16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/217/14797.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 05 (217) март 2013 года

Энергетики и ТСЖ столкнулись в суде

Российские регионы спорят о том, кому принадлежит право взимать платежи за коммуналь­ные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды.

Судебная практика складывается в пользу управляющих организаций, которые отвечают за состояние инженерных сетей, устранение утечек, предотвращение незаконных подключений и иных форс-мажоров и несут обязательства по эффективному управлению энергозатратами. Иную позицию занимают энергосбытовые компании.

Иную позицию занимают энерго­сбытовые компании, доказывающие, что ресурсоснабжающие организации (РСО) вправе «замещать» управляющие компании, если последние не спешат выполнять предписанные законом обязанности.

В начале февраля Магаданский городской суд вынес утвердительное решение по иску прокурора Среднеканского района, требовавшего признать незаконными действия ОАО «Магаданэнерго» по начислению и взиманию с нанимателей и собственников квартир оплаты за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды. По мнению прокуратуры, позиция энергетиков противоречит требованиям Жилищного кодекса РФ, разделяющего зоны ответственности управляющих организаций и РСО.

«Согласно требованиям статьи 155 Жилищного кодекса РФ при наличии в доме управляющей компании или товарищества собственников жилья плата за общедомовые нужды может начисляться и взиматься только указанными организациями, – подчеркивает прокуратура. – Ресурсоснабжающие организации не вправе взыскивать плату за ОДН непосредственно с граждан, за исключением случая непосредственного управления домом собственниками помещений. Эти нормы законодательства носят обязательный характер без предоставления альтернативы.

Законодатель не зря разделил плату коммунальной услуги на две составляющие – непосредственно потребленный объем и использованный на общедомовые нужды. Объем коммунальных услуг по электроснабжению, горячему и холодному водоснабжению, потребленных в жилом помещении, напрямую зависит от проживающих в данном помещении граждан, поэтому закон предоставляет право выбора между управляющей организацией или РСО. Объем коммунальных услуг на общедомовые нужды напрямую зависит от надлежащего исполнения обязанностей по содержанию общедомовых инженерных сетей и оборудования, от своевременного выявления несанкционированных подключений, устранения утечек, проведения мероприятий по энергосбережению – обязанностей, возложенных на управляющую организацию или ТСЖ. Ресурсоснабжающие организации не управляют многоквартирными домами и, следовательно, не отвечают за состояние общедомовых инженерных сетей. Они заинтересованы в оплате общего количества поставленного ресурса и не связаны перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами. Следовательно, ресурсоснабжающие организации не спешат выявлять несанкционированные подключения, неисправности в сетях, поскольку свои расходы они возместят платой за общедомовые нужды.

Логика закона очевидна – граждане должны оплачивать ОДН своим управляющим организациям или ТСЖ и наделены правом требовать отчета об обоснованности начисленной платы и принятых мерах по снижению объема ОДН. Управляющая организация должна самостоятельно оплачивать ресурсоснабжающей организации энергозатраты на ОДН и включать указанные расходы в счета на оплату коммунальных услуг жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения. Указанная позиция подтверждается многочисленной судебной практикой Хабаровского края, Оренбургской области, иных регионов РФ».

По мнению энергетиков, доводы, приведенные прокуратурой, небезупречны, более того, «Магаданэнерго» готово оспаривать принятое судом решение.

– ОАО «Магаданэнерго» считает, что действующее законодательство предоставляет выбор потребителю в части внесения платы либо в управляющую компанию, либо в ресурсоснабжающую, – подтверждает Александр Мурашкин, начальник департамента правового обеспечения ОАО «Магаданэнерго». – Прокуратура уверяет, что плата за коммунальные услуги, в том числе на общедомовые нужды, должна вноситься в управляющую компанию. При этом, если внимательно изучить статью 155 Жилищного кодекса РФ, на которую ссылается прокуратура, то можно увидеть, что она регламентирует обязанности собственников и нанимателей жилых помещений, но в то же время никаких обязанностей по отношению к ресурсоснабжающей организации, оказывающей коммунальные услуги, данная норма не содержит. И, следовательно, к ОАО «Магаданэнерго» (как к организации, оказывающей услуги по энергоснабжению и являющейся ресурсоснабжающей) применяться не может. В то же время оплата коммунальных услуг (без исключения ОДН) собственниками и нанимателями жилых помещений напрямую ресурсоснабжающей организации считается выполнением своих обязательств перед всеми лицами, участвующими в процессе поставки коммунального ресурса (второе предложение пункта 7.1 статьи 155 ЖК РФ). Таким образом, у потребителя есть выбор, как ему платить за энергоресурсы.

Но данный выбор был бы реальным для потребителя только в том случае, если бы все управляющие компании заключили договор с ресурсоснабжающей организацией на покупку коммунального ресурса и затем продавали бы его непосредственно потребителям. В итоге схема выстроилась бы таким образом: ресурсо­снабжающая организация – управляющая компания – потребитель.

Однако на настоящий момент у ОАО «Магаданэнерго» не имеется договорных отношений ни с одной управляющей компанией. Мы прекрасно понимаем, почему это происходит: во‑первых, ни для кого не секрет, что даже «ресурсники» не собирают стопроцентную оплату, а при заключении договоров с управляющими компаниями будут требовать именно эти сто процентов, так что убыток для управляющих компаний налицо. Во-вторых, чтобы заниматься деятельностью по сбору платежей, необходим кадровый и материальный ресурс, который у управляющих компаний отсутствует. Следовательно, у управляющих компаний нет желания изменять что‑либо в отношениях по поводу предоставления коммунальных услуг. Из этого следует вывод, что схема законодательства ресурсоснабжающая организация – управляющая компания – потребитель не работает и остаются только взаимоотношения ресурсоснабжающая организация – потребитель.

Законодатель специально предусмотрел такой вариант развития событий. На основании подпункта «б» пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года, ресурсоснабжающая организация должна оказывать коммунальные услуги населению и, соответственно, вправе требовать оплату, – считает господин Мурашкин.

Как подчеркивают в «Магаданэнерго», окончательное решение проблемы ОДН может быть принято только на федеральном уровне.

– Разногласия и противоречия в вопросе сбора платежей за общедомовые нужды связано с конкуренцией норм гражданского и жилищного законодательства, – подчеркивает Мурашкин. – Связано оно и с императивным характером нормы, изложенной в первом предложении пункта 7.1 статьи 155 ЖК РФ, и с диспозитивными нормами всех подзаконных актов, регулирующих предоставление коммунальных услуг (в первую очередь это относится к постановлению правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»). ОАО «Магаданэнерго» крайне заинтересовано в окончательном решении проблемы коммунальных платежей, но, к сожалению, мы не можем ускорить принятие решения, которое расставит точки над «i».

МНЕНИЕ

Дмитрий Гордеев, ведущий юрисконсульт фонда «Институт экономики города»:

Жилищный кодекс, к которому обращаются участники дискуссий вокруг ОДН, не допускает разногласий – право начислять и взимать плату за потребленные общедомовые услуги принадлежит исключительно управляющим компаниям и ТСЖ. При этом у граждан есть право отказаться от услуг управляющей организации и принять решение о непосредственном управлении многоквартирным домом, что позволяет вносить плату за ОДН непосредственно РСО. Закон есть закон, и его необходимо исполнять. Если управляющая организация не спешит заключать договор на покупку коммунального ресурса, ресурсо­снабжающая организация имеет право подать иск в суд и принудить УК или ТСЖ заключить договор, соответствующий нормам Жилищного кодекса.

Другой, менее радикальный вариант решения проблемы – самим пойти навстречу управляющей организации, сесть за стол переговоров, обсудить варианты сотрудничества, действуя по принципу «если управляющая организация не идет к РСО, то РСО идет к УК».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 05 (217) март 2013 года:

  • Ветроэнергетика: пути развития
    Ветроэнергетика: пути развития

    Ускоренные темпы развития мировой ветроэнергетики выявили необходимость качественной модернизации генерирующих устройств при их применении на континентальных территориях. ...

  • Ирак пропустит газ из Ирана
    Ирак пропустит газ из Ирана

    Власти Ирака одобрили строительство газопровода из Ирана в Сирию через свою территорию. В сообщении иракского правительства отмечается, что кабинет министров страны поручил Министерству нефти подписать рамочное соглашение по проекту. Газопровод предполагает транспортировку газа с иранского месторождения Южный Парс в Сирию и на другие экспортные рынки. Летом 2010 года Иран, Ирак и Сирия подписали меморандум о взаимопонимании в отно...

  • Энергосбережение проходит проверку: теория на оселке практики
    Энергосбережение проходит проверку: теория на оселке практики

    Конфликт замысла и его реального воплощения, теории и практики - «вечная тема» преобразований, затрагивающих важнейшие вопросы развития энергетики и производства. Одна из важнейших задач нашего времени – обуздание привычной энергетической расточительности российских предприятий, поиск путей снижения издержек. Как разобраться в изобилии предлагаемых методик и решений, отличить профессионала от дилетанта, оценить выгоды и риск...

  • Библиотека технических решений «АЛЬСТОМ Грид Екатеринбург»
    Библиотека технических решений «АЛЬСТОМ Грид Екатеринбург»

    КРУ PIX17 отвечают всем требованиям, предъявляемым к современным комплектным распределительным устройствам. ...

  • Строительство Курской АЭС-2 переходит в «реальную» фазу
    Строительство Курской АЭС-2 переходит в «реальную» фазу

    На Курской АЭС состоялось второе заседание оперативного штаба по сооружению энергоблоков станции замещения – Курской АЭС-2, сообщает центр общественной информации Курской атомной станции. ...