будут отчитываться перед государством за генерацию и сети.

Однако идея слияния компаний на базе «Роснефтегаза» не была одобрена новым правительством, в частности – куратором ТЭКа и вице-премьером Аркадием Дворковичем, поддержавшим мнение министра энергетики Александра Новака. В письме президенту он высказался против такой перспективы, мотивируя это как экономическими, так и законодательными аспектами. Во-первых, для реализации данного сценария потребовалось бы до 400 миллиардов рублей на выкуп акций у миноритариев и погашения долгов. Кроме того, такая сделка, по мнению вице-премьера, противоречит действующему законодательству, являясь приватизацией. В результате жарких дискуссий было принято решение, диаметрально противоположное изначальному «сценарию Сечина»: осуществлять объединение двух компаний на базе не ФСК ЕЭС, а Холдинга МРСК. Как считает правительство, такой вариант обойдется в разы дешевле, ведь МРСК уже давно работает как холдинговая структура.

– Государство решило пойти по пути наименьших затрат, что в условиях дефицита средств, связанного с выполнением обширных инвестпрограмм, является разумным решением, – считает аналитик Дмитрий Жданов.

4 апреля в соответствии с указом президента, подписанным еще прошлой осенью, Холдинг МРСК получил новое название – ОАО «Российские сети». 79,55 процента акций ОАО «ФСК ЕЭС» вскоре будут внесены в капитал компании в качестве вклада государства. Однако фактически участие государства в новой объединенной компании сводится к минимуму: напрямую ему будет принадлежать лишь так называемая «золотая акция». Поэтому в указе президента о создании «Российских сетей» было отражено требование заключить специальное акционерное соглашение, которое обеспечит возможность прямого государственного контроля над ФСК ЕЭС.

Проект соглашения, разработанный в феврале текущего года, вызвал негодование со стороны представителей Федеральной сетевой компании, посчитавших его излишним закабалением и ограничением прав части акционеров. Наибольшие противоречия вызвал пункт, обязывающий директоров компании подчиняться «любым письменным решениям, поручениям, директивам, распоряжениям и указаниям президента и правительства», а также указаниям широкого круга чиновников по «иным вопросам».
Во второй половине марта состоялось совещание у президента РФ Владимира Путина, по итогам которого сторонам удалось добиться определенного компромисса. Был уточнен список чиновников, которые вправе давать указания ОАО «ФСК ЕЭС» и «Российским сетям». В него вошли президент, премьер-министр, вице-премьеры, глава Росимущества. Кроме того, из документа изъяли пункт об «иных вопросах».

– В идеале даже в государственных компаниях основные процедуры происходят по установленным корпоративным механизмам. И государство как собственник реализует свои решения через директивы своим представителям в управляющих органах компаний, совет директоров, общее собрание и т. д. Но жизнь – она всегда сложнее. Поэтому протоколы заседания правительства, распоряжения все равно выполняются, хотя юридически их статус рекомендательный. В нормативном закреплении обязательности решений правительства и президента для компании нет ничего страшного, если компания на 100 процентов является государственной. Если у компании есть миноритарные акционеры, у них это должно вызвать вопрос. Снижается их роль и участие в управлении компанией, – считает эксперт в энергетике Антон Бельченко.



Кто встанет у руля?

Процесс слияния двух компаний вышел на финишную прямую: уже летом текущего года акции ФСК ЕЭС будут внесены в капитал «Российских сетей», что станет последним шагом на пути объединения. Сейчас, когда приняты почти все стратегические планы, первостепенной задачей для объединенной компании является формирование руководящего звена. Ведь ни для кого не секрет, что успех плавания во многом зависит от капитана и его преданной команды. Однако, как это часто бывает в подобных случаях, состав руководства определяется не только профессионализмом кандидатов, но и интересами всех сторон, которые совпадают далеко не всегда.

Тем не менее в апреле текущего года был опубликован обновленный список правления компании. В него вошли топ-менеджеры Холдинга МРСК, занявшие свои прежние должности.

Председателем правления стал Олег Бударгин (при этом он по‑прежнему остается главой правления ОАО «ФСК ЕЭС»). Пост исполнительного директора объединения занял Андрей Муров. Место первого заместителя исполнительного директора «Россетей» отошло Алексею Демидову. На должность заместителя исполнительного директора по стратегии назначен Игорь Хвалин.

Кроме того, в состав руководства вошел Роман Бердников – бывший первый заместитель председателя правления ОАО «ФСК ЕЭС», ставший первым заместителем генерального директора по технической политике «Россетей».

Остается открытым самый интригующий вопрос: кто же станет генеральным директором объединения? Об этом должен объявить лично президент Владимир Путин. Наиболее вероятными кандидатами неоднократно назывались Олег Бударгин и бывший министр энергетики РФ Сергей Шматко. Кандидатура последнего была выдвинута в советы директоров как Холдинга МРСК, так и ОАО «ФСК ЕЭС», что дает ему неплохие шансы войти в высшее руководство и «Российских сетей». По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пинкина, «шансы Шматко возглавить совет директоров, а Бударгина – стать гендиректором «Российских сетей» достаточно высоки».

Еще один ключевой момент в становлении «Российских сетей» – избрание членов совета директоров. К настоящему моменту на пятнадцать мест совета выдвинуто шестнадцать кандидатов, одиннадцать из которых являются новыми лицами.

Среди кандидатов – девять представителей государства: глава ОАО «ФСК ЕЭС» Олег Бударгин, президент ООО «Управляющая компания «Боос Лайтинг Групп» Георгий Боос, глава НП «Совет рынка» Вячеслав Кравченко, исполнительный директор ОАО «Холдинг МРСК» (ныне «Российские сети») Андрей Муров, представитель РФ в совете директоров Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Денис Морозов, глава представительства ENI в РФ и СНГ Эрнесто Ферленги, член комиссии при президенте РФ по вопросам стратегии развития ТЭКа Сергей Шматко, генеральный директор «Системного оператора ЕЭС» Борис Аюев и президент Всероссийского банка реконструкции и развития (ВБРР) Елена Титова.

Примечательно, что десять членов действующего совета, избранного 30 июня 2012 года, в список кандидатов включены не были. Зато в него вошли директор корпоративного департамента ОАО «ГМК «Норильский никель» Мария Очирова, представитель Rusenergo Fund Limited – генеральный директор ООО «Киуру» Сеппо Ремес, представители ООО «Нефть Актив» – вице-президент «Роснефти» Андрей Шишкин и глава департамента энергетики «Роснефти» Василий Никонов. От «Газпром энергохолдинга» предложены генеральный директор «Межрегионэнергосбыта» Станислав Аширов, сотрудник компании Валерий Гуляев и первый заместитель гендиректора «Газпром энергохолдинга» Павел Шацкий.

По мнению большинства экспертов, ни о каких сенсациях говорить не приходится: многие кандидатуры, вокруг которых не возникало никаких споров, были известны уже давно, значительная часть из них выдвинута администрацией президента и правительством. Некоторые аналитики и эксперты, включая Сергея Бейдена из ФК «Открытие», полагают, что структура и персональный состав кандидатов в члены совета директоров вызывают серьезные опасения – слишком много сторон с несовпадающими интересами. Кроме того, господин Байден констатирует отрицательное влияние выбранного варианта слияния двух компаний на доверие инвесторов к сектору (акции ФСК с начала года упали на ММВБ на 20 процентов; Холдинга МРСК – на 18 процентов).

– Однако любой совет директоров строится по принципам компромисса, ведь абсолютное совпадение интересов всех сторон – это скорее утопия. Главное – не забывать основное предназначение энергетического комплекса и сетевых компаний, – считает заместитель генерального директора НПО «Санкт-Петербургская электротехническая компания» Александр Кухмай, ранее возглавлявший МРСК Северо-Запада.

– Сетевые компании обязаны строить, модернизировать, ремонтировать и эксплуатировать электросети, и делать это они должны максимально эффективно, чтобы люди воспринимали электроэнергию как воздух, который есть всегда в изобилии. Но сейчас в энергетике слишком много политики и коммерции: зачастую во главу угла ставятся личные интересы акционеров, руководства, различных сторон, тогда как первостепенное значение для всех энергетиков должен иметь современный, работающий как часы сетевой комплекс. Разумеется, для этого необходимы согласованность действий и централизация управления электросетевым хозяйством (к примеру, общепринятые технические стандарты, система контроля).

Что касается кандидатов в совет директоров «Российских сетей», то лично меня не смущает большое количество государственных представителей, ведь именно государство может стать той самой систематизирующей силой, как было, например, в советские времена, – считает господин Кухмай, – Радует большое количество в этом списке высококвалифицированных профессионалов, долгие годы работающих в энергетическом комплексе. Очень хочется верить, что профессионализм и стремление развивать российский электросетевой комплекс станут главными ориентирами правления и совета директоров «Российских сетей».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 09 (221) май 2013 года: