16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/219/14885.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 07 (219) апрель 2013 года

Закон непростой судьбы: нормирование госзакупок устроило не всех

Государственная дума приняла в окончательном, третьем чтении законопроект № 68702‑6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг (в части регулирования государственных и муниципальных закупок)». За проголосовали 239 депутатов, против – 90. Практически каждый пятый депутат не нашел в законе того, на что рассчитывал.

Насколько этот закон важен для нашей экономики, говорит то, что ко второму чтению на него поступило более тысячи поправок. Председатель Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский пояснил, что при подготовке законопроекта ко второму чтению состоялось несколько десятков открытых заседаний рабочей группы с участием депутатов, представителей ведомств, заинтересованных общественных организаций, прессы, на которых были рассмотрены более тысячи поправок, которые поступили в комитет.



Краткая история закона

В 2005 году Федеральная антимонопольная служба для борьбы с коррупцией в области госзакупок подготовила и провела федеральный закон, известный всем как 94‑ФЗ. Ситуация изменилась, но незначительно. Тогда наступил второй этап – все госзакупки решили сделать прозрачными. Для этого с 2011 года на едином сайте стали публиковать все данные о госзакупках. Однако и это не помогло. Как показал опыт, 94‑ФЗ смог в значительной степени контролировать и регулировать только размещение заказов, в то время как конечный результат не подлежал контролю. Более того, именно этот 94‑ФЗ способствовал тому, что конкурсы подстраивались под конкретного поставщика.

Нареканий на закон 94‑ФЗ было много, это учел тогдашний президент Дмитрий Медведев и поручил уже в ноябре 2010 года приступить к работе над новым законом. На сей раз в работе над законом был максимально расширен круг разработчиков – кроме ФАС, в работе над ним приняли участие экономисты, эксперты и аналитики Минэкономразвития. Однако взаимопонимания эти два министерства так и не достигли, в итоге они подготовили два разных по целям и задачам документа. Являясь разработчиком ФЗ-94, ФАС углубила и детализировала свой прежний закон, внеся мало новаций. Министерство экономического развития, наоборот, максимально отошло от прежнего закона и подготовило новый закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Цель, которую преследовали в Минэкономразвития, была ясной – разработать и создать принципиально новую систему госзакупок так называемого полного цикла. Закончив работу практически через год, оба эти ведомства представили главе правительства оба варианта закона. Оба варианта были обсуждены у премьера Владимира Путина, там и был сделан выбор – он пал на закон о контрактной системе. В июне 2012 года состоялось его обсуждение в нижней палате парламента. Однако второе чтение постоянно откладывалось. В эту ситуацию вмешался уже в январе Дмитрий Медведев и попросил принять закон как можно быстрее.



Суть законопроекта

По мнению Игоря Руденского, после первого чтения законопроект претерпел серьезные изменения. Суть изменений – попытка найти «золотую середину», некий компромисс между всеми участниками процесса работы над законом (это и ФАС, и Минэкономразвития, и администрация президента, и представители бизнеса). Законопроект направлен на повышение эффективности и результативности закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Для информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок в РФ создается и ведется единая информационная система, предоставляющая участникам контрактной системы соответствующие данные, возможность подачи заявок на участие в определении поставщика в форме электронного документа и т. д.Указанная система содержит планы закупок, планы-графики, а также информацию об их реализации, о закупках и об исполнении контрактов, реестр контрактов, заключенных заказчиками, реестр недобросовестных поставщиков, реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок и их результатов, результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок. Информация, содержащаяся в единой информационной системе, публикуется на официальном сайте.

Новый закон преследует цель осуществлять контроль за госзакупками на протяжении всей цепочки – от момента планирования до момента реализации. Его отличие от 94‑ФЗ состоит в том, что новая система должна обеспечить и сделать открытыми, прозрачными планы госструктур по закупкам на ряд лет вперед, четко прописать ответственность за результаты торгов, их аудит и приемку.



Учет и контроль

Итак, данный законопроект существенно расширяет способы определения поставщиков товаров или исполнителей госконтрактов. Помимо существующих на сегодняшний день трех способов – аукциона, конкурса и запроса котировок, – должны появиться и другие формы: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс (для инновационных товаров и услуг), запрос предложений, закрытые способы определения поставщиков, а также возможность заключения контракта с единственным поставщиком. При этом при наличии у двух и более заказчиков потребности в одних и тех же товарах или услугах они смогут проводить закупки совместно. В этом случае контракт нужно будет заключать с каждым заказчиком.

Ко второму чтению был значительно переработан ряд статей закона, в частности статьи об антидемпинговых мерах, позволяющих заказчику отклонять заявки с необоснованно заниженными ценами. Вначале правительство предлагало такой вариант: предприятие, которое заявит о своей готовности выполнить заказ более чем на 25 процентов дешевле от заявленной стоимости, будет обязано предоставить расчет своей цены, а также обосновать ее. В случае, если речь идет о поставке товаров, потребовалось бы предоставление гарантийного письма от производителя, подтверждающего реальность указанных цен.

В конечном варианте закона, подготовленном к третьему чтению, говорится о том, что при понижении цены на 25 и более процентов компания будет обязана предоставить заказчику финансовое обеспечение в полтора раза больше указанного в конкурсной документации, но не менее чем в размере аванса, если он предусмотрен. Эти правила будут распространяться на заказы стоимостью свыше 15 миллионов рублей. А вот для более мелких заказов предусматриваются некие льготные, щадящие условия: вместо финансовых гарантий участник конкурса может сослаться на исполненные без нарушений в течение последнего года три контракта. Если их будет гораздо больше, то 75 процентов из них должны быть выполнены без применения к компании неустоек.

Как уже говорилось выше, в законе прописана статья, согласно которой общественные объединения смогут направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и ходе исполнения контрактов, обращаться в госорганы с просьбой провести проверку. Членам общественных организаций будет позволено обращаться в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях заказчика, должностных лиц признаков состава преступления, а также обращаться в суд с жалобами в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.



Мнения депутатов

Председатель Комитета по экономической политике Игорь Руденский (фракция «Единая Россия») комментирует новый закон так:

– В закон внесены существенные изменения. Особое внимание уделено антикоррупционным нормам и поддержке отечественных производителей при поставках товаров и услуг для госнужд. К примеру, предложена поправка, предусматривающая полномочия правительства устанавливать ограничения допуска товаров и услуг, происходящих из иностранных государств. Сейчас данная норма действует только при осуществлении закупок в целях обеспечения обороны и безопасности.

Государственный заказ – мощнейший механизм стимулирования экономики, ее модернизации и инновационного развития. И мы должны прямо в законе о госзакупках оговорить это. Ведь бюджетные средства – это деньги российских налогоплательщиков. Они вправе рассчитывать, что их налоги помогают развитию отечественной экономики, стимулируют рост зарплат и появление современных рабочих мест.

Кроме того, законопроект дополнен положением, согласно которому заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета инновационной и высокотехнологичной продукции. Это означает, что закупаться должны товары и услуги, обладающие улучшенными характеристиками и соответствующие современным стандартам.

Таким образом, мы стимулируем НИОКР и производство в России современной продукции, повышение технологического уровня производства и внедрение новых технологий. Также в законопроекте конкретизируются положения по обеспечению максимальной прозрачности процессов закупки и усилению общественного контроля за закупками, повышению его эффективности за счет возможности проконтролировать закупки еще на этапе планирования. В Единой информационной системе, помимо информации о размещении заказов, должны будут размещаться планы закупок, отчеты о проведенных закупках, результаты контроля, аудита и надзора.

Это даст возможность проследить достижение конечных результатов и оценить их соответствие тем целям и задачам, которые заказчик изначально запланировал в планах-графиках.

Кроме того, заказчики будут обязаны осуществлять закупки у предприятий малого бизнеса в размере не менее чем 15 процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком, а начальная (максимальная) цена контракта при этом не может превышать 20 миллионов рублей. Устанавливая такого рода преференции для предпринимателей, мы делаем еще один шаг к формированию более благоприятных условий для развития малого бизнеса в России.
Государство само должно показать пример внедрения современных рыночных конкурентных принципов, максимально быстро запустив новую контрактную систему.

В настоящее время через госзакупки наше государство направляет в экономику более 7 триллионов рублей ежегодно, а с учетом закупок государственных компаний – более 10 триллионов рублей, что сопоставимо с расходной частью федерального бюджета. Это свидетельствует о серьезнейшем значении будущего закона о контрактной системе для всей национальной экономики. После принятия законопроекта работа по совершенствованию системы госзакупок не заканчивается, так как со дня вступления его в силу должны вступить в силу и более пятидесяти нормативных правовых актов, которые необходимо разработать во исполнение закона, – заключил господин Руденский.

Александр Потапов, член Комитета по экономической политике от фракции КПРФ, отметил:

– Целью поправки 212 является исключение коррупционных схем, как и других схем, связанных с объединением в одну закупку разнородных товаров и услуг. Все понимают, что это необходимо. Мы не можем закупать вместе самолеты и авторучки. В поправке определены условия, при которых разбиение на лоты обязательно. Например, при создании вычислительного центра недопустимо совмещать ремонтные работы, закупку оборудования и разработку программного обеспечения, так как эти работы выполняются различными предприятиями, исполнителями, специализирующимися каждый в своей области работ. Очевидно, что совмещение этих работ в один лот существенно сузит круг поставщиков и, скорее всего, приведет к срыву закупок (у нас есть и примеры, когда такие объединения приводят к коррупционным схемам). Но, к сожалению, Минэкономразвития так не считает, и не считает необходимым регламентировать порядок разграничения на лоты. Поправка была учтена и принята при голосовании.

Депутат Олег Михеев («Справедливая Россия») считает:

– Законопроект предусматривает, что аукционный перечень (предметы заказа, для которых электронный аукцион – единственный способ закупки) будет пересмотрен в сторону уменьшения. В результате доля размещения заказа через электронные аукционы будет существенно сокращена. Открытость и прозрачность процедур теряются. Субъективная оценка заявок будет осуществляться по субъективным принципам. Также ФКС не вводит новые электронные способы размещения заказа. В результате транзакционные издержки на бумажные отправления значительно повысятся, доступность госзаказа для иногородних участников значительно сократится.

Далее, минимальный срок подачи заявок устанавливается в семь дней вне зависимости от начальной максимальной цены контракта (статья 56). Учитывая, что законопроект предусматривает право заказчика выбирать способ проведения закупки, заказчик будет иметь возможность объявить миллиардный аукцион в семидневный срок, с тем чтобы не «свои» участники не имели возможности к нему подготовиться и поучаствовать.

Обеспечение заявок для всех способов закупок становится правом, а не обязанностью заказчика (статья 40). Размер обеспечения – до 5 процентов, а для аукционов с начальной ценой не выше 1 миллиона рублей – не более 1 процента. В настоящее время доля закупок до 1 миллиона рублей составляет 60,31 процента. Часто заказчики будут «забывать» использовать этот инструмент, на аукцион без обеспечения будут приходить участники, которым «нечего терять». Результат – сорванные закупки.

В результате принятия данного законопроекта взятый ранее курс на публичность и прозрачность торгов будет кардинально изменен, госзаказ опять станет «закрытым клубом для своих».

Председатель Комитета Государственной думы по энергетике Иван Грачев так оценивает влияние нового закона на энергетическую отрасль:

– Следует начать с того, почему не устраивал старый закон. На мой взгляд, коррупция благодаря ему больше расцвела, чем была приостановлена. Должен заметить, что в свое время я голосовал против этого закона. Пытался объяснить, что это утопические идеи – перевести все торги на интернет, электронные носители, формализовав процедуру. В итоге началось демпингование.

Сейчас предлагается новый закон. Мы ранее предлагали двухпакетную систему. Суть ее такова: вначале комиссия отбирает товар, услугу по качеству; а те, которые отобраны по качеству, могут конкурировать по цене. Подобными методами пользуются во всем мире. Они опробованы.

Что нового и хорошего принесет новый закон? Ничего. Что нового он содержит в плане качества? Коэффициентную процедуру: закон гласит, что качество будет оцениваться самим участником и по цене, и по качеству. А как же это будет работать? Опять будет формализованная процедура. Думаю, что это ничем не кончится. Скорее всего, будет придумана новая, более сложная схема для мошенничества. Но результат будет такой же.

А вот пакетная схема, которая проста и понятна – отобрал по качеству, а потом отбор по цене только среди того, что уже отобрано по качеству, так и не принята.

Депутаты, которые сидят в юридических комитетах, оторваны от жизни. Думаю, что жизнь покажет, что работать по новому закону сложно и плохо. Вот тогда снова начнут вносить поправки.

Несмотря на это, думается, что с появлением нового закона о госзакупках если не исчезнет, то в значительной степени сократится коррупционная составляющая на господрядах по строительству электрических сетей. Закон должен если не истребить участие чиновников в госзакупках, то в значительной степени ограничить их возможности влиять на всю цепочку государственных закупок. А это значит, что сократится или исчезнет воровство, подлог и другие формы коррупции.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 07 (219) апрель 2013 года:

  • Литва не видит необходимости тянуть ЛЭП в Калининградскую область
    Литва не видит необходимости тянуть ЛЭП в Калининградскую область

    Литва не видит необходимости в дополнительных ЛЭП, которые соединили бы электросети страны с сетями Калининградской области, где строится Балтийская АЭС, заявил министр энергетики Литвы Ярослав Неверович (на фото). – Смычка с Калининградским регионом у нас уже есть, так что нам на самом деле ничего нового не нужно строить, мы довольны тем, что у нас есть, и по нашей потребности нет никакой необходимости ничего делать. Для стаби...

  • ИТ-технологии для нефтехимии
    ИТ-технологии для нефтехимии

    Группа компаний «Ракурс» и ООО «Контур Автоматизация» подписали соглашение о сотрудничестве, объединяющее усилия в новых для компаний отраслях, а также позволяющее расширить круг заказчиков обеих компаний. ...

  • Российский энергомаш повторяет судьбу автопрома
    Российский энергомаш повторяет судьбу автопрома

    Российское энергомашиностроение, по мнению экспертов, своим развитием очень похоже на отечественный автопром – вроде есть продукция, но перспектив не так уж много, и если они есть, то преимущественно на внутреннем рынке или в развивающихся странах. ...

  • Энергетики и угольщики нашли формулу цены для Инты
    Энергетики и угольщики нашли формулу цены для Инты

    ОАО «ТГК-9» (входит в состав КЭС-Холдинга) и ОАО «Шахта «Интауголь» (Республика Коми) заключили долгожданный договор о закупке 25 тысяч тонн угля для нужд Интинской ТЭЦ. ...

  • Россия не встала на счетчик: процесс внедрения учета в ЖКХ остался без координатора
    Россия не встала на счетчик: процесс внедрения учета в ЖКХ остался без координатора

    Российские регионы форсируют установку общедомовых приборов учета ресурсов, спеша выполнить требования федерального закона об энергосбережении и опасаясь нового взлета цен за «коммуналку». ...