16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/219/14900.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 07 (219) апрель 2013 года

Экономически обоснованное нормирование надежности и качества электроснабжения потребителей

В соответствии с Федеральным законом об электроэнергетике одним из показателей энергоэффективности служит показатель надежности электроснабжения. Он характеризуется снижением доли ущерба от перерывов электроснабжения в валовом внутреннем продукте.

Надежность электроснабжения, в свою очередь, зависит от системной надежности, то есть от надежности поставки электроэнергии в пункты питания распределительных электрических сетей, надежности распределительных электрических сетей общего пользования, а также надежности схем электроснабжения конкретных потребителей. Это требует выстраивания системы технических и экономических взаимоотношений «по надежности» между субъектами рынка электроэнергии с конкретизацией требований и ответственности за их выполнение.

Для этого нужны корректные технические методы расчета надежности, которые позволяют автоматизированно рассчитывать интегральные показатели уровня надежности электрической сети в энергетических узлах, технико-экономически обосновывать уровень надежности электроснабжения, требуемый на перспективу.

Энергетическая стратегия России до 2030 года, утвержденная правительством РФ, ставит задачу повысить вероятность бездефицитной работы энергосистем с P = 0,996 до 0,9997 и приблизить этот показатель к зарубежным нормативам надежности бездефицитного электроснабжения (США – 0,9997, Франция – 0,9997, Нидерланды – 0,9995, Ирландия – 0,9991, Скандинавские страны – 0,999).

Фактически современный уровень надежности ряда энергообъединений России находится в диапазоне 0,95‑0,97, что ниже норматива – 0,996. Поэтому переход на норматив надежности даже в отдаленной перспективе потребует исключительно высоких капиталовложений в повышение надежности всех компонентов электроэнергетической системы (генерирующих мощностей, магистральных и распределительных электрических сетей, инвестиций в обеспечение устройств противоаварийной автоматики), а также технологических схем электроснабжения потребителей. Для достижения указанного показателя удельные инвестиции в повышение надежности необходимо увеличить с 3,95 до 9,3 миллиона рублей на мегаватт нагрузки.

Оценочные расчеты индексов надежности субъектов российской энергетики до границ балансовой принадлежности (ГБП) электрических сетей потребителей показали, что интегральный индекс надежности на ГБП субъектов энергетики в различных регионах России в пределах 0,95‑0,97 обуславливает при вероятных расчетных отключениях электрической сети ущерб потребителям от 4 до 7 триллионов рублей в год (до 1 процента в пересчете на ВВП страны).

ЗАО ПФК «СКАФ» провело работу по оптимизации надежности электрических сетей ОАО «Ленэнерго». Исследование показало, что от ненадежности электроснабжения потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области регион ежегодно теряет около 4 миллиардов рублей, а капиталовложения в повышение надежности сетей окупаются менее чем за год, что свидетельствует о высокой эффективности инвестиций в надежность.

С учетом вышеизложенного, для обеспечения энергобезопасности и повышения надежности электроснабжения необходимы:

1) систематическая оценка (один раз в три-пять лет) уровня надежности электроснабжения по регионам;

2) обоснование и расчет оптимального (экономически обоснованного) нормативного уровня надежности электроэнергетики регионов и отдельных крупных потребителей (оптимальным является уровень, при котором вложения в усиление надежности электроэнергетики не выше расчетного вероятного ущерба от недоотпуска электроэнергии потребителям);

3) разработка технических мероприятий и их учет в инвестиционных программах (в том числе для целей тарифного регулирования) по обеспечению нормативного уровня надежности электроэнергетики (по регионам) и последующий мониторинг мероприятий по достижению и поддержанию экономически обоснованного оптимального уровня надежности электроснабжения.

Методические указания (МУ) Минэнерго России (приказ № 296 от 29.06.2010) по расчету уровня надежности и качества менеджмента или услуг (не качества электроэнергии как товара) территориальных сетевых организаций не могут применяться для комплексной оценки технического уровня надежности электроснабжения и качества поставляемой электроэнергии потребителям.

МУ не учитывают экономические потери (вероятные ущербы в экономике) от ненадежности электроснабжения или от отклонений показателей качества электроэнергии от норм национального Стандарта России (ГОСТ 13109‑97; ГОСТ Р 54149‑2010). При разработке МУ неудачно использован (переведен) зарубежный термин «качество обслуживания потребителей электроэнергией», в котором в понятие «качество обслуживания» включаются: надежность электроснабжения, качество электрической энергии, обеспечение потребителя информацией выбирать экономически обоснованный тариф на электроэнергию. В связи с изложенным, в соответствии с постановлением правительства РФ от 31.12.2009 № 1220 (п. 9), необходимо внести существенные изменения в МУ в части экономически обоснованного определения показателей надежности электроснабжения и качества поставляемой потребителям электроэнергии.

Дифференцированная цена на электроэнергию, системно учитывающая обеспечиваемый уровень надежности электроснабжения и качества электроэнергии, поставляемой потребителям, и включающая как затраты, связанные с повышением надежности электроснабжения, так и экономический эффект у потребителя (снижение вероятного ущерба), является наиболее простым и эффективным инструментом управления надежностью и качеством электроснабжения потребителей. При этом электроснабжающая система, гарантирующая потребителям экономически обоснованный уровень надежности и качество электроснабжения, в случае его нарушения должна быть подвергнута экономическим санкциям.

В 2006 году ЗАО ПФК «СКАФ» разработало для Федеральной службы по тарифам методику оценки тарифов в электроэнергетике с учетом надежности электроснабжения, которая позволяет нормировать системную и электросетевую надежность и оценивать ущерб от ненадежного электроснабжения, а также определять экономически обоснованные вложения в повышение надежности электроснабжения. Тем не менее нормативно-правовая база по экономической оценке качества поставляемой электроэнергии в России отсутствует. До проведения необходимых разработок, на основании анализа зарубежных и отечественных оценок ущербов от несоблюдения норм качества электроэнергии, мы предлагаем в договорах электроснабжения учитывать скидки (надбавки) к тарифам на электроэнергию в размере 12 процентов от стоимости электроэнергии при несоблюдении норм стандартов на качество электроэнергии (для поставщиков электроэнергии – скидка, для потребителей – надбавки к тарифу при отсутствии устройств, обеспечивающих нормализацию качества электроэнергии). В качестве предельного размера штрафа за отпущенную (потребленную) электроэнергию с несоблюдением стандартов качества электроэнергии рекомендуется показатель 25 процентов от стоимости отпущенной (потребленной) электроэнергии с показателями, не соответствующими ГОСТу, как это было в доперестроечный период в Правилах пользования электрической энергией.

Учитывая остроту проблемы управления надежностью электроснабжения и качеством электроэнергии необходимо:

1) разработать Федеральный закон «О надежности и качестве электроснабжения потребителей» с комплексом системно дополняющих его документов;

2) отработать нормативные документы (стандарты, регламенты), касающиеся надежности электроснабжении, качества электроэнергии на всех уровнях субъектов современной электроэнергетики, включая потребителей электроэнергии;

3) разработать нормативно-правовые юридические документы, устанавливающие ответственность всех субъектов электроэнергетики за обеспечение надежности электроснабжения и качества электроэнергии, правила предъявления претензий в случае некачественного обслуживания потребителей, оценку ущербов от несоблюдения надежности и качества электроснабжения, экономическую оценку размеров компенсации потребителям от невыполнения обязательств качественного обслуживания их поставщиками электроэнергии;

4) разработать пакет документов по методикам, программам расчета экономических показателей для оценки надежности и качества электроснабжения потребителей, оценки вероятных ущербов от несоблюдения требований нормативных документов в этой сфере электроэнергетики.

Д. э. н., заслуженный энергетик СНГ Валерий ОВСЕЙЧУК, профессор, главный эксперт ЗАО ПФК «СКАФ»

Сергей ШИМКО, и.о. первого заместителя генерального директора «Трансэнерго» – филиала ОАО «РЖД», академик РАЕН











ЗАО ПФК «СКАФ»
117418, г. Москва,
Новочеремушкинская ул., 61
Тел. (499) 124-30-28, 124-40-28
E-mail: shim@escoskaf.ru
www.escoskaf.ru

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 07 (219) апрель 2013 года: