16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/218/14852.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 06 (218) март 2013 года

В стороне от «Газпрома»: Забайкальскому краю о глобальной газификации пока остается только мечтать

Почему Забайкалье до сих пор не газифицировано природным газом?

Из уст чиновников в качестве ответа на данный вопрос звучит отговорка: «У вас же много угля».

И впрямь, стоит ли надеяться на «голубое» топливо этому региону Восточной Сибири? Оказывается, уголь – не единственная причина, которая не «пускает» газификацию в Даурские земли.



Невыгодно?

Сегодня некоторые бытовые потребители региона пользуются сжиженным углеводородным газом. Его поставляет ОАО «Читаоблгаз». Предприятие обслуживает 330 населенных пунктов Забайкальского края, 204 тысячи газифицированных квартир, 215 групповых резервуарных установок.

Причин, почему в Забайкалье до сих пор не происходит глобальной газификации, называют несколько. По словам Александра Бутырского, временно исполняющего обязанности министра территориального развития Забайкальского края, затраты на газификацию такого малозаселенного региона вряд ли окупятся. К слову, по данным официальной статистики, в Забайкальском крае проживает чуть больше миллиона человек.

Представители ОАО «Газпром» рассматривали этот вопрос еще в 2008 – 2009 годах. Речь шла о строительстве трубопровода до границ с Китаем и газификации всех электростанций региона. Подсчитали, что с переводом генерации на газ стоимость киловатт-часа и одной гигакалории возросла бы в три раза. Если уж и затевать газификацию, то исключительно в существующем русле – для быта и малых предприятий, с использованием сжиженного природного и углеводородного газа. Предполагается, что на территории Республики Бурятия создадут завод сжиженных углеводородов. По железной дороге газ будет везтись в Забайкальский край. В Забайкалье же построят пять газораздаточных станций, откуда «голубое» топливо отправится автомобильным транспортом до конечного потребителя.

Напомним, что такая схема предполагается государственной Восточной программой, координатором которой назначено ОАО «Газпром». Во исполнение программы губернатором Забайкалья и руководством компании в 2010‑м был подписан договор о газификации. Газификация края на первом этапе будет проводиться с использованием сжиженного углеводородного газа (СУГ) и сжиженного природного газа (СПГ), а в отдаленной перспективе – трубопроводного газа.

О сроках выполнения договора, о ближайших и далеких перспективах не смогли рассказать даже в «Газпроме» на февральской встрече с региональными журналистами. Судя по картам, иллюстрирующим Восточную газовую программу, трубопровод «Сила Сибири» (предназначен для поставки к экспортным портам Дальнего Востока газа из Якутии) по территории Забайкалья не пройдет. Основная тенденция – газификация Дальнего Востока и продажа газа на экспорт, в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Отдача от крупных и многочисленных потребителей Китая будет внушительной, чего не скажешь о Забайкалье и Республике Бурятия.



Миллиарды. Долларов

– Газификация Забайкальского края – это, прежде всего, социальный проект. Бизнес вряд ли согласится на его реализацию без участия федерального бюджета, – считает Евгений Касьянов, известный забайкальский аналитик, профессор математики и экономики, директор Даурской инвестиционной компании. – Арифметика проекта такова. На разработку одного из ближайших к нам месторождений «голубого топлива», Ковыктинского, потребуется 12 миллиардов долларов. Газопровод от Ковыкты через Иркутскую область, с обходом Байкала (длина трубы – 2000 километров) обойдется в 8 миллиардов долларов. Итого 20 миллиардов долларов. Это не считая сети распределительных газопроводов по каждому из населенных пунктов и прочих расходов. Сегодня много говорится о способах доставки газа в Забайкалье. Железнодорожным транспортом, я считаю, будет дороже, чем магистралью. Не логично пока тратиться на поиск и разработку собственных (малых) месторождений «голубого» топлива, затраты на такой поиск колоссальные, а вот подтвердятся ли предположения ученых, еще не факт.

Осваивать Ковыктинское (Иркутская область) и Чаяндинское месторождения (Якутия) только лишь для нужд российских потребителей «Газпрому» невыгодно, уверен господин Касьянов. Поэтому рациональнее, наряду с газификацией российских регионов, будет экспортировать «голубое топливо» в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. И, вероятнее всего, экспортная политика будет преобладать. Это видно даже из схем прокладки трубопроводов. Самым идеальным маршрутом для зарубежных покупателей могла бы стать ветка Ковыкта – Иркутск – Монголия – Китай, она относительно коротка. Идеальным вариантом для Забайкалья и Республики Бурятия был бы маршрут Ковыкта – Иркутск – Улан-Удэ – Чита. Но данный маршрут невыгоден для Китая. Хотя бы потому, что тянуть магистраль вдоль Южного хода Забайкальской железной дороги до Маньчжурии нет смысла, в Маньчжурии газ не будет востребован настолько, насколько он востребован в других регионах Китая.

Еще один вариант (который сейчас озвучивается «Газпромом» при презентации «Восточной газовой программы»): Чаяндинское месторождение – Сковородино – Благовещенск – Китай. С этим проектом отрезок трубы мог бы прийти в Забайкалье (Сковородино – Могоча). Однако, насколько можно судить из документации «Газпрома», такой газоотвод не рассматривается вовсе.

– На мой взгляд, логичнее в Забайкальском крае, который является угледобывающим регионом, добиваться удешевления угля. То, что у нас большая топливная составляющая в энергии, – это абсурд, – уверен Касьянов. – Необходимо принудительное разделение Сибирской угольной энергетической компании на несколько независимых, которые будут заинтересованы в конкуренции и гибкой ценовой политике. Тогда топливо станет дешевле и, соответственно, электроэнергия.



И все же…

Константин Фокин, генеральный директор ОАО «Читаоблгаз», радеет за глобальную газификацию и справедливо отмечает, что голубое топливо поможет решить и многие социальные проблемы. Газ экологичнее угля, его удобнее использовать в быту и на предприятиях. А что, как не комфорт, должно сдержать отток населения из региона? Низкая плотность населения и малое число промышленных потребителей – не оправдание. На подобного рода объяснения глава «Читаоблгаза» отвечает: «Получается, в Забайкалье уже и дороги не нужно строить?».

– Забайкалье – все‑таки часть России. Государству и правительству выгодно, чтоб люди здесь жили, а чтобы они не мигрировали в соседние области, необходимо создавать комфортные условия. Газификация как раз поможет эти условия сформировать, – уверен господин Фокин. – Наше предприятие готово, что называется, встретить магистраль: спроектировать и построить сеть распределительных трубопроводов. Буду настаивать, чтобы труба с газом все‑таки пришла в Забайкальский край. Думаю, голубое топливо будет интересно генерирующим компаниям, например ОАО «ТГК-14», ведь про обновление и замену существующих объектов энергетики тоже не стоит забывать. И раз уж газификация – дорогой проект, необходимо привлекать федеральные средства, федеральные программы развития.

Итак, мнения экспертов различны, но сходятся в одном: газификация Забайкальского региона должна идти в софинансировании из федерального центра. Как скоро Москва откликнется и не 
перейдут ли деньги на другой, куда более любопытный, по мнению федеральных чиновников, проект? Наверное, о роли региональных руководителей тоже не стоит забывать. Ведь кто, как не местные власти, могут убедить центр в том, что газ нужен Забайкальскому краю?

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 06 (218) март 2013 года:

  • Счетная палата начинает проверку «РусГидро»
    Счетная палата начинает проверку «РусГидро»

    Счетная палата РФ начинает проверку ОАО «РусГидро», сообщил глава контрольного ведомства Сергей Степашин (на фото), выступая на правительственном часе в Совете Федерации. ...

  • Качество проекта – залог коммерческого успеха
    Качество проекта – залог коммерческого успеха

    На X Красноярском экономическом форуме, прошедшем в феврале, министр энергетики РФ Александр Новак и руководители ведущих отраслевых компаний говорили об энергетике, в том числе и о тепловой генерации, о роли государства, федеральных и региональных властей в решении отраслевых проблем. ...

  • Блиц

    Министр энергетики Александр Новак на заседании правительства, где рассматривался проект госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики», заявил, что ее финансирование на 2013‑2020 годы составит 28 триллионов рублей из внебюджетных источников и 667 миллиардов рублей из бюджетных средств. «Планируемый объем финансирования до 2020 года из средств федерального бюджета составит 105 миллиардов рублей,...

  • Строительство новых энергоблоков Ростовской АЭС идет по графику
    Строительство новых энергоблоков Ростовской АЭС идет по графику

    Строительство третьего и четвертого энергоблоков Ростовской АЭС идет в соответствии с директивным графиком. ...

  • «РТСофт» автоматизировал самую современную подстанцию на Дальнем Востоке
    «РТСофт» автоматизировал самую современную подстанцию на Дальнем Востоке

    В 2012 году «РТСофт» сдал в промышленную эксплуатацию автоматизированную систему управления технологическими процессами (АСУТП) подстанции нового поколения ПС 220 кВ Зеленый угол филиала ОАО «ФСК ЕЭС» МЭС Востока. ...