Главный энергетик Русского музея: двадцать лет на службе культуры - Энергетика и промышленность России - № 05 (217) март 2013 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/217/14809.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 05 (217) март 2013 года

Главный энергетик Русского музея: двадцать лет на службе культуры

Энергетика: тенденции и перспективы Подготовила Ольга ТРУНОВА

Мир искусства – особенный мир: путешествовать по его лабиринтам можно бесконечно, каждый раз открывая для себя что‑то новое. В то же время быть частью мира искусства – задача сложная, но невероятно почетная.

Вот, к примеру, музей – на мой взгляд, одно из самых уютных мест на земле, независимо от того, в какой точке мира он находится, какова его тематическая направленность и историческая принадлежность. Сама атмосфера завораживает – в залах представлены работы выдающихся мастеров, собраны художественные ценности, царит своеобразное таинство, а вокруг – самые интересные люди из мира культуры.

Мне кажется, высказывание великого Конфуция о том, что нужно «выбрать работу по душе, и тогда не придется работать ни одного дня в своей жизни» как раз относится к работникам музейного дела. Вы только представьте, что можно ежедневно любоваться такими произведениями, как «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, «Девятый вал» Ивана Айвазовского, «Сватовство майора» Павла Федотова… Все эти шедевры находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Именно туда мы отправились, чтобы выяснить, как часто главный энергетик Русского музея может позволить себе в свой рабочий день насладиться красотой и величием русского искусства. Оказывается, совсем нечасто: только если того требуют должностные инструкции, ведь чтобы сохранять шедевры в столь изящном состоянии, необходим тщательный контроль и особые условия.

Вот уже двадцать лет за всем энергохозяйством Русского музея следит Алексей Анатольевич Кутузов. Главный энергетик рассказал о своем распорядке дня, а также о том, как освещаются залы музея и в чем заключаются основные требования по содержанию русского достояния.

Сокровища нации и особый подход. У нас очень серьезные требования к качественному освещению. Спектральные характеристики источника света очень важны как для сохранности экспонатов, так и для их восприятия. Поэтому основные требования нам предоставляет наш отдел климатологии. Все источники света мы закупаем и устанавливаем лишь после того, как они согласованы.

Тренд сезона – светодиоды. Сейчас на рынке представлены разные светодиоды, но, несмотря на их обилие, спектральные характеристики в большинстве случаев нас не устраивают. Мы используем свет более теплого – желтого спектра. Во-первых, он мягче, во‑вторых, меньше воздействует на сами экспонаты. Поэтому сейчас мы в основном используем компактные люминесцентные лампы. Также не стоит забывать, что светодиоды достаточно дороги. Как пример: для замены лампы накаливания 500 Вт необходима светодиодная лампа на 50‑60 Вт, стоимость которой где-то в районе 5‑6 тысяч рублей. Допустим, чтобы обеспечить нужную освещенность, в залах необходимо получить источник света мощностью 60 Вт. Таких светодиодных ламп, как нам нужны, нет. В свою очередь, мы связались с несколькими организациями, провели тестирование, и нам представили лампочку, которая с технической точки зрения соответствует нашей сети. Но представители хранителей и экспозиционного отдела лампу не одобрили из‑за внешнего вида – система освещения получилась слишком громоздкой. Конечно, мы понимаем, что за светодиодами будущее, поэтому мы их будем использовать, но немного позже.

Энергоэффективность в искусстве. Компактные люминесцентные лампы тоже являются энергоэффективными, плюс срок их службы по сравнению с лампами накаливания больше. Мы сейчас проводим комплексное энергетическое обследование всех помещений и зданий и уже на основании всех рекомендаций будем работать по программе энергоэффективности и уменьшения энергопотребления.

Инновации спустя сто пятнадцать лет. Правильно подобранное освещение необходимо как для визуального просмотра посетителей, так и для минимального воздействия на экспонаты. Если мы говорим о скульптурах, то к ним не нужны особые требования, особые требования предъявляются к рисункам, картинам, иконам. К примеру, на втором этаже Михайловского дворца находятся четыре зала древнерусской живописи (икон). В залах созданы необходимые условия хранения – отделом климатологии музея установлены локальные увлажнители воздуха, которые создают необходимый уровень влажности. В большинстве экспозиционных залов музея установлены специальные датчики температуры и влажности. Кроме того, с инновационной точки зрения нам помогают информационные технологии. Есть специальная программа, где я могу просмотреть в режиме онлайн любой зал на предмет температуры и влажности, могу посмотреть график изменений за определенный период, это очень удобный девайс.

Отопительный марафон. В музее стандартная схема отопления. В трех зданиях музея свои газовые котельные – в корпусе Бенуа (отапливает и основное здание), Строгановском дворце и Инженерном замке. Мраморный дворец, здания кордегардий Инженерного замка у нас отапливаются от системы городского теплоснабжения. В здании дворца Петра I в Летнем саду – воздушное отопление. Здесь установлены мощные калориферные установки, которые создают циркуляцию воздуха по всем помещениям дворца. Это связано с тем, что здание историческое и сделать монтаж другого отопления – водяного, парового или какого‑либо другого – просто невозможно. Исторически так сложилось, что в воздуховоды подается нагретый воздух, который распределяется по всем помещениям, и таким образом здание отапливается. Хозяйственный двор Русского музея – новый, там стоят электрообогреватели с датчиками температуры, то же самое в Чайном и Кофейном домиках и других павильонах Летнего сада. В Домике Петра I тоже стоят специальные электрические нагреватели (электронакопители), в корпусе которых располагаются кирпичи из магнезита – они нагреваются в течение ночи, а потом днем с помощью вентилятора в помещения подается теплый воздух. Таким образом, нагрузка на электросети днем уменьшается.

Русский музей два века назад. В музее было печное отопление, до сих пор сохранились исторические дымоходы. Во многих местах стоят очень красивые камины, печки. Когда у нас проводилась реконструкция в академических залах, были вскрыты каналы, где мы обнаружили очень старые, толстостенные трубы начала XX века. Было видно, что впоследствии что‑то монтировалось, где‑то сохранилась система 1950‑х годов. В принципе, вся система отопления в достаточно хорошем состоянии, она функционирует, отопительные приборы хорошо работают, создавая необходимую теплоотдачу. Видимо, раньше делали все на совесть. У нас была фирма, которая совместно с нашими климатологами проводила анализ системы отопления Михайловского дворца, тех проектов и технических решений. Надо сказать, что все были очень удивлены, насколько грамотно был разработан в свое время этот проект 1950‑х годов по расположению отопительных веток.



Фотография рабочего дня главного энергетика Русского музея

9.30 Алексей Анатольевич начинает свой рабочий день с обхода главных энергетических объектов. Первым делом обычно – проверка главной котельной музея во дворе корпуса Бенуа.

10.00 Рабочий визит главного энергетика к дежурному сантехнику, электрику, где идет проверка документации. Все основные моменты, а также аварийные ситуации описываются в специальном журнале. Алексей Анатольевич изучает журнал, задает соответствующие вопросы и по ходу решает необходимые задачи.

10.30 В это время практически все служащие музея уже на месте, и главного энергетика могут вызвать непосредственно в залы. И если от климатологов поступает заявка, Кутузов вместе с начальником сантехнического отдела совершают обход на предмет климата в залах.

В работе помогает специальный прибор – бесконтактный измеритель температуры, который проверяет систему отопления. Если необходимо проверить освещение – у главного энергетика всегда с собой люкс­метр – переносной прибор для измерения освещенности.

11.00 Совещание у главного инженера: в течение получаса обсуждаются самые актуальные моменты текущего дня.

11.45 Главный энергетик Русского музея проходит по территории музея. Либо это может быть любой из филиалов на усмотрение. Как правило, чаще всего приходится заглядывать в Михайловский сад, где находится достаточно серьезная система освещения и полива.

14.00 Заседание конкурсной комиссии. Сейчас на основании Федерального закона № 94‑ФЗ все договорные моменты можно проводить на условиях конкурса и аукциона. Алексей Анатольевич является членом конкурсной комиссии. В рамках заседания идет обсуждение актуальных вопросов, рассматриваются заявки, принимаются решения об их правомерности и многое другое.

15.00 Практически всегда проводятся какие‑то мероприятия по реконструкции системы отопления. Контроль за выполнением этих работ со стороны энергетика просто необходим. Кутузов с особой тщательностью следит за процессом.

17.00 Главный энергетик Русского музея завершает свой рабочий день. В конце Алексей Анатольевич проводит анализ и планирует работы следующего дня.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 05 (217) март 2013 года:

  • Будущие энергетики помогут университету
    Будущие энергетики помогут университету

    ОАО «ТГК-9», Уральский федеральный университет, Екатеринбургский энергетический колледж и Каменск-Уральский радиотехникум заключили соглашение о совместной подготовке будущих энергетиков. ...

  • Энергетики и ТСЖ столкнулись в суде
    Энергетики и ТСЖ столкнулись в суде

    Российские регионы спорят о том, кому принадлежит право взимать платежи за коммуналь­ные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды. Судебная практика складывается в пользу управляющих организаций, которые отвечают за состояние инженерных сетей, устранение утечек, предотвращение незаконных подключений и иных форс-мажоров и несут обязательства по эффективному управлению энергозатратами. Иную позицию занимают энергосбытовые компании...

  • «Интер РАО» продаст 40 процентов «Иркутскэнерго»
    «Интер РАО» продаст 40 процентов «Иркутскэнерго»

    «Интер РАО ЕЭС» завершило обсуждение с корпорацией «Роснефтегаз» условий сделки по продаже 40 процентов акций «Иркутскэнерго», принадлежащих «Интер РАО». ...

  • Энергия для Кондопожского района
    Энергия для Кондопожского района

    В 2012 году производственное отделение «Южно-Карельские электрические сети» филиала «Карелэнерго» много внимания уделяло энергообъектам Кондопожского муниципального района. ...

  • Исключение потерь электроэнергии в распределительных сетях
    Исключение потерь электроэнергии в распределительных сетях

    Традиционно для изоляции высоковольтных проводов на напряжение 10‑20 кВ применяются штыревые изоляторы. ...