16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/219/14900.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 07 (219) апрель 2013 года

Экономически обоснованное нормирование надежности и качества электроснабжения потребителей

В соответствии с Федеральным законом об электроэнергетике одним из показателей энергоэффективности служит показатель надежности электроснабжения. Он характеризуется снижением доли ущерба от перерывов электроснабжения в валовом внутреннем продукте.

Надежность электроснабжения, в свою очередь, зависит от системной надежности, то есть от надежности поставки электроэнергии в пункты питания распределительных электрических сетей, надежности распределительных электрических сетей общего пользования, а также надежности схем электроснабжения конкретных потребителей. Это требует выстраивания системы технических и экономических взаимоотношений «по надежности» между субъектами рынка электроэнергии с конкретизацией требований и ответственности за их выполнение.

Для этого нужны корректные технические методы расчета надежности, которые позволяют автоматизированно рассчитывать интегральные показатели уровня надежности электрической сети в энергетических узлах, технико-экономически обосновывать уровень надежности электроснабжения, требуемый на перспективу.

Энергетическая стратегия России до 2030 года, утвержденная правительством РФ, ставит задачу повысить вероятность бездефицитной работы энергосистем с P = 0,996 до 0,9997 и приблизить этот показатель к зарубежным нормативам надежности бездефицитного электроснабжения (США – 0,9997, Франция – 0,9997, Нидерланды – 0,9995, Ирландия – 0,9991, Скандинавские страны – 0,999).

Фактически современный уровень надежности ряда энергообъединений России находится в диапазоне 0,95‑0,97, что ниже норматива – 0,996. Поэтому переход на норматив надежности даже в отдаленной перспективе потребует исключительно высоких капиталовложений в повышение надежности всех компонентов электроэнергетической системы (генерирующих мощностей, магистральных и распределительных электрических сетей, инвестиций в обеспечение устройств противоаварийной автоматики), а также технологических схем электроснабжения потребителей. Для достижения указанного показателя удельные инвестиции в повышение надежности необходимо увеличить с 3,95 до 9,3 миллиона рублей на мегаватт нагрузки.

Оценочные расчеты индексов надежности субъектов российской энергетики до границ балансовой принадлежности (ГБП) электрических сетей потребителей показали, что интегральный индекс надежности на ГБП субъектов энергетики в различных регионах России в пределах 0,95‑0,97 обуславливает при вероятных расчетных отключениях электрической сети ущерб потребителям от 4 до 7 триллионов рублей в год (до 1 процента в пересчете на ВВП страны).

ЗАО ПФК «СКАФ» провело работу по оптимизации надежности электрических сетей ОАО «Ленэнерго». Исследование показало, что от ненадежности электроснабжения потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области регион ежегодно теряет около 4 миллиардов рублей, а капиталовложения в повышение надежности сетей окупаются менее чем за год, что свидетельствует о высокой эффективности инвестиций в надежность.

С учетом вышеизложенного, для обеспечения энергобезопасности и повышения надежности электроснабжения необходимы:

1) систематическая оценка (один раз в три-пять лет) уровня надежности электроснабжения по регионам;

2) обоснование и расчет оптимального (экономически обоснованного) нормативного уровня надежности электроэнергетики регионов и отдельных крупных потребителей (оптимальным является уровень, при котором вложения в усиление надежности электроэнергетики не выше расчетного вероятного ущерба от недоотпуска электроэнергии потребителям);

3) разработка технических мероприятий и их учет в инвестиционных программах (в том числе для целей тарифного регулирования) по обеспечению нормативного уровня надежности электроэнергетики (по регионам) и последующий мониторинг мероприятий по достижению и поддержанию экономически обоснованного оптимального уровня надежности электроснабжения.

Методические указания (МУ) Минэнерго России (приказ № 296 от 29.06.2010) по расчету уровня надежности и качества менеджмента или услуг (не качества электроэнергии как товара) территориальных сетевых организаций не могут применяться для комплексной оценки технического уровня надежности электроснабжения и качества поставляемой электроэнергии потребителям.

МУ не учитывают экономические потери (вероятные ущербы в экономике) от ненадежности электроснабжения или от отклонений показателей качества электроэнергии от норм национального Стандарта России (ГОСТ 13109‑97; ГОСТ Р 54149‑2010). При разработке МУ неудачно использован (переведен) зарубежный термин «качество обслуживания потребителей электроэнергией», в котором в понятие «качество обслуживания» включаются: надежность электроснабжения, качество электрической энергии, обеспечение потребителя информацией выбирать экономически обоснованный тариф на электроэнергию. В связи с изложенным, в соответствии с постановлением правительства РФ от 31.12.2009 № 1220 (п. 9), необходимо внести существенные изменения в МУ в части экономически обоснованного определения показателей надежности электроснабжения и качества поставляемой потребителям электроэнергии.

Дифференцированная цена на электроэнергию, системно учитывающая обеспечиваемый уровень надежности электроснабжения и качества электроэнергии, поставляемой потребителям, и включающая как затраты, связанные с повышением надежности электроснабжения, так и экономический эффект у потребителя (снижение вероятного ущерба), является наиболее простым и эффективным инструментом управления надежностью и качеством электроснабжения потребителей. При этом электроснабжающая система, гарантирующая потребителям экономически обоснованный уровень надежности и качество электроснабжения, в случае его нарушения должна быть подвергнута экономическим санкциям.

В 2006 году ЗАО ПФК «СКАФ» разработало для Федеральной службы по тарифам методику оценки тарифов в электроэнергетике с учетом надежности электроснабжения, которая позволяет нормировать системную и электросетевую надежность и оценивать ущерб от ненадежного электроснабжения, а также определять экономически обоснованные вложения в повышение надежности электроснабжения. Тем не менее нормативно-правовая база по экономической оценке качества поставляемой электроэнергии в России отсутствует. До проведения необходимых разработок, на основании анализа зарубежных и отечественных оценок ущербов от несоблюдения норм качества электроэнергии, мы предлагаем в договорах электроснабжения учитывать скидки (надбавки) к тарифам на электроэнергию в размере 12 процентов от стоимости электроэнергии при несоблюдении норм стандартов на качество электроэнергии (для поставщиков электроэнергии – скидка, для потребителей – надбавки к тарифу при отсутствии устройств, обеспечивающих нормализацию качества электроэнергии). В качестве предельного размера штрафа за отпущенную (потребленную) электроэнергию с несоблюдением стандартов качества электроэнергии рекомендуется показатель 25 процентов от стоимости отпущенной (потребленной) электроэнергии с показателями, не соответствующими ГОСТу, как это было в доперестроечный период в Правилах пользования электрической энергией.

Учитывая остроту проблемы управления надежностью электроснабжения и качеством электроэнергии необходимо:

1) разработать Федеральный закон «О надежности и качестве электроснабжения потребителей» с комплексом системно дополняющих его документов;

2) отработать нормативные документы (стандарты, регламенты), касающиеся надежности электроснабжении, качества электроэнергии на всех уровнях субъектов современной электроэнергетики, включая потребителей электроэнергии;

3) разработать нормативно-правовые юридические документы, устанавливающие ответственность всех субъектов электроэнергетики за обеспечение надежности электроснабжения и качества электроэнергии, правила предъявления претензий в случае некачественного обслуживания потребителей, оценку ущербов от несоблюдения надежности и качества электроснабжения, экономическую оценку размеров компенсации потребителям от невыполнения обязательств качественного обслуживания их поставщиками электроэнергии;

4) разработать пакет документов по методикам, программам расчета экономических показателей для оценки надежности и качества электроснабжения потребителей, оценки вероятных ущербов от несоблюдения требований нормативных документов в этой сфере электроэнергетики.

Д. э. н., заслуженный энергетик СНГ Валерий ОВСЕЙЧУК, профессор, главный эксперт ЗАО ПФК «СКАФ»

Сергей ШИМКО, и.о. первого заместителя генерального директора «Трансэнерго» – филиала ОАО «РЖД», академик РАЕН











ЗАО ПФК «СКАФ»
117418, г. Москва,
Новочеремушкинская ул., 61
Тел. (499) 124-30-28, 124-40-28
E-mail: shim@escoskaf.ru
www.escoskaf.ru

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 07 (219) апрель 2013 года:

  • Экономически обоснованное нормирование надежности и качества электроснабжения потребителей
    Экономически обоснованное нормирование надежности и качества электроснабжения потребителей

    В соответствии с Федеральным законом об электроэнергетике одним из показателей энергоэффективности служит показатель надежности электроснабжения. Он характеризуется снижением доли ущерба от перерывов электроснабжения в валовом внутреннем продукте. ...

  • Enel создает геотермальную станцию
    Enel создает геотермальную станцию

    Компания Enel Green Power (EGP), подразделение энергоконцерна Enel, начала строительство геотермальной электростанции Bagnore-4 в провинции Гроссето в Тоскане. Проект предусматривает установку двух турбин общей мощностью 40 МВт. После завершения работы станция сможет вырабатывать до 310 миллионов кВт-ч электроэнергии в год, что позволит экономить до 70 000 тонн нефтяного эквивалента. Новая станция спроектирована ...

  • Сибирская генерирующая компания предложила объединить теплосети Барнаула на базе своего предприятия
    Сибирская генерирующая компания предложила объединить теплосети Барнаула на базе своего предприятия

    Генеральный директор Сибирской генерирующей компании (СГК) Сергей Мироносецкий (на фото) принял участие в заседании Совета администрации Алтайского края под руководством губернатора Александра Карлина по вопросу тарифного регулирования. ...

  • Закон непростой судьбы: нормирование госзакупок устроило не всех
    Закон непростой судьбы: нормирование госзакупок устроило не всех

    Государственная дума приняла в окончательном, третьем чтении законопроект № 68702‑6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг (в части регулирования государственных и муниципальных закупок)». За проголосовали 239 депутатов, против – 90. Практически каждый пятый депутат не нашел в законе того, на что рассчитывал. ...

  • Престиж участия. Содействие бизнесу. Вклад в отрасль
    Престиж участия. Содействие бизнесу. Вклад в отрасль

    ЧТО: XII Международная выставка «Насосы. Компрессоры. Арматура. Приводы и двигатели» (PCVExpo). ГДЕ: Москва, Международный выставочный центр «Крокус Экспо». КОГДА: 29 октября – 1 ноября 2013 года. ...