16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/215/14719.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 03 (215) февраль 2013 года

Нефтепродукты для России: несколько причин постоянного роста цен

Нефть, газ, уголь в энергетике К. т. н. Евгений ДУБРОВИН, к. т. н. Игорь ДУБРОВИН

Россия, как известно, – одна из ведущих нефтедобывающих стран. Однако стоимость нефтепродуктов в нашей стране, включая бензины всех марок и дизельное топливо, все время увеличивается и давно превысила аналогичные показатели ЕС и Северной Америки.

Между тем во многих нефтедобывающих государствах нефтепродукты для своих граждан практически бесплатны. Постоянный рост цен на все виды топлива на фоне весьма скромного, относительно развитых стран, уровня жизни большинства россиян вызывает справедливое недоумение граждан и тормозит социально-экономическое развитие страны. Почему же так сложилось, что именно в России – одной из ведущих нефтедобывающих стран – постоянно растут цены на нефтепродукты?

К сожалению, неуклонное повышение стоимости углеводородных топлив вызвано как объективными причинами, которые необходимо учитывать, так и субъективными факторами, устранение которых вполне реально. Опуская коммерческие интересы и рыночные механизмы постоянного удорожания нефтепродуктов, рассмотрим некоторые технические причины и аспекты этого процесса.



Причина первая

Одной из основных причин постоянного удорожания нефтепродуктов, по мнению авторов, является истощение традиционных источников добычи нефти.

Действительно, в настоящее время по сравнению с ХХ веком перспективные нефтеносные районы России переместились в северные и северо-восточные регионы нашей страны. Очевидно, что дальнейшая добыча нефти будет производиться и в районах российской Арктики. Между тем хорошо известно, что нефтедобыча в нефтяных провинциях северных и северо-восточных, как правило, малонаселенных регионах имеет ряд принципиальных особенностей. Во-первых, более глубокое залегание нефтеносных пластов. Во-вторых, суровые климатические условия. В-третьих, отсутствие дорог и инфраструктуры. В-четвертых, повышенное ресурсо- и энергопотребление. В-пятых, высокие затраты на добычу и транспортировку нефти к местам ее переработки. И наконец, ухудшение качества добываемой в России нефти, в частности повышенное количество парафинов, асфальтенов, смол и других нежелательных включений. Безусловно, эта причина является объективной и оказывает непосредственное влияние на удорожание стоимости сырой нефти, а впоследствии и продуктов ее переработки.



Причина вторая

В настоящее время на российских месторождениях нефть в основном добывается двумя способами: способом естественного фонтанирования и механизированным способом. Первый способ – наиболее дешевый и применяется непосредственно после вскрытия пласта, когда нефть или нефтесодержащая жидкость за счет перепада давлений в пласте и на поверхности самотеком поднимается наверх. После прекращения естественного фонтанирования используется второй способ, при котором пластовая жидкость поднимается на поверхность принудительно по добывающим скважинам с помощью погружных насосов различного типа, как правило, с электрическими приводами.

Анализ применяемого сегодня механизированного способа добычи нефти показывает, что наиболее слабое его звено – элементы добывающей скважины, в частности погружной насос с питающим кабелем и насосно-компрессорная труба (НКТ). Именно эти элементы в процессе добычи пластовой жидкости механизированным способом обладают наибольшей вероятностью возникновения различных эксплуатационных проблем, основными из которых, по мнению авторов, являются:

• использование относительно сложного и дорогостоящего специального оборудования, необходимого для реализации данного способа (бронированные кабеля, НКТ, погружные скважинные насосы и др.);
• довольно длительный период остановки добывающей скважины для ввода в работу и для вывода из действия скважинного оборудования;
• кратковременная работа погружных скважинных насосов на оптимальных режимах в расчетном диапазоне;
• отсутствие возможности прямого контроля, обслуживания и оперативного воздействия на работу погружных насосов после спуска их в скважины;
• невозможность технического обслуживания и ремонта оборудования при нахождении его в скважине;
• неуклонное увеличение потребления электроэнергии на работу электропривода погружных скважинных насосов по мере их функционирования в скважине;
• снижение дебита (объема добытой за единицу времени продукции) добывающих скважин, в том числе и по причине засорения приемного фильтра и проточной части погружных скважинных насосов во время их работы, а также засорения внутренней полости НКТ;
• необходимость использования дополнительного электрооборудования для поддержания требуемых (заданных) параметров электрического тока;
• уменьшенный за счет наличия НКТ диаметр добывающих скважин;
• рост удельного расхода электроэнергии на добычу нефтесодержащей жидкости и другие.

К сожалению, несмотря на существующие недостатки, значительно снижающие эффективность процесса нефтедобычи в целом, механизированный способ добычи нефти используется в России практически целое столетие, при этом другие способы добычи нефти, исключающие недостатки применяемого, до сих пор не внедрены, а если и внедрены, то не получили широкого распространения. Применение малоэффективной технологии нефтедобычи в России также вызывает, в конечном итоге, постоянное удорожание нефти и продуктов ее перегонки.



Причина третья

Добытое на нефтепромыслах углеводородное сырье после первичной очистки и обработки транспортируется на нефтеперерабатывающие заводы. Сегодня нефтеперерабатывающий комплекс России представлен двадцатью восьмью НПЗ, пять из которых введены в строй до 1940 года, восемь – до 1950 года, девять – до 1960 года и всего лишь шесть – после 1960 года. За последние десять лет в России не был введен в строй ни один крупный современный НПЗ. Каждое из нефтеперерабатывающих предприятий России имеет свою историю и отличаются друг от друга по экономической эффективности, номенклатуре выпускаемой продукции, сроку эксплуатации, глубине переработки нефти и т. п. К сожалению, к началу ХXI века достигнутая средняя по нашей стране глубина переработки нефти не превышает 50 процентов. Так, из тонны сырой нефти на российских НПЗ в среднем выгоняют лишь 140 литров бензина, что в три раза меньше, чем в США (420 литров из одной тонны нефти).

Наряду с ухудшением качества исходной, сырой нефти низкая эффективность процесса ее перегонки (особенно вторичной) в России связана, главным образом, с использованием технологии переработки нефти второй половины ХХ века. По этой причине, в отличие от развитых стран мира, российский топливный рынок представлен широкой номенклатурой углеводородных топлив: пятью марками бензинов, тремя марками дизельного топлива и четырьмя марками топочных мазутов, что убедительно свидетельствует об использовании явно устаревших технологий переработки нефти, исключающих более глубокую ее переработку.



Причина четвертая

Обязательный и необходимый этап технологического цикла нефтепереработки – хранение сырой нефти и продуктов ее перегонки. Как известно, обладая определенными физико-химическими свойствами, нефть и нефтепродукты подвержены интенсивному испарению, приводящему, в конечном итоге, к их естественной убыли, особенно в процессе хранения. Количество потерянной в процессе хранения нефти (и нефтепродуктов) определяется конструкцией резервуаров; температурой, давлением и влажностью наружного воздуха; количеством хранящейся жидкости и ее физико-химическими свойствами.

Потери нефти и нефтепродуктов на испарение составляют тысячные доли процентов и, на первый взгляд, кажутся незначительными, однако, учитывая суммарные объемы добываемой и перерабатываемой в России нефти (260 миллионов тонн в год), их естественная убыль только от испарения, по самым скромным подсчетам, составляет ежегодно около 270‑490 тысяч тонн. Таким образом, отсутствие безотходной технологии хранения нефти и продуктов ее переработки также оказывает свое влияние на формирование конечных цен на все виды товарных топлив, включая бензины и дизельное топливо, на российском топливном рынке.



Причина пятая

Одной из причин постоянного роста цен на нефтяное топливо, по мнению авторов, является его крайне нерациональное использование по прямому назначению, или, говоря другими словами, низкая эффективность процесса его сжигания.

Согласно формуле Д. И. Менделеева для полного сжигания одного килограмма углеводородного топлива требуется около 10 килограммов атмосферного воздуха, при этом соотношение фактического расхода воздуха к теоретическому расходу, отражаемое коэффициентом избытка воздуха, соответствует 1,0. В реальных же условиях для сжигания нефтяного горючего коэффициент избытка воздуха значительно завышается и составляет от 1,2 процента (для мазута) до 5,0 процентов (для сжигания дизельного топлива в двигателях внутреннего сгорания с турбонаддувом). Таким образом, все потребители углеводородного горючего вынуждены переплачивать не менее 20 процентов за топливо, бесполезно затрачиваемое на нагрев не участвующего в процессе горения атмосферного воздуха, выбрасываемого в дальнейшем в составе высокотемпературных дымовых газов в окружающую среду.

Анализ эффективности процесса сжигания нефтяного горючего в различных топливосжигающих установках по коэффициенту полезного использования топлива показывает, что наиболее рационально топливо используется в котлах, где его значение соответствует 20‑40 процентам; в двигателях внутреннего сгорания и в газовых турбинах данный коэффициент не превышает 20‑30 процентов.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 03 (215) февраль 2013 года: