16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/207/14416.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 19 (207) октябрь 2012 года

Технологические платформы в энергетике: инновации на старте

Российская энергетика нуждается в модернизации, и если полностью перестроить отрасль не представляется возможным, то обновить ее по сегментам будет гораздо проще. Государство ставит задачи, а специалисты отрасли поддерживают идею о том, что нужно обеспечить инновационно-технологическую структурную перестройку.

Проще говоря, однотипную централизованную систему с крупной генерацией «разбавить» другими формами, например малой распределнной генерацией.

О том, как государственные инициативы оформляются в практическую форму, мы побеседовали с директором ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» (АПБЭ) по направлению «Экология и энергоэффективность» Ольгой Новоселовой.

– Ольга, правительство поставило целевую задачу – в предстоящие десять лет доля инновационной продукции в промышленном производстве должна вырасти с 4,5‑5 до 25‑30 процентов. Об этом, в частности, вы говорили в своем выступлении на конференции INTECH ENERGY в Барселоне. Решения правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям дали толчок развитию и разработке инновационных программ энергокомпаний. ЗАО АПБЭ имеет отношение к разработке инновационной программы «Интер РАО», финансирование пилотных проектов которого должно начаться в 2013 году. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. И будете ли вы участвовать в формировании инвестпрограмм других компаний?

– Да, действительно, правительством утверждена стратегия инновационного развития России до 2020 года. Протоколом правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (от 03.08.2010, № 4) дан «старт» разработке программ инновационного развития и технологической модернизации субъектов естественных монополий и крупных государственных компаний. Основными механизмами реализации инновационной политики названы инновационные программы развития компаний с госучастием, технологические платформы и территориально-промышленные кластеры.

Инициатива по формированию программы инновационного развития группы «Интер РАО ЕЭС» была реализована в 2011 году, когда компания еще не входила в утвержденный список компаний с государственным участием, которым правительством РФ было предписано разработать и представить собственные инновационные программы.

ЗАО «АПБЭ» с самого начала принимало участие в реализации данной инициативы «Интер РАО»: в 2011 году, в рамках соответствующего договора с группой, был проведен углубленный анализ технического состояния генерирующих активов «Интер РАО», проведено сопоставление с лучшими практиками инновационного развития за рубежом, разработаны предложения по основным направлениям инновационного развития в компании, включающим в себя генерацию, сбыт, инжиниринг и инновации в области управления. Особое внимание было уделено задаче модернизации электростанций «Интер РАО», поскольку генерация в настоящий момент является ядром деятельности группы в целом. Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике представило четыре сценария модернизации, ключевое различие между которыми заключалось в программе вывода из эксплуатации морально и физически устаревшего генерирующего оборудования. Было рассмотрено четыре сценария по критерию предельного срока эксплуатации оборудования в 50, 55, 60 и 65 лет, с учетом выявленного технического состояния активов, экономической обоснованности сценариев, предложениями по новым технологиям и оборудованию, которые должны прий­ти на смену выводимым мощностям, предложениями по пилотным проектам и т. д. Также были сформированы основные инновационные мероприятия по всем другим направлениям деятельности группы.

Результаты проделанной в 2011 году работы в виде сформированной программы инновационного развития (ПИР) были представлены на правлении группы и получили одобрение.

В 2012 году группа вошла в список компаний с гос­участием, которые должны разработать ПИР, утвердить программу на совете директоров компании и представить ее в государственные органы (Минэнерго, Минэкономразвития, Минобрнауки России), а также на Рабочую группу Президентской комиссии по модернизации. Для осуществления этой задачи требовалась существенная переработка и расширение ПИР «Интер РАО», что также было реализовано при непосредственном участии ЗАО «АПБЭ». В результате проведенной работы акцент программы сместился с описания стратегического уровня на уровень реализационный, то есть программа стала центром координации и взаимосвязи других ключевых направлений группы, связанных с инновациями (программы энергоэффективности, программы модернизации и т. д.). В сентябре 2012 года программа была успешно утверждена на совете директоров группы.

– Известно, что в настоящее время есть двадцать семь технологических платформ, перечень которых представлен Минэкономразвития России. В этом списке четыре платформы относятся к энергетике, в частности «Малая распределенная энергетика», координатором выступает ЗАО «АПБЭ». Расскажите, пожалуйста, что это за платформы, какие функции они будут выполнять, какие проекты предусмотрены и кто осуществляет финансовую и другую поддержку? Есть ли реальные результаты сейчас? Сколько организаций вошло в состав участников платформы «Малая распределенная энергетика»?

– Вопросы модернизации российской энергетики, развития децентрализованной энергетики (в качестве отдельной подотрасли), расширения использования местных и альтернативных источников энергии являются приоритетными, что выражается в правительственных поручениях и инициативах. Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям (протокол от 1 апреля 2011 года) утвердила перечень технологических платформ. Действительно, из них четыре – в сфере энергетики: «Интеллектуальная энергетическая система России», «Экологически чистая тепловая энергетика высокой эффективности», «Перспективные технологии возобновляемой энергетики» и «Малая распределенная энергетика» (ТП «МРЭ»). Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике является координатором технологической платформы «Малая распределенная энергетика». Сокоординаторы ТП «МРЭ» – ОАО «Интер РАО ЕЭС» и НП «Торфяное биоэнергетическое общество».

Сама платформа была создана в ноябре 2010 года и уже активно работает. К ней присоединились 168 организаций, в том числе известные научно-исследовательские институты и проектные учреждения, крупнейшие энергетические компании, производители энергетического оборудования, некоммерческие объединения, занимающиеся продвижением распределенной энергетики в России. Ее цель – инновационно-технологическое обеспечение структурной перестройки российской энергетики путем перехода от однотипного развития как жестко централизованной системы с преобладанием крупных источников генерации к разнообразию типов и форм в соответствии с особенностями спроса конкретных потребителей и государственной политики по повышению энергетической эффективности России.

Платформа – это коммуникационный инструмент, объединяющий представителей бизнеса, науки, государства, финансовых организаций для поддержки наиболее приоритетных технологий и разработок и новых подходов к их финансированию и продвижению на рынок.

Сейчас завершено организационное оформление, функционирует Координационный совет, сформирован Экспертный совет, функции исполнительной дирекции возложены на Дирекцию экологии и энергоэффективности ЗАО «АПБЭ». Ведется разработка концепции и стратегической программы исследований развития малой распределенной энергетики России. Осуществляется сбор информации от участников ТП «МРЭ» о приоритетных разработках и перспективных исследованиях. Ведется взаимодействие с Министерством образования и науки РФ для включения приоритетных разработок в Федеральную целевую программу «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007‑2012 годы». Налаживаются связи с институтами развития, к которым относятся «Российский фонд технологического развития», «Российская венчурная компания», «Сколково». Кроме того, наша задача – курирование и мониторинг перспективных разработок с точки зрения НИР и НИОКР, их отбор и предложение к исполнению в рамках федеральных целевых программ и других финансовых инструментов поддержки.

Одним из этапов реализации технологической платформы «Малая распределенная энергетика», направленной на инновационное развитие и технологическую модернизацию энергетической отрасли в целом и малой распределенной энергетики в частности, станет Вторая Всероссийская конференция «Развитие малой распределенной энергетики в России», которую Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике при поддержке Комитета по энергетике ГД РФ, Министерства энергетики РФ, при участии Национальной ассоциации малой энергетики, Московской школы управления «Сколково» планирует провести в ноябре 2012 года.

Конференция уже во второй раз станет дискуссионной площадкой для взаимодействия представителей органов государственной власти, бизнес-сообщества, крупнейших производителей оборудования, научной среды, в ходе которого определяются стратегические пути развития малой энергетики в контексте развития энергетической отрасли.

– Будут ли в рамках технологической платформы разрабатываться поправки в законодательство?

– Действительно, еще одно серьезное направление работы – разработка терминологической базы и поправок в законодательство в области регулирования развития МРЭ. Комитет по энергетике Государственной думы РФ совместно с ЗАО «АПБЭ» (координатором ТП «Малая распределенная энергетика») регулярно проводит круглые столы по перспективам развития малой распределенной энергетики. Последнее мероприятие было проведено 24 сентября 2012 года, в рамках которого генеральный директор ЗАО «АПБЭ» Игорь Кожуховский представил проект «Концепции развития электроэнергетической и теплоснабжающей инфраструктуры в Российской Федерации на основе когенерации и распределенной энергетики» (разработка ЗАО «АПБЭ»).

В концепции отражены подходы к структурно-инновационному сценарию развития электро- и теплоэнергетики, предусматривающему их оптимизацию как единого энергетического комплекса и структурный «маневр» в сторону распределенной энергетики. Сценарий предполагает модернизацию электростанций большой энергетики, рассматривается вопрос масштабного перевода на когенерационные установки малой и средней мощности в муниципальных системах теплоснабжения, использование альтернативных видов топлива.

Как отмечает Кожуховский, реализация концепции, по сдержанным оценкам, позволит экономить порядка 50 миллионов тонн условного топлива в год (около 12 процентов от нынешнего топливопотребления), сократить потери электро- и теплоэнергии в сетях, заметно сократить тарифы и платежи потребителей за тепло и электроэнергию, повысить качество и надежность электро- и теплоснабжения потребителей, обеспечить энергобезопасность и рост качества жизни, особенно в малых и средних населенных пунктах.

Для реализации данной концепции необходимо: упростить и субсидировать техническое присоединение объектов малой генерации к электрическим сетям; разработать и согласовать с газоснабжающими организациями технические требования и типовые решения по размещению газопотребляющего энергетического оборудования; ввести запрет на строительство (реконструкцию) котельных без проработки возможностей внедрения когенерационного оборудования. Кроме того, нужно координировать разрабатываемые на муниципальном уровне схемы электро- и теплоснабжения, а также разработать схему предоставления льготных инвестиционных кредитов для оте­чественных производителей и потребителей когенерационного энергооборудования, используемого в распределенной энергетике, установить долгосрочные тарифы, предусмотреть включение в тарифы инвестиционной составляющей на весь период окупаемости оборудования.

Одним из механизмов реализации указанных положений может быть направление бюджетных средств госпрограммы РФ по энергосбережению (6‑7 миллиардов рублей в год) на финансирование разработки муниципальных схем теплоснабжения во взаимоувязке их с региональными схемами и программами развития электроэнергетики, на проекты внедрения когенерации и тригенерации в системах теплоснабжения.

Участники круглого стола одобрили в целом проект Концепции развития электроэнергетической и теплоснабжающей инфраструктуры в РФ на основе когенерации и распределенной энергетики, а также сформулировали ряд рекомендаций правительству РФ, Комитету Государственной думы по энергетике, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в области развития малой распределенной энергетики и ВИЭ в России.

Развитие малой распределенной энергетики в России, без сомнений, создаст предпосылки для перехода от «инерционной» траектории развития энергетики к интеллектуальным энергетическим системам.

– Указом президента «О повышении экологической и энергетической эффективности российской энергетики» определена задача по снижению энергоемкости ВВП на 40 процентов к 2020 году, дан ряд поручений правительству РФ по мерам регулирования, экономическим механизмам, стимулирующим хозяйствующие субъекты применять энергосберегающие, экологически чистые технологии. Есть ли уже сейчас список мероприятий или перечень программ для реализации данных инициатив? Где и когда они начнут применяться?

– Указом президента РФ от 4 июня 2008 года № 889 поставлена важнейшая задача – снижение энергоемкости ВВП на 40 процентов к 2020 году. По итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации (от 2 июня 2009 года) были даны поручения о подготовке Государственной программы энергосбережения, ускорении принятия Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (ФЗ № 261).

В декабре 2010 года распоряжением правительства была утверждена «Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года».

Заказчиком госпрограммы выступило Минэнерго России, а основными ее разработчиками стали Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике и Центр по энергоэффективному использованию энергии.

Главной целью программы является обеспечение устойчивого процесса повышения энергоэффективности в секторах российской экономики, субъектах Российской Федерации, в том числе за счет «запуска» механизмов стимулирования энергосбережения в различных отраслях экономики, выполнения типовых энергосберегающих проектов, активизации деятельности хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения.

Вклад запланированных мероприятий в общий объем снижения энергоемкости ВВП на 40 процентов к 2020 году составляет 13,5 процента, 26,5 процента могут быть обеспечены за счет изменения структуры ВВП, автономного технического прогресса, что в совокупности позволит решить задачу, поставленную руководством страны.
Программа включает в себя два этапа, охватывающих период 2010‑2015 годы и 2016‑2020 годы. На первом этапе за счет мероприятий программы предусмотрено снижение энергоемкости ВВП на 7,5 процента (экономия энергоресурсов – 85 миллионов тонн условного топлива), на втором – на 13,5 процента (сберегается 170‑180 миллионов т. у. т.).

Принципиальная новизна гос­программы заключается в том, что в ней предусмотрены механизмы привлечения дополнительных средств субъектов Российской Федерации через выделение федеральных субсидий, что соответствует Федеральному закону (от 23.11.2009 года № 261‑ФЗ). Согласно статье 25 закона государство вправе софинансировать расходные обязательства субъектов РФ, муниципальных образований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах средств, определенных Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Средства федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Федерации в виде субсидий в порядке, установленном правительством РФ.

Вторым важнейшим инструментом является обеспечение государственных гарантий по кредитам и займам организациям, которые реализуют проекты в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Таким образом, программа вводит два механизма софинансирования проектов – софинансирование лучших региональных программ и предоставление государственных гарантий для проектов в рамках долгосрочных целевых соглашений по повышению энергоэффективности с промышленными холдингами и предприятиями. Их «запуск» служит гарантией того, что разработанная программа не будет «декларацией о намерениях».

– Закон «Об энергосбережении и энергоэффективности» – базовый закон, к которому уже сейчас есть около сорока подзаконных актов. Как вы считаете, данному закону необходимы только поправки или кардинальное изменение?

– ФЗ № 261 носит, можно сказать, «инновационный» характер, его принятие повлекло за собой разработку более сорока подзаконных актов, предусмотренных планом подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации ФЗ № 261. Этим документом предусмотрена разработка требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к программам по энергосбережению регулируемых организаций, порядок требований к энергетической эффективности зданий, сооружений, порядок требований к определению классов энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств, ряд других.

Мониторинг выполнения требований ФЗ № 261 показал, что целый ряд подзаконных актов, необходимых для его реализации, включая часть первую статьи двенадцатой «Правила определения класса энергетической эффективности многоквартирного дома», часть вторую статьи тринадцатой «Правила определения нормативов потребления энергоресурсов», статью тридцать восьмую «Разработка технических регламентов и национальных стандартов в области энергоэффективности и энергосбережения», ряд других, до настоящего времени не утвержден.
Кроме того, важнейшей задачей, предусмотренной ФЗ № 261, является модернизация жилищно-коммунального хозяйства, в частности повышение уровня энергоэффективности многоквартирных домов. Так, дома, вводимые в эксплуатацию после 1 января 2012 года, должны быть оснащены коллективными и индивидуальными приборами учета используемой воды, тепловой, электрической энергии и природного газа.

Поэтому вряд ли требование закона в этой части будет выполнено.

Со зданиями, введенными в эксплуатацию до принятия ФЗ № 261, возникает еще больше проблем, наиболее важными являются низкая обеспеченность приборами учета энергии, несоответствие используемых инженерно-строительных решений современным требованиям.

Важнейшей задачей при этом является необходимость учета энергии, ведь только наличие приборов коммерческого учета позволит, помимо определения фактической эффективности энергосберегающих мероприятий, еще и «монетизировать» их эффект благодаря уменьшению суммы сборов за потребляемые ресурсы.

Обсуждению хода работ по реализации ФЗ № 261 был посвящен ряд круглых столов и совещаний в Госдуме РФ, Российской союзе промышленников и предпринимателей, Минэнерго РФ, по итогам которых сделан вывод о необходимости внесения существенных поправок в закон (с учетом опыта его внедрения в 2010‑2012 годах).

Провод, Возобновляемая энергетика, Генерация, ЕЭС , Котельная, Малая энергетика , Минэнерго, Мощность, Сети , Теплоснабжение, Топливо, Энергия , Энергооборудование , Энергосбережение, Кабельная арматура, Тепловая энергетика, Электростанция, Электроэнергетика, СРО,

Технологические платформы в энергетике: инновации на стартеКод PHP" data-description="&lt;b&gt;Российская энергетика нуждается в модернизации&lt;/b&gt;, и если полностью перестроить отрасль не представляется возможным, то обновить ее по сегментам будет гораздо проще. Государство ставит задачи, а специалисты отрасли поддерживают идею о том, что нужно обеспечить инновационно-технологическую структурную перестройку. <br /> &lt;br&gt;" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/207/14416.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/5c8/5c8209325b319dd7dcce25d9438f9ca4.jpg" >

Похожие Свежие Популярные