16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/216/14767.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 04 (216) февраль 2013 года

Нефтепродукты для России: несколько причин постоянного роста цен

Нефть, газ, уголь в энергетике К. т. н. Евгений ДУБРОВИН, к. т. н. Игорь ДУБРОВИН

Россия, как известно, – одна из ведущих нефтедобывающих стран. Однако стоимость нефтепродуктов в нашей стране, включая бензины всех марок и дизельное топливо, все время увеличивается и давно превысила аналогичные показатели ЕС и Северной Америки.

Мы продолжаем
(начало: http://www.eprussia.ru/epr/215/14719.htm)
рассмотрение причин сложившейся ситуации.

Причина шестая

В настоящее время в Российской Федерации широко пропагандируется использование бензина с октановым числом не ниже 95 (АИ-95). Конечной целью данной пиар-акции является формирование общественного мнения, что бензин АИ-95 более экологически чистый, нежели используемые сегодня бензины марок АИ-80 или АИ-92. Между тем конечным продуктом любого нефтеперерабатывающего завода является низко октановый бензин одной марки. С целью повышения октанового числа в бензин вводят специальные, вовсе не дешевые присадки на основе соединений эфира. Очевидно, что стоимость любого бензина увеличивается с повышением количества вводимой присадки. Следует отметить, что экологическая чистота бензинов как продуктов общественного труда вовсе не зависит от их октанового числа, которое является всего лишь количественной характеристикой устойчивости к детонации (самопроизвольному взрыву) топлив, применяемых в двигателях внутреннего сгорания с искровым зажиганием.

Все сказанное выше относится и к замене традиционных марок углеводородного горючего топливами марок Евро. Производители топлив с маркой Евро утверждают, что чем больше показатель Евро, тем выше его экологическая чистота. Это не совсем так, поскольку больший показатель Евро характеризует меньшее содержание в топливе нежелательных элементов и соединений, например серы, а продукты его сгорания содержат повышенное количество экологически опасных оксидов азота. Тем не менее удаленные из топлива в процессе его очистки химические элементы и соединения обладают довольно высокой калорийностью, в связи с чем увеличение показателя Евро в топливе снижает его теплоту сгорания (теплотворную способность или калорийность). Это означает, что для получения одного и того же количества полезной энергии требуется больший расход Евро-бензинов, нежели бензинов традиционных марок, что, в свою очередь, также повышает эксплуатационные затраты на приобретение топлива и увеличивает суммарные вредные выбросы в атмосферу при их сжигании.

К сожалению, мероприятия подобного рода, приводя к увеличению стоимости бензинов, не способны решить ни одной экологической проблемы.



Факторы, способствующие повышению цен на топливо

Постоянное повышение стоимости нефтепродуктов на внутреннем рынке России обусловлено рядом факторов, которые оказывают самое активное влияние на перечисленные выше причины. К таким факторам следует отнести следующие. Во-первых, наращивание количественных показателей перерабатываемой нефти в ущерб качественным характеристикам получаемых из нее нефтепродуктов. Во-вторых, отмена с 2000 года государственных стандартов (ГОСТов) и их замена техническими условиями (ТУ). В-третьих, моральное старение и физический износ оборудования нефтеперерабатывающей отрасли. Рассмотрим каждый фактор в отдельности.

В настоящее время практически на всех российских НПЗ нефть перегоняется на установках ЭЛОУ АВТ (электрообессоливающая установка атмосферно-вакуумная трубчатка), современная «модернизация» которых заключается не во внедрении в технологический цикл переработки нефти новых, более эффективных технологических процессов, а в повышении ее производительности путем увеличения пропускной способности элементов установки ЭЛОУ АВТ. Очевидно, что этот процесс с технической точки зрения не может быть назван модернизацией, поскольку технология переработки нефти не изменяется, в связи с чем процесс увеличения количества перерабатываемой нефти не приводит к повышению как качественных показателей произведенных нефтепродуктов, так и глубины переработки нефти. Процесс увеличения количества перерабатываемой нефти в ущерб качеству нефтепродуктов, получаемых из нее, в конечном итоге приводит к удорожанию углеводородных топлив.

Следует напомнить, что ГОСТ (государственный стандарт) – это государственный нормативный документ на продукцию, строго обязательный для исполнения всеми предприятиями страны. ГОСТы создавались для всех отраслевых промышленных предприятий, включая и нефтеперерабатывающие заводы, подтягивая их техническую базу и технологическое оборудование, а следовательно, качество и стоимость выпускаемой продукции до одного общегосударственного уровня. В отличие от ГОСТа технические условия (ТУ) – это нормативный документ на продукцию для одного или нескольких предприятий, разработанный с учетом их технической базы и технологического оборудования. Поскольку техническая база и оборудование даже на однопрофильных предприятиях различна, то и ТУ на одну и ту же продукцию, а следовательно, ее качество и стоимость могут значительно отличаться. Таким образом, качество и стоимость даже одной марки бензина или дизельного топлива, произведенного на разных заводах в соответствии с их техническими условиями, неодинаковы. В повседневной жизни отмена ГОСТов проявляется через различные отпускные цены и разное качество (комплекс свойств) одинаковой продукции, предлагаемой потребителям.

До сих пор на большинстве российских НПЗ применяются технологические циклы перегонки нефти, соответствующие требованиям времени их проектирования, которые не могли учитывать современные направления повышения глубины переработки углеводородного сырья. Только 6 % установок на действующих предприятиях эксплуатируются менее 10 лет, поэтому могут считаться для России относительно «новыми», к сожалению, сегодня и они морально устарели. Замена оборудования на российских НПЗ в настоящее время происходит по мере его физического износа без остановки их технологического процесса, то есть непосредственно при функционировании предприятия. Это означает, что старое оборудование на НПЗ эксплуатируется совместно с новым, при этом работа нового оборудования ограничивается техническими возможностями старого. Такая модернизация предприятия технически вряд ли обоснована, поскольку замена оборудования не приводит к повышению эффективности функционирования НПЗ в целом.



Некоторые пути снижения стоимости топлива

Все рассмотренные причины повышения стоимости топлива, кроме первой, носят субъективный характер и связаны в основном с технологической отсталостью нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности современной России. В то же время субъективные причины вполне устранимы при условии широкого внедрения и практического использования современных, в том числе и отечественных, научно-технических разработок. К сожалению, многие из этих разработок лежат сегодня «мертвым» грузом в архивах Федерального института промышленной собственности (бывшего ВНИИГПЭ) и долгие годы ждут часа своего внедрения.

По мнению авторов, реализация следующих проектов на нефтепромыслах и НПЗ позволит если не снизить, то стабилизировать цены на топливные энергетические ресурсы. К таким проектам можно отнести:

1. Замена применяемых сегодня способов добычи нефти на новые, более эффективные, исключающие недостатки существующей технологии нефтедобычи, например способ принудительного фонтанирования.

2. Широкое использование в процессах нефтепереработки струйных аппаратов, например для подачи и распыла сырой нефти в ректификационные колонны.

3. Обоснованный, с техникой точки зрения, порядок модернизации НПЗ, а именно, остановка работы предприятия, полный демонтаж старого оборудования, установка нового оборудования и запуск предприятия в работу.

4. Оборудование резервуаров хранения топлива и нефти специальными системами устранения в них естественной убыли на основе использования инертных газов, например азота.

5. Замена традиционно применяемых топливных систем котлов, ДВС и газовых турбин с раздельной схемой подачи топлива и воздуха в зону горения на принципиально новую топливную систему с совместной схемой подачи топлива и воздуха в зону горения.



Вместо выводов

Сегодня уже очевидно, что дальнейший приоритет экономической выгоды над научно-техническим прогрессом в конечном итоге может привести к разрушению пока еще функционирующих отраслей российской экономики.

Перефразируя всемирно известного классика, можно сказать: «Без науки стабилизировать, а в дальнейшем и снизить цены, в том числе и на углеводородное топливо, нельзя».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 04 (216) февраль 2013 года:

  • Оптимизировали закупки
    Оптимизировали закупки

    «РАО Энергетические системы Востока» стало членом некоммерческого партнерства по содействию развитию торгово-закупочной отрасли «Национальная ассоциация институтов закупок» (НП «НАИЗ»). Такое решение было принято советом директоров компании. ...

  • «Севкабель» за пожаро­безопасность

    «Севкабель» увеличивает ассортимент пожаробезопасных кабелей. ...

  • 15 лет ПО «Форэнерго» – новейшая история энергетики России
    15 лет ПО «Форэнерго» – новейшая история энергетики России

    Надо честно признать, что время для создания компании с ориентирами на промышленное производство, а речь идет о 1998 годе, было не самое удачное, но, как говорится, времена не выбирают, и несколько молодых людей, имевших опыт работы на одном из ведущих предприятий ВПК, решили начать собственный бизнес. ...

  • Энергетика требует перемен
    Энергетика требует перемен

    Изношенность оборудования предприятий энергетики России уже стала притчей во языцех. ...

  • Истра получила собственную подстанцию
    Истра получила собственную подстанцию

    Московская объединенная электро­сетевая компания (ОАО «МОЭСК») ввела в эксплуатацию подстанцию 110/10 кВ «Полянка», рассчитанную на электроснабжение микрорайона в Истре (Московская область). ...