Бензиновый дефицит предупредят компромиссом - Энергетика и промышленность России - № 04 (216) февраль 2013 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/216/14766.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 04 (216) февраль 2013 года

Бензиновый дефицит предупредят компромиссом

Крупнейшие нефтяные компании России просят пересмотра заградительной пошлины на бензин в размере 90 процентов, введенной весной 2011 года в условиях острого дефицита топлива на внутреннем рынке.

По мнению нефтяников, действующий режим налогообложения лишает их ресурсов, необходимых для модернизации НПЗ, и провоцирует будущий бензиновый дефицит, который может наступить в ближайшие пять-семь лет в связи с постепенным переходом на более высокие экологические стандарты автобензинов.

Как подчеркивают авторы письма, адресованного премьер-министру Дмитрию Медведеву, мотивы сохранения повышенной пошлины более неактуальны – на экспорт идут преимущественно прямогонный бензин, который используется как сырье для нефтехимии, и бензин «Евро-2», запрещенный к реализации на российском рынке с 1 января 2013 года.

Кроме того, реализация четырехстороннего соглашения о строительстве и реконструкции нефтеперерабатывающих мощностей позволила увеличить выпуск высокооктановых бензинов. Но эта гармония продлится недолго – нефтяники опасаются, что сохранение налогового режима «60‑66‑90» заставит их перенести основные инвестиции с мощностей по производству автобензинов на иные процессы, и предлагают вернуть прежнюю вывозную пошлину в 66 процентов.

Однако эти доводы вызвали возражения со стороны Федеральной антимонопольной службы, Минэнерго и Минфина РФ, высказавшихся против уменьшения экспортных таможенных пошлин в течение ближайших двух лет. По расчетам Минфина, выпадающие доходы бюджета в случае отмены девяностопроцентной пошлины составят более 1 миллиарда долларов США в год, а цены на бензин на внутреннем рынке дополнительно вырастут на 2,5 рубля. Кроме того, по мнению аналитиков Минэнерго, возврат к прежнему режиму налогообложения может привести к возникновению дефицита бензина.

К концу апреля министерствам предстоит сформулировать консолидированную позицию. При этом более чем вероятно, что государство будет договариваться с нефтяниками о внедрении новых мощностей по производству высококачественного бензина в обмен на обещание отменить повышенную пошлину в перспективе ближайших трех-четырех лет. Как сообщал ранее вице-премьер Аркадий Дворкович, «лекарство» от возможных в ближайшие месяцы перебоев с автотопливом, связанных с запретом на реализацию «Евро-2», уже найдено – это увеличение поставок из Белоруссии, которая практически завершила модернизацию своих НПЗ.

Основания для опасений, озвученных ведомствами, есть, но есть они и у нефтяников. С одной стороны, несмотря на повышение вывозной пошлины, нефтяные компании продолжают экспортировать бензин практически в прежнем объеме, с другой стороны, предварительная статистика по модернизации НПЗ говорит об отставании ряда заводов от намеченных планов.

С тем, что победа над дефицитом топлива, достигнутая путем повышения вывозной пошлины, – только временная, согласен и первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

– Проблема производства топлива – инфраструктурная проблема. Средняя глубина переработки топлива на российских НПЗ – около 70 процентов, в то время как в Европе этот показатель составляет 85‑93 процента. В итоге более дешевый и менее качественный российский бензин востребован европейскими НПЗ. Заградительные пошлины сделали экспорт топлива в Европу низкорентабельным, но не решили ключевой проблемы – низкой глубины переработки топлива на российских НПЗ, – считает он.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 04 (216) февраль 2013 года: