16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/213/14650.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 01-02 (213-214) январь 2013 года

Виктор Кидяев: Будущее – за местным самоуправлением

Энергетика: тенденции и перспективы Беседовала Вера ОЛЕЩУК

Развитие местного самоуправления – одна из главных составляющих развития России, важнейшая предпосылка для комплексной модернизации страны. В связи с этим государственная политика последних лет направлена на децентрализацию власти в пользу муниципального управленческого уровня. Однако здесь есть множество нерешенных проблем.

О путях их решения, перспективах местного самоуправления и законодательстве в данной сфере нашему корреспонденту рассказал ­Виктор Кидяев, председатель Комитета Государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

– Виктор Борисович, расскажите о проблемах, существующих в местном самоуправлении сегодня.

– Первая и основная проблема – финансово-экономическая слабость муниципальных образований. Доходы местных бюджетов не позволяют муниципальным образованиям исполнять возложенные на них расходные обязательства. Спектр муниципальных полномочий за последнее время существенно расширился, соответственно, разрыв между необходимым и имеющимся в муниципальном распоряжении объемом финансовых средств увеличился.

Вызывает много вопросов не только уровень наполненности местных бюджетов, но и их структура. В 2011 году они на две трети состояли из субсидий, дотаций и субвенций, а местные налоги (земельный и налог на имущество физических лиц) дали не более 4 процентов доходов. Такие межбюджетные отношения ориентируют муниципальных руководителей не на решение потребностей жителей или создание нормальных условий для предпринимательской активности, а на выстраивание «правильных» отношений с региональными чиновниками и иждивенчество. В итоге местное самоуправление оказывается фактически отключено от процессов управления и развития экономики территории.

Следующая проблема, существующая на данный момент в сфере местного самоуправления, – неупорядоченность полномочий. Не до конца наведен порядок в вопросах ведения и зонах ответственности органов публичной власти. Кроме не обеспеченных деньгами, в нашем законодательстве содержатся также нечеткие и непонятные полномочия. Существуют расхождения между федеральным и региональным, а также базовым и отраслевым законодательством.

Есть о чем подумать в плане территориального устройства местного самоуправления. Вызывает настороженность стремление свести к минимуму или даже ликвидировать поселенческий уровень, в том числе и через «поднятие» полномочий поселений на уровень муниципальных районов. Это же касается оптимизации на сельских территориях. Прослеживаются тенденции к укрупнению муниципалитетов. Однако все подобные шаги должны совершаться взвешенно и иметь четкие обоснования.

Еще одна проблема, которую невозможно обойти стороной, – недостаток квалифицированных кадров на муниципальном уровне. В столицах субъектов острота этого вопроса несколько сглажена, но для остальных муниципалитетов, особенно сельских, найти квалифицированного специалиста крайне сложно. При нынешних бюджетах кадры не на что учить. Но даже обученный специалист ничего не может сделать, если в казне пусто. В результате у работников опускаются руки, а у жителей – падает интерес к такой бедной власти. Тут мы получаем жалобы первым лицам государства на неработающий водопровод.

Помимо этого, существенными проблемами на местном уровне являются изношенность муниципальной инфраструктуры, а также плохо налаженные система ЖКХ, транспорт, социалка. Поэтому и качество предоставляемых гражданам муниципальных услуг крайне низкое.

– Каким образом возглавляемый вами комитет предлагает решать финансовые проблемы муниципальных образований?

– Для решения финансовых проблем местного самоуправления необходимо скорректировать бюджетную политику, а также бюджетное и налоговое законодательство. В такой корректировке нужно руководствоваться принципом: за местными бюджетами закреплять те налоги, на развитие налогооблагаемой базы которых могут влиять органы местного самоуправления. Такой подход позволит заинтересовать органы местного самоуправления в развитии производства на соответствующих территориях. Надо делать упор на достижении прямой взаимосвязи между усилиями органов власти и получаемыми финансовыми средствами.

Необходимо четко понимать, какой объем денежных средств нужен местному самоуправлению для эффективной работы.

В 2003 году разрабатывался проект нашего базового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», получившего впоследствии номер 131‑ФЗ. В финансово-экономическом обосновании к нему расходы местных бюджетов были оценены примерно в 8,1 процента от ВВП страны. Прошло девять лет. ВВП у нас должен составить 60,6 триллиона рублей. Получается, что расходы местных бюджетов должны быть на уровне 4,9 триллиона. А в 2011 году доходы местных бюджетов составили только 2,9 триллиона рублей. Как видим, нам не хватает еще 2 триллионов, и это без учета увеличения перечня вопросов местного значения в полтора раза!

Да, в прошлую думскую сессию мы внесли в Бюджетный кодекс изменения, согласно которым с 2013 года в местные бюджеты будет поступать 100 процентов от стоимости патента и дополнительные 30 процентов от сельхозналога. Но это всего лишь 800 миллионов.

Мы предлагаем ряд более смелых шагов в налоговой сфере, которые позволят более существенно увеличить доходную базу местного самоуправления. Так, за местными бюджетами пора, наконец, закрепить давно обещанные 100 процентов платежей по упрощенной системе налогообложения. Вполне можно передать муниципалам 2 процента от налога на прибыль организаций, зачисляемые сейчас в федеральный бюджет. Существующий сегодня транспортный налог мы предлагаем «расщепить», закрепив за местными бюджетами налог с личного легкового автотранспорта с последующим зачислением этих средств в муниципальные дорожные фонды. Налог с коммерческого автотраспорта следует оставить за субъектами Российской Федерации. Также следует увеличить долю поступлений в местные бюджеты от НДФЛ минимум до 50 процентов, а в местные бюджеты зачислять его по месту жительства граждан.

Можно было бы ввести в качестве местного налога налог на недвижимость, обеспечив, с одной стороны, более справедливое распределение налоговой нагрузки между объектами недвижимого имущества с разной рыночной стоимостью, а с другой стороны, социально приемлемые размеры ставок и учет сложившегося уровня доходов населения, исключив риск повышения налоговой нагрузки на малообеспеченных граждан.

Мы хотели бы также рассмотреть вопрос о расширении налоговых полномочий органов местного самоуправления в сфере регулирования налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса. Можно предоставить органам местного самоуправления право регулировать некоторые элементы упрощенной системы налогообложения, в частности налоговую ставку и налоговые льготы.

Кроме того, мы предлагаем рассмотреть возможность зачисления в местные бюджеты поступлений от налога на имущество организаций.

Для решения финансовой проблемы муниципалитетов, помимо перераспределения налогов, мы разработали еще целый ряд мер. Это, например, отмена федеральных льгот по местным налогам (земельному и налогу на имущество физических лиц), дальнейшее совершенствование формирования муниципальной собственности, реформирование системы межбюджетных трансфертов.

В совокупности эти меры позволят дополнительно принести в местные бюджеты около полутора триллионов рублей. В результате доходы муниципалитетов увеличатся почти на половину.

Необходимо также отметить, что в настоящее время назрела целесообразность возврата органов местного самоуправления в сферу недропользования. Данный вопрос неоднократно поднимался на проводимых нашим комитетом мероприятиях.

Предоставление органам местного самоуправления права распоряжаться общераспространенными полезными ископаемыми (в первую очередь песком, глиной, гравием) не только укрепит минерально-сырьевую базу местного дорожного и гражданского строительства, но и положительно скажется на доходах местных бюджетов. При этом в законах субъектов Российской Федерации возможно предусматривать установление конкретного перечня полезных ископаемых, являющихся на их территории общераспространенными.

Наконец, нужно не только расширять доходную базу местных бюджетов, нужно обеспечить баланс доходов и расходов. Поэтому наиважнейший момент – упорядочение полномочий. Необходимо составить единый реестр полномочий по всему законодательству и привести полномочия к определенным стандартам, проверить затратность их исполнения и соотнести эту цифру с финансовой емкостью муниципалитетов. Одновременно следует привести полномочия, содержащиеся в отраслевых законах, в соответствие с вопросами ведения органов власти, определенными базовым законодательством (прежде всего 184‑м и 131‑м федеральными законами).

– Какие ваши инициативы уже нашли отражение в законодательстве? Каким образом реформируется законодательство в данной сфере?

– Члены Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления неоднократно вносили законодательные инициативы в Государственную думу и мотивированные предложения в правительство, направленные на пополнение муниципальных бюджетов.

С опорой на предложения комитета правительство России планирует обеспечить повышение уровня доходов местных бюджетов в два этапа. Первый из них предусматривает перераспределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы в пользу муниципалитетов в течение 2012‑2014 годов. Закон, вносящий соответствующие изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, уже принят Государственной думой 23 ноября прошлого года. Он предусматривает передачу местным бюджетам ряда дополнительных доходов.

Согласно данному закону, с 2013 года суммы штрафов за несоблюдение правовых актов органов местного самоуправления в полном объеме будут перечисляться в муниципальные бюджеты.

В полном объеме с 2014 года в бюджеты городских округов будут поступать доходы от арендной платы за находящиеся в их границах земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Также городские округа смогут получать в полном объеме денежные средства от продажи права на заключение договоров аренды данных земельных участков и от самой продажи данных земельных участков. В настоящее время в бюджеты городских округов зачисляются только 80 процентов данных доходов.

Кроме того, с 2014 года в местные бюджеты перейдут отчисления от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей. Нормативы данных отчислений должны быть дифференцированными и устанавливаться региональной властью исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований.

Общий объем таких отчислений в муниципалитеты должен составлять не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога. Данные средства планируется направлять в муниципальные дорожные фонды, за счет которых будет осуществляться финансирование дорожной деятельности на местном уровне.

15 процентов от суммы, зачисляемой в федеральный бюджет за негативное воздействие на окружающую среду, перейдут на уровень местного самоуправления. В действующем законодательстве закреплены следующие нормативы отчислений из данного источника: в федеральный бюджет поступает 20 процентов, в региональные и муниципальные бюджеты – по 40 процентов.
После вступления закона в силу структура отчислений изменится: Российская Федерация будет получать 5 процентов, субъекты, как и прежде, 40 процентов, а муниципальные образования – 55 процентов отчислений от этой платы. Несмотря на то, что эта новелла вступит в силу лишь в 2016 году (то есть не в пределах первого этапа реформы), она уже закреплена в представленном законопроекте.

Помимо этого, сейчас в Государственной думе на рассмотрении находится законопроект, предусматривающий введение местного налога на недвижимость взамен земельного налога и налога на имущество физических лиц. Его планируется взимать на основе оценки рыночной стоимости недвижимого имущества. В результате введения этого налога доходы местных бюджетов увеличатся в полтора раза.

Также в нынешнюю сессию Государственная дума приняла закон, вносящий изменения в Налоговый кодекс: он включает в число объектов обложения земельным налогом ограниченные в обороте земельные участки, предназначенные для обеспечения нужд обороны, безопасности и таможенных нужд. Налоговая ставка земельного налога, которая будет применяться в отношении данных земельных участков, будет устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Но она не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.

Предусмотрена поэтапная отмена всех иных льгот по обоим местным налогам, установленных федеральным законодательством: и по земельному налогу, и по налогу на имущество физических лиц. В целях введения местного налога на недвижимость правительство Российской Федерации в данный момент готовит поправки в законодательство на основании анализа результатов работ по проведению кадастровой (массовой) оценки недвижимости и формированию кадастра недвижимости в разных субъектах России.

После реализации данных мер мы перейдем ко второму этапу укрепления финансовой базы муниципалитетов, реализация которого предусмотрена в 2015‑2018 годах. Запланированные в рамках этого этапа меры пока не внесены в Государственную думу в качестве законопроектов, но, как мы надеемся, всё впереди.

– Что реально сегодня происходит в сфере муниципальной собственности?

– Если говорить о перераспределении собственности, то уже проделана существенная работа. Согласно изменениям в законодательство, внесенным в декабре минувшего года, расширен перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности и, соответственно, использоваться для пополнения муниципального бюджета. Очень важное направление – разграничение госсобственности на земли, вовлечение неиспользуемых, прежде всего, сельскохозяйственных земель в оборот. Работа в этом направлении продолжается.

– А как обстоят дела на муниципальном уровне в вашей родной Республике Мордовии? В чем специфика развития этой территории?

– Есть очень важный положительный момент в развитии республики – почти полная газификация региона. Уровень газификации здесь составляет 89,2 процента, в том числе в городах – 97,7 процента, на селе – до 76,4 процента. В среднем по России эти показатели равны 63,2 процента, 70 процентов и 46,8 процента, соответственно. В 2006 году было подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО «Газпром» и правительством Республики Мордовии, а еще в 2003 году – договор о газификации. В рамках этого сотрудничества «Газпром» ведет активную работу по модернизации газотранспортной системы на территории республики. В 2011 году завершена реконструкция магистрального газопровода Саратов – Горький на участке Починки – Саранск. На эти цели компания направила 3 миллиарда рублей. Конечно, все это положительно отразилось на экономическом развитии Мордовии и позволило сохранить имеющиеся у региона финансовые средства для других целей, в том числе на обеспечение деятельности муниципальных образований территории.

В целом же проблемы у муниципальных образований региона в основном те же, что и по всей России. Недостаточная наполненность местных бюджетов, нехватка собственных источников для их пополнения.

Правда, частично финансовые проблемы решаются путем дополнительного дотирования из региональной казны роста сельскохозяйственных показателей. Республика Мордовия – аграрный край, здесь очень хороший как потенциал, так и текущий уровень развития сельского хозяйства. Очень важно, что на региональном уровне стимулируются достижения муниципалитетами высоких показателей в аграрной сфере.

– Какими законопроектами вы сейчас занимаетесь?

– Важнейший законопроект, которым мы занимаемся на данный момент, – «О государственном стратегическом планировании». Его основная цель – создание правовой основы для разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования в области социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, позволяющей решать задачи повышения качества жизни, роста российской экономики и обеспечения безопасности страны.

Вместе с тем существенным недостатком законопроекта является отсутствие в нем муниципального блока. Не прописаны правовые основы муниципального стратегического планирования, не обеспечена взаимосвязь между процессами муниципального стратегического планирования и государственного стратегического планирования. Мы подготовили пакет поправок к проекту, устраняющий данный пробел.

Среди других документов многие направлены на регулирование и совершенствование уже действующих механизмов, например механизма передачи прав владения и пользования объектами теплоснабжения, энергоснабжения, водоснабжения, очистки сточных вод.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 01-02 (213-214) январь 2013 года:

  • Газопоршневая мини-ТЭЦ как высокоэффективная альтернатива газотурбинной
    Газопоршневая мини-ТЭЦ как высокоэффективная альтернатива газотурбинной

    Современные энергетические газовые турбины весьма компактны и сочетают в себе передовые технологии материаловедения и машиностроения. Но удерживают ли они свои лидирующие позиции перед газопоршневой техникой по эффективности использования топлива? ...

  • РМД «Энергоэффективность»: применять – избранным, рекомендовать – всем
    РМД «Энергоэффективность»: применять – избранным, рекомендовать – всем

    Региональный методический документ «Рекомендации по обеспечению энергетической эффективности жилых и общественных зданий в Санкт-Петербурге» (РМД «Энергоэффективность») согласован со всеми заинтересованными сторонами и появился на сайте петербургского Комитета по строительству. ...

  • Хакасский уголь сожгут по-новому
    Хакасский уголь сожгут по-новому

    Специалисты завода «Сибэнергомаш», входящего в машиностроительный холдинг «НОВАЭМ», совместно с «УралВТИ» завершили опытное сжигание хакасских углей марки «Д» на Барнаульской ТЭЦ-2. ...

  • Восемьдесят пять лет мы трансформируем энергию
    Восемьдесят пять лет мы трансформируем энергию

    Каждая страна славится не только известными фактами истории, знаменитыми именами, страницами культуры и традициями народа, но и своими брендами. В их популярности отражаются и устремленность к достижениям, и умение работать, чтить опыт, открывать новое, добиваться лучшего, и самое главное – служение людям, стремление сделать их жизнь комфортнее, качественнее и легче. ...

  • ГЭС «Три ущелья» на Янцзы – крупнейшая в мире
    ГЭС «Три ущелья» на Янцзы – крупнейшая в мире

    После девяти лет строительства, монтажа и тестирования гидроэлектростанция «Три ущелья» на реке Янцзы в китайской провинции Хубэй была запущена в эксплуатацию. 23 мая 2012 года завершились испытания последнего генератора, после чего мощность станции возросла до 22,5 ГВт, что сделало «Три ущелья» крупнейшей ГЭС в мире. ...